Тема 2. Культура человека и общества



Роль культуры в жизни общества

Понятие культуры.Слово «культура» знакомо каждому из нас. Оно многозначно и широко используется в литературе, средствах массовой информации, повседневной жизни. Многие общественные и государственные деятели то и дело указывают на упадок культуры, призывают к её возрождению и подъёму, требуют создать благоприятные условия для её развития.

Разные люди вкладывают в понятие культуры неодинаковый смысл. Одни приравнивают культуру к образованности, другие видят в культуре собрание накопленных ценностей духовной жизни, третьи определяют культуру прежде всего по определённому уровню нравственного развития. В повседневной речи это слово связано с представлениями о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках, наконец, о физической культуре. Однако содержание понятия «культура» гораздо более многообразно и богато. Кроме того, это понятие прошло столь же длинный путь развития, как и сама история человечества.

Слово «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) появилось в Древнем Риме и использовалось в нескольких значениях. Одно из них – «способ воспитания человека-гражданина, достойного члена общества». Это понимание совпадало с древнегреческим «пайдейя» — «воспитание в соответствии с традициями народа, его жизненными правилами». Гуманистическая и демократическая направленность пайдейи позволила европейской культуре занять ведущее место в мире. В Средневековье культура обозначала умение истолковывать и понимать тексты Священного Писания. При этом главной задачей было постижение Бога и зависящей от него человеческой судьбы.

По мере накопления знаний об общественной жизни и о многообразии протекающих в ней процессов возникали новые определения культуры. Одна из первых таких попыток была предпринята в эпоху Просвещения. В XVIII в. слово «культура» стало широко использоваться для обозначения специфического образа жизни человека, отличного от природного бытия. При этом культура понималась просветителями как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности.

В современной культурологии (науке о культуре) существует два основных подхода к пониманию культуры.

Сторонники антропологического подхода считают культурой всю совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворённых людьми вещей, противостоящийприроде*. Этот мирсоздан человеком для своих целей и выражает отличие человеческой жизнедеятельности от естественных, биологических форм жизни. Необходимо также учитывать качественное своеобразие исторических форм деятельности людей, творящей культуру на разных этапах общественного развития, в рамках определённых эпох, этнических и национальных общностей.

 

* Греческое слово ánthrōpos значит «человек» (примеч. ред.).

 

С точки зрения ценностного подхода культура понимается как совокупность лучших творений человека. Однако нередко их ценностьотносительна. Так, для специалистов, занятых созданием ядерного оружия, атомная бомба представляет собой ценность. Но для большинства здравомыслящих людей она – орудие  уничтожения всего живого и действительно ценного и потому не может считаться ценностью культуры. Кроме того, ценностный подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь положительные результаты деятельности людей. Однако такие негативные явления, как преступность, рабство, наркомания, увы, сопровождают, человеческую жизнь, и культуру той или иной страны невозможно понять, если их игнорировать.

Подводя итог, можно дать следующее определение:

Культура – это специфический человеческий способ жизни, включающий процесс и результаты человеческой деятельности, систему норм и ценностей, символов и идеалов, рассматриваемых в контексте исторической эпохи.

Культура представляет собой сложное, многоплановое явление. Она пронизывает все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура – это и материальные, и духовные ценности человека; она характеризует своеобразие наций и народов; является – ядром, основой, «душой» общества.

В своих творениях человек воплощает цели, желания, стремления. Культура выражает тот смысл, который мы вкладываем во всё, что делаем. Определённый смысл имеют произведения искусства, научные исследования, учёба, правила этикета, поведение человека и т. д.

Созданные предметы не только выполняют характерные для них функции, но и имеют определённое значение для человека. Так, основная функция автомобиля – служить средством передвижения. Вместе с тем для многих – это ещё и вопрос престижа. Чтобы понять смысл исторических памятников, необходимо изучить ту культуру, творением которой они являются. Например, туристы, посетившие Египет, могут полюбоваться внешним видом пирамид, учёные – изучить их физико-химический состав, размеры и т. д. Понять же их назначение невозможно без изучения истории и культуры Древнего Египта. Вот почему так важно знать всемирную историю и историю своей страны. 

