Культовая архитектура как одна из разновидностей экскурсионных объектов: структура росписи храма
Белорусские православные храмы можно условно разделить на 3 группы:
1)древние храмы, вид которых не претерпел существенных изменений по конфессиональным соображениям.
2) бывшие костелы или униатские храмы, ставшие православными храмами после восстановления 1863г.
3) новые храмы, построенные за последние 2 десятилетия.
Основные принципы росписи православного и католического храма
Система росписи храма сложилась в Византии в VIII. В основе лежит строгая иерархия – чем выше, тем значительнее событие или персонаж. Купол – это зона неба. Там размещается изображение Христа-Пантократора, вокрун него – силы небесные, его воинство – архангелы и херувимы. Ниже, в барабане, - пророки. Они, как ученики Христа. На парусах (треуг-х конструкциях при переходе барабана в своды) и в православных храмах, и в костелах размещаются изображения 4-х евангелистов (Матфея и Иоанна – на востоке, Марка и Луки – на западе). Они узнаваемы по книге (Евангелии). На сводах храма и верхних ярусах стены изображаются сцены земной жизни Христа и Богородицы, ниже – евангельские притчи и сцен из жизни святых, еще ниже – вселенские соборы, как отражение земной жизни церкви. Нижний ярус выстроен из одиночных фигур – святые, иноки, воины. На столбах изобр-я «столпы церкви» - мученики и воины. Внизу, по периметры храма, проходит орнаментальный пояс. Восточная часть храмов, где располагается алтарь, выдается вперед полукруглыми выступами – апсидами. Как символ церкви земной в конхе (верхней закругленной части апсиды) размещалось изображение Богоматери Оранты или с младенцом Христом на руках. Под ней, в центре полукружия апсиды, размещается сцена «Евхаристии» (причасти) с центральной фигурой Христа. Главный вход традиционно располагается в западной части храма. В романских и готических католических храмах и в храмах на Руси портал (полукружие над дверью и обрамление двери) декорирован резьбой или колоннами, часто со сценой Страшного суда. Изнутри основную тему росписей западной части храма также составляет композиция страшного суда.
|
|
Главное отличие в убранстве католических храмов от православных – это наличие скульптурных изображений Иисуса, Марии, апостолов. Материалом для их изготовления в Бел. традицтонно были дерево и стукк. Главной декоративной доминантой каждого костела является алтарь. В изображении и размещении культовых скульптур существовали свои канонические правила. В убранстве храмов исп-сь различные виды скульптурного искусства.
Агородные экскурсии: тематическое разнообразие и особенности путевой информации
Загородные экскурсии можно разделить:
|
|
– военно-исторические
– историко-краеведческие
– архитектурные
– литературные
– природоведческие
– производственно-экономические
Как правило, все загородные экскурсии проводятся на автобусе. Показ объектов осуществляется либо в движении, либо на остановках.
В течение всей загородной экскурсии необходимо умело организовывать и поддерживать внимание экскурсантов, подчинив его общей экскурсионной задаче. Ибо на загородной экскурсии длительное движение, быстрая смена зрительных объектов рассредоточивает внимание.
Особенности сочетания показа с рассказом:
- Рассказ опережает показ
- Экскурсовод заранее ориентирует группу на экскурсионный объект
- При показе объектов по ходу движения автобуса экскурсантов следует предварительно подготовить: описать примечательные признаки объекта, отметить окружающие его сооружения, особенности формы, цвета, размеры.
- При показе объектов в движении автобус не останавливается, а снижает скорость
- Пояснения экскурсовода должны быть предельно лаконичны, чтобы избежать разрыва между показом и рассказом.
В любой загородной экскурсии должна звучать тема дороги. Раскрываются подтемы: «История дороги», «Дороги – своеобразный свидетель и очевидец исторических событий в крае». Здесь уместны цитаты, но без злоупотреблений ими.
К примеру, принцип построения загородных военно-исторических экскурсий – хронолого-тематический. Все экскурсии строятся на показе конкретных событий, которые произошли в данной местности. Эти конкретные события обязательно раскрываются на фоне общих событий. При освещении первого периода ВОВ необходимо применять прием сравнения. Продолжительность загород. экск. – от 9 до 12 часов.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 415; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!