Методика «Составь рассказ о несуществующем животном»Дукаревич М.З.



Лист бумаги кладется перед ребенком горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у тебяразвиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумай и нарисуй животное, которого на самом деле нет, никогда не было, и которого до тебя никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

 

Если ребенок говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если ребенок долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

 

Когда ребенок кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.

 

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

 

Выяснив название животного, родитель говорит: «Теперь расскажи про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании ребенка можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.

 

Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

• Чем оно питается?

• Где живет?

• Чем обычно занимается?

• Что любит делать больше всего?

• А чего больше всего не любит?

• Оно живет одно или с кем-нибудь?

• Есть у него друзья? Кто они?

• А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?

• Чего оно боится, или оно ничего не боится?

• Какого оно размера?

 

Затем ребенку предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.

 

Беседа о придуманном животном может варьироваться родителем в зависимости от особенностей ребенка. Приведенный список вопросов – не обязательный, а ориентировочный.  На выполнение задания отводится 15 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.

Вывод об уровне развития:

10-8 баллов – ребенок за отведенное время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.

7-5 баллов - ребенок придумал нечто такое, что в целом не является новым, несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.

4-0 баллов – ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.

 

3. Методика "Три слова"

Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития.

Детям предлагается три слова, с использованием которых нужно как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ. На каждое слово отводится по 5 минут.

Слова для работы: берёза, медведь, охотник.

Оценка результатов:

5 баллов - остроумная, оригинальная фраза (пример: медведь с березы наблюдал за охотником);

4 балла - правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник спрятался за березу, ждал медведя);

3 балла - банальная фраза (охотник выстрелил в медведя, попал в березу);

2 балла - логическую связь имеют только два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя);

1 балл - бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый медведь).

Вывод об уровне развития: 5-4 балла - высокий; 3 - средний; 2-1 - низкий.

 

В характеристике уровней креативности младших школьников берется общий суммарный балл за выполнение всех трех методик следующим образом:

21-18 баллов – высокий уровень;

17-12 баллов – средний уровень;

11-0 баллов – низкий уровень.

 

Характеристика уровней креативности младших школьников

  №   Уровни   Характеристика
1   Высокий уровень   Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.
  2     Средний уровень.   Характерендля тех учащихся, которые достаточно осмысленно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особенного творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.
3       Низкий уровень.   Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном интервале времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет особенности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.

 

 

Для диагностики уровня творческой   самостоятельной деятельности школьников мы использовали две методики:

1) Методика «Придумай игру». Автор М.Г. Яновская.

Цель данной методики: определение уровня развития творческой самодеятельности ребенка.

2. Тест креативности Э.Торренса.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 3508; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!