Характер и темперамент человека



Сущность характера. Характер человека– это совокупность его относительно устойчивых свойств, которые проявляются в действиях и поступках. Характер определяется не только тем, что человек делает, но и тем, как он это делает, какие цели ставит перед собой.

Не каждый поступок или намерение человека полно и точно выражает его характер. Человек совершает разные поступки. Многие из них являются случайными, не свойственными ему. Так, если вы однажды не уступили место в автобусе пожилому человеку, это ещё не означает, что вы проявили к нему неуважение. Возможно, вы плохо себя чувствовали. Но если в подобных ситуациях вы так поступаете всегда, то это уже характерный для вас поступок, который стал скверной привычкой, свидетельствующей о невоспитанности. Слова, жесты, действия, если относиться к ним внимательно, рассказывают о  поведении в целом и позволяют понять характер человека.

Типы и черты характера. Каждая эпоха, каждая культура порождает свои характеры. Типичные черты характера, общие для многих людей, определяются теми историческими условиями, в которых они живут и действуют. Вместе с тем характер как индивидуальная особенность личности порождается своеобразными, неповторимыми ситуациями, в которых проходит жизнь человека, осуществляется его воспитание и самовоспитание.

Свойства и устойчивые отношения человека обычно называют чертами его характера. Характер человека включает две основные группы черт. К первой группе относятся те черты, в которых проявляются отношения человека к окружающей действительности, к другим людям и к самому себе, к порученному делу. Ко второй группе черт характера относятся волевые черты, определяющие умение и готовность управлять своим поведением.

Известный швейцарский психолог К. Г. Юнг (1875-1961) выделил два основных типа характеров. Они различаются преобладающей направленностью на внешний или на внутренний мир человека. Первый тип составляют экстраверты (от лат. extra – вне, снаружи и  verto – обращаю) – люди, главные интересы которых обращены на внешний мир и деятельность в нём. Таких людей отличают активность, общительность, стремление достигнуть успеха и общественного признания, преимущественное внимание к окружающим предметам и их свойствам.

Второй тип – это интроверты  (от лат. intro – внутрь и verto — обращаю), главный интерес которых направлен на внутренний мир человеческой жизни, на ход мыслей и переживаний. Такие люди стараются избегать избыточного общения и склонны к самоуглублению; вещи и внешние признаки успеха их мало интересуют. В «чистом» виде экстравертные и интровертные характеры встречаются нечасто; обычно соответствующие черты характера преобладают в том или ином отношении.

В зависимости от степени развития волевых черт разделяют сильные и слабые типы характера. Слабохарактерность – отрицательное качество, даже если оно сочетается с добрыми намерениями и правильным пониманием стоящих задач. Без должной настойчивости, последовательности и даже упорства ни одна поставленная цель так и не будет достигнута.

Пути формирования характера.Характер не даётся человеку полностью готовым от природы. Правда, он начинает проявляться уже у маленьких детей, которые, как правило, стараются всё делать по-своему. Упрямство, свойственное детям, особенно в возрасте около трёх лет, является первым ростком будущего характера. Конечно, пустое упрямство – неприятная черта, но важно то, что в упрямстве ребёнок подчёркивает свою самостоятельность. Со временем оно может развиться в такую важную черту характера, как упорство в достижении поставленной цели.

Твёрдый характер означает способность человека противостоять внешним влияниям, вырабатывать собственное понимание того, что нужно делать, и последовательно добиваться намеченного. Такой характер позволяет человеку быть самостоятельной личностью.

Человек со сложившимся твёрдым характером способен осуществлять самоформирование; он может выявить собственные недостатки и будет стараться устранить их, одновременно усиливая те положительные качества, которые даны ему от природы. Так, известный русский полководец А. В. Суворов от рождения был очень болезненным. Закаляясь и тренируясь, он смог укрепить своё здоровье и вместе с тем воспитать в себе мужество, решительность и находчивость, которые позволили ему стать талантливым военачальником.

Таким образом, характер человека основывается на природных задатках  и формируется в конкретных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем главную роль в формировании характера личности играет её осознанное и ответственное отношение к себе, умение ставить перед собой чёткие конструктивные задачи. Эти задачи связаны с учёбой, трудом, с налаживанием хороших отношений с людьми, а также с развитием своих способностей, с неустанной работой над собой.

Формирование характера происходит в процессе деятельности. Наши поступки влияют на наш образ жизни, на наши привычки. Закрепляясь, эти привычки становятся чертами характера.

