Совесть как регулятор поведения личности.



Совестьпредставляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм.

Это чуткий индикатор, определяющий соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям.

Совесть выполняет функцию внутреннего регулятора,свойственную морали в целом, действуя в четырёх направлениях:

1) как побудитель, ориентируя нас на соблюдение нравственных требований;

2) как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за неправильный предполагаемый выбор;

3) как контролёр, оценивая наши поступки, вызывая удовлетворение сделанным нами или, наоборот, раскаяние;

4) совесть может говорить в нас и во время действий, помогаякорректироватьих.

Слово «совесть» («со-весть») произошло от старославянского «себя весть», «себя знать». В разговоре с собственной совестью человек словно стоит лицом к лицу с самим собой как нравственным существом и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чём-то нежелательном, особенно если не было свидетелей, но обмануть собственную совесть невозможно: это «свидетель, который всегда с тобой».

Древнегреческий философ Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н. э., требовал: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других».

В то же время совесть как средство самооценки не абсолютна. Она может быть снисходительной. Её нельзя обмануть, но можно «усыпить», «уговорить». Существует целый набор всем хорошо знакомых увещеваний, предназначенных для сделки с совестью: «хотел как лучше»; «не знал, что так получится»; «все так делают»; «другие поступают ещё хуже» и т. д.

Есть люди, которые никогда не идут на компромисс с собственной совестью, не отступают от высших нравственных принципов. Каждый человек сталкивается с разными обстоятельствами, которые ставят нас перед выбором. И правильный выбордолжна подсказывать совесть. Проблема же состоит в том, чтобы активизировать её, сделать высшим судьёй всей нашей жизни. Угрызения совести – это стыд за совершённое или за то, что хотел совершить. Муки совести не только позволяют оценить собственный поступок, но и помогают изменить своё поведение. Подчёркивая мысль о том, что совесть для человека значит больше, чем слава, русский поэт Г. Державин писал:

Что слава? Счастье нам прямое –

Жить с нашей совестью в покое.

Некоторые выводы

1. Мораль – это система норм и правил поведения, которая помогает человеку в выборе линии действий, направляет его поступки и отношения на основе представлений о добре и долге.

2. Добро и зло – наиболее общие моральные понятия, разграничивающие нравственное и безнравственное и характеризующие всякую человеческую деятельность и отношения.

3. Долг – это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений.

4. Совесть – это способность к самооценке; она является внутренним регулятором поведения личности.

Вопросы и задания

1. Что такое мораль? Для чего она необходима?

2. В чём состоит нравственное (моральное) поведение?

3. Могут ли, на ваш взгляд, злые поступки при определённых условиях превращаться в добрые? А наоборот: добрые дела — в плохие?? Приведите примеры.

4. Старинная китайская притча рассказывает о юноше, который обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики, чтобы наставить на путь истины.

— Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

— Конечно, нет! – ответил юноша.

— А воровать?

— А убивать?

— Нет…

— Так иди, - воскликнул учитель, - и познай всё это. А познав, не делай!

Что хотел сказать мудрец своим странным советом?

5. Как вы понимаете свой долг: перед обществом; перед коллективом; перед семьёй; перед самим собой?

6. Как вы понимаете выражения «чистая совесть», «угрызения совести»?

7. В чём, на ваш взгляд, заключаются сходство и различие между стыдом и совестью?

 

 

Нравственные нормы

Возникновение нравственных норм. Наверное, вам доводилось слышать, как о ком-то говорят: «Он нарушил нравственные нормы». Что же такое нравственные нормы и почему их нарушение вызывает осуждение?

Нравственные нормы определяют, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. Они возникли не сразу, а формировались на протяжении всей истории развития общества.

Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Необходимость коллективного существования в тот период требовала выполнения определённых правил совместной жизни. Именно тогда оформились предписания: «Помогай сородичам», «Не убивай», «Не кради», «Не лги» и т. д. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись в сознании и поведении людей требования трудолюбия, уважения к старшим, помощи и защиты слабых и др. В процессе развития общества устанавливались и закреплялись всё более сложные правила совместной жизни людей, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение.

