Экзегетика Посланий апостола Павла.



Экзегетика Посланий апостола Павла.

ПОСЛАНИЯ ИЗ УЗ.

ИСАГОГИКА ПОСЛАНИЙ.

«Послания из уз»: из каких именно?

Четыре Послания ап. Павла принято классифицировать в одну группу, которая получила название «Послания из уз» или «Тюремные послания». В эту группу входят: Еф., Кол., Флп., Флм. Все они принадлежат периоду заключения ап. Павла под стражу, о чем он сам неоднократно свидетельствует в них (Еф. 3, 1; 6, 20; Флп. 1, 7, 12-17; Кол. 1, 24; 4, 3, 10, 18; Флм. 1, 9, 10, 13, 22, 23). Апостол не уточняет места заключения. «Предание о многократных заключениях апостола Павла нашло свое отражение и в Первом послании Климента V:6, где читаем следующее: «[Павел] показал достойное награды терпение, перенеся семь заключений, будучи гоним, побиваем камнями, став проповедником [Евангелия] на Востоке и Западе». Из этого следует, что молчание святого Луки о других заключениях, кроме тех трех, о которых он прямо упоминает, вовсе не означает, что апостол не был более в узах. Итак, во время какого заключения были написаны наши четыре послания?»[1].

Конечно же мы не располагаем сведениями о всех заключениях ап. Павла, однако среди ученых сложились три основные версии, из какого именно места заключения были написаны Послания.

1. Традиционная точка зрения, которой придерживается Церковное предание — первые римские узы.

  Аргументация Опровержение
+ ап. Павел жил под арестом два года в Риме (Деян. 28:30-31). В этих условиях мог написать и разослать Послания ____________
«Упоминание «претории» и «кесарева дома» в Послании филиппийцам (1,13 и 4, 22) с очевидностью указывает на Рим»[2] «упоминание «претории» (Флп. 1,13) и «кесарева дома» (Флп. 4,22) совсем не обязательно указывает на Рим»[3], т.к. и то, и другое было в столице любой провинции Империи
«Упоминание в Послании колоссянам (4, 14) святого Луки, который был с апостолом Павлом во время первых римских уз»[4] + свидетельство Деян. 28:16 — «мы», т.е. Лука с Павлом. Деян. 28:16 — ап. Павел жил с воином, стерегущим его, без «сокамерников».
+/– «Раб Филимона Онисим, вероятнее всего, встретил апостола в Риме, поскольку этот город был прибежищем беглецов и гонимых со всех концов необъятной Римской империи»[5] (Флм.) + в Риме было бы проще затеряться. Филимон — первый христианин в Колоссах. Богатый господин, который в своем доме содержал христианскую общину. Если Онисим сбежал от него, то ему до Рима пришлось бы проделать весьма длительный путь (см. карту), и его, скорее всего, задержали бы по дороге как беглого раба. + путь обратно — сомнительно!

 

2. «В конце XVIII века (1799) Готлоб (Н.Е. Gottlob) предложил Кесарию Палестинскую. Эту версию приняли в дальнейшем некоторые исследователи, но широкого распространения она так и не получила»[6].

3. «В начале XX века Лиско (Н. Lisko) и одновременно с ним Адольф Дейссман (A. Deissmann) высказали предположение, что апостол Павел был в узах в Ефесе и оттуда написал те четыре послания. Это предположение было впоследствии принято и развито многими учеными, и в настоящее время этой точки зрения придерживаются большинство исследователей и толкователей посланий из уз. Вот основные аргументы защитников теории Ефеса»[7].

1) Географический аргумент. Из Флп. следует, что «между Филиппами и тем местом, где находился в заключении апостол Павел, еще до написания послания, было совершено по меньшей мере четыре перехода. Вначале к филиппийцам доходит весть о заключении апостола в узы. Филиппийские христиане посылают к нему Епафродита с материальной помощью. Затем в Филиппы приходит весть о тяжелой болезни Епафродита. Епафродит узнаёт, что филиппийские христиане беспокоятся о нем. И наконец, апостол Павел посылает обратно Епафродита с Посланием к филиппийцам. Учитывая, что сообщение в те времена было более чем проблематичным, путешествие между Филиппами и Римом требовало около шести — восьми неделей в пути. Четыре перехода плюс пятое путешествие Епафродита с Посланием к филиппийцам потребовало бы около восьми месяцев пути. И это только в том случае, если между переходами не было пауз и сами путешествия совершались без задержек в пути, столь обычных в то время, когда путешественнику приходилось искать судно или долгое время ожидать благоприятной погоды. Во всем этом легко убедиться, если перечитать повествование книги Деяний (гл. 27—28) о путешествии апостола Павла из Кесарии Палестинской в Рим и при этом обратить внимание на неимоверные затраты времени: «...медленно плавая многие дни», «но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно...», «чтобы, если можно, дойти до Финика... и [там] перезимовать...», «но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря...», «через три месяца [!] мы отплыли на корабле, зимовавшем на том острове...». Вот насколько трудными, опасными и долгими были путешествия в условиях и средствах передвижения той эпохи. И напротив, расстояние от Филипп до Ефеса можно было преодолеть за каких-нибудь семь дней.

