Особенности и условия развития творческого потенциала детей.



 

Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

Основным критерием, отличающим творчество от изготовления (производства) является уникальность его результата. В процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

В психолого-педагогической литературе понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика.

Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности.

Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.

Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком.

Творчество – это способность, вбирающая в себя, целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С.Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б.Эльконин, А.И.Леонтьев).

Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих способностей к творчеству, но и самого ребенка.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если мы внимательно рассмотрим поведение человека, его деятельность в любой области, то увидим два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, продуктом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, творческие способности – это индивидуальные качества и способности человека, которые проявляются в умении применить знания, умения и навыки в нестандартныхусловиях.

Творческие способности подразделяются на различные виды ситуации:

художественные творческие способности, технические творческие способности, математические творческие способности, и т.д.

Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности.

Воспитание творчества дает такие качества и способности, которые необходимы ребенку, чтобы иметь дело с неизвестными ситуациями и переменами и осознанно с ними справляться.

Творческий ребенок находится в постоянном контакте с окружающим миром и принимает в нем живое участие.

Творчество необходимо воспитывать, чтобы со временем оно стало жизненной установкой, которая, с одной стороны, позволяет нам увидеть новое в знакомом и близком, а с другой – не бояться столкнуться с новым и неизвестным.

Рассматривание творчества как процесса дает возможность выявить способности к творчеству и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его результаты.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Дети постоянно требуют особого внимания родителей, воспитателей и учителей. Задача взрослых предоставить творческим способностям детей пространства, сохранить в них игровое начало и развивать, как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Тогда дети смогут творчески реализовать свою индивидуальность.

Забота о развитии творческих способностей детей сегодня - забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Особо важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток творческого потенциала ребенка, не дать ему потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности.

Вопросам развития творческих способностей учащихся посвящено немало исследований, в которых подчеркивается активная природа творческой деятельности, и определяются четыре ее компонента: действующее лицо (созидатель), процесс действия (творчество), продукт действия (произведение) и контекст, в рамках которого происходит действие.

Выдающиеся исследователи: Л.В. Выготский, Б.М.Теплов, П.Эдварде, К.Роджерс., вложили много таланта, ума и энергии в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности и в первую очередь личности ребенка.

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка.

Ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка.

Исследованием проблемы способностей занимался Б.М.Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака:

1. Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Как отмечает Б.М. Теплов, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка. Основываясь на этом, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.

В настоящее время исследованием проблем творческого развития детей занимаются так же Н.А. Терентьева, Л.Футлик, Г.В.Ковалева, А.Мелик-Пашаева.

Одни исследователи (В.Глоцер, Б.Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности» (15, С.64). Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества.

Другие исследователи (А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова и др.) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству. Л.С.Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.

Для того чтобы творческие способности ребенка успешно развивались, необходимо создание благоприятных условий.

Большинство психологов считают, что существует две группы условий и развития творческих способностей:психологические условия (интеллектуальные и личностные факторы) и социально-психологические.

С точки зрения Д. Б. Эльконина, развитие личности осуществляется в конкретной социальной ситуации через появление новообразований. Это подтверждается в исследовании познавательной потребности, проведенной В. С. Юркевич:

· начальный уровень познавательной потребности – потребность младенцев и дошкольников во впечатлениях;

· следующий уровень – любознательность, расцвет которой в младшем подростковом возрасте, когда познавательная активность уже гораздо более целенаправленна, но все, же носит стихийный характер;

· третий уровень выступает в устойчивом осознанном стремлении к получению новых знаний, соответствующих интересам и склонностям.

Каждый новый уровень не просто «вбирает» в себя потребностипредыдущего, но обязательно тормозит, отменяя их. Такова особенность хода возрастного развития.

Исследования психологов и педагогов указывают на связь творческих способностей с развитием личности и интеллекта.

Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания в самом хорошем значении этих слов.

По мнению Л. С. Выготского, все, что требует творческого пересоздания, все, что связано с изобретением нового, нуждается в непременном участии, фантазии, причем фантазия должна рассматриваться как функция, которая связана как с эмоциональной жизнью, так и с интеллектуальной.