Возникновение нравственных норм сопровождало становление самого общества и означало переход человека от инстинктивных форм поведения к сознательной коллективной деятельности. Многие элементарные нравственные нормы, которые возникли в эпоху первобытно-общинного строя, сохраняют своё значение в наши дни.

Значение нравственных норм для общества и человека.Сегодня мы не можем представить себе жизнь в обществе без общепринятых нравственных норм. Мораль изначально была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». В процессе развития общества устанавливались и закреплялись всё более сложные правила совместной жизнедеятельности, которые превращались в нормы и передавались из поколения в поколение. Одновременно исчезали, отбрасывались те нормы и установки, которые перестали соответствовать новым условиям общественной жизни.

Нравственные нормы присущи только человеку и формируются только в человеческом обществе. А ведь именно нравственные нормы и установки регулируют человеческое поведение и развитие общества, являются важнейшими составляющими культуры. Надо помнить, что для успешного действия моральные нормы должны быть глубоко усвоены человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственные нормы и нравственное поведение становятся органичными для него, помогают ему правильно вести себя в самых различных ситуациях. А общество может успешно развиваться, когда его члены обладают нравственными нормами, соответствующими нравственным идеалам данной эпохи.

Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов.Нравственные нормы являются простейшей формой нравственных требований. Они либо требуют либо запрещают поведение определённого типа. Нравственные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку, быть скромными, правдивыми, искренними, формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество. Следование нравственным нормам характеризуют такие качества, как вежливость, порядочность, честность. Не обидеть слабого, не унизить, не оскорбить человека, не мешать окружающим в общественных местах – всё это простые нормы человеческого поведения, которые формируются у нас с первых лет жизни. Норма определяет поведение личности в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся в течение тысячелетий. Обычно мы руководствуемся нормами по привычке, не задумываясь; только их нарушение привлекает внимание людей как вопиющее безобразие.

Действенность нравственных норм, заставляющих человека поступать определённым образом, достигается с помощью общественного мнения: ведь любому из нас неприятно прослыть невежливым, грубым, бестактным, испытать осуждение или насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя некоторые стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого, защитой от морального произвола со стороны других людей.

Каждый человек, формируясь как личность, приобретает определённые нравственные качества. Эти качества отражают полярность морального мира и делятся на хорошие (добродетели) и плохие (пороки). Ещё древнегреческие мудрецы выделяли четыре основные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Оценивая человека, мы чаще всего и перечисляем эти качества. Однако, в отличие от норм, нравственные качества не сводятся к предписаниям или запретам, поскольку обладающий нравственными качествами индивид способен сам выбирать нужные правила поведения, нравственные нормы. Это означает, что каждый отвечает за то, чтобы воспитывать в себе и в окружающих добродетели и отвергать пороки.  Но человек обычно не является идеалом нравственности или живым воплощением всех совершенств. В нём есть и недостатки, и какое-то одно, хотя и важное, достоинство не может искупить безнравственных недостатков. Мало иметь отдельные положительные черты – они должны дополнять друг друга, образуя общую линию поведения. Обычно человек сам определяет её для себя, вырабатывая некоторые собственные нравственные принципы: коллективизм или индивидуализм, трудолюбие или леность, альтруизм или эгоизм.

Нравственный принцип обозначает стратегическую установку человека в его отношениях с людьми.

Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом и способны разумно обосновать её.

Верность избранной положительной моральной ориентации издавна считалась достоинством человека. Она означала, что человек никогда не сойдёт с нравственного пути. Однако жизнь многообразна, и не всегда избранные принципы помогают принять верное решение в конкретной ситуации. Так, в прошлом случалось, что любовь к людям приносили в жертву революционным принципам, да и в наши дни ложно понятое товарищество порой толкает на безнравственные и бездуховные поступки. Именно поэтому свои принципы надо постоянно проверять на человечность, гуманность, сверять их с нравственными идеалами.

