Преемственность в развитии культуры



Культура как механизм социального наследования.Каждая культура предполагает передачу социального опыта, который выражается в знаниях и способах трудовой деятельности, обычаях и традициях, основных символах и ценностях культуры. Только благодаря преемственности опыта люди овладе­вают достижениями прошлого и получают возможность, опираясь на этот фундамент, развивать культуру дальше.

Для того чтобы воспользоваться накопленным ранее предметным и духовным богатством, новое поколение людей должно понять его смысл и предназначение, применить его к своим жизненным обстоятельствам. Так, в Древнем Риме была разработана детальная система правовых норм, регулирующих различные стороны жизни людей, в особенности имущественные отношения. Римское право изучается в юридических вузах и в наши дни.

Мысли и представления, выраженные в знаковых системах, хранящих достояния культуры, как бы отделяются от человека, приобретают самостоятельное, внеличностное существование. Они становятся социальной информацией, носителем которой и является культура общества. Культура образует специфически человеческий «механизм» наследования духовного и практического опыта. Благодаря ей становится возможным историческое развитие, которое основывается на накоплении и умножении информации, используемой людьми.

Культура включает в себя множество знаков и знаковых систем. С их помощью образуются культурные «тексты», в которых запечатлевается и хранится нужная людям информация. Под словом «текст» понимают не только письменное сообщение, но и любой объект, который несёт важную для людей информацию – произведение искусства, вещь, обычай, танец, художественное произведение. Например, для археолога золотые украшения, найденные при раскопках, являются предметами древней культуры. Они интересуют его именно как носители исторической информации, тогда как для злоумышленника, который переплавляет их в слиток и продаёт, они не более чем средство наживы.

Важнейшей из созданных людьми знаковых систем является естественный язык. Любой из нескольких тысяч ранее существовавших или теперь используемых естественных языков – это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нём народа. Никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему значению в культурном наследовании.

Люди, говорящие на одном языке, способны понимать друг друга потому, что придерживаются одних и тех же норм, определяющих построение речи. Вместе с тем языковые нормы не являются абсолютно жёсткими. Они достаточно гибки и изменчивы, чтобы дать простор воображению и обеспечить приспособление языка к возникающим в культуре новшествам. Каждая принципиально новая идея требует соответствующих языковых средств для её объяснения. Так вошли в язык многие научные термины, например «кванты», «гены», «волны вероятности» и др.

Изобретение знаковых систем записи — одно из величайших достижений человеческой мысли. Бесписьменные языки могли обеспечить передачу лишь того объёма знаний, который хранился в фольклоре и ограничивался возможностями памяти жреца или сказителя. Письменность позволяет обществу сохранять и передавать информацию, количество которой намного превосходит объём памяти отдельного человека. Для её хранения создаются архивы, библиотеки, делающие накопленное знание доступным для того, кто умеет читать. Благодаря письменности становится возможным общение между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разное время.

Функции языка в культуре.

Язык – это способ вы­ражения мыслей, средство общения людей, показатель уровня развития культуры обще­ства и универсальное средство оформления, хранения и передачи культурного наследия, а также создания новых культурных ценностей.

По тому, как человек говорит, можно определить уровень его культурного развития, индивидуальные особенности, характер. Речь человека – это его «визитная карточка».

Структура языка вместе с тем характеризует психологические особенности народа. Например, английская культура предполагает, что человек может прямо и недвусмысленно высказывать соб­ственное мнение, и это находит отражение в структуре и особенностях английского языка. Японская культура, напротив, ограничивает возможность непо­средственного и прямого выражения человеком своих чувств и желаний. Она не поощряет также обсуждение чувств и мыслей другого человека. О них собеседник дол­жен догадаться. Этому помогают определённые формы поведения, близкие к ритуалу.

Именно язык служит основным средством передачи культуры. Важной особенностью родного языка является то, что на нём практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи усвоены в детском возрасте. Язык играет важнейшую роль в процессе приобретения и упорядочения опыта людей. Как и вся культура в целом, он накапливает общепринятые значения. Общение людей с помощью языка предполагает, что они понимают значения используемых слов и высказываний. Общий язык ещё и поддерживает сплочённость, единство общества. Он помогает людям согласовывать свои действия через убеждение, одобрение или осуждение друг друга.

Между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникает не только взаимопонимание, но и определённое сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в обществе, о правилах организации повседневной жизни. Поскольку язык способствует формированию чувства группового единства, в развивающихся странах, в которых существуют племенные диалекты, большое внимание уделяется выработке единого национального языка. Без этого трудно достичь сплочения нации, бороться с племенной разобщённостью.

Хотя язык является могучей объединяющей силой, он способен и разобщать людей. Группа, использующая определённый язык, нередко считает всех, говорящих на нём, своими, а людей, которые общаются на других языках или диалектах, – чужими. Например, язык – главный символ известной отчуждённости между англичанами и французами, проживающими в Канаде.

Язык обеспечивает существование и развитие основных форм проявления культуры – трудовой деятельности, религии, философии, образования, науки, техники, искусства. Разнообразие языков, присущих различным культурам, позволяет каждому народу в уникальной форме выражать не только свой исторический опыт, но и общечеловеческие ценности и смыслы. Поэтому унификация языков, сведение всего их многообразия к некоему единому стандарту просто недопустимы.

С учётом ведущей роли языка в социальном наследовании культуры одной из главных задач культуры становится постоянная забота о соблюдении грамматических правил и сохранении ясного, выразительного, чистого языка. Без этого наша речь становится непонятной, невнятной, её смысл неправильно воспринимается.

Культурная традиция. В развитии культуры есть две тенденции – к сбережению накопленного и созданию нового. Первая из этих тенденций находит выражение в традициях.

Традиция (лат. traditio — передача) — результат веками и тысячелетиями приобретавшихся знаний, опыта, форм и правил поведения, нравов, обрядов, обычаев.

Каждая из традиций сложилась на опре­делённом историческом этапе и несёт на себе печать своего времени. Но, оказавшись плодотворной, она не умирает, а становится необходимой и следующим поколениям людей. Такие традиции  А. С. Пушкин назвал «умная старина».