Говорят, «привычка – вторая натура». Изменить привычки совсем не просто. Поэтому лучше не допускать закрепления вредных, отрицательных привычек. И это относится не только к курению или сквернословию, но и к необязательности, безответственности, легкомыслию, склонности к пустому, бессмысленному времяпровождению и т. д. Мы сами таковы, каковы наши привычки. Из них во многом складывается наш характер, а от него зависит, какой будет наша жизнь. В этом смысле каждый человек – хозяин своей судьбы, поскольку он сам определяет свои поступки, может влиять на свои привычки, а через них и на свой характер.

Понятие о темпераменте. Все люди отличаются друг от друга особенностями поведения: одни – подвижны, энергичны, другие – медлительны; одни – эмоциональны, другие – спокойны. Подобные признаки поведения личности называются динамическими. Динамику человеческого поведения можно сравнить с течением реки. Бывает, река несёт свои воды медленно и плавно, её течение едва заметно. Другая река течёт быстро, вода в ней бурлит и грохочет, ударяясь о камни. Так же отличаются и действия, поведение разных личностей, динамические характеристики которых во многом зависят от темперамента.

Темперамент (от лат. temperamentum – соразмерность, соотношение) – это совокупность индивидуальных особенностей, которые придают своеобразие поведению и деятельности человека, характеризуют степень его жизненной активности.

Учение о темпераменте берёт начало в далеком прошлом. Ещё в Древней Греции врач Гиппократ учил, что в организме человека есть четыре жидкости: кровь (по-латински «sanguis»), слизь (по-гречески «phlegma»), жёлтая жёлчь (по-гречески «chole») и чёрная жёлчь (от греческих «melas» – чёрный, «chole» – жёлчь). Смешивание этих жидкостей, и преобладание какой-то одной из них, как утверждал Гиппократ, лежит в основе типов темпераментов: сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического.

Темперамент – врождённая характеристика человека. Она проявляется с самого рождения и почти не изменяется в течение жизни. Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов дал научное объяснение происхождению темперамента. По его мнению, в основе темперамента лежит тип нервной системы, который человек наследует от своих родителей. Работа нервной системы определяется прежде всего соотношением её основных процессов – возбуждения и торможения. Процессы возбуждения и торможения у разных людей неодинаково сильны. В зависимости от этого он выделил два типа нервной системы: сильный и слабый. Важную роль играют и такие особенности нервной системы, как её уравновешенность или неуравновешенность, а также подвижность или инертность. В зависимости от соотношения данных признаков и различаются типы темперамента.

Таблица: характеристика типов темперамента.

Сангвиник – человек подвижный, весёлый, общительный. Легко сходится с людьми. В большой компании незнакомых людей чувствует себя «как рыба в воде». Его отличает доброта, желание прийти на помощь. Он активен, энергичен, легко приспосабливается к новым условиям жизни. Охотно берётся за дело, но может не довести его до конца. Напряжённая умственная и физическая работа его быстро утомляет. И. П. Павлов называл его: «Горячий продуктивный деятель», но лишь тогда, когда много интересных дел. В противном случае он становится скучным и вялым.

Холерик – человек быстрый, порывистый, с большой жизненной энергией. И. П. Павлов так определял этот темперамент: «Боевой, задорный, легко раздражающийся тип». Его чувства вспыхивают быстро и ярко, но также быстро потухают. Настроение часто меняется. В общении с людьми холерики бывают вспыльчивы, несдержанны, крикливы. Человек с таким характером за дело берётся страстно, увлечённо, но сил хватает ненадолго, и тогда всё ему невмоготу. Не любит выполнять работу, которая требует длительной концентрации внимания, спокойного, медленного темпа.

Флегматик – человек спокойный, медлительный; он никуда не спешит. Его чувства, эмоции сдержанны; его трудно «вывести из себя». Движения и мимика невыразительны; не любит новых знакомств, для него важнее общаться с одними и теми же людьми в узком кругу старых знакомых. Он настойчивый и упорный работник. И. П. Павлов его так и называл: «Упорный труженик жизни».