Нравственный идеал–это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Это всё лучшее, что выработано моралью на данном этапе её развития.

В детстве идеалом для нас может быть конкретный человек, в дальнейшем идеал как единство положительных качеств приобретает более обобщённый характер. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение других людей и является ориентиром для самосовершенствования, помогает каждому ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения.

Таким образом, нравственные нормы, качества, принципы, идеалы не действуют самостоятельно, изолированно друг от друга, а представляют собой основные элементы системы морали. Все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Некоторые выводы

1. Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Они формировались и изменялись на протяжении всей истории общества. Одна из таких норм известна под названием «золотое правило нравственности».

2. Поступать согласно нравственным нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и внутренний голос совести.

3. Нравственные нормы, качества, принципы, идеалы, действуя совместно, составляют систему морали данного общества.

4. Руководствуясь нравственными нормами, принципами, идеалами, человек регулирует своё поведение и самосовершенствуется, а общество в целом может успешно продвигаться по пути нравственного прогресса.

Вопросы и задания

1. Что понимают под нравственными нормами? В чём состоит значение нравственных норм для человека и для общества?

2. Есть ли такие нормы морали, которые вам не нравятся? Что было бы, если бы их удалось отменить?

3. Всегда ли, на ваш взгляд, справедливо общественное мнение о нравственности человека? Всегда ли мы следуем ему? Почему?

4. Иногда на все поучения хочется ответить: «Я никому ничего не должен». Правильно ли это?

5. Зачем соблюдать моральные правила? Почему иногда нам хочется от этого уклониться?

6. Есть ли у вас нравственный идеал? Что вы понимаете под нравственным идеалом?

7. Человек с твёрдыми нравственными принципами, принципиальный человек – это хорошо или плохо? Почему?

 

 

Нравственные ценности

Виды нравственных ценностей. Каждый из нас оценивает свои и чужие поступки, а также события и явления жизни в настоящем и прошлом. Но то, что важно и значимо для одних, оставляет равнодушными  других и вообще не воспринимается как ценность. Что же такое нравственные ценности?

Ценность— этозначимость, которую предмет или явление имеет для нас.

Одни и те же предметы и явления могут для разных людей и в разные эпохи иметь разную ценность. По-настоящему ценными делает их наше заинтересованное к ним отношение.

Известная притча рассказывает, как на большой стройке работников, перевозивших в тачках тяжёлые камни, спросили, чем они заняты. Один в раздражении бросил: «Не видишь, я таскаю камни!» Другой сказал: «Я зарабатываю на пропитание своей семьи». А третий воскликнул: «Я строю храм!»

По «знаку» ценности делятся на положительные и отрицательные, или антиценности: наслаждение – страдание, польза – вред, власть – безвластие, свобода – зависимость, слава – позор, красота – безобразие, безопасность – опасность, истина – ложь, добро – зло, счастье – несчастье.

Одни ценности принято относить к практическим (карьера, материальные блага, научно-технический прогресс и т. д.), другие – к духовным(музыка, живопись, общение, творчество). Их также принято разделять на высокие и низменные. Конечно, деление это довольно условно. Оно зависит от конкретных исторических ситуаций и отчасти субъективно, так как каждый человек на основе собственных предпочтений и интересов может объявлять одни ценности высшими, а другие принижать или даже отрицать. Существуют, однако, всеобъемлющие идеи, аккумулирующие суть морали и составляющие основу «правильной жизни»: добро, смысл жизни, свобода, счастье. Эти идеи выражают высшие нравственные ценности. От их правильного понимания зависит наша нравственность: поступки, взгляды, оценки, стратегия и тактика «правильной жизни».

Смысл жизни.С незапамятных времён перед людьми вставали вопросы «Зачем я, зачем мы?»,  «Для чего я живу, чего хочу от жизни?». Человек искал, выбирал, а различные этические учения предлагали свои концепции смысла жизни. Можно выделить три основных подхода к вопросу о смысле жизни:

- пессимистический, при котором жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней с закономерным итогом смертью;

- скептический,выражающий сомнение в осмысленности и значимости жизни людей;

- оптимистический,  связанный с признанием смысла человеческой жизни и возможности его реализации.