Предметы и явления культуры хранят опыт человечества. Универсальным зна­ковым средством сохранения и передачи опыта является слово. Устная и письменная речь позволяют пере­дать практически любой смысл тому, кто знаком с этой системой знаков.

Среди знаков особое место занимают символы — знаки, служащие условным обозначением какого-либо образа или идеи. Например, памятник героям, павшим в боях за Родину, служит символом патриотизма народа. Без изучения соответствующих систем знаков невозможно овладеть достижениями культуры. Приобщаясь к культуре, мы расшифровываем её знаки и символы, постигая, таким образом, смысл происходящего.

Культура включает в себя результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления, которые принято называть артефактами (от лат. arte — искусственный, factus — сделанный). К ним относят не только сделанные человеком вещи, открытые и используемые им средства и способы действий, но и те изменения, которые он производит в своём физическом и духовном облике.

Структура и функции культуры.Культура выполняет в жизни человека и общества целый ряд функций.

Адаптивная (приспособительная) функция культуры состоит в том, что именно культура позволяет людям приспособиться к различным природным условиям. Благодаря приспособительным механизмам культуры человек смог заселить практически все уголки Земли – от Северного Заполярья до Антарктиды, привык к различным особенностям климата, рельефа, растительного и животного мира. Так, на Японских островах, в зоне повышенной сейсмоактивности*, люди строили дома на лёгком деревянном каркасе, обтянутом бумагой, а эскимосы сооружали свои жилища из снега и прекрасно переживали в них холодные полярные зимы.

* Сейсмический — относящийся к колебаниям земной коры, к землетрясениям (примеч. ред.).

 

Ещё одна важная функция культуры проявляется в накоплении, хранении, систематизации и передаче информации. Её можно назвать функцией исторической преемственности. Нарушение данной функции чревато для общества серьёзными последствиями. Разрыв культурной преемственности способен обречь новые поколения на потерю социальной памяти, сделать их «иванами, не помнящими родства».

Ценностная функция культуры состоит в том, что она формирует у человека ценностные потребности и ориентации. Усвоенные культурные ценности позволяют различать значимое и незначительное в жизни, усваивать те элементы культуры, которые гармонизируют и совершенствуют жизнь, и отказываться от того, что ведёт к деградации личности. Для общества же сохранение ценностей культуры — залог стабильного развития.

Нормативная функция культуры связана с регулированием общественной жизни. Её выполнение опирается на мораль и право и способствует усвоению людьми совокупности норм и правил, регламентирующих их поведение и деятельность.

Коммуникативная функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностя­ми, ведёт к выявлению всего ценного, что накоплено человечеством, позволяет обмениваться культурными достижениями, способствует процессам интеграции культур*. Особенно наглядной она становится в со­временном мире, когда на наших глазах создаётся единое культурное пространство всего человечества.

* Слово «коммуникация» происходит от латинского communicatio — делаю общим; связываю; общаюсь (примеч. ред.).

 

Перечисленные выше основные функции культуры в реальной жизни тесно связаны. И, конечно, они не исчерпывают всего назначения культуры.

Основное назначение культуры — делать человека Человеком. Развитие культуры даёт возможность облегчить труд и сделать его творческим, обогатить ум и чувства. Постижение культуры — важное условие самосовершен­ствования и саморазвития личности.

Материальная и духовная культура.Культура имеет очень сложное строение, состоит из множества элементов. Неповторимое их сочетание создаёт своеобразие национальных культур, а также малых «культурных миров» – субкультур (молодёжная, профессиональная и т. д.). (Подробнее о субкультуре мы поговорим в следующем параграфе.)

К элементам духовной культуры относят правила поведения, эталоны, ритуалы, мифы, идеи, символы, язык, знания и др. Духовная культуравключает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие формы жизни людей.

Храмы и жилые дома, орудия труда и предметы домашнего обихода, одежда и военная техника, средства передвижения, компьютеры и многое другое, сотворённое руками человека, являются элементами материальной культуры. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства (дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу (правила гигиены и т. д.), физическая культура.