2) В Послании филиппийцам 2, 19 апостол Павел говорит о своем намерении «вскоре» послать к ним Тимофея и тотчас добавляет: «...я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам» (2, 24). Эти планы апостола не соответствуют ни тому, что произошло после кесарийских или римских уз, ни с его желанием, согласно Посланию римлянам 15, 24, 28, посетить Испанию. Зато очень хорошо вписываются в повествование о путешествии апостола Павла в Филиппы (во время 3-го миссионерского путешествия), о котором говорит святой Лука в книге Деяний 19, 21—22 (см. также 1 Кор. 4,17; 16, 10) и сего путешествием по Македонии (Деян. 20,1-2), что в контексте книги Деяний происходит непосредственно после трехлетнего пребывания апостола Павла в Ефесе. Трудно даже представить, чтобы события, описанные святым Лукой в Деяниях 19, 21—22 и 20,1-2, могут относиться к другому периоду его служения, кроме как упомянутым в Послании филиппийцам 2, 19, 24 планам апостольского путешествия. В любом случае двойное упоминание «скорого» прибытия в Филиппы (Флп. 2, 19, 24) подразумевает в сознании пишущего эти строки весьма близкое расстояние между тем местом, где он находится, и Филиппами. Из Рима, в чем мы только что убедились, невозможно было добраться до Филипп настолько «скоро».

3) В Послании филиппийцам 4,10—20 апостол Павел выражает свою благодарность христианам города Филиппы за материальную помощь, которую они присылали ему в Фессалоники. Но если бы апостол писал это из Рима, такая благодарность была бы необъяснима, поскольку до римских уз он успел еще раз побывать в Филиппах (Деян. 20,2 и след) и имел возможность лично высказать им свою признательность.

4) Внимательное изучение и сопоставление тематики Послания филиппийцам с основными вопросами посланий третьего миссионерского путешествия (Рим., 1 и 2 Кор., Гал.) позволяет сделать вывод об их близости и свидетельствует о том, что они были написаны апостолом Павлом в тот же период жизни (ср., напр., Флп. 1, 21 = Гал. 2, 20 /Флп. 3, 2 д. = 2 Кор. 2, 17; 4, 2-11, 13 / Флп. 3, 4-5 = 2 Кор. И, 18, 22-23 / Флп. 3, 10 = Рим. 6, 5 / Флп. 4, 5 = 1 Кор. 16, 22 и др.).

5) Апостол Тимофей упоминается в посланиях филиппийцам, колоссянам и Филимону в качестве соавтора. Из книги Деяний (гл. 19) известно, что святой Тимофей был рядом с апостолом Павлом в Ефесе, в начале третьего миссионерского путешествия, и затем сопровождал его в Иерусалим (Деян. 20, 4). И с другой стороны, невозможно предположить, чтобы он последовал за апостолом Павлом в Рим, поскольку из Первого послания Тимофею следует, что к концу двухлетнего пребывания апостола Павла в римских узах святой Тимофей уже долгое время находился в Ефесе.

6) В Послании Филимону стих 22 апостол Павел пишет: «...а вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам». Эти слова свидетельствуют, что апостол ожидал скорого освобождения и что он считал близким к месту своего заключения город Колоссы, где жил Филимон. Это путешествие в Колоссы, возможно, соотносится с теми планами, которые апостол Павел строил в Послании филиппийцам 2,24 и осуществил согласно Деяниям 20, 2 и далее. В любом случае беглый раб Филимона Онисим с большей вероятностью мог оказаться в ближайшем к Колоссам крупном торговом городе Ефесе, чем в далеком Риме. Это предположение становится еще более вероятным, если вспомнить об ефесском святилище Артемиды, которое давало право неприкосновенности беглым рабам.

7) Книга Деяний сообщает, что римские узы были не более чем домашнее заключение «на своем иждивении» (Деян. 28, 30-31). Но по посланиям из уз создается впечатление о некоем суровом заточении, которое стало для апостола настоящим мученичеством (см., напр., Флп. 1, 21 и след.; 2, 17 и др.). Вместе с апостолом были заключены Аристарх (Кол. 4, 10) и Епафрас (Флм. 23), что больше соответствует именно ефесским узам, чем римским, где апостол Павел не имел сокамерников, но жил «особо с воином, стерегущим его» (Деян. 28,16). А об Аристархе у нас есть даже прямое указание книги Деяний 19, 29, что он был схвачен вместе с апостолом Павлом в Ефесе.