Меланхолик – человек очень чувствительный, даже тревожный, обидчивый, легко ранимый. Голос тихий. Движения невыразительны. Плачет тихо. Редко смеётся во весь голос. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но если он переживает, то долго, сильно и глубоко. Тяжело переносит неудачи, обиды. Он сдержан и слов на ветер не бросает, дорожит хорошими отношениями с окружающими людьми. Лучше всех справляется с малоинтересной, монотонной работой, сохраняет при её выполнении высокую работоспособность. В привычной, спокойной обстановке работает очень продуктивно, но плохо приспосабливается ко всему новому. При малейших трудностях у него опускаются руки. И. П. Павлов говорил о нем так: «Меланхолик теряется в новых условиях жизни».

Итак, мы охарактеризовали типы темпераментов. Возможно, теперь вы легко сможете определить как собственный темперамент, так и близких вам людей.

Следует учитывать, что далеко не все люди являются «чистыми» представителями какого-то одного из основных темпераментов. У большинства из них особенности одного темперамента сочетаются с характерными признаками другого. В одних жизненных ситуациях у человека проявляется, например, сангвинический тип, а в других - флегматический. Или, скажем, человек может быть холериком, но стремиться действовать как сангвиник.

В каждом типе темперамента имеются положительные и отрицательные стороны. Исследования психологов показали, что высоких результатов в своей деятельности могут добиваться люди с разными темпераментами. При любом темпераменте возникает опасность развития нежелательных черт личности. Например, у холерика может появиться несдержанность, резкость поведения, у сангвиника – легкомыслие, неустойчивость в делах и поступках, у меланхолика – чрезмерная замкнутость, застенчивость, у флегматика – пассивность, вялость, безразличие.

Не следует оправдывать темпераментом то, что является результатом невоспитанности. Например, несдержанным и бестактным может стать любой человек, независимо от его темперамента, но это нельзя себе позволять. Поэтому важно найти применение положительным сторонам своего темперамента и научиться сдерживать или преодолевать связанные с ним отрицательные черты.

Некоторые выводы

1. Характер проявляется в человеческих поступках и действиях.

2. В зависимости от того, направляется внимание человека преимущественно на внешний мир или же на собственный внутренний мир, различают два типа характеров – экстраверты и интроверты.

3. Волевой человек способен преодолевать отрицательные черты своего характера, не допускать возникновения вредных привычек. 4. От темперамента зависит своеобразие поведения и деятельности человека, степень его жизненной активности.

Вопросы и задания

1. Что мы понимаем под характером человека? Любая ли особенность человека может считаться чертой его характера?

2. В чём состоят различия между сильным и слабым характером?

3. Каковы основные черты характера экстраверта и интроверта?

4. Известно, что важную роль в успешном самовоспитании личности играют такие её качества, как целеустремлённость, самокритичность, требовательность к себе, самообладание, восприимчивость к воспитанию. Проиллюстрируйте каждую из названных черт конкретными примерами.

5. Ознакомьтесь с перечнем основных черт характера людей: общительность, замкнутость, правдивость, лживость, тактичность, грубость, отзывчивость, чёрствость, покладистость, нетерпимость, демократичность, склонность к диктату, самокритичность, самоуверенность, робость, скромность, самолюбие, нескромность, самоуничижение, ответственность, безответственность, любовь к труду, лень, инициативность, целеустремлённость, пассивность, оптимизм, пессимизм, заинтересованность, безразличие, аккуратность, смелость, настойчивость, решительность, выдержка, нерешительность, непоследовательность, невыдержанность, вялость.

Распределите эти черты по рубрикам следующей таблицы:

Черты характера

 

 Отношение человека: Положительные Отрицательные Нейтральные  
а) к другим людям        
б) к самому себе        
в) к делу        
г) к жизни, к окружающим предметам        

 

6. Продолжите перечень сказочных персонажей и определите их темперамент: Снежная Королева – флегматик, Маленькая Разбойница – … , Золушка – … , Дюймовочка – … , Черепаха Тортилла – … , Кот Матроскин – .. , Царевна Несмеяна – … , Чипполино – … .

7. Охарактеризуйте основные типы темперамента. Какие из особенностей этих типов положительно сказываются на выполнении работы, а какие скорее затрудняют её успешное выполнение?