Материальная и духовная культуры связаны между собой. Провести границу между ними бывает сложно. Например, техническая идея по совершенствованию холодильника или телевизора воплощается в новых изделиях. Тем самым она облекается в матери­альную форму и становится предметом материальной куль­туры. Если же идеи писателя, скульптора или художника не воплотятся в книге, скульптуре или картине, они останутся лишь творческим замыслом. Некоторые виды творческой деятельности одновременно принадлежат и к материальной, и к духовной культуре. Например, архитектура — это и искус­ство, и строительство. Искусство кино и искусство фотографии стали возмож­ны только благодаря соответствующим техническим открытиям.

Ценности материальной культуры, как правило, имеют определённую цену, а также временные пределы потребления. Они могут «морально устареть», производственное оборудование изнашивается, здания ветшают и т. д. Наоборот, ценность достижений духовной культуры может и не иметь временных рамок. Например, ценность жизни, здоровья, любви и дружбы признаётся на протяжении всего существования человечества.

Некоторые выводы

1. Культура является ядром, основой, «душой» общества. Она пронизывает все сферы жизни и деятельности человека.

2. Сторонники антропологического подхода считают культурой всё, созданное человеком, ценностного – только совокупность лучших творений человека.

3. Предметы и явления культуры хранят опыт человечества, запечатлённый в знаках и символах.

4. В культуре выделяют материальную и духовную стороны, которые тесно взаимосвязаны.

Вопросы и задания

1. Почему, на ваш взгляд, понятие «культура» нельзя определить однозначно?

2. Чем культура отличается от природы?

3. К какому типу определений культуры можно отнести следующее: «Культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П. Сорокин).

4. Какую роль играет культура в жизни общества?

5. Какого человека, на ваш взгляд, можно назвать человеком высокой культуры?

6. Какое суждение о соотношении материального и духовного в культуре иллюстрирует высказывание: «Рукописи не горят, но книги истрёпываются»? Согласны ли вы с этим суждением?

 

Грани культуры

Элитарная и массовая культура.В зависимости от уровня развития культуры выделяют две её формы – элитарную и массовую.

Элитарная культура – это субкультура привилегированных групп общества.

Она характеризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью и создаётся привилегированной частью общества (элитой) либо по её заказу профессиональными творцами.

Культурную элиту общества надо отличать от социальной аристократии. Культурная элита в конечном итоге живёт для народа, а аристократия – возвышается над ним и обычно отгораживается от него. Представители культурной элиты берут на себя ответственность за высшее культурное развитие того общества, в котором живут. Они не боятся труда и даже рискуют своим благополучием, а порой и жизнью, отстаивая свои идеалы и творческую независимость. Таким был великий русский поэт А. С. Пушкин, который искренне желал быть «любезным народу», но не стремился, слившись с ним, утратить свою индивидуальность.

Неустанный творческий поиск, творческая свобода и стремление к созданию высших ценностей культуры – вот отличительные черты культурной элиты. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком. Поэтому особенно тяжела судьба представителей культурной элиты на переломах исторических эпох, когда усиливается неприятие любого инакомыслия.

Элитарная культура находится в постоянной борьбе с культурой массовой. Представители культурной элиты пытаются разрушить сложившиеся стереотипы и шаблоны массовой культуры.

Массовая культура – это тип культуры, ориентированный на массовое каждодневное потребление.

Массовая культура ярко проявила себя в США на рубеже XIX и XX в. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу: «Если Рим дал миру право, Англия – парламентскую деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Массовая культура не выражает изысканных вкусов. Её продукция предназначена для употребления массой, состоящий из средних, заурядных людей. Её представитель – человек без индивидуальности,  потому массовая культура доступна и понятна всем, независимо от уровня образования, возраста и национальности. При этом неизбежно происходит снижение уровня культуры, поскольку она приспосабливается к неразвитым, невзыскательным вкусам массового человека. Газеты, кинематограф, радио, телевидение, компьютерные сети сразу же после своего появления превратились в механизмы распространения и функционирования массовой культуры.