Не всё, что мы унаследовали от прошлого, называют традицией. Например, мы не ссылаемся на традицию, когда применяем различные полезные вещи, имеющие давнее происхождение, или же когда придерживаемся правил нравственности, грамматических норм языка и т. д. Ссылка на традицию или на длительную историю уместна тогда, когда полезность какой-то части наследия прошлого не вполне очевидна или же может быть оспорена. Если в обществе существуют противоположные интересы, то и традиции ставятся под вопрос. Они оцениваются как прогрессивные или реакционные, содействующие или препятствующие развитию.

Спор о традициях обостряется в переломные исторические эпохи, когда сталкиваются взгляды традиционалистов, оправдывающих и защищающих прошлый опыт как ценный сам по себе, и радикалов, отрицающих традиции и оспаривающих зависимость от прошлого. Такой спор вёлся при переходе от феодализма к капитализму в Западной Европе. Жизнь средневекового общества регулировалась традициями. Сторонники радикальных преобразований призывали полагаться на собственный разум и отбрасывать всё, что мешает прогрессу. В сфере политической идеологии это отразилось в дискуссии между консерваторами и либералами.

Жизнь, однако, показала, что даже самые яростные радикалы становятся консерваторами после того, как  приходят к власти. Установленный ими новый общественный порядок нуждается в защите, поэтому начинают создаваться новые традиции, складываются новые легенды, почитаются новые герои. Без опоры на традицию, без преемственности общество не может существовать и развиваться.

Некоторые выводы

1. Основная функция культуры – упорядочение, хранение и передача социального опыта.

2. Разнообразие языков национальных культур – основа динамичного развития мировой культуры.

3. Традиции сохраняют то, что соответствует интересам определённых социальных групп. Поэтому возникают дискуссии о прогрессивности или  реакционности тех или иных традиций.

4. Необходимо с уважением относиться к культурной традиции своего и других народов, так как на её основе развивается всё новое в каждой культуре.

 

Вопросы и задания

1. Владимир Высоцкий (1938—1980) писал:

 Чистоту, простоту мы у древних берём,

 Саги, сказки из пришлого тащим,

 Потому что добро остаётся добром

 В прошлом, будущем и настоящем.

Прокомментируйте эти строки поэта. Подтвердите примерами из истории.

2. Какие из забытых традиций прошлого, на ваш взгляд, нам полезно было бы восстановить?

3. Представь­те себе, писал французский психолог А. Пьерон, что нашу планету постигла ка­тастрофа, в результате которой в живых остались только маленькие дети. Сохранились бы все материальные и духовные ценности, все сокровища культуры — библиотеки и книги, музеи и картины, научные труды и техника, все самые совершенные машины. Род че­ловеческий не прекратился бы, но история человечества бы­ла бы прервана. Машины бы бездействовали. Книги оста­лись бы непрочитанными. Художественные произведения — ненужными: их смысл и эстетическая сущность не были бы открыты. Культурная история человечества должна была бы начинаться сызнова.

Какой вывод, по-вашему мнению можно сделать из этого рассуждения?

4. Н. П. Акимов писал: «А если бы случилось так, что напере­кор всем законам истории будущее поколение усвоило бы себе все вкусы предыдущего, то это была бы катаст­рофа. Для всех поколений».

Согласны ли вы с таким выводом? Аргументируйте свой ответ.

5. Предположим, что все народы мира перешли на один-единственный язык. Как это сказалось бы на развитии культуры?

Творческий характер культуры

Понятие творчества. Преемственность и новаторство пронизывают всю культурную жизнь общества. Представители каждого нового поколения занимаются не только усвоением, но и новаторской переработкой культурных достижений прошлого, созданием новых культурных ценностей, или, иными словами, творчеством.

Творчество – это человеческая деятельность, создающая принципиально новые материальные и духовные ценности.

Творчество всегда предполагает отказ от старого и создание культурных новаций. Но в разных культурах направленность и характер творчества могут существенно различаться. Западная модель творчества ориентирована главным образом на изменение человеком внешней среды, приведение мира в соответствие с собственным замыслом творческой личности. На Востоке в среде гуманитарно образованных людей преобладает внутреннее творчество, когда преобразующая активность направляется творцом на самого себя. Её цель — преобразование собственного духовного мира. Примером могут служить индийская йога, буддийская и даосская медитативные практики. В результате такого подхода, несмотря на всё богатство своей культуры, восточные общества в Новое время продемонстрировали ощутимое технологическое отставание от стран Запада.

Кто же является субъектом творческого процесса? Возможны два основных ответа на этот вопрос. Это либо народ, либо отдельная личность. Уже в Древней Греции народ был главной созидающей силой культуры. Об этом свидетельствует, например, демократический строй Афин, разнообразие и яркость мифов и богатство фольклора. Однако и греки, и римляне различали populus (народ) и его выродившуюся часть – vulgus (невежественная, дикая толпа). Далеко не все люди составляют народ в высоком значении этого слова, народ как творческую силу. Народы, достигшие исторического величия, могут при известных обстоятельствах утратить его, превратившись в низменную массу. Так произошло с немцами в тридцатые-сороковые годы прошлого века, когда к власти пришли фашисты.

Народ состоит из личностей. Именно отдельная личность способна к активной творческой деятельности. Когда мы говорим, что народ творит культуру, это означает, что авторство отдельных творений не подчёркивается и не остаётся в памяти людей. Разные люди вносят свой вклад в то, что называют творчеством народа. Прежде чем личность сможет начать активные творческие действия, она должна сформироваться в социальной среде, которая поддерживает творчество, а не гасит, подавляет его.

Если творчество личности совпадает с основным направлением общественного прогресса, то она может внести весомый вклад в мировую культуру. В историю культуры прочно вошли имена многих выдающихся философов, учёных, изобретателей, художников, писателей. Часто благодаря их титаническим усилиям в культуре происходил настоящий прорыв от одного качественного состояния к другому. Так, книга Н. Коперника «О вращении небесных сфер» (1543) ознаменовала собой переход от геоцентрической к гелиоцентрической картине мира*. Это, в свою очередь, стало толчком к формированию нового типа культуры, в том числе к развитию современной науки.

* Геоцентрический — имеющий центр, совпадающий с Землёй (греч. gē — Земля); Гелиоцентрический — имеющий центр, совпадающий с Солнцем (греч. Hē'lios — Солнце) (примеч. ред.).

 

Творчество личности порой может быть направлено против главной линии общественного прогресса. К таким личностям относят, например, завоевателей прошлого, которые разрушали культурные формы. Так, испанские конкистадоры во главе с Э. Кортесом в XVI в. уничтожили в целом перспективную, хотя и довольно молодую культуру ацтеков**. Разрушительный характер по отношению к покорённым странам имели завоевания Чингисхана, Тимура, а в прошлом веке – Гитлера. В подобных случаях говорят об отрицательном воздействии личностного творчества на культуру.