 

Направленность личности

Мотивы.В жизни мы совершаем множество поступков, выполняем различные виды деятельности. Всё это – проявления активности личности. В основе активности лежат различные мотивы. Мотив есть то, ради чего человек выполняет те или иные действия. И важно выяснить, куда направляется активность, на что она ориентирована. Так, многие учащиеся после окончания школы нацеливают себя на поступление в вуз. Однако в основе одной и той же цели у них могут быть разные мотивы. Для одного – это желание стать хорошим специалистом, для другого – престижность профессии или вуза, для третьего – получение диплома о высшем образовании. Как видим, цель внешне одна и та же. Однако если она достигнута, то у вчерашних школьников, ставших студентами, активность будет иметь разную направленность. Одни будут стремиться к глубокому овладению знаниями и умениями, нужными для работы по специальности, другие не станут особенно напрягаться, надеясь на «авось». Если в процессе учёбы направляющий её мотив не изменится, то некоторым таким студентам придётся покинуть вуз.

Направленность личности –это совокупность устойчивых мотивов, которая ориентирует деятельность и поведение личности в различных ситуациях. Так, может случиться, что после окончания школы вы избираете определённую профессию, а ваши родители не согласны с таким выбором, потому что они видят ваше будущее по-другому. Если несмотря на это вы продолжаете стремиться к достижению поставленной цели, то в этой устойчивой линии поведения проявляется направленность вашей личности.

К устойчивым мотивам относят убеждения, интересы, установки.

Убеждение – это твёрдая уверенность личности в чём-либо, побуждающая её поступать в соответствии со своими взглядами, суждениями о важном и неважном, достойном и недостойном. Если вы способны выполнять свои обещания, действовать так, как считаете нужным и правильным, активно отстаивать свою правоту, доказывая её словом и делом, это означает, что ваши убеждения соответствуют вашему поведению и направляют его. Если же ваши слова и дела расходятся, если вы намечаете одно, а делаете совсем другое, то ваша система убеждений неустойчива, неэффективна, причины ваших поступков и решений вы не всегда можете объяснить. В итоге ваша деятельность и поведение в целом становятся непонятными для окружающих. Получается, что вы не знаете, чего хотите достичь, и насколько то, что вы провозглашаете в качестве своих намерений, действительно важно для вас. Только разобравшись в себе и учтя мнение окружающих о том, что вы говорите и делаете, вы сможете выработать действенные убеждения.

Интересы и потребности. В процессе практической деятельности, а также в познании окружающего мира важную роль играют человеческие интересы. Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – это реальная причина, которая осознаётся нами и направляет познавательную и практическую деятельность. Вспомните ситуации, в которых вы сталкивались с чем-то новым, необычным. Вопрос, который вы тотчас ставите перед собой («Что это?» или «Что такое?»)  и есть проявление интереса к тому, что привлекло ваше внимание. Если же в вашей жизни возникла практическая проблема, то, осознав её, вы сразу же проявляете интерес к путям и средствам её решения.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему люди выбирают разные профессии? Наверно, здесь важны и советы родителей, и желание быть похожим на авторитетного для вас человека, и престижность профессии. Влияет также специальный интерес к определённому виду деятельности.

Специальный интерес – это внутреннее побуждение к какой-либо конкретной деятельности. Он может перерасти в склонность профессионально заниматься избранным делом. Вообще интересы представляют собой очень важный источник развития способностей. Они направляют наше внимание, побуждают к активности, делают жизнь осмысленной и яркой, тогда как их отсутствие   препятствует развитию и реализации способностей.

Наши интересы могут быть «эгоцентрическими», т. е. направленными преимущественно на собственную личность (от лат. ego – я, centrum – центр). Эгоцентрический интерес характеризуется тем, что человека заботит не столько качество, результативность выполняемой им работы, сколько производимое им впечатление, демонстрация своего превосходства, достижение лидерства. Совсем иной характер имеет познавательный интерес, интерес к новым явлениям жизни, стремление к новым впечатлениям, к созданию новых полезных вещей.

В основе интересов лежат потребности. Потребность понимается как нужда в чём-либо, отсутствие чего-либо важного, нужного для жизни. Мы не всегда чётко осознаём свои потребности. В том случае, когда мы их осознали, т. е. разобрались в том, что нам действительно нужно, потребности превращаются в интересы.

       Наши интересы могут быть направлены на удовлетворение материальных потребностей, прежде всего тех из них, которые связаны с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности. Мы заинтересованы в получении благоустроенного жилища, качественном и сбалансированном питании и т. д.  Но все мы понимаем, что в жизни важны не только разнообразные материальные блага. Вернее сказать, потребление многих из них не связано с острой жизненной необходимостью, скорее оно служит интересам самоутверждения (например, иметь дорогой автомобиль) или самореализации, развития своих способностей. Так, для музыканта нужны инструменты, нередко очень дорогие; занятия некоторыми видами спорта тоже требуют хорошего и дорогого снаряжения, инвентаря.