С помощью средств массовой коммуникации и информации у творцов массовой культуры появилась возможность легко манипулировать миллионами людей. В отличие от элитарной культуры она обладает большей аудиторией, а в отличие от народной – продукты массовой культуры всегда имеют своего автора. Однако массовая культура не имеет традиций,она не связана с определённой религией или интересами какого-то одного социального класса. Вкусы, которые выражает и обслуживает массовая культура, столь быстротечны, что традиции не успевают сформироваться. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, выходят из моды. При этом чем более примитивны и общедоступны культурные достижения, тем более они значимы для массы. В результате развития массовых форм культуры обесценивается высокая духовность, расшатываются или даже разрушаются моральные устои. Среди основных способов осуществления современной массовой культуры выделяются следующие: средства массовой информации; массовая общеобразовательная школа; массовые политические движения; реклама; мода; индустрия формирования имиджа и улучшения физических данных индивида (культуризм, аэробика, туризм, фитнес, среда медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т. д.); индустрия досуга, включающая в себя художественную культуру (приключенческая, фантастическая, «бульварная литература», некоторые жанры кино, карикатура, комиксы в изобразительном искусстве, поп-музыка, спорт как зрелище и др.). В современном мире массовая культура охватывает практически все сферы общества.

Народная и профессиональная культура.Народная культура включает сказки, песни, танцы, мифы и легенды. Её создают не имеющие профессиональной подготовки анонимные творцы, т. е. их имена, как правило, неизвестны. Народную культуру также называют любительской. Она начала складываться в ранний период истории человечества, предшествовавший появлению первых государств. Народная культура впитала в себя древнейшие представления о мире, религиозные догмы и ритуалы. Всё это отразилось в произведениях фольклора.

Фольклор – это народное творчество, искусство, создаваемое народом.

Важную роль в развитии народной культуры сыграло юмористическое восприятие окружающего мира. На этой основе развились и существуют такие виды фольклора, как народный анекдот, басня, сатирическая песня, сказка, скоморошество.

Особое значение в странах Запада приобрели карнавалы – массовые театрализованные народные гулянья. Благодаря карнавальным шествиям обряженных в маски людей в средневековом обществе снималось внутреннее напряжение, поддерживался классовый мир. Именно в фольклоре лежат истоки многих современных видов искусства. Народная культура стала основой для формирования главных ценностей, принципов и традиций современной национальной культуры.

Различают обыденную (повседневную) и профессиональную культуру. Все основные виды человеческой деятельности зародились в недрах обыденной жизни, но со временем выделились и оформились в специализированные профессии.

Профессиональная культура – это деятельность особых учреждений, предприятий, специалистов по организации материального и духовного производства.

По мере развития искусства, науки и техники они превратились в самостоятельные области деятельности со своими правилами, традициями и т. д. В связи с этим потребовались максимальная концентрация усилий специалистов для решения конкретных задач, их особая подготовка для достижения требуемого мастерства. Когда художник смог заработать себе на жизнь только живописью, учёный – наукой, инженер – созданием и совершенствованием технологий машин и механизмов, вот тогда и появились соответствующие разновидности профессиональной культуры.

Тем не менее в настоящее время профессиональная культура не является достоянием исключительно профессионалов. В современном мире обычному человеку не обойтись без использования различных достижений искусства, науки и техники. Они прочно вошли в нашу жизнь и для многих людей стали обыденностью.

Субкультура и контркультура.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей, или господствующей, культурой.

Во всех обществах существует множество социальных групп, имеющих различные культурные ценности, традиции и т. д.

Систему норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества, называют субкультурой.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный статус, этническое происхождение, религия, место жительства. Ценности и нормы субкультуры воздействуют на формирование личности членов соответствующей группы.

Таково, например, воздействие на личность молодёжной субкультуры.

Во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым в принципе субкультурам врачей, учёных или военных.

От доминирующей культуры субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения её носителей. Эти различия могут быть выражены очень сильно, даже если субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями и нормами, носит название контркультура*.

Контркультура связана с отрицанием или разрушением принятых в обществе ценностей, норм и правил. Это бывает выражено в вандализме – бессмысленно жестоком разрушении того, что накоплено людьми, составляет культуру, её достояние**. Можно выделить следующие его виды:

* Слово «контркультура» возникло на основе contra — «против» и «культура» (примеч. ред.).