** Ацтеки — индейский народ в Мексике, около 1,1 млн человек (примеч. ред.).

 

Во многих случаях выдающаяся личность оказывает противоречивое воздействие на развитие мировой культуры. Существует не так уж много людей, творческая деятельность которых может быть оценена полностью однозначно – либо как хорошая, либо как плохая. Так, создатели ядерного оружия не только поставили мир на грань выживания, но и заложили основу для развития ядерной энергетики, что способствовало решению сложных экономических проблем. Тот же Чингисхан был жестоким завоевателем и вместе с тем создателем могучего монгольского государства.

Творчество способно приобретать различные формы – от открытия новых законов природы до изобретения новых средств и тактики уничтожения людей в ходе военных действий. Одно и то же открытие может быть использовано и во благо, и во вред людям.

Итак, две основные движущие силы культуротворчества – это отдельная личность и народ или множество людей, образующих культурную общность и в своей повседневной деятельности творящих новое. Культура выступает как поле реализации творческих способностей человека. Однако она не только призывает человека к творчеству, но и накладывает на него определённые ограничения. Культурные запреты призваны защитить общество и природу от разрушительных действий антисоциальных элементов, ограничить влияние сторонников фашизма, расизма*, разных форм экстремизма**, не допустить хищнического отношения к природе.

1 Расизм — теория и политика, основанные на положениях о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру, об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы (господ и слуг). Расизм стал официальной идеологией фашизма. Расизм осуждён международным сообществом (примеч. ред.).

** Экстремизм — (от лат. extremus — крайний), приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и поступкам. Выражается в насильственных действиях, направленных на нарушение и разрушение сложившихся общественных структур: организация беспорядков, террористические акции и т. п. (примеч. ред.).

 

Особенности культуротворчества в науке, искусстве, технике.Основными областями культуротворчестваявляются наука, искусство итехника.

Наука представляет собой особую отрасль деятельности, цель которой производство новых знаний о природе и обществе.

Творчество в науке связано с установлением новых фактов, выявлением новых законов и принципов связи вещей и явлений. Учёные используют в своей деятельности различные методы исследования. Важную роль среди них играют моделирование и научный эксперимент.

Метод моделирования заключается в том, что: 1) строится предположение о природе изучаемой вещи или явления и на его основе создаётся теоретическая или вещественная модель; 2) изучение модели приводит к выводам, которые могут быть применены к исходной вещи или явлению; 3) полученные выводы проверяются на практике (эксперимент).

Научный эксперимент – это исследование определённого объекта с помощью активного направленного воздействия на него.

Для проведения эксперимента выделяется интересующий исследователя объект (предмет, процесс). Затем в  строго определённых условиях осуществляют на него заранее намеченное воздействие. На основании полученных результатов делается вывод о том, что при одних и тех же условиях похожие объекты, подвергшиеся воздействию, будут вести себя в основном так же, как изученный. Видный английский философ Нового времени Фрэнсис Бэкон (1561—1626) называл эксперимент «пыткой природы» – строгим допросом, имеющим целью установить истину.

Учёные посредством эксперимента испытывают природу, открывают её тайны, узнают её законы. Это требует огромного трудолюбия и самоотверженности, вплоть до самопожертвования. Например, французские учёные супруги Кюри пожертвовали своим здоровьем, проводя исследования радиоактивности.

Иногда научные открытия и изобретения поражают настолько, что люди отказываются в них верить, ибо это меняет их представле­ния о жизни. Открытие в конце XIX в. рентгеновского излучения, позволившего просвечивать непро­зрачные тела, долгое время вызывало недоверие и считалось чем-то близким к мистике. Однако кого сегодня удивляет рентгеновский снимок? Не сразу и далеко не всеми были признаны заслуги русских учёных К. Э. Циолковского (1857—1935), А. Л. Чижевского (1897—1964), давших оригинальную разработку идеи взаимосвязи человека и Космоса.

Учёные стремятся применить открытые ими факты и законы для изменения природной и социальной действительности. Это требует от них особой ответственности за результаты исследований – ведь многие открытия в перспективе их внедрения могут навредить человечеству. Достаточно вспомнить химические опыты, которые привели к созданию отравляющих веществ.

Благодаря развитию науки и техники культура современного Запада  смогла достичь выдающихся успехов. Вместе с тем широкое и безоглядное применение этих достижений на практике обострило экологическую проблему, создало угрозу будущему человечества.

В отличие от науки, которая опирается на мышление и эксперимент, основу искусства составляют воображение, фантазия.

Искусство – особая форма человеческой деятельности, которая проявляется в создании художественных образов, запечатлённых в художественных произведениях.

Цель творчества в искусстве – создание прекрасного, выражающего личные и общественные идеалы. От художника, кроме умения, нщё требуется и особое чутьё, художественная интуиция. Благодаря им творение мастера отражает не просто его личное представление о прекрасном, но и главенствующий в культуре или только ещё рождающийся тип красоты.

Искусство, доставляя человеку радость, удовольствие, воспитывает в нём лучшие качества, духовно обогащает его. Возникло оно из стремления человека к красоте. Художественные произведения постоянно стимулируют в человеке творческое начало. Искусство неразрывно связано с исследованием природы и развитием научных знаний, а в древности оно иногда и опережало их.

Высшего выражения напряжение всех творческих сил современной западной культуры достигло в развитии техники.

Техника – это совокупность орудий, созданных человеком для преобразования природной среды и создания других предметов культуры.

Творчество в области технических объектов и приспособлений опирается на достижения естественных и точных наук: физики, химии, математики. Техника является посредником между человеком и природой. Она – важнейшее звено в нашем взаимодействии с окружающей средой. Техническое творчество нацелено на создание искусственной природы, соответствующей нуждам человека. Если произведение искусства воплощает какое-то идейное содержание, то техническое творчество направляется мыслями о полезности, эффективности, удобстве. В наши дни всё большее значение приобретает дизайн – художественное проектирование изделий.

