Схема 4. Структура морального поведения



 

 

Центральным моментом нравственного поведения является поступок, который характеризует способность человека к сознательной постановке цели, выбору соответствующих средств и самостоятельному действию. Причём цель может быть одна, а вот средства её достижения разными. К примеру, чтобы сдать экзамен на положительную оценку, необходимо усвоить определённый объём знаний по предмету, но кто-то решит (при известной ловкости) воспользоваться шпаргалкой. И даже если цель будет достигнута, эти поступки получат разные оценки как со стороны окружающих, так и самого ученика.

Невозможно быть добродетельным в душе, но лживым и циничным в поведении. Наши поступки показывают, каковы мы на самом деле. Любой поступок должен рассматриваться в совокупности с его мотивами, а также последствиями.

Поступку предшествует мотивация, которая играет роль импульса, побудителя к действию. Мотив предваряет поступок и продолжает своё действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок. К примеру, ради покорения горной вершины спортсмены-альпинисты способны превозмочь огромные трудности, даже рисковать жизнью.

Мотивы и поступки могут не совпадать или не соответствовать друг другу с точки зрения их нравственной основы. Не всегда «благие намерения» (мотивы) приводят к правильным поступкам, и наоборот: иногда люди скрывают от близких (родителей, супругов) свои неблаговидные поступки, руководствуясь мотивом, что они делают это ради их блага, чтобы они не расстроились. Но рано или поздно, узнав об обмане, наши близкие огорчатся ещё больше, потому что перестанут нам верить. Тем не менее бывают ситуации, когда обман является не просто допустимым, но даже единственно правильным поведением. Подвигом и доблестью на войне считается обмануть врага, спутать его расчёты, дезориентировать, чтобы выиграть сражение.

Итак, связь между мотивом и поступком неоднозначна. Один и тот же мотив подталкивает людей к разным поступкам; одна и та же линия поведения может быть продиктована разными мотивами.

Нравственная оценка.Оценка нравственного уровня личности зависит не только от результатов, но и от мотивов, движущих её действиями. Почему, ради чего я поступаю так, а не иначе? Чего хочу добиться? Зачем мне это нужно? За этими вопросами стоит не просто интерес к причинам поведения личности, но и стремление понять её сущность.

Большую роль в нравственной регуляции поведения играет моральная оценка, предполагающая осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали.

Каждый человек хочет одобрения, стремится к положительной оценке своих действий. Для этого он совершает хорошие поступки и воздерживается от дурных действий или, случается, скрывает свои промахи. Общественное мнение оценивает поведение, т. е. поступки человека с точки зрения их соответствия нравственным требованиям, принятым в обществе. Если молодой человек в разговоре с пожилым допускает грубость, если продавец сознательно продаёт некачественный товар, если учащийся лжёт педагогу или своим товарищам, общественное мнение их осуждает, так как их поведение противоречит нравственным нормам, принятым в обществе. Но внешняя оценка (общественное мнение) может не совпадать с внутренней (совестью). Многие из вас, наверное, помнят рассказ «Совесть», в котором девочка решила прогулять занятия. Встретив первоклассника, она строго спросила: «Ты почему прогуливаешь уроки?» И когда мальчик объяснил, что боится пройти мимо собаки, её охватил стыд не столько за прогул, сколько за то, что в глазах малыша она предстала честной и строгой школьницей. Самый строгий судья – совесть, а моральная оценка характеризует соответствиетого, что человек совершил (сущего), тому, как надо делать (должному).

Возможна оценка и будущих действий, например, при выборе решений. В этом случае оценка выступает как способность предвидеть последствия поступка и в данном качестве может одновременно служить его мотивацией.

Свою оценку люди выражают в виде похвалы или порицания, согласия или критики, симпатии или антипатии.

«Золотое правило нравственности».Это – фундаментальное правило, часто отождествляемое с самой нравственностью. Оно гласит:

«Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Данное правило впервые было чётко сформулировано ещё в середине I тыс. до н. э., причём одновременно и независимо в разных культурах – древнекитайской, древнеиндийской, древнегреческой, имело при этом поразительно схожие формулировки. Чаше всего оно осмысливалось как основополагающая моральная истина, важнейшая практическая мудрость.

«Золотое правило» нравственности требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались в отношении его другие люди. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), а их поставить на своё место. Вы хотели бы, чтобы вам лгали? Значит, не лгите другим. Вы хотели бы в трудную минуту чтобы вам помогли окружающие? Значит, и сами протяните руку помощи тем, кто в ней нуждается. Поэтому правильно будет сказать: «Не желай другим того, чего не хочешь, чтобы они желали тебе». Это правило можно сформулировать и так: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

«Золотое правило» нравственности есть правило взаимности. Для самой личности оно есть нравственный закон, требующий определённого поведения. Для других оно формулируется нами в виде пожелания: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали другие».

Таким образом, нравственная личность учреждает моральный закон не для того, чтобы предъявить требования другим людям, а прежде всего для того, чтобы самой неукоснительно следовать ему как норме поведения.