    Наряду с материальными нашу деятельность направляют интересы социальные и духовные. Они могут быть сконцентрированы в какой-то одной области; всё остальное в этом случае менее интересно и делается как бы механически. Но они могут быть и распределены между различными видами деятельности. Тогда  можно говорить о разносторонности личности, имея в виду богатство её интересов. Правда, здесь возникает опасность того, что интересы становятся поверхностными, потому что глубоко и основательно заниматься разными делами обычно не удаётся.

    Интересы личности могут различаться по степени их устойчивости и глубины. Устойчивый и глубокий интерес к какому-то делу позволяет надеяться на значительные  результаты. Когда у выдающегося английского физика И. Ньютона (1643—1727), спросили, как ему удалось открыть закон всемирного тяготения, ответ был такой: «Я думал над этим постоянно в течение многих лет».

На протяжении жизни интересы могут меняться. Это связано не только со степенью удовлетворения потребностей. Личность – активный субъект деятельности. Чем шире область познаний человека, чем выше его достижения, чем активнее он участвует в общественной жизни, тем динамичнее и разнообразнее его интересы, тем более насыщенно и интересно протекает его жизнь.

Установки. Установка — это состояние готовности человека совершить что-либо, предрасположенность к активным действиям в определённой ситуации. Установка личности сильно влияет на результаты результаты. Например, для спортсмена, участвующего в ответственных соревнованиях, очень важна установка на достижение наивысшего результата, на победу. Для ученика на уроке важна настроенность на внимательное отношение к выполнению заданий, восприятие нового материала. Как только установка теряется, эффективность работы на уроке резко снижается.

Наша установка влияет на настроение, в котором мы что-то делаем; она сказывается на общении с окружающими. Если действует установка на доброжелательные, дружелюбные отношения, то люди это сразу же ощущают и обычно сами начинают относиться к нам доброжелательно. Установки на выполнение определённой деятельности или достижение какого-то результата тесно связаны с нашим прошлым опытом, которые бы подсказывает, что и как нужно делать. Такая подсказка необязательно ясно сформулирована, отчётливо выражена в словах, но она необходима как внутренняя готовность действовать.

Самовоспитание. Если человек стремится жить осмысленно, полнее реализовать свои способности, он может осознанно двигаться по пути личностного саморазвития. Стать лучше хотят, наверно, все люди, но систематически занимаются самовоспитанием немногие. Почему это происходит? Для работы над собой человеку необходима определённая готовность, связанная с наличием таких качеств, как целеустремлённость, самокритичность, требовательность к себе, самообладание и восприимчивость к воспитанию.

Целеустремлённость предполагает наличие жизненной цели, умение подчинить свои поступки и действия её достижению.

Самокритичность обеспечивает объективную самооценку. Когда человек точно знает, что положительно в его характере, а что отрицательно и от чего надо избавиться, он более обоснованно выбирает цель, определяет программу самовоспитания.

Требовательность к себе помогает перевести замечания, указания, советы, исходящие от других людей, в собственные требования к поведению; она вызывает потребность стать лучше.

Самообладание, которое ещё называют выдержкой или хладнокровием, требуется для того, чтобы не паниковать и не суетиться, быть волевой личностью. А восприимчивость к воспитанию означает способность правильно понять и принять воспитательные воздействия педагогов, родителей, других авторитетных для вас людей, умение использовать имеющиеся условия для своего духовного роста, совершенствования.

Для успешного самовоспитания необходима нравственная и волевая готовность. Следует быть максимально благожелательным к предъявляемым требованиям педагогов, советам и пожеланиям родителей добросовестно учиться.

Самовоспитание призвано обеспечить преемственность культуры, трудового опыта и нравственных ценностей народа. Ещё в детстве из сказок человек узнаёт о добре и зле, о богатырях и мудрецах. Так создаётся идеал – представление о высшей степени совершенства, которое является важным фактором самовоспитания.

В постоянно меняющемся мире только тот находит своё место в жизни, успешно реализует себя, кто непрерывно изменяется сам, совершенствует свои силы и способности. Самовоспитание — это способ обеспечения согласованности между процессами развития общества и формированием собственной личности. Самовоспитание прежде всего необходимо самому человеку для конструктивного социального и личностного самоопределения и самоутверждения, для того, чтобы не растеряться в затруднительных ситуациях, не соблазниться ложными ценностями, а правильно выбрать жизненные ориентиры и стать достойным гражданином своей страны.