Творчество и гениальность.Значительная часть духовных ценностей в современном обществе создаётся профессиональными творцами. В развитии материальной культуры творческим личностям тоже принадлежала и принадлежит важная роль. Как бы ни были искусны резчики по камню и строители, но без архитектурного гения Донато Браманте (1444—1514) мы не знали бы такого величественного сооружения, как собор святого Петра в Риме. Творческая личность, талант, гений – восходящие ступени творческого развития человека, разные меры оценки его достижений. Гений является высшей ступенью, венчающей и завершающей развитие творческой личности, это всегда талант, его наиболее полное и глубокое проявление. Но не всякий талант – гений.

Существуют следующие основные отличия гения от таланта. Во-первых, высокая оригинальность творчества гения, его неоспоримо новаторский характер. Всякий талант индивидуален, но в гении эта черта достигает наивысшего уровня. Деятельность гения способна заменить усилия очень многих людей, работающих в одной с ним области. Такими были, например, создатель неэвклидовой геометрии Н. И. Лобачевский (1792—1856), выдающийся физик А. Эйнштейн (1879—1955). Во-вторых, это универсализм гения, его способность достичь успехов в различных областях. Разносторонними были научные интересы Аристотеля (384—322 гг. до н. э.), В. И. Вернадского (1863—1945). Гениальность Леонардо да Винчи (1452—1519) проявилась не только в науке, но и в техническом творчестве, в искусстве. В-третьих, высокая степень трудолюбия позволяет гению достигать высочайших результатов даже там, где просто талантливый человек потерпит поражение. Гений – это человек, который влияет на мировую культуру в целом. Он способен предвидеть будущее, что позволяет его творениям сохранять актуальность для последующих поколений.

Некоторые выводы

1. Творчество связано с созданием новых достижений культуры. Направленность и характер творчества зависят от типа культуры.

2. Основными субъектами культуротворчества являются народ и личность. Творчество личности может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для развития общественной жизни.

3. Научное творчество направлено на выработку новых знаний о природе и обществе. Моделирование и научный эксперимент – основные средства современного научного поиска.

4. Творчество в искусстве направляется идеей прекрасного и требует от личности наличия развитого художественного воображения, интуиции.

5. Техника – главный посредник во взаимодействии общества с природой. Техническое творчество направляется заботой о полезности, эффективности, удобстве.

Вопросы и задания

1. Известный композитор М. И. Глинка сказал: «Народ создаёт музыку, а мы, композиторы, только аранжируем её». Что он имел в виду?

2. Как можно истолковать слова И. А. Бунина: «Из народа может выйти и икона, и дубина»?

3. Как вы понимаете слова А. С. Пушкина: «Гений и злодейство несовместны»? Согласны ли вы с этим утверждением?

4. П. Валери сказал: «Талант без гения значит немного, гений без таланта – ничто». Что он имел в виду? Согласны ли вы с данным утверждением?

5. Какую черту гениальности отразил в своем высказывании Г. Гегель: «Талант является специфической, а гений — всеобщей способностью»?

6. Приведите примеры гениальных людей и их достижений.

7. Существует ли взаимосвязь между художественным и техническим творчеством?

8. Какие направления технического творчества представляются вам наиболее важными? Почему?

Диалог культур

Национальное и общечеловеческое в культуре.С древнейших времён многие люди судили о других культурах с позиции превосходства  своего народа. Такая позиция называется этноцентризмом; она была характерна и для Запада, и для Востока. Так, ещё в IV в. до н. э. древнегреческие общественные деятели делили мир на «эллинов» и «варваров». При этом культура варваров рассматривалась как весьма примитивная по сравнению с греческой. Это было одно из первых проявлений европоцентризма – суждения европейцев о том, что их общество есть образец для остального мира.

Позднее христианские миссионеры стремились обратить «отсталых язычников» в свою веру. В свою очередь, жители средневекового Китая открыто выражали презрение к «окраинным варварам» (европейцам, равно как и кочевым племенам). Этноцентризм обычно связан с ксенофобией – страхом перед чужими взглядами и обычаями, неприязнью или ненавистью к ним.

Однако со временем многие пришли к пониманию того, что противопоставление Запада Востоку и вообще «своих» «чужим» не принесёт пользы человечеству. Запад не выше Востока, а Восток не выше Запада – они просто разные.

Содействие многообразию культур – одна из важных целей мирового сообщества. Это зафиксировано в первой статье Устава ЮНЕСКО (ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). В ней говорится, что цель сотрудничества – способствовать «сближению и взаимному пониманию народов путём надлежащего использования аппарата коллективного осведомления, рекомендуя для этого заключение международных соглашений, которые она (ЮНЕСКО) сочтёт полезным для свободного распространения идей словесным и изобразительным путём». Итак, культурное разнообразие нуждается в поддержке, его необходимо развивать.

Своеобразие каждой национальной культуры относительно. Её уникальность выступает как конкретное проявление всеобщего в развитии человеческого общества. У разных народов исторически сложились свои языки. Но необходимость иметь язык как средство общения, накопления опыта   является общей для всех людей. Все культуры имеют некоторые общие нормы и ценности. Их называют общечеловеческими, так как они выражают основы человеческой жизни. Добро, труд, любовь, дружба значимы для людей в любом месте Земли. Существование этих ценностей способствует взаимопониманию и сближению культур. Иначе нельзя объяснить тот факт, что каждая культура в процессе взаимодействия с другими воспринимает и использует многие их достижения. Так, в конце XIX в. аграрная Япония за несколько десятилетий смогла превратиться в сильную индустриальную державу. Причина этого кроется в заимствовании западных технологий и принципов организации производства.

Взаимодействие культур ведёт, с одной стороны, к упрочению своеобразия восточных и западных, южных и северных культур, с другой – к формированию общемировой культуры. Диалог разных культур необходим и бесконечен . Это постоянный процесс, который помогает человечеству сохранить многообразие культурных основ жизни. Диалог культур позволяет каждому человеку приобщиться к духовному богатству, созданному разными народами, совместно решать глобальные проблемы человечества, а также помогает отдельным людям и общностям найти смысл своего бытия, не утратив своеобразия.