Некоторые выводы

1.Поведение человека выражает его отношение к другим людям, обществу и самому себе.

2. Центральным элементом нравственного поведения является поступок, которому предшествуют мотив, постановка цели, принятие решения.

3. Поступок оценивается не только по результатам, но и по мотивам, движущим действиями человека.

4. Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка, поведения человека на основе законов морали.

5. «Золотое правило» нравственности требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, которые пригодны для всех людей и выражают, общее требование человечности.

Вопросы и задания

1. Какова структура морального поступка?

2. И. В. Гёте писал: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает своё лицо». О значении каких элементов моральной структуры личности говорит здесь поэт?

3. Что такое нравственная оценка?

4. Почему, на ваш взгляд, внешняя оценка поступков, выражаемая общественным мнением, не всегда совпадает с внутренней самооценкой?

5. Как формулируется «золотое правило» нравственности? Чем различаются основные его формулировки?

Практикум

1. Должен ли быть у всех людей только один смысл жизни или у каждого человека – собственный? Давайте предоставим слово защитникам разных точек зрения, которых обычно называют оппонентами.

Первая точка зрения. У всех людей смысл жизни должен быть какой-то один, ведь все люди по своей природе одинаковы. И смысл жизни — это как раз то, что их объединяет и отличает от животных. Кроме того, если бы жизни разных людей имели неодинаковый смысл, то каждый из них тянул бы только в свою сторону и они никогда не могли бы понять друг друга и действовать сообща.

Вторая точка зрения. То, что у всех людей есть общие или родовые свойства, вовсе не исключает их различий. Каждый человек — это неповторимое существо, поэтому и смысл жизни у каждого должен быть свой. Понять же другого можно, даже не разделяя его взглядов. А действовать сообща людей заставляет вовсе не общий смысл жизни, а взаимная выгода.

Третья точка зрения. Вы оба отчасти правы, но только отчасти, потому что смысл жизни у разных людей одновременно является и общим, и различным. Принадлежность каждого отдельного человека к человеческому роду, определённому обществу, нации или классу обусловливает то, что у каждого человека есть что-то общее с другими людьми, в том числе  и смысл жизни. В то же время, поскольку каждый человек чем-то отличается от других людей, это его отличие тоже может проявляться в понимании им смысла жизни. То, что мы называем смыслом жизни, у каждого человека в чём-то совпадает, а в чём-то не совпадает со смыслом жизни других людей.

Какая из приведённых точек зрения кажется вам более правильной? Обоснуйте своё мнение. Представьте себя участником дискуссии о смысле жизни. В чём он заключается для вас?

2. Познакомьтесь с историей, которую нам поведал древнегреческий историк Геродот (485(?)—425 гг. до н. э.).

Многие не раз слышали фразу: «Богат как Крез». Дело в том, что царь Лидии Крез считался в древнем мире самым богатым из людей, поэтому его имя со временем стало символом богатства. Так вот, Крез после завоевания Лидии персидским царём Киром II попал в плен. Перед казнью Крез воскликнул: «О, Солон, Солон!» Кир заинтересовался и спросил, что он хотел сказать этим. Крез ответил: «Прав был Солон! Пока человек не умер, рано говорить был он счастлив или нет». Почему же Крез в свой последний час вспомнил вдруг греческого мудреца Солона?

...В одном из великолепных дворцов Сард — столицы Лидии, которая в те далёкие времена находилась на территории нынешней Турции, лидийский царь Крез, правивший страной в 560—547 годах до н. э., принимал знатного гостя — Солона, одного из самых мудрых афинских законодателей. Крез показал гостю из Греции свои сокровища, дворцы, конюшни, а потом, заранее уверенный в ответе, задал ему вопрос; кого Солон считает самым счастливым человеком из всех, кого он знал в своей жизни?

Задумавшись, Солон через некоторое время ответил:

— Я считаю самым счастливым из людей афинянина Таллеса.

— Почему же? — спросил с плохо скрываемым чувством разочарования удивлённый Крез.

И Солон разъяснил: во-первых, потому, что Таллес жил в годы расцвета Афин, и, следовательно, вокруг себя он видел много счастливых граждан; во-вторых, он вырастил из своих дочерей и сыновей   добрых людей, женил их и выдал замуж, они создали хорошие семьи и дали Таллесу достойное потомство; в-третьих, Таллес жил не зная нужды и горя; в-четвёртых, он храбро сражался за свободу Афин — своего родного города и пал в бою как герой; наконец, в-пятых, благодарные афиняне с почестями похоронили его как героя.

— А могу ли я считать себя счастливым? — всё же решил спросить царь.

 Человек живёт в среднем около 70 лет. Это 26 250 дней, каждый из которых не похож на другой. Я не могу сказать, что ты счастлив, пока не услышу о твоём счастливом конце, — ответил Солон.

Как понимали суть счастья, смысл жизни Солон и Геродот? В чём состоит мудрость и поучительность этой истории?

3.Великие люди всех времён и народов обращались к теме жизненного пути человека, к тем правилам и законам, которыми он должен руководствоваться. Познакомьтесь с некоторыми из них:


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!