Некоторые выводы

1. Важнейшие разновидности устойчивых мотивов – это убеждения, интересы, установки.

2. Интерес к какому-нибудь виду деятельности во многом определяет выбор профессии.

3. Осмысленно живущий человек работает над собой, вырабатывает качества, значимые для конструктивного социального и личностного самоопределения и самоутверждения.

Вопросы и задания

1. Что понимают под направленностью личности?

2. Какое влияние оказывают способности и характер на направленность личности?

3. На конкретных примерах покажите взаимосвязь интересов и потребностей.

4. Какую роль играют убеждения в жизни человека?

5. Объясните, какая связь существует между убеждениями и интересами. Приведите примеры такой связи.

6. Какого человека вы бы назвали воспитанным?

7. Охарактеризуйте качества, необходимые человеку для работы над собой.

1.

 

Духовный мир человека

Понятие духовности.Когда мы говорим о духовном мире людей, мы имеем в виду всю совокупность явлений человеческого сознания: мысли и чувства, эмоциональные состояния и волевые побуждения, интересы и устремления, знания и предубеждения.

В процессе исторического развития формируется духовная жизнь общества и человека. Человек не просто приспосабливается к внешним условиям жизни, а творит новое: сначала в своём мышлении и воображении, а затем уже и в осязаемой реальности. Для того чтобы что-то сделать по-человечески – зрело, умно и ответственно, надо сначала учесть все обстоятельства, приобрести необходимые знания и умения, продумать последствия, т. е. произвести надлежащие изменения в самом себе, в своём духовном мире, в сознании.

Духовность – это обобщённая характеристика ценностных ориентировкак отдельного человека, так и общества, в котором он живёт.

Уровни духовности различаются тем, в какой степени люди осознают необходимость следовать не только законам природы, но и нормам общественной жизни людей, в том числе правилам человеческой нравственности, утвердившимся представлениям о прекрасном и безобразном, о возвышенном и низменном.

Человеческая духовность включает знания, но не сводится к ним, ибо здесь особенно важно, каким целям служат приобретённые знания, соответствуют ли эти цели требованиям гуманизма, сохранения нашей природной среды обитания, мира и доброжелательности в отношениях между людьми, странами и народами. Сами по себе знания свойств и законов природы не определяют целей нашей деятельности: цели мы выбираем, руководствуясь сложившимися представлениями о должном и недолжном, допустимом и недопустимом. Высокая духовность предполагает высокую нравственность. Низкий уровень нравственности, эгоистичность и антигуманность целей, которые преследует человек, означает низкий уровень духовности.

Нравственность – это лишь одна из областейдуховности общества, форм духовности личности. Высокие нравственные цели не могут быть достигнуты, если преследующий их человек не имеет нужных для этого знаний и умений. Значит, важное значение для развития духовности имеет наука. Целостность и гармоничность духовного мира людей недостижима без искусства, которое развивает наши чувства, образное восприятие мира, способность различать подлинные и мнимые ценности. В течение тысячелетий своеобразным хранителем человеческой духовности выступала религия. Конфликты религии и науки в основном остались в прошлом. Если наука исследует, каковы законы и свойства окружающих нас предметов и явлений, то религия призывает человека подчиниться некоей высшей силе, следовать её предписаниям. Для многих людей этот призыв означает путь к духовному росту.

Духовность личности проявляется в её поступках и действиях, в отношении к себе, к людям, к окружающему миру в целом.

Размышляя о духовности, каждый из нас задаёт себе вопросы, что такое человек, в чём его призвание, долг и смысл жизни? Решение их связано с формированием нашего мировоззрения.

Мировоззрение, его роль в жизни людей. Человек – мыслящее существо, осознающее себя и окружающую действительность. Человек способен выразить своё понимание происходящего и дать ему оценку, более или менее чётко сформулировать свои цели. Говоря самому себе: «Я знаю, что…», «Я хочу, чтобы…», «Я должен…», — человек мысленно выделяет себя из окружающего мира. В его сознании выстраиваются отношения «Я и другие люди», «Я и природа», «Я и окружающий мир в целом». Во всех этих мыслимых, осознаваемых отношениях присутствуют некоторое понятие или образ себя (Я), а также понятие или образ внешней действительности, с которой человек связан и в отрыве от которой он не может жить.