Особенности культуры восточнославянских народов.Культура восточных славян динамично развивается. Этот культурный мир богат высокими духовными достижениями и в чём-то непредсказуем, склонен к резким изменениям. Так, только в ХХ в. он пережил такие мощные потрясения, от которых многие другие культуры не смогли бы оправиться. До начала Первой мировой войны восточнославянский мир переживал творческий подъём. Для русской и белорусской культур это время отмечено великими свершениями деятелей науки и искусства. Среди творческих личностей России того периода выделяются писатели А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, поэты А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, философы С. Л. Франк, Н. А. Бердяев, художник И. Е. Репин и др. Белорусская культура того времени прославилась такими именами, как В. И. Дунин-Марцинкевич, Якуб Колас, Янка Купала, Максим Богданович. И белорусской, и русской культуре принадлежат художник К. С. Малевич, философ М. М. Бахтин, психолог Л. С. Выготский и др. Но Россия была вовлечена сначала в империалистическую войну, а затем стала жертвой целого ряда разрушительных социальных процессов.

Сказались на культуре и некоторые особенности русского национального характера, на который повлияло положение русских земель между Востоком и Западом. Под воздействием православия здесь сформировался «мессианский тип человека». Такой человек чувствует, что он должен спасти мир, пусть и ценой собственной гибели. На Руси всегда было немало борцов за свободу народа, защищавших его прежде всего от гнёта государства, а также от произвола помещиков. Огромные территории российской империи позволяли крепостным мужикам бежать в глубь страны, на широкий вольный простор. У русского человека широкая, открытая душа, он склонен к сопереживанию, добр и отзывчив, но может быть страшен в своём бунте, так как для него нет ничего дороже свободы. Нередко он прост и слишком упрощает межличностные отношения и делит всех на врагов и друзей, не признавая полутонов и полуоттенков. «Или друг – или враг!» — таков в прошлом девиз многих россиян. Неудивительно, что мессианская идея коммунизма, упав на русскую почву, вызвала жесточайшую гражданскую войну, принесла миллионы жертв и гибель великих ценностей культуры.

Духовная жизнь народа на протяжении советского периода тоже была своеобразным полем боя. Идея классового характера культуры противостояла в советской идеологии общечеловеческим ценностям. К представителям интеллигенции государство нередко относилось с подозрением, видя в них контрреволюционеров. Результатом такой позиции ещё в первые годы существования советской власти стала массовая эмиграция русской интеллигенции. Страну покинули тысячи высококвалифицированных учёных, инженеров, конструкторов. Уехали такие великие люди, как певец Ф. И. Шаляпин, композитор С. В. Рахманинов, балерина А. П. Павлова, поэтесса М. И. Цветаева, писатель И. А. Бунин, художник К. А. Коровин. Многие покидали родину не по своей воле. Ярким примером тому стал печально известный «философский пароход». На нём была выслана за пределы страны большая группа русских философов и писателей: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Сорокин, Н. О. Лосский, С. Прокопович и др. Такой отток умов привёл к заметному понижению духовно-интеллектуального уровня общества, что потребовало дополнительных усилий по восполнению утраченного.

Современная культура на всём постсоветском пространстве переживает непростое время. В XXI в. в самобытные культуры разных народов широко внедряются западные образцы культуры, это ведёт к её коммерциализации, разрушению былого духовного и культурного единства братских народов. Вместе с тем сохраняется возможность дальнейшего сближения восточнославянских народов и их совместного взаимообогащающего культурного развития. Для этого необходимо восстановить прежние и наладить новые культурные связи, постараться сберечь и укрепить традиционные ценности наших народов с учётом нового исторического опыта. В культурном развитии мы должны смотреть вперёд, а не назад.

Беларусь на перекрёстке культур.В условиях глобализации усиливается внешнее воздействие на национальную культуру. Её духовные ценности и установки проходят настоящую проверку на прочность. Сейчас стоит задача сохранения нашего национального духовного наследия. Без понимания себя, своей культуры невозможно найти собственный путь развития в современном мире.

Белорусская культура имеет большую историю и собственные традиции. В ней воплотились самобытные мифологические, религиозные, художественные, нравственные, философские представления нашего народа. Долгое время белорусская культура, как и русская, заимствовала многие западные идеи, ценности, формы культуры. Однако у белорусской культуры есть свой стержень, основа — эмпатия.

Эмпатия — это способность к искреннему сопереживанию, стремление разделить чужую боль.

Эмпатическая направленность беларусской культуры объясняет её толерантность (терпимость), рассудительность, спокойствие. Отсутствие национальной и религиозной розни — и есть проявление этих черт. Эмпатийностью культуры можно объяснить преобладание в Беларуси художественного творчества при отсутствии развитых философских и научных систем. Белорус не стремится покорять природу, а, наоборот, желает единения с ней. Он хочет вслушаться в мир, вглядеться в него, чтобы ощутить всю его красоту. Самое страшное для белоруса – разочарование в идеале, отторжение от красоты.

Эмпатийность белорусской культуры во многом сближает её с восточной культурой. Однако на Востоке сочувствие и переживание человека часто бывают обращены к Богу или же внутрь себя. А у белорусов любовь и эмпатия направлены прежде всего на близкое, родное пространство. Сильное чувство родной земли — важнейшая черта мировоззрения нашего народа.

Белорусская культура формировалась в непосредственной связи не только с Россией, но и с западными культурными центрами. Она испытала на себе их значительное влияние и поэтому имеет ясно выраженную практическую направленность. Вместе с тем наша культура не нацелена на борьбу, силовое самоутверждение. Белорусы всегда стремились к гибкому, конструктивному диалогу с представителями других культур.

Белорусская культура очень близка к русской, однако есть между ними и различия. Стремление к максимальному охвату бытия, характерное для русской культуры, порой воплощалось в великие проекты: «Москва – третий Рим», «Мировая революция». Деятели же белорусской культуры всегда мечтали о близком, руководствовались чувством меры и здравым смыслом, избегая крайностей и революционных ломок. В ХХ в. Беларусь получила возможность независимого государственного и культурного развития. Опираясь на свой особый тип духовности, белорусы занимают достойное место среди других народов, национальных культур.

Менталитет белорусского народа.На формирование белорусского менталитета оказали влияние три основных фактора. Во-первых, природно-географическая среда, которая повлияла на мироощущение наших предков (красота родной природы и расположение белорусских земель в равнинной зоне с умеренно-континентальным климатом). Во-вторых,  религия, а вернее, несколько религий – прежде всего православие, а также католицизм, ислам, иудаизм. В-третьих, коллективно-родовое начало, которое проявило себя в ограничении активности отдельного человека, в заботе об общем благе.

Важными чертами менталитета белорусов можно считать следующие:

1. «Пограничность», связанную с необходимостью осуществлять выбор между Западом и Востоком; постоянный поиск своего пути развития. Так, уже первый белорусский учёный Франциск Скорина объединял в себе черты двух культур – западной (католической) и восточной (православной), что не мешало ему оставаться самоотверженным патриотом.

