II. Сотериология (путь к спасению).



 

Контраст между прошлой и настоящей жизнью ефесских христиан – одна из основных тем Послания к Ефесянам. Жизни в язычестве противопоставляется новая жизнь во Христе. Прошлое противопоставляется настоящему как в молитве благословения (1. 3-14), в которой Бог благословляется за все, что Он совершил для читателей послания, так и в благодарении (1. 15-23), где также упоминаются прошлые деяния Бога во Христе ради Церкви. Та же тема звучит в анамнезисе (3. 1-13), напоминающем о том, чем читатели обязаны Апостолу Павлу. Во всех этих случаях цель напоминания – пробудить в читателях благодарность и хвалу Богу и Христу за все блага, которые даровано Церкви.

Евангелие Апостола Павла и сам Апостол.

Связь читателей послания с Апостольским преданием и обучение этому преданию, как подчеркивает 3. 1-13, опосредовано Апостолом Павлом и его благовестнической деятельностью. Павел изображен как Апостол, пострадавший и заключенный в узы за то, что он принес Евангелия язычникам: «Я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников» (3. 1; также 3. 13; 4. 1; 6. 19-20). Павлу было дано «разумение тайны Христовой» о Церкви, состоящей из иудеев и язычников (3. 4-6). Ему было дано знание о космическом значении Церкви и «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, … дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (3. 9-10). Он претерпевает страдания ради христиан, к которым он обращается в послании, ради их спасения и эсхатологической славы (3. 13). Эти напоминания преследуют цель внушить читателям, что они, члены единой Церкви и участники объемлющего весь космос премудрого замысла Божия, – наследники Апостольского предания, принесенного им Апостолом Павлом.

Но при этом нельзя забывать о том, что Апостол был только проводником благодати Божией, и, в конечном счете, своим благом читатели должны быть обязаны только Богу. Благодать Божия действовала «посредством благовествования, которого служителем сделался» Апостол Павел (3. 6-7). Благодать Божия дала ему силу «открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования» (6. 19). Это благовествование названо «благовествованием спасения», которое в свое время услышали ефесяне и поверили ему (1. 13).

Спасение.

О спасении послание говорит преимущественно как об освобождении через искупление. Так, в начальном благословении утверждается, что по причине щедрой и преизбыточествующей благодати Божией мы во Христе «имеем искупление Кровию Его» (1. 7-8). Жертвенная смерть Иисуса Христа освободила людей от их преступлений против Бога: «Бог во Христе простил вас» (4. 32). Дважды в послании упоминается традиционная формула «Христос предал Себя за нас» (5. 2, 25). Жертвенная любовь Иисуса Христа и Его отношение к Церкви представлены как архетип отношений супругов в браке. И в этом контексте Христос тоже назван «Спасителем тела» (5. 23), освятившим Церковь, очистив ее в крещении от всякого нравственного порока (5. 26-27).

Но отчетливее всего о сути спасения говорится во второй главе послания с ее контрастами и символами примирения, которые напоминают читателям об их пути из прошлого в настоящее. Первая половина анамнезиса (2. 1-10) изображает прошлое языкохристиан как жизнь, достойную гнева Божия, отмеченную грехом, смертью, рабств злым космическим силам и похотям плоти. Жизнь в прошлом контрастирует к жизни в настоящем, наделенной преизобильной благодатью и благостью Божией, жизни «на небесах во Христе Иисусе». Вторая половина анамнезиса (2. 11-22) описывает прошлое в терминах отчуждения от общества Израильского, а настоящее, по контрасту, изображает как принадлежность к новому народу Божию, состоящему из иудеев и язычников, к новому человечеству, сотворенному Богом путем примирения во Христе. Таким образом, картина прошлого и его преодоления рассмотрена с двух перспектив. Первая – более общая, это перспектива личного опыта каждого читателя. Вторая перспектива скорее экклезиологическая. Здесь контраст между прошлым и будущим исходит из понятия народа Божия.

Отрывок 2. 1-10 направляет взгляд читателей на их прошлое с перспективы их настоящей жизни в воскресении (2. 6) и тем самым определяет их дохристианское существование как некое подобие смерти. Эта «жизненная смерть» характеризовалась преступлениями и грехами, которые совершались «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе» и по плотским похотям (2. 2-3). Фраза «по обычаю мира сего» Синодального перевода буквально переводится – «по веку мира сего». Иначе говоря, все человеческое существование, в пространстве и во времени, видится как враждебное Богу. Оно подвержено влиянию духовного центра зла, действующего в «веке мира сего», а именно, «князя, господствующего в воздухе», и проявляет себя в «противлении», или непослушании Богу. Но прошлое существование характеризуется не только пассивным рабством силам зла. Читателям напоминается об их ответственности за их прошлое, поскольку они, как и все прочие, некогда не желали повиноваться Богу (были «сынами противления»), но желали исполнять «похоти плоти», устремляясь к собственному концу, и потому были достойны гнева Божия (2. 1-3). Вслед за тем читателям напоминается о том чудесном деянии Божием, которое радикально изменило их состояние. Эта перемена произошла по «богатству милости» Бога и по Его «великой любви». Бывших язычников Бог «оживотворил со Христом … и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (2. 5-6), то есть ввел их в Царство Небесное. То есть то, что Бог Отец сделал для Иисуса Христа (1. 19-21), Он сделал также для всех верующих. Христос при этом рассматривается как некий Новый Адам, символизирующий и содержащий в Себе новое человечество. Верующие должны ощущать себя как участников Христова воскресения и вознесения. Эту особенность Послания к Ефесянам принято рассматривать как учение о «реализованной эсхатологии».