Для того чтобы быть сознательным субъектом своей жизнедеятельности, быть личностью, духовным существом, человек должен выработать определённое мировоззрение.

Мировоззрение — это понимание человеком самого себя, окружающего мира и своей связи с миром.

Мировоззрение каждой личности содержит ответы на три основных вопроса: 1) Что я представляю из себя как человек? 2) «Что представляет собой окружающий мир – люди и природа, каковы их главные характеристики? 3) Как я могу и должен относиться к окружающему миру и к самому себе, что я вообще могу и должен делать?

Каждый человек решает для себя эти вопросы в течение всей сознательной жизни, уточняя на основе жизненного опыта и знаний какие-то их стороны, моменты. Что-то из прежних мировоззренческих убеждений личности подтверждается её опытом и всё более закрепляется в сознании; некоторые же мировоззренческие представления обнаруживают несостоятельность и перестают считаться важными. Человек выстраивает своё мировоззрение.

Мировоззрение не просто соединяет различные знания человека о мире и о самом себе, а предполагает твёрдую убеждённость в правильности и высокой ценности этих знаний. Именно основополагающие знания и ценностные идеи, ставшие глубокими, принципиальными убеждениями личности, образуют в совокупности её мировоззрение.

В повседневной жизни нам часто приходится определять своё отношение к происходящему, делать выбор из нескольких вариантов поведения, уточнять жизненные задачи и определять среди них самые важные, приоритетные. А для этого, нужны какие-то основания. Многие проблемы мы решаем почти неосознанно, потому что они похожи на те, с которыми мы уже встречались раньше и для которых выработали приемлемую схему решения. Здесь мы действуем привычным образом. Другие же являются новыми, необычными. Для их решения мы обращаемся к сложившимся у нас основополагающим представлениям или идеям о том, как вообще должен поступать человек в той или иной ситуации. При этом мы используем те знания об окружающем мире, которые считаем надёжно установленными и которым доверяем. Это и означает обращение к важнейшим убеждениям, составляющим наше мировоззрение.

Жизненный смысл мировоззрения состоит в том, чтобы направлять наши поступки и мысли, вооружать нас ориентирами, позволяющими вырабатывать решения в важных для нас ситуациях. Наше мировоззрение есть то, чем мы реально руководствуемся в жизни. Правда, мы далеко не всегда чётко осознаём, в чём же действительно состоит наше мировоззрение. Попробуйте сами определить свои важнейшие, основополагающие убеждения, и вы увидите, что это совсем непросто сделать.

Мы отчётливо осознаём то, что ново, необычно и требует специального внимания. Но в состав мировоззрения также входят убеждения, представления, идеи, давно принятые нами в качестве бесспорных, стали воспринимать как привычные и самоочевидные. Многие привычные вещи могут быть очень важными, но мы на них почти не обращаем внимания – именно в силу привычности.

Так и с нашим мировоззрением. Его назначение состоит не в том, чтобы быть ярким и «картинным» и развлекать нас всё новыми и новыми впечатлениями. Наоборот, оно «ведёт себя» очень скромно и обычно не выпячивается в нашем сознании на первый план. Вместе с тем оно постоянно указывает нам, что мы можем и чего мы не можем достичь; что мы должны делать, а чего мы делать не вправе, потому что это противоречит нормам жизни и недостойно высокого звания человека.

Мировоззрение – это внутренний регулятор, обобщающий наш прошлый опыт и направляющий все наши значимые поступки и действия. Положим, что-то важное вы делаете по привычке, почти не задумываясь. Но вы всё же можете задать вопрос: а почему вы это делаете именно так, а не иначе? И если вы будете старательно доискиваться истоков и оснований, то обязательно выявите какое-нибудь из ваших мировоззренческих убеждений.

Пути развития духовного мира и формирования мировоззрения личности.Мы уже говорили о том, что личностью не рождаются, а становятся. Это становление начинается ещё в детстве, когда ребёнок вдруг говорит о себе: «Я», — и тут же добавляет: «Я хочу…» Вслед за желаниями, выражающими интересы и потребности, личность начинает осознавать свои возможности, а также разнообразные правила, ограничения, предписания, регулирующие её действия. Ребёнок учится выражать в словах эмоции и чувства, настроения, ожидания, предпочтения и т. д. У него постепенно формируется определённое мироощущение, связанное с преобладающим настроением, общим чувственно-эмоциональным восприятием происходящего.