2. Отсутствие чувства превосходства над другими народами.

3. Терпеливость, выносливость и неагрессивность. Белорусы всегда отрицали насилие, хотя сами нередко становились его жертвами, в чём-то подражая христианским мученикам. Вместе с тем белорусы вовсе не лишены свободолюбия и храбрости. На войне белорус храбр и решителен, о чём свидетельствует опыт Великой Отечественной войны, массовое партизанское движение на территории Беларуси.

4. Немногословность и сдержанность, отсутствие склонности к бурному выражению чувств. Свои проблемы белорусы предпочитают не обсуждать, а переживать внутренне. В то же время они открыты, бесхитростны и добродушны.

5. Миролюбие, покладистость, толерантность (терпимость). Наша толерантность имеет конкретные исторические корни. Белорусы долгое время жили в составе многонациональных государств. Поэтому жизнь научила наш народ думать об интересах общества в целом, а не только о своих собственных.

Некоторые выводы

1. Многообразие культур и их ориентация на продуктивный диалог – основные условия успешного развития мировой культуры.

2. Культура восточных славян – динамичный и богатый, хотя и противоречивый мир.

3. Белорусская культура – это культурное пограничье между Западом и Востоком, имеющее благоприятные возможности для самостоятельного творческого развития.

4. Важные черты белорусского менталитета: толерантность, терпеливость, рассудительность, сдержанность.

Вопросы и задания

1. Каковы, на ваш взгляд, основные предпосылки диалога культур Запада и Востока?

2. Определите характерные черты развития русской культуры.

3. Назовите известных вам деятелей белорусской культуры.

4. Каковы, на ваш взгляд, основные особенности развития белорусской культуры?

5. Сравните менталитет русского и белорусского народа.

6. Какое влияние на менталитет белорусов оказала природа родного края?

 

Освоение человеком культуры

Вхождение человека в мир культуры.Культура – это новая сверхприродная реальность, сложившаяся в процессе совместной жизнедеятельности людей. Вхождение человека в культуру начинается с момента его рождения, поскольку жизнь ребёнка протекает во многом не так, как жизнь детёнышей животных. Он окружён множеством искусственно созданных вещей; кормят и поят его тоже по-особому. Годовалого ребёнка приучают к прямохождению, хотя от природы он приспособлен к перемещению на четырёх конечностях. Однако существует надбиологическая потребность, состоящая в том, чтобы освободить руки для более важных дел, чем простое передвижение. В дальнейшем это будут руки токарей или скрипачей, каменщиков или скульпторов – руки культурного человека.

У ребёнка развиваются специфические человеческие органы речи, слуха, зрения. Они предназначены для языкового общения, чтения текстов и т. д. Ребёнку прививаются определённые привычки, правила поведения, у него формируются различные качества, которые делают его культурным существом и приобщают к культуре. Этот процесс совпадает, как вы уже знаете, с образованием личности. Образование представляет собой социально обусловленный процесс выявления природных задатков и возможностей человека. Им нужно придать новую направленность, развить их так, чтобы человек действительно стал носителем культуры. Для новорождённого культура является чем-то внешним, и только в процессе образования она становится внутренним качеством человека как личности. Процесс образования продолжается в течение всей жизни. В каждом возрасте решаются свои задачи образования.

Направленность развития личности в процессе образования во многом зависит от типа культуры. Каждая культура имеет свои ценности, идеалы, способы жизни и действия. От того, каковы они, зависит усиление одних и ослабление других черт личности. Например, американская культура требует от личности энергичности, раскованности в общении, уверенности в себе. Эти качества необходимы для успешной социализации в американской культуре. Индийская культура, как свидетельствуют высшие образцы её духовности, отстаивает иные ценности: созерцательное отношение к миру, пассивность, замкнутость и самоанализ. Но, конечно, на повседневном уровне она тоже ориентирована на жизненно-практические ценности.

Каждая культура определяет не только формы трудовой, хозяйственной деятельности человека, но и традиционные способы отдыха, получения удовольствий, расслабления. Так, итальянцы в новогоднюю ночь развлекаются, выбрасывая в окно старые вещи, скопившиеся в доме за год. Но есть и много общего в культурах разных народов в отношении того, что считать достойным или недостойным, что относится к подлинным жизненным ценностям, а что, наоборот, разрушает порядок в жизни, лишает её ценности и смысла. Так, у всех народов в почёте добросовестный труд, нравственная зрелость, образованность.

От самого индивида, а не только от внешних условий, зависит, станет ли он полноценным членом общества, разовьёт ли в себе лучшие качества, станет ли человеком культуры или превратится в изгоя или разрушителя культурных ценностей. Чтобы стать настоящей личностью, гражданином, надо овладеть теми ценностями, которые выработала культура, освоить её сокровища, осознать силу её традиций и идеалов.

Семья как носитель культурных традиций и ценностей.Семейный уклад жизни воспроизводит традиции национальной культуры, приобщает к ним новые поколения людей.

В семье детям прививаются основные жизненные умения и навыки, необходимые в быту. Например, отец обучает сына забивать гвозди, мастерить, мать учит детей поддерживать чистоту в доме. От того, насколько данная практика развита, зависит не только будущее ребёнка, но и развитие общества в целом. В семье ребёнок получает множество очень нужных для жизни практических знаний.

Материальная культура семьи – это не просто вещи и деньги, а установка на сохранение и разумное использование имущества. Подлинно хозяйское обращение с имуществом ведёт к росту материального благосостояния. Приобщение детей к материальной культуре в семье помогает им подготовиться к правильному ведению самостоятельного хозяйства. В той семье, где заботятся о доме и правильно организуют быт, дети с ранних лет учатся дорожить результатами труда как своего, так и других людей, бережно относятся к общественному достоянию.

От семьи во многом зависит приобщение детей к ценностям традиционной физической культуры. Если, например, отец вместе с детьми делает утреннюю зарядку, ходит с сыном в баню и на спортплощадку, это способствует формированию здоровья и отдельного человека, и всей нации.