С помощью фантазии созданы не только художественные произведения, но и все научные изобретения, все технические конструкции.

Фантазия есть одно из проявлений творческой деятельности человека. В фантазии ребенок предвосхищает свое будущее, а, следовательно, и творчески приближается к его построению и осуществлению.

Наблюдая за детьми разного возраста, убеждаемся в том, что в каждом детском возрасте выступают свои предпосылки развития творческих способностей.

Фантазия ребенка – это диалог с вещами, фантазия подростка – это монолог с вещами, как говорил Шпангер.

Для ребенка младшего школьного возраста характерны такие виды деятельности как: учение, общение, игра и труд.

Учение способствует приобретению знаний умений и навыков, развитию креативности (при специально организованном обучении, включающим систему творческих заданий).

Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а так же волевые черты: настойчивость, целеустремленность, упорство.

Наиболее важную роль в интеллектуальном развитии ребенка играет труд. Труд совершенствует практический интеллект необходимый для самых разных видов будущей творческой деятельности. Он должен быть разнообразным и интересным для детей. Любой инициативный и творческий подход к делу в труде должен поощряться.

Мышление школь­ников более сво­бодно, чем мышление взрослых. Оно еще не задав­лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо­димо всячески развивать.Школьный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. От того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Соз­дание условий, способствующих формированию творческих способностей, является одним из важнейших факторов творческого развития детей.На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита (7, 123), Б.Н. Никитина (18, 15, 16), и Л.Кэррола (9, 38-39), мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей:

1. раннее физическое развитие малыша: плавание с рождения, гимнастика, ранние ползание и хождение. Затем - чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами;

2. создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо на­сколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность, и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствую­щий момент спо­собно наиболее эффективно развиваться;

3. характер творческого процесса, который требует максимального напряжения сил (способности разви­ваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше;

4. предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку только на пользу;

5. не­навязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых;

6. тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

 

Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ребенка к творчеству, проявлять со­чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби­хода грубые замечания и осуждения, заменяя их стимулами к успеху и мотивирующими предложениями. Тут прекрасно работает принцип «бутерброда»: слой похвалы – слой из здоровой критики  - слой комплимента.

Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания.

 

 

1.2. Специфика обучения ребенка по форме семейного образования.

С 2007 г. интерес российских граждан к семейному образованию значительно вырос. Согласно данным Министерства Образования и Науки России, около 100 тысяч семей в России ежегодно переводят детей на семейное образование. По данным конца 2013 г., опыт семейного образования получили уже свыше полутора миллионов россиян.

Семейное образование определяется как вариативная форма обучения ребенка, основанная на желании родителей (законных представителей) дать своему ребенку образование в семье. При семейном образовании у родителей есть возможность учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, его особые образовательные потребности, нормировать ежедневные учебные нагрузки, составляя график обучения и режим занятий, отвечающий возможностям учащегося. Обучение ребенка в семье позволяет также родителям контролировать качество и количество поступающей к ребенку информации, производить отбор учебных материалов, основываясь на собственных предпочтениях, квалификации и познавательных запросах ребенка. При этом родители имеют возможность выбирать методы подачи материала в зависимости от ведущих типов восприятия информации ребенком (аудиальный, визуальный, кинестетический, дискретный).

Специфика обучения ребенка в форме семейного образования заключается в возможности вырабатывать у родителей и их детей познавательно-активный жизненный стиль, который отвечает потребностям современного общества.

Роль родителей в семейном образовании не в том, чтобы заменить учителей-предметников, а в том, чтобы так организовать процесс обучения, подобрать методы и педагогические технологии, чтобы образование ребенка было качественным, а количество затраченных им и родителями ресурсов — минимальным. В этой связи использование возможностей семейного образования представляется весьма актуальным.

Для оформления учащегося на обучение в форме семейного образования, как гласит п. 3.2 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», достаточным является желание родителей (законных представителей) дать своему ребенку образование в семье.