Размышляя о смысле жизни, мы сталкиваемся с противоречием: для чего жизнь, если в конце её (рано или поздно) нас ждёт смерть? Поэтому во все времена многие люди желали для себя бессмертия, считали себя достойными его, искали возможности для его достижения. Однако если допустить возможность бессмертия, появится ли смысл в этой вечной жизни? Если любые возможности могут быть реализованы когда-нибудь в неопределённом будущем, то зачем прилагать усилия в реальных условиях сегодня? Бессмертная жизнь не имеет ни цели, ни смысла. Именно смертность человека и перспектива окончания жизни заставляют каждого из нас стремиться сделать свою жизнь осмысленной, а также всё возможное для того, чтобы оставить после себя хорошую память. Стремление найти смысл жизни само по себе имеет высокую ценность. Когда в деятельности человека есть смысл, он обычно не задумывается над ним, а просто живёт, трудится, делает то, что считает нужным и важным.

Смысл жизни связан со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся. Однако бывают ситуации, когда человек утрачивает прежние ценности и связанное с ними ясное понимание цели. Это случается из-за крутого и неблагоприятного изменения судьбы, утраты близких, во время ожесточённых военных действий и т. д. В таких ситуациях человек бывает подорван физически и морально, и только поиск и нахождение нового смысла помогают ему выжить. В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» описан именно такой случай: во время войны у солдата погибает семья, он попадает в плен, а после окончания войны чувствует себя потерянным и ненужным. И лишь встреча с мальчишкой-сиротой пробуждает его к жизни, помогает найти новый смысл. Философ Ф. Ницше сказал «У кого есть “зачем” жить, тот может выдержать почти любое “как”». Смысл  этого высказывания как раз и является ответом на вопрос «зачем» жить. Да потому что существует та драгоценная цель, ради которой стоит это делать.

Смысл нельзя дать человеку готовым, его нужно найти самому, утвердить и доказать делами.   Осмысленной жизнью мы утверждаем самих себя как людей.

Свобода.Человек – существо, скованное множеством ограничений, зависимостей. Мы материальны и телесны, значит, подчинены физическим законам, а также законам физиологии. Как личности, принадлежащие конкретному обществу, мы подвластны его социальным и юридическим законам, нормам и правилам, стереотипам поведения. Экономическая необходимость заставляет нас решать множество проблем жизнеобеспечения. Так есть ли в этом сотканном из необходимостей мире свобода? Что она собой представляет?

Известны две трактовки свободы. Первая: свобода есть познанная необходимость. Поскольку человек движется в русле могучего течения космического масштаба, он может только подчиняться ему. Покорись необходимости, как падающий камень подчиняется силе тяготения. Осознай внешнюю для тебя необходимость как единственно возможную, прими её как свой внутренний зов — и ты обретёшь свободу. Вторая: суть свободы состоит в возможности выбора.Если мы ничего не выбираем по собственной воле, мы несвободны. Почти всегда в жизни есть альтернативы, и человек волен предпочесть тот или иной способ поведения, ту или иную оценку.

Между указанными двумя трактовками свободы нет противоречия. Ведь наш выбор будет правильным, результативным только в том случае, если он соответствует законам природы и общества (природной и социальной необходимости). Эти законы, переплетаясь, делают возможным разный ход событий, и мы выбираем ту возможность, которая нам больше подходит.

Бывает, что человек не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он может или хочет отказаться от решения, устраниться, оставив серьёзную работу над возникшей проблемой другим людям. Однако даже отказ от выбора тоже есть выбор. Ничего не сделать – тоже поступок. Неслучайно законом предусмотрено наказание за «неоказание помощи». Не оказать помощь, промолчать, закрыть глаза – тоже свободное решение. Если ты не нашёл правильную линию действий – значит, кто-то выбрал за тебя, и ход событий может оказаться неблагоприятным.