Важной частью духовной культуры семьи являются семейные предания, биографии предков, реальные и легендарные. Эти примеры помогают  осваивать основные формы социального опыта. Например, у кочевых народов древности члены семьи знали всех родственников до девятого колена. Эти сведения дети получали ещё до того, как входили во взрослую жизнь. Биографии великих предков составляют семейный эпос, который даёт пример поведения в жизни и во многом определяет образ мыслей и даже образ жизни членов семьи, формируя у них чувство сопричастности своему роду и народу. Так, у дворян понятия «родовой честь», «долг», «преданность интересам Родины» всегда были непосредственно связаны с семейной традицией. Об этом хорошо сказал А. С. Пушкин:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

 Любовь к родному пепелищу,

 Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

 Земля была б без них мертва...

В развитии духовной культуры семьи большое значение имеет профессиональный опыт родителей. К примеру, дети профессионалов, мастеров своего дела сами, как правило, становятся профессионалами, добросовестными и инициативными тружениками. Так возникают трудовые династии.

Таким образом, семья соединяет в себе проявления многих основных форм культуры. Она одновременно ведёт хозяйственную и управленческую деятельность, поддерживает физическое здоровье своих членов и закладывает прочные основы их духовного развития, нравственного поведения через следование традициям.

Школа как феномен культуры.Школа – это учреждение, предназначенное для обучения и воспитания подрастающего поколения. Она служит фундаментом современной культуры и, более широко, всей жизнедеятельности общества, ибо готовит детей к самостоятельной жизни.

Школа как специализированное учреждение образования возникает на том этапе исторического развития, когда усложнение общественной жизни, накопление нового и всё более разнообразного опыта ведёт к появлению письменности. Поскольку значимые для общества сведения фиксируются в письменном виде, людей, которым предстоит пользоваться ими, нужно научить читать и писать, а также обучить арифметическим действиям. В письменном виде сохраняется не всякое знание, а только специально отобранное. Школа приобщает учеников к той части опыта, накопленного в культуре, которая признаётся особенной важной. Повседневные знания и опыт ученики обычно приобретают вне её. Школа учит основам упорядоченных, научных знаний.

Школа – это специально организованная образовательная среда, которая включает учителей, учеников, определённые средства обучения и т. д.

Данная среда является своеобразной моделью общества, в котором живёт ученик и правила жизни которого он должен освоить. Всякая модель должна быть более простой, чем то, что она моделирует. В частности, школа не может учить всему, что общество признаёт важным, так как объём такого знания непомерно велик. Поэтому для изучения в школе отбираются лишь те сведения, научные результаты и выводы, которые понятны ученикам и могут быть усвоены ими. Вместе с тем задача школы состоит в том, чтобы систематизировать изучаемый материал и с его помощью показать, как устроен мир, как взаимосвязаны в нём явления, процессы. Это означает, что школа призвана сформировать у учеников современное мировоззрение.

Школа не только даёт знание основных фактов и их связей, законов и закономерностей, но и вооружает понятийным аппаратом, общим для разных наук и разных видов человеческой деятельности. Получая образование,  школьник обретает способность понимать хотя бы в общих чертах, чем занимаются различные специалисты, как работают различные учреждения, как протекают общественные процессы и т. д. Школа — модель общества, его культуры. Однако она не просто копирует организацию общественной жизни, а отбирает в ней самое лучшее, защищая личность ученика от разлагающих влияний, отрицательных воздействий, которые могут исходить из его окружения. Школа сохраняет и передаёт новым поколениям то лучшее из социального опыта, что нужно сберечь и развить. Её призвание – содействовать прогрессу культуры общества, развитию культуры личности.

Ещё одна важная функция школы — способствовать установлению социального равенства. Она создаёт для всех учащихся равные возможности приобретения знаний, овладения социальным опытом, приобщения к культуре. Это поможет им более успешно реализовать себя в самостоятельной жизни. Школа учит постоянно работать над собой, заниматься самообразованием, что тоже очень важно в современной, столь динамичной жизни.

Некоторые выводы

1. Процесс образования осуществляется в течение всей жизни и на каждом из её этапов имеет свои особенности. В целом образование – это способ вхождения человека в культуру, освоение её ценностей и норм.

2. Семья – хранитель культурной традиции; именно в ней начинается приобщение личности к культуре.

3. Ключевую роль в обеспечении преемственности культуры и передаче её достижений новым поколениям людей играет школа. Она даёт ученикам не только знания, но и опыт деятельности в качестве носителей культуры.

Вопросы и задания

1. Что, на ваш взгляд, входит в материальную и духовную культуру семьи?

2. В чём вы видите значение семейного предания в развитии культуры?

3. Великий русский учёный и общественный деятель Д. И. Менделеев утверждал: «Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования». Согласны ли вы с этим высказыванием?

4. Какова, на ваш взгляд, взаимосвязь экономики и образования? образования и политики? образования и нравственности?

5. Писатель К. Симонов отмечал: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным». Прокомментируйте данное утверждение.

6. Римский философ Сенека писал: «Конец пришёл добрым нравам! Торже­ствует бесстыдство в одежде! Мертвы добродетель и приличие! Человечество становится всё хуже! Так говорили во времена наших отцов, так говорим мы сегодня, и то же станут повторять завтра наши дети». Что в словах древнеримского философа звучит актуально и в наши дни? С чем мы можем не согласиться? Поясните почему?

Практикум

1. Античный философ Протагор выдвинул положение о том, что «человек есть мера всех вещей». Согласны ли вы с этим утверждением?

2. Игра «эстафета культуры» (5—8 участников). Участники игры по очереди дают определение культуры. В первом туре – из учебника. При этом тот, кто не может сформулировать определение, выбывает из игры. Во втором туре требуется дать своё, оригинальное, определение культуры на основе известных. По итогам второго тура участники путём голосования могут решить, чьё определение было наиболее оригинальным и интересным для анализа.

3. В первобытном обществе был распространён обряд инициации (от лат. initium — начало), когда юношей и девушек переводили в категорию взрослых. При этом им наносили порезы на тело, делали татуировки, заставляли их выполнять трудные и неприятные действия. С чем, на ваш взгляд, это было связано? Существуют ли современные культурные «инициации»?

4. Сравните два высказывания и определите позиции их авторов относительно природы творчества: 1) «Творец художественного произведения будущего есть не кто иной, как художник настоящего времени» (Р. Вагнер) и 2) «Творчество – это самозабвенное служение искусству народа» (В. В. Качалов).

5.Оливер Кромвель сказал: «Быть ищущим – почти то же, что стать нашедшим: кто раз начал искать, тот не успокоится до конца. Счастливы нашедшие, но счастливы и ищущие». Такая оценка творческого поиска соответствует массовой  или элитарной культуре?