По мере развития познавательной деятельности у ребёнка складываются представления о свойствах и связях вещей, о некоторой упорядоченности всего, что его окружает. Взрослые помогают ему разобраться в этой упорядоченности. Так постепенно закладываются основы и предпосылки миропонимания. А потом ребёнок приходит в школу и начинает последовательно осваивать различные учебные предметы, приобретать знания, которые отражают длительный познавательный опыт человечества. В процессе воспитания он усваивает общие правила поведения, нормы и ценности человеческой жизни. Изучая историю, литературу, другие гуманитарные предметы, он расширяет знания о мире человеческих взаимоотношений, об организации совместной (общественной) жизни людей.

Образующаяся личность не просто впитывает готовые знания и впечатления — она так или иначе осмысливает, по-своему упорядочивает их. В обществе, в культуре существуют образцы мировоззренческих обобщений, с которыми человек знакомится в процессе получения образования. Такие образцы ещё в далеком прошлом принимали форму мифа и религии. Религия играет важную роль и в жизни многих наших современников. Религиозное мировоззрение основывается на вере в реальность сверхъестественных сил, управляющих миром. Эта вера не допускает сомнений в правильности некоторых исходных утверждений, называемых догматами. Существует и нерелигиозная форма широких мировоззренческих обобщений, опирающаяся на использование общих понятий и следование правилам логического мышления — это философия, которая тесно связана с наукой.

Вы знаете, что существуют разные религиозные учения о мире, о жизни, о человеке и Боге. Философских учений тоже немало. Важно ознакомиться с разными формами мировоззрения, глубоко продумать их для того, чтобы уточнить и обогатить собственную мировоззренческую позицию, обеспечить условия своего духовного роста.

У каждого человека, сложившегося как личность, собственное мировоззрение. Мировоззрение – это основа, духовный стержень личности. Именно оно наиболее широко и полно раскрывает, каков уровень нашей духовности, каковы мы на самом деле, ибо оно является основой наших мыслей, чувств и поступков, организующим началом всей нашей жизни.

В течение жизни мировоззрение, весь духовный мир личности претерпевают значительные изменения. Они связаны с особенностями каждого возраста, с характером возникающих перед нами проблем и с тем, как мы их воспринимаем и решаем.

Некоторыевыводы

1. Духовность – это обобщённая характеристика ценностных ориентиров человека и общества. Основные области духовности общества – это нравственность, наука, искусство, религия. Духовность предполагает заинтересованность личности в высших ценностях и проявляется в её поступках по отношению к людям, окружающей природе.

2. Мировоззрение – это понимание человеком самого себя, окружающего мира и своей связи с миром. Основой мировоззрения личности являются её основополагающие, глубокие и прочные убеждения, основанные на знаниях.

3. Назначение мировоззрения состоит в том, чтобы направлять наши поступки и мысли, вооружать нас ориентирами, нужными для осуществления деятельности. Мировоззрение – это духовный стержень, основа личности.

4. Мировоззрение личности формируется в процессе её становления и дальнейшего развития. Оно вбирает в себя как личный опыт, так и обобщённый опыт других людей, выработанные человечеством знания о мире. У каждого человека, поскольку он является личностью, вырабатывается своё мировоззрение.

Вопросы и задания

1. Что вы понимаете под духовностью? Что, на ваш взгляд, включает в себя духовный мир человека?

2. Чем различаются уровни духовности? Приведите примеры поступков человека, свидетельствующие о высоком и низком уровнях духовности.

3. Каковы основные области духовной жизни общества?

4. Что влияет на формирование духовного мира человека? Что такое духовно богатый человек? От чего зависит духовное богатство человека?

5. Что такое мировоззрение? Может ли у разных людей быть одинаковое мировоззрение? Аргументируйте свою точку зрения.

6. Какое влияние на формирование вашего мировоззрения оказывают друзья, учителя, родители?

7. Великий немецкий философ И. Кант (1724—1804) отмечал, что наш разум должен решить прежде всего три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» Первый из них – о познании; второй – о нравственности; третий – о вере. Все эти вопросы можно, по словам Канта, объединить в вопросе о том, что такое человек. Как вы считаете, почему И. Кант выделил именно эти три вопроса?

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 578; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!