Вопрос о свободе выбора неминуемо подводит нас к вопросу об ответственности за всё, что мы делаем (или не делаем, хотя могли и должны были делать). Ответственность – оборотная сторона свободы;они неразрывно связаны между собой. Тот, кто делает свой выбор, т. е. действует свободно, полностью отвечает за содеянное. Чем больше свободы у человека, тем больше ответственности лежит на нём. Наоборот, отсутствие свободы снижает и ответственность человека.

Вести себя ответственно – значит быть способным активно действовать и вместе с тем понимать и осознавать, как отзовутся твои действия на тебе и на других, какими будут их последствия.

Нестиответственность – значит принять на себя не только планирование и выполнение, но и все последствия совершаемых поступков. В свою очередь, безответственностьозначает стремление свалить выполнение намеченного, а также последствия своих действий на других, заставить их расплачиваться за вашу трусость, неразумность или безудержное удальство.

Счастье.О счастье думают в юности и в старости, его желают добиться в зрелые годы, оно выступает явной или скрытой целью многих человеческих стремлений, является важнейшим мотивом деятельности.

Что такое счастье? Каждый понимает это по-своему, но все хотят его иметь. Исследователи отмечали, что уже в Древнем Риме существовало около 300 различных представлений об «истинном счастье». Вы можете спросить: если так много мнений, то стоит ли вообще говорить об этой нравственной категории? Стоит, так как очень важно разобраться: что´ в человеческом счастье зависит от объективных условий и что´ – от самого человека, его субъективных особенностей.

Одним из условий счастья и вообще исходной предпосылкой человеческого существования является удовлетворение материальных потребностей.Стремление к материальному благополучию и жизненному комфорту – норма человеческого существования. Но благополучие – это простое обладание благами, оно никак не может приравниваться к счастью. Вспомните старуху из сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», которая стремилась «урвать» как можно больше материальных благ. Была ли она счастлива? Писатель Ч. Айтматов справедливо заметил: всё, что мы получаем, – это условия жизни, и только то, что мы отдаём, – сама жизнь. Значит, благополучие может служить предпосылкой, но не самим счастьем. Как известно, «богатые тоже плачут».

Второе важнейшее условие, позволяющее человеку ощущать себя счастливым, – это удовлетворение духовных потребностей, в том числе приобретение новых знаний, более глубокое понимание происходящего, успешная творческая деятельность. Третье условие – социальное благополучие: хорошая семья, добрые отношения с людьми, уважение с их стороны.

Счастье нельзя найти, выиграть, получить в подарок. Его можно только обрести в процессе самоосуществления, самореализации личности. И это — ещё одно важнейшее условие счастья.

Настоящее счастье обычно связано с ощущением необыкновенного подъёма духовных и физических сил человека, его стремлением к переживанию всей полноты бытия. Таким образом, изучаемому понятию можно дать такое определение.

Счастьекак состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворённости, полноты бытия.

 Это состояние невозможно без преодоления собственной инертности, лени, пассивности, полной зависимости от внешних обстоятельств. Оно не является непрерывным потоком удовольствий, постоянным состоянием радости. Счастье – это скорее «звёздный час» человека, наиболее яркие моменты его жизни.

Некоторые выводы

1. Ценность – это значимость, которую предмет или явление имеет для нас. К высшим нравственным ценностям относятся добро, свобода, смысл жизни, счастье, любовь.

2. Смысл жизни связан со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся. Его нельзя получить готовым, а нужно найти самостоятельно.

3. Суть свободы состоит в познании необходимой связи явлений, а также в возможности выбора и ответственности за последствия совершаемых поступков.

4. Необходимыми условиями счастья являются оптимальное удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей, самореализация личности.

 

Вопросы и задания

1. Какие виды нравственных ценностей вы знаете?