Все эти аргументы убеждают в том, что гипотеза заключения в Ефесе позволяет разрешить большинство проблем, связанных с посланиями из уз.

Однако, бросается в глаза тот факт, что почти все из приведенных выше аргументов (6 из 7) базируются на Флп. «В результате современных исследований становится все более и более очевидным, что Послание к Филиппийцам было написано раньше и, следовательно, должно рассматриваться отдельно от остальных Посланий из уз»[8]. Т.о. можно говорить о том, что эти Послания, несмотря на схожие обстоятельства их появления (в узах), могли быть написаны апостолом в разных узах: например, Флп. из Ефеса (3 миссионерское путешествие), а Еф., Кол. и Флм. — из Рима (первые римские узы). Тем более, довольно странной выглядит версия о Ефесских узах в отношении Еф — получается апостол отправил послание из Ефеса в Ефес.

Время.

Апостол пробыл в Ефесе, по меньшей мере, 2 года в начале своего 3-го миссионерского путешествия. «Если согласиться, что узы апостола закончились до Пасхи 55 года, когда было написано Первое коринфянам, тогда Флп. могло быть написано зимой 54/55 года»[9]. Все же остальные «тюремные послания» датируются согласно Деян. 60-63 гг. (вероятнее 63 г.).

Экзегетика Посланий апостола Павла.

ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ.

ИСАГОГИКА ПОСЛАНИЯ.

Филиппы.

До 360 г. до н. э. здесь располагалось небольшое фракийское поселение. Город был основан и получил свое название в честь Филиппа Македонского, отца Александра Македонского, который осознал важность стратегического и географического местоположений этого поселения. Филиппы перешли в руки римлян в 168 г. до н. э. после битвы при Пидне. В 42 г. до н. э. Антоний (римский государственный деятель и военачальник) (после того, как он вместе с Октавианом победил Брута и Кассия) поселил здесь своих ушедших в отставку ветеранов, тем самым основав в Филиппах римскую колонию. Затем, в 30 г. до н. э., одержав победу над Антонием и Клеопатрой в известной битве при Акции, Октавиан послал «колонистов» из Италии в Филиппы, чтобы они поселились там, как его военные ветераны. Привилегированное положение римских граждан в Филиппах отчетливо выявляется в Деян. 16:20,21,35—39 и, вероятно, отражено в данном послании в 1:27 и 3:20»[10].

Проповедь в Филиппах.

«Филиппы стали первым европейским городом, где апостолом Павлом и его сотрудниками было брошено семя Евангелия Христова. Во время второго миссионерского путешествия по Малой Азии (49-52 гг.), в городе Троаде, апостолу Павлу было ночью видение: «Предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам» (Деян. 16, 9). Тотчас уразумев, что таким образом Бог призывает его благовествовать там, апостол Павел идет, в 49-50 годах, минуя остров Самофракию, через город Неаполь (современная Кавала) и оттуда примерно 13 километров на северо-запад — и прибывает в Филиппы»[11].

«Поскольку Филиппы стояли на Эгнатиевой дороге, недалеко от Пангеи (Παγγαίο) с ее золотыми приисками, и были первым европейским городом после Неаполя, который встречал путешественников из Малой Азии, естественно, здесь всегда было многолюдно велась оживленная торговля и имели хождение различные восточные культы. В обычае апостола Павла было останавливаться для проповеди Евангелия в наиболее значительных городах империи… И вот в Филиппах, где примерно за сто лет до этого победой войск Октавиана и Антония решилась судьба Римской империи, теперь, в середине I века, решается судьба мира в намного более важном смысле: основывается первая христианская Церковь на землях Европы»[12].

Авторство.

не оспаривается.

Особенности Послания.

«С Филиппийской Церковью у апостола Павла установились особенно теплые отношения. В этом мы убеждаемся из Послания филиппийцам, которое имеет наиболее личный характер, написано с большим чувством и даже нежностью. Это послание можно охарактеризовать как «послание радости», поскольку тема радости и постоянные увещания апостола филиппийцам радоваться пронизывают его от начала до конца»[13].

«Это была, возможно, единственная церковь (еще одной была предположительно Фессалоникийская), откуда Павел получал материальную помощь (Флп 4:10-20). Это было знаком особого доверия, даже привилегией, так как обычно апостол отказывался от содержания, чтобы не оказаться в ложном отношении зависимости от церквей (ср. 2 Кор 11:8 ел.). Кроме того, церковь поставляла ему из своих рядов помощников и сотрудников, участвуя таким образом в его миссионерской деятельности»[14].