6. Сопоставьте два высказывания об источниках гениальности и определите свою позицию по этому вопросу: 1) «Выдающиеся умы, подобно книгам, имеют свою судьбу. И нельзя сказать, что судьба их «куётся» ими самими. Она определяется той ролью, которую играет их родина в ходе культурного развития человечества» (Г. В. Плеханов) и 2) «Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатом» (А. Эйнштейн).

7. Попробуйте дать своё определение массовой культуры. Какую роль она играет в жизни общества? Если она «низкая», то зачем она нужна?

8. Какова роль школы в развитии культуры? Прокомментируйте слова французского писателя В. Гюго: «Обучать народ – значит делать его лучше; просвещать народ – значит повышать его нравственность; делать его грамотным – значит цивилизовать его».

9.Выделяют несколько типичных сценариев досуга.

Отсутствие отдыха. Это крайняя, «вырожденная» ситуация, в которой время досуга приближается к нулю. Работа занимает столько времени и отнимает столько сил, что человек едва успевает хотя бы немного поспать. Это «работа на износ».

Будничное безделье. После работы – бездумное, беззаботное и бесцельное времяпровождение. Например, лежание на диване, сидение на скамейке, не слишком интеллектуальные игры (домино, карты, футбол), болтовня с приятелями, обычно на одни и те же темы. Есть и немного более осмысленные варианты: телевизор, лёгкая музыка, дискотека.

Домашняя работа. У людей семейных – это обычно неизбежное дополнение к их профессиональному, служебному труду. Одни занимаются домашними делами охотно и даже отдыхают при этом. У других они лишь увеличивают усталость. Поскольку большую часть хозяйственных забот по дому – приготовление пищи, стирка, уход за детьми – делают обычно женщины, у них остаётся меньше времени для полноценного отдыха.

Праздник. Праздник в широком смысле слова, т. е. не только государственный, религиозный или семейный. Это может быть любая форма проведения досуга, которая резко нарушает, повседневный, изо дня в день повторяющийся, порядок жизни и создаёт приподнятое настроение. Праздник прерывает монотонное течение будней.

Смена занятий. Досуг заполняется какими-то делами, которые нравятся человеку и удовлетворяют его интересы, лежащие вне служебных обязанностей. Распространённой формой досуговых занятий являются хобби – увлечения, которым человек с радостью посвящает свободное время. Хобби очень разнообразны: коллекционирование, кулинария, ремесленные поделки, радиотехника, компьютер, автомобиль, рисование, музыка, театр, спорт, туризм, изучение архитектуры, истории и др. Обычно подобные увлечения ограничиваются любительским уровнем, но некоторые люди достигают в них высокого профессионализма.

Сочетание отдыха с работой. Этот сценарий досуга типичен для людей, чья трудовая деятельность протекает в условиях «ненормированного» рабочего дня (самостоятельный предприниматель, менеджер, исполнитель, имеющий возможность распоряжаться своим рабочим временем по собственному усмотрению). Отдых может перемежаться трудом так, как считают удобным, включаться в структуру деятельности (например, проводить деловую встречу на пикнике).

Какому сценарию отдают предпочтение в вашей семье? Какой из видов отдыха предпочитаете вы? Какой из названных сценариев в большей мере способствует приобщению человека к культуре? Поясните своё мнение.

 10. Познакомьтесь с отрывками из «Раздумий» русского учёного, философа, общественного деятеля Д. С. Лихачёва. Прокомментируйте их.

«Нам не следует бояться признания огромной роли Византии в образовании славянской культуры — посредницы и отдельных национальных культур славян. Славянские народы не были провинциальными самоучками, ограниченными своими местными интересами. Через Византию и другие страны они дышали воздухом мировой культуры. Развивали свою общую и местные культуры на гребне общеевропейского развития. Их культуры для своего времени представляли собой в известной части итоги общеевропейского развития. Болгария, опередившая другие славянские страны на целое столетие, сделала великое дело, присоединив и себя, и литературы других стран к общему европейскому развитию и вместе с тем создав общий литературный язык для всех православных славянских стран, а частично — и для не славянских».

 «Одна из величайших основ, на которых зиждется культура, — память. В созидании культуры участвуют многие поколения людей. Культура человечества — это не гении, рождающие всё из себя. Гении создаются на определенной почве культуры. Культура передаётся из поколения в поколение, накапливается. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, и запоминается постепенно, иногда мучительно трудно, путём преодоления ошибок и вопреки порой гибели величайших ценностей.

История культуры — это история человеческой памяти, история развития памяти, её углубления и совершенствования.

Удивительное свойство памяти! Впамяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе — активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создаётся знание».

11. Г. Г. Воробьёв в книге «Молодёжь в информационном обществе», рассуждая о роли образования в современном мире, указывает, что в развитых странах человека с образованием 5 классов считают неграмотным и неспособным приносить пользу обществу. В США таких неграмотных 5 %, и  они составляют костяк «хронических» безработных. Неквалифицированным трудом в этих странах занимаются преимущественно люди с образованием не ниже 8 классов. В соответствии с требованиями ООН каждый работник в странах, которые вступают в информационную стадию развития, должен иметь в среднем 11,5 года обучения.

Примените эти сведения для оценки ситуации в области образования в Республике Беларусь. Какие выводы лично для себя вы можете сделать из этой информации? В каком учебном заведении вы хотели бы продолжить обучение?

 

Урок обобщения

1.Охарактеризуйте основные этапы развития понятия «культура».

2.Как соотносятся материальная и духовная стороны культуры?

3.Назовите основные проявления массовой культуры в современной жизни. Какова их роль в развитии культуры общества?

4.Что такое контркультура? Определите положительные и отрицательные стороны её влияния на культуру общества в целом.

5.Раскройте роль языка как основного средства передачи культуры.

6.Объясните смысл следующего высказывания: «Прошлое предназначено служить нам, но завладеть им мы можем только при условии подчинения его настоящему» (Р. Эмерсон). Какое отношение к культурной традиции выражено в этих словах?

7.Подготовьте сообщения о традициях белорусской культуры.

8.Подберите из истории и литературы примеры проявления национального характера белорусов. Дайте им нравственную оценку.

9.От чего зависит успешное вхождение человека в культуру?

10. Напишите эссе на тему «Школа будущего».

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 3359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!