2. Как понимается смысл жизни в рамках:

а) пессимистического подхода;

б) скептического подхода;

в) оптимистического подхода?

3. Говорят, жизнь человека не прошла бессмысленно, если он построил дом, воспитал сына и посадил дерево. Как вы думаете, почему? Каждому ли человеку это удаётся?

4. В чём отличие смысла жизни от цели жизни?

5. Что легче: иметь свободу или не иметь её? Почему?

6. Все ли люди достойны нравственной свободы?

7. Подготовьте сообщение об особенностях счастья и его «законах».

8. Согласны ли вы с тем, что счастье каждый понимает по-своему? Существует ли, на ваш взгляд, некоторое обобщённое понятие счастья, справедливое для всех?

9. А. С. Пушкин написал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Но спустя некоторое время жизнь привела его к прямо противоположному выводу:

                    «Я думал: вольность и покой

                    Замена счастью. Боже мой!

                    Как я ошибся, как наказан».

Как вы думаете: почему поэт изменил своё мнение?

 

Нравственные отношения

Отношения к другим людям и самому себе.В результате общения между людьми складываются нравственные отношения, о которых мы и поговорим.

Наверно, каждый замечал, что одни люди вызывают у нас симпатию, другие – антипатию. Они относятся ко всем доброжелательно, другие  – настороженно, третьи охотно общаются лишь с теми, кто им «выгоден», четвёртые пытаются навязать свои взгляды окружающим.

Отношение человека к другим людям характеризуется такими качествами, как благородство, великодушие, доверие, сочувствие, терпимость, требовательность, чуткость или же, наоборот, низость, чёрствость, подозрительность, нетерпимость, попустительство и т. д.

О благородстве мы говорим в том случае, когда отношение человека к людям направляется возвышенными мотивами. Оно связано с самоотверженностью, мужеством, верностью высоким идеалам. Противоположность благородству – низость, зависть и т. д.

Великодушным называют того, кто способен снисходительно относиться к незначительным проступкам и упущениям других, готов бескорыстно жертвовать своими интересами ради них. Великодушный человек придаёт особое значение человеческому достоинству людей, с которыми он общается.

Требовательность человека по отношению к другим и к самому себе нравственно оправдана в том случае, если она диктуется справедливостью и чувством долга. В противоположном случае она может переродиться в придирчивость.

Чуткость – это такое отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательное отношение к их потребностям и интересам, мыслям и чувствам. Чутким называют того, кто тактичен, способен к сопереживанию, не допускает грубости и высокомерия.

Высокое нравственное значение имеет дружба, которая сопровождается уважением к другому человеку, бескорыстием и самоотверженностью, а также общностью интересов и взаимной привязанностью.

Всё богатство нравственных отношений вбирает в себя любовь. Человек, по-настоящему любящий людей, живёт духовно богатой, вдохновенной жизнью. Стремление вызвать ответную любовь пробуждает в нём самоотверженность, великодушие, преданность, мужество и другие лучшие качества, обостряет чувство ответственности за свои действия, за благополучие и честь дорогих ему людей. Такая рождённая внутренней потребностью ответственность незаметно удерживает нас от многих эгоистических поступков, помогает при необходимости отказаться от ряда удовольствий и удобств, стать более целеустремлённым.

Подлинная любовь всегда действенна. Она заставляет любящих взыскательно смотреть на себя глазами другого,  рождает большое желание совершенствоваться: стать умнее, красивее, сильнее, добрее, выдержаннее, культурнее. И в этой активизации душевной деятельности состоит её большая нравственная ценность. Большая любовь преображает человека, делает его чище, лучше, мудрее, сильнее. Она может перевернуть всю его жизнь. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас и самих», — писал Ф. М. Достоевский.

Отношения к самому себе могут выражаться в таких качествах, как скромность, достоинство, либо, наоборот, тщеславие, самолюбие и др. Достоинством называют такое нравственное отношение  к самому себе, которое исходит из признания ценности каждого индивида как нравственной личности. Нельзя позволять себе того, что было бы ниже нашего достоинства. Подлинное достоинство не зависит от общественного положения или характера деятельности. Оно связано с уважением человека к самому себе как личности и определяется способностью на деле следовать требованиям нравственности.