«Послание к Филиппийцам, как считает большинство, признается самым радушным из всех посланий Павла. Из этого не следует делать вывод (подобно многим комментаторам), что церковь в Филиппах была образцовой общиной. На самом деле христиане в этом городе переживали серьезный кризис - страх, разделение, недовольство, и апостол, не колеблясь, укоряет их (см. Silva 2005:20-22). Тем не менее письмо свидетельствует о необычайно тесной связи между автором и его читателями, и все слова Павла, кажется, преисполнены любовью и пониманием (см. особ. Флп. 1, 7-8.25-26; 2, 17-18; 4, 1.4-7.10.15-16.18)»[15].

Однако, «Начиная со второй половины первого стиха третьей главы Послания филиппийцам стиль апостола Павла из дружески нежного становится строгим и резким. Причина этого ясна: апостол ополчается в третьей главе против еретиков, смутивших совесть его духовных чад, ради которых он положил столько трудов и которых носит в своем сердце. В самом тексте Послания филиппийцам (гл. 3) упомянутые еретики характеризуются следующим образом: 1). «Псы», «злые делатели», «лжеобрезание», они имеют упование «на плоть». Другими словами, они хвалятся своим иудейским прошлым, которого продолжают держаться и до настоящего времени, соблюдая Закон Моисеев и, очевидно, проповедуя необходимость обрезания. 2). О себе они утверждают, что достигли совершенства, которого, насколько можно судить из текста, невозможно достичь одной лишь верой во Христа, но только в соединении с исполнением Закона Моисеева… 4). Вместо Бога служат своему чреву и славу свою полагают «в сраме». 5). Мыслят о земном, а не о небесном жительстве. И в результате всего этого, шестое, они становятся «врагами Креста Христова»… Мнения исследователей относительно еретиков в Филиппах разделились по трем направлениям: 1) упомянутые еретики были иудеями; 2) эти еретики были гностиками: Костэр (Koester) говорит о «раннем гностицизме на иудейской основе», а Вильхауэр (Vielhauer) об «иудействующих гностиках»; 3) апостол имеет в виду иудео-христиан или, точнее, иудействующих христиан»[16]. По всей вероятности, «апостол Павел в третьей главе от ее начала и до конца обличает одних и тех же противников, иудействующих христианских лжеапостолов. В их описании много общих черт с врагами апостола Павла посланий Галатам и Второго коринфянам, в чем убеждает нас и общая терминология: «злые делатели» (Флп. 3, 2) = «лукавые делатели» (2 Кор. 11, 13); «евреи» (Флп. 3, 5 = 2 Кор. 11, 22); «обрезание» (Флп. 3, 2 = Гал. 5, 12) и др. Разница заключается лишь в том, что в Послании филиппийцам апостолу Павлу не приходится защищать свое апостольское достоинство, как в Посланиях Галатам и Втором коринфянам, поскольку возмутители действовали здесь против апостола, но старались поколебать самих христиан или потому что возлюбленные апостолу филиппийцы не сомневались в его апостольском достоинстве»[17].

Повод и цель.

«Павел попал в тюрьму, и об этом узнали Филиппийцы. Они собрали деньги и послали их с Епофродитом (4,18). Он живет некоторое время у Павла. Павел до осуждения имел право снять себе квартиру, но содержать охрану, которая его стерегла. Епофрадит заболел, чуть не умер (2,26-27). Филиппийцы узнали о его болезни, обеспокоились. Павел выздоровевшего Епофрадита послал обратно (2,25) с благодарностью за посылку в письме»[18].

«В сущности, это благодарственное письмо за недавнее вспомоществование (Флп. 4:10,14), которое было прислано с Епафродитом (Флп. 2:25). Возвращение Епафродита дает Павлу возможность не только выразить свою благодарность за финансовую поддержку со стороны верующих в Филиппах. Оно также дает ему возможность противодействовать склонности этой церкви к разделениям (Флп. 2:2; 4:2), предостеречь ее относительно иудействующих (Флп. 3) и подготовить церковь к приближающемуся визиту в нее Тимофея и, если Бог даст, самого Павла (Флп. 2:19-24)»[19].

Время.

Выяснили (см. «Лекция 8_Из уз.doc»), что Флп. могло быть написано зимой 54/55 года в начале третьего миссионерского путешествия из Ефеса.

 

План-конспект Послания[20].

Вступление

1:1-2 Прескрипт (впервые упоминаются епископы и диаконы)

1:3-11 Проэмий с благодарственной молитвой и прошением за общину


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 857; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!