События Воскресения Христа и Его Вознесения изменили все отношения в мире. Поэтому читатели послания должны рассматривать себя как участников этих великих событий и как введенных в новый порядок жизни (2. 4-6). Они с полным правом могут ощущать себя спасенными. «Благодатью вы спасены», «благодатью вы спасены через веру» (2. 5, 8). Причастие «спасены» (страдательный залог совершенного времени) употреблено здесь единственный раз в посланиях Апостола Павла. Это должно возбудить внимание читателей к тому, что освобождающее и спасительное деяние Божие, совершенное в прошлом, продолжает действовать в настоящем. Ближе к концу послания, в увещательной части, читателям предлагается взять у Бога «шлем спасения» (6. 17). Тем самым им напоминается, что их надежная защита от продолжающихся атак злых сил гарантирована тем спасительным деянием, которое Бог уже совершил для них, и результаты которого им надо активно использовать в их жизни.

Примирение.

В 2. 11-22 рассматривается прошлое читателей с перспективы их настоящих преимуществ. Их дохристианское существование было состоянием сурового лишения в сравнении с положением Израиля. При этом читателям напоминается об этнических различиях, но автор послания дистанцируется от этих различий, чтобы показать, что они больше не имеют никакого религиозного значения: «Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками…» (2. 11). Однако само упоминание обрезания отражает иудеохристианскую перспективу рассуждений. Некогда Израиль имел реальные преимущества, а языческие читатели, напротив, не имели никакого отношения к Мессии Израиля, были вне избранного Богом народа, были чужды заветов и обетований. И с этой точки зрения их можно было считать лишенными истинной надежды безбожниками (2. 12). Перемена в их тяжелом положении была обеспечена тем, что Бог совершил через Христа, и тем, что ныне они пребывают «во Христе Иисусе». Теперь эти спасительные перемены описываются в терминах иудейского прозелитизма: «бывшие далеко», «стали близки» (2. 13). Однако, как видно из дальнейшего, эта терминология ныне приобретает иной смысл, чтобы означать не принадлежность к народу Израиля, но доступ к Самому Богу и принадлежность к новому обществу, сотворенному из иудеев и язычников.

В разработке темы спасительной перемены в жизни бывших язычников акцент делается на христологии. Это благодаря Христу стали возможными и непосредственный доступ к Богу, и принадлежность к народу Божию. В отрывке 2. 11-22 несколько раз говорится о спасительном значении крестной смерти Христа: «стали близки Кровию Христовою» (2. 13); «упразднив вражду Плотию Своею» (2. 15); «примирить обоих с Богом посредством креста» (2, 16). При этом используется традиционный гимнический материал описывающий Христа как олицетворение мира («Он есть мир наш»), как примирителя разделенного человечества (2. 14, 16). Своею смертью Христос, можно сказать, сделал иудеев и язычников одним, уничтожив разделяющую их стену и источник враждебности, то есть отменив Закон со всеми его распоряжениями. Здесь непременно следует указать на ошибочность Синодального перевода 2. 15. Христос упразднил не «Закон заповедей учением», а Своим крестом упразднил «Закон заповедей, состоявший из предписаний» (перевод Епископа Кассиана). Закон рассматривается как некая ограда вокруг Израиля, которая предохраняет его от языческой нечистоты, и , как таковой, он стал знамением Иудейской исключительности, отчуждения язычников, и был причиной вражды. Смерть Христа положила конец ветхому порядку, в котором доминировали Закон и взаимная враждебность. Вместо этого возникло новое творение с его «одним новым человеком» (2. 15). Эта решающая перемена в истории описана образами миротворчества и примирения и имеет как горизонтальное, так и вертикальное измерение. На горизонтальном уровне смерть Христа принесла мир двум враждующим группам, иудеем и язычникам, примирив их в одном Теле Церкви. В вертикальном направлении смерть Христа принесла примирение обеих групп человечества с Богом. При этом предполагается, что и сам Израиль был отчужден от Бога и враждебен Ему, и потому нуждался в восстановлении Его благосклонности. Эти мысли подтверждаются ветхозаветной цитатой, составленной из Ис 57. 19 и Ис 52. 7: жертвенная смерть Иисуса Христа представлена как евангелие мира с Богом. Крест и язычникам, и иудеям открыл доступ в присутствие Отца (2. 17-18). И в конце увещательной части снова появляется этот образ благовестия мира. Ведя духовную брань с силами зла, христианин должен обуть «ноги в готовность благовествовать мир» (6. 15). Усвоение, сохранение и распространение мира, провозглашаемого евангелием, изображается как лучшая оснащенность верующих в борьбе с духовными силами зла, стремящимися к дисгармонии, разделению и вражде в творении.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!