С человеческим достоинством тесно связано понятие о чести. Правда, между ними есть и различие. Представление о достоинстве личности основывается на признании равенства всех людей в моральном отношении. понятие о чести — с неодинаковой оценкой людей в зависимости от их репутации или сложившегося в общественного мнения о нравственном облике того или иного индивида. Человек должен оправдывать положительную репутацию, иначе ему угрожает бесчестие. Оценивая себя, можно как завышать, так и занижать оценку, тем самым формируя у себя либо самомнение, либо комплекс неполноценности. Лишь адекватная, т. е. соответствующая действительности, оценка способствует развитию положительных индивидуальных качеств, саморазвитию и самосовершенствованию в целом.

Древнегреческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) рассказал такой миф: души людей после смерти получают новое воплощение в соответствии с теми качествами, которые они обнаруживали при жизни. Те, кто был склонен к чревоугодию, беспутству и пьянству, превращаются в ослов и свиней. Те, кто предпочитал несправедливость, властолюбие и хищничество, превращаются в волков, ястребов и коршунов. А каков же будет удел людей моральных – рассудительных и справедливых? Они, вероятнее всего, вновь станут людьми. В любом случае они окажутся в мирном и общительном окружении.

Отношение к Родине.         Особое место в системе отношений занимают отношения человека  к Родине. Чаще всего они базируются на принципах патриотизмаи космополитизма.

Патриотизм–это любовь к Родине.

С чувством патриотизма можно относиться как к «большой родине» – своему государству, народу, так и к «малой родине» – к тем местам, где ты родился и вырос.

В чём же проявляется патриотизм? В громких словах и пылких заверениях в любви к Отечеству? Или в конкретных делах на благо Родины?

Патриотизм предполагает прежде всего заботу о благе Родины. Люди, равнодушные к судьбе Отечества, готовые в любой момент сменить его на другие края, никак не могут считаться патриотами.

С заботой связана ответственность.Конечно, большинство рядовых граждан вряд ли могут в полной мере отвечать за те события, которые происходят в государстве. Прямую ответственность несут органы власти — но ведь они у нас выборные, и каждый гражданин самостоятельно делает свой выбор. Забота о благе Родины и ответственность за неё предполагают труд, старание и усердие не только ради собственного благополучия, но и ради процветания своей страны. Патриотизм требует также знания Родины и уважения к ней. ЗнаниеРодины – это знание её истории и культуры, языка, специфических особенностей жизни. Уважениек Родине – это понимание её такой, какая она есть, стремление помочь ей стать лучше. Говорят: «Родину не выбирают». Да, мы живём в определённых условиях, характеризующих страну, в которой родились, и от всех нас, граждан Республики Беларусь, зависит наше общее будущее. Наша судьба и судьба нашей Родины – в наших руках.

Космополитизм – это идеология, отрицающая права наций на государственную независимость, призывающая человека осознавать себя «гражданином мира», а не конкретной страны. Под этим, как правило, скрывается равнодушие к своему отечеству.

Человек, отрывающийся от своих корней, покидающий по собственной воле Родину, неизбежно становится чужаком, посторонним и для той страны, куда он уехал. Даже достигнув успеха на чужой земле, он часто чувствует себя бездомным бродягой.

Нередко встречается и национализм, или национальный эгоизм.

Национализм — такая любовь к Родине, которая противопоставляет её всем другим странам и народам.

Националист – это, как правило, человек, стремящейся самоутвердиться за счёт своей принадлежности к определённому народу или стране. И здесь не надо быть ни умным, ни трудолюбивым, ни добрым. Достаточно просто родиться в Беларуси или быть американцем, чтобы чувствовать своё изначальное превосходство над другими. Национализм ведёт в тупик, он не рождает ничего, кроме раздора.