** Слово «вандал» значит теперь «разрушитель культуры; варвар; невежда». Оно связано с названием одного из воинственных древнегерманских племён — вандалов. Это племя в V в. разграбило Рим, уничтожило многие памятники культуры (примеч. ред.).

 

1) материальный вандализм — разрушение и осквернение церквей, святых мест, памятников культуры, ценных природных объектов;

2) духовный вандализм — разрушение веры, укоренившейся в душах людей;

3) системный вандализм — разрушение устоявшихся систем ценностей, образования, воспитания, общественных связей;

4) физический вандализм — «качки», надругательство над собственным телом.

Известна такая разновидность контркультуры в западном обществе, как богема. Наиболее яркий пример – хиппи 60-х годов ХХ в., которые вели асоциальный и аморальный образ жизни, протестуя тем самым против войны и др. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и трудноразрешимых конфликтов в обществе. Иногда эти ценности и воззрения проникают в господствующую культуру, изменяя её. Так, длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, широко распространились в американском обществе.

Контркультура, бывает, несёт в себе не только отрицательное, но и некоторое положительное содержание. Она часто выражает протест против негативных явлений в обществе. Однако вместе с вредным она уничтожает и полезное, превращаясь порой в антикультуру* — нетерпимую и злобную критику любой культуры.

* Греческое слово anti — «против, вместо».

 

Культура в повседневной жизни. Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. Во всех обществах она в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Человек не может существовать без приобщения к той или иной культуре, её ценностям, традициям, идеалам. Ребёнок рождается на свет, совершенно беспомощным, но со временем, приобщаясь к культуре, он превращается в полноценного члена общества. При этом культура пронизывает всю повседневную жизнь человека. В ней можно выделить следующие области:

1) культура труда: ответственное отношение к своим трудовым обязанностям является основой плодотворного развития личности;

2) культура быта: организуя свой быт, человек преобразует себя, делает лучше, прекраснее свой небольшой кусочек окружающего мира;

3) культура отдыха:отдыхая от работы, человек занимается развитием души, приобщаясь к достижениям изобразительного искусства, литературы и т. д.;

4) физическая культура: тело человека – это важная часть нашего мира, а забота о нём – составная часть заботы о мире в целом.

Все области культуры связаны друг с другом и тесно взаимодействуют, составляя целостное пространство человеческой жизни. Так, от характера труда и его результативности зависит организация быта; с бытовыми условиями связана структура отдыха, а от направленности на определённый тип отдыха зависит уровень развития физической культуры человека.

Некоторые выводы

1. В зависимости от уровня развития выделяют две формы культуры – элитарную и массовую.

2. Элитарная культура создаётся представителями творческой элиты и противостоит низким вкусам и ценностям массовой культуры.

3. Народная культура представляет собой основу для развития современной национальной культуры.

4. Профессиональная культура развилась благодаря необходимости максимальной концентрации усилий специалистов на решении конкретных задач определённого типа – научных, инженерных и т. д.

5. Субкультурасистема норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства членов общества.

6. Контркультура – это субкультура, которая находится в конфликте с ценностями доминирующей культуры.

7. В повседневной жизни культура проявляется в культуре труда, культуре быта, культуре отдыха, физической культуре.

Вопросы и задания

1. По мнению современного испанского философа Х. Ортега-и-Гассета, есть два типа людей: 1) те, «кто строг и требователен к себе, берёт на себя труд и долг», и 2) те, «кто доволен собой, кто живёт без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывёт по течению». Кого из них вы отнесёте к элите, а кого – к представителям «массы»?

2. Какова, на ваш взгляд, роль культурной элиты в обществе?

3. Назовите основные проявления массовой культуры.

4. Выдающийся русский философ М. М. Бахтин (1895—1975) сравнивал средневековый карнавал с выниманием затычки из винной бочки, благодаря чему её не разрывают скопившиеся там винные пары. Как вы это понимаете?

5. Является ли субкультура неонацистов контркультурой применительно к ситуации в современном обществе? Приведите примеры контркультур.

6. Можно ли сказать, что массовая культура – это форма потери человеком личностной культуры? Ответ обоснуйте.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 691; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!