Ответственность за уровень образования ребенка добровольно принимают на себя его родители. Ответственность родителей (законных представителей) за получение детьми общего образования закреплена законодательно — согласно п. 4.1 и 6 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2014 г. . Общеобразовательная организация при этом несет ответственность лишь за качество проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Однако семейное образование все же не является полностью отделенным от государственной образовательной системы: государство предъявляет определенные требования к любой форме образования. Все формы образования в Российской Федерации должны соответствовать требованиям федерального государственного стандарта (ФГОС), в том числе, если ребенок учится вне школы. Контроль соответствия получаемого в семье образования требованиям ФГОС осуществляют аккредитованные государством учебные заведения (общеобразовательные школы, центры).

При этом если ежегодные промежуточные аттестации разрешено проходить с использованием удаленных технологий и серверов дистанционного обучения, то ОГЭ и ЕГЭ сдаются исключительно очно — так же, как и обычными школьниками. Аттестат о среднем общем образовании, выдаваемый детям, получившим семейное образование, ничем не отличается от аттестата, который получают учащиеся по традиционной системе.

Наряду с возможностью учитывать при обучении индивидуальные особенности ребенка (медленное усвоение материала, низкая концентрация внимания или быстрое восприятие материала и т. п.), обучение в форме семейного образования имеет ряд особенностей.

Во-первых, родители могут корректировать программу школьного образования.

Во-вторых, родители сами планируют учебную нагрузку, режим занятий, уделяя максимум времени профессиональной, дополнительной деятельности ребенка (спорт, танцы, музыка и т. д.), поскольку режим семейного образования как нельзя лучше приспособлен для поездок на соревнования, турниры, выступления.

В-третьих, обучение в форме семейного образования позволяет учащемуся легко приспосабливаться к часто меняющейся специфике школьных требований, если из-за характера работы родителей ребенку приходится менять не только место проживания, но и школы, а значит — коллектив одноклассников и учителей.

В-четвертых, одновременно происходит процесс обучения родителей (большинство из которых не имеют педагогического образования) и их детей.

Специфика обучения ребенка в форме семейного образования заключается в возможности вырабатывать у родителей и их детей познавательно-активный жизненный стиль, который отвечает потребностям современного общества.

Многих педагогов-практиков, а также родителей детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, беспокоит, что семейное образование не может способствовать достижению учащимися установленного стандарта образования, так как, например, родители в своем большинстве не являются педагогами и тем более — педагогами-предметниками. Однако, родителям, выбирающим семейное образование, не нужно обучать детей самим, так как главная цель семейного образования – «научить учиться» самого ребенка, привить любовь к самообразованию, показать, как и где можно найти необходимую информацию и ответы на возникшие вопросы самостоятельно, поддержать интерес к поиску новых знаний и решений проблем, открытиям. Также родители-семейникиимеют возможность привлекать для обучениясвоих детей репетиторов-предметников, педагогов-психологов, ипосещать с детьми так называемые «семейные школы», в которых другие родители детей, находящихся на такой же форме обучения, помогают в любых возникающих вопросах обучения и воспитания, делятся опытом. Поэтому достаточно быть родителем, действительно заинтересованным в развитии и обучении своих детей, готовым вместе с ними учиться и преодолевать трудности.

 

Еще одно мнение, которое беспокоит специалистов: «вне школы ребенок не сможет получить необходимые для жизни социальные навыки».

Отметим, что обучающиеся в семье дети имеют гораздо больше свободного от учебы времени и это время они проводят в кружках и секциях (т. е. в коллективе сверстников и взрослых), в поездках, прогулках с семьей и с друзьями.

Что важно – дети, которые получают семейное образование, находятся в течение дняв более разнообразном социуме, нежели их школьные сверстники, которые в стенах школы 5-6 дней в неделю общаются только с ограниченным количеством людей (одноклассники и учителя). Общение у «семейников» более живое, и его намного больше: пока школьники молчат, записывая ход очередного урока, дети-семейники ведут беседы в классах музыки и на кружках.

 

Очень точно мнение педагогов-практиков: «цель семейного образования — дать хорошее образование за счет индивидуального подхода. Он учитывает многообразие личных особенностей ученика и при этом сохраняет естественный для здорового ребенка интерес к познанию мира».

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1000; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!