Гуманизация общественных отношений.Мы уже отмечали, чтов процессе нравственной деятельности между людьми складываются разнообразные отношения, в том числе – взаимопомощи или конкуренции, доверия или вражды, дружбы или ненависти.Важным условием гуманизации общественных отношений была и остаётся мораль.

Задача морали состоит в том, чтобы дать людям знание и понимание идеалов гуманности (человеколюбия), определяющих нормы нравственности.

Быть гуманным в реальном поведении нелегко. Для этого необходим не только позитивный взгляд на мир, но и устойчивые нравственные привычки, умение владеть собой, регулировать свои поступки. Не всем даны от природы такие качества, как доброта, милосердие, вежливость, порядочность. Нас многое выводит из равновесия, и тогда мы иногда «срываемся», бываем резкими, язвительными, беспощадными, говорим грубости, о которых потом сожалеем. Практический гуманизм – не просто качество личности, а прежде всего важная цель,   движение к которой принесёт каждому из нас и обществу в целом реальные достижения.

Назначение морали состоит в установлении между людьми отношений согласия, в устранении или предотвращении вражды и непонимания, в утверждении гармонии человеческих отношений. Всё это – условия подлинного гуманизма, выражающего право людей на достойную и счастливую жизнь.

Гуманистическое обновление мира на нравственных принципах выступает в качестве цели, а движение к ней служит источником всех других целей, достойных человека.

Некоторые выводы

1. Нравственную личность в отношениях к другим людям характеризуют такие качества, как благородство, великодушие, доверие, сочувствие, терпимость, требовательность, чуткость.

2. Нравственно зрелую личность отличают достоинство и вместе с тем скромность, объективная самооценка.

3. Патриотизм характеризует отношение человека к Родине. Он включает не только любовь к ней, но и знание и уважение её истории и культуры, заботу о ней и ответственность за её будущее.

4. Подлинной целью общественного развития является гуманистическое обновление мира на нравственных принципах.

Вопросы и задания

1. Какие нравственные качества характеризуют отношение человека к другим людям?

2. В чём сходство и различие человеческого достоинства и чести? Подтвердите свои размышления примерами.

3. В чём, на ваш взгляд, заключается патриотизм?

4. На основе исторических материалов и литературных произведений подготовьте сообщение о патриотизме белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

5. Какова ваша нравственная оценка национализма? Обоснуйте свою точку зрения.

6. Как вы понимаете слова Эпикура: «Из всего, что даёт мудрость для счастья всей жизни, величайшее – это обретение дружбы»? Какие нравственные качества личности способствуют установлению дружеских отношений?

7. Противоречивость морального сознания была подмечена ещё древнекитайскими мыслителями. Так, Лао-цзы утверждал: «Добрый человек – учитель недоброго человека»; «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нём притаилось несчастье». Объясните, как вы понимаете эти высказывания.

Нравственное поведение

Нравственный поступок и его мотивы.Об уровне культуры человека судят по его поведению. А поведение складывается из отдельных поступков, которые можно оценить с позиций нравственности.

 Нравственное поведениеопирается на нравственное сознание и является результатом свободного выбора личности. Поведение человека зависит от нравственных норм, качеств и принципов, которые у него сформированы. Если человек соблюдает нравственные нормы, принятые в обществе (уважает старых, не обижает слабых, не лжёт, не берёт чужого и т. д.), такое поведение считается нормальным, т. е. соответствующим нормам. Встречаясь с людьми трудолюбивыми, самоотверженными, которые готовы прийти на помощь не только близким, но и незнакомым людям, которые не кривят душой, не завидуют чужому успеху, мы говорим: «Это хорошие, добродетельные люди». Сталкиваясь с человеком, стремящимся нажиться за чужой счёт, жаждущим праздной и развратной жизни, который может обмануть, украсть, мы оцениваем его как порочного, безнравственного.

Поведение человека –это реализация его отношений к другим людям, к обществу и самому себе.Структуру морального поведения можно представить в следующей схеме.

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 3020; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!