Взаимосвязь человека и общества



Понятие общества. Со словом «общество» мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Оно часто употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях учёных и публицистов. На уроках истории речь идёт об античном, средневековом, буржуазном, современном обществах и т. д.

Слово «общество» многозначно. Оно производно от слова «общий», которое означает «совместный», «одинаковый или обязательный для всех», «объединённый, цельный». Под обществом в этом смысле понимается определённая группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Здесь его можно заменить словами «организация», «союз», «объединение» (общество книголюбов, общество охраны памятников истории и культуры, общество защиты животных, акционерное общество и др.).

Имея в виду конкретный этап исторического развития человечества, говорят о первобытном обществе, обществе эпохи Просвещения, современном обществе. Близко к этому применение понятия «общество» для характеристики качественного своеобразия той или иной организации общественной жизни («традиционное общество», «общество потребления», «информационное общество»).

В широком смысле общество — это часть материального мира, которая обособилась от природы и взаимодействует с нею.

Понимаемое таким образом общество представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности. Рассуждая об обществе, важно уточнять, в каком именно значении используется данное слово.

В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов исследования и объяснения сущности и свойств общества. Первый подход – натуралистический. Он связан с развитием естествознания в XVII–XVIII вв. Опираясь на естественно-научные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. В ХVIII в. эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш. Монтескьё (1689—1755). В Новейшее время таких взглядов придерживался русский историк Л. Н. Гумилёв (1912—1992). Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.

Культурно-исторический подход к изучению общества характерен для конца XIX – начала XX в. Его становление связано с развитием таких наук, как история, культурология, антропология. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов общественной жизни был учёный Н. Я. Данилевский (1822—1855).

Особое значение имеет вопрос о целостности общества. Некоторые мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму живущих в нём людей и образуется в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. Так считали, например, английские философы ХVII в. Т. Гоббс и Дж. Локк. Другие же учёные рассматривали общество как единое целое и утверждали, что его нельзя свести просто к сумме индивидов. Эта точка зрения более плодотворна, потому что люди на самом деле никогда не бывают обособленными «атомами». Но такой подход породил ещё один сложный вопрос: в чём состоит это единство людей, на чём базируется целостность общества?

Многие мыслители (немецкий философ ХIХ в. Г. Гегель и др.), отвечая на данный вопрос, искали основание целостности и единства общества в его духовной жизни. Подобный подход к пониманию общества можно назвать идеалистическим. История здесь часто рассматривается как процесс движения к достижению некоторого идеала, высшей духовной цели.

Существует и материалистический подход в понимании общественной жизни. Например, немецкие мыслители ХIХ в. К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, что её основой является деятельность людей по удовлетворению своих материальных потребностей. Такой деятельностью является материальное производство. Не отрицая существования в общественной жизни идейных или духовных побудительных мотивов, материалистический подход основывается на том, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание.

Материалистический и идеалистический подходы к пониманию основы общественной жизни во многом дополняют друг друга, поскольку в нашей жизни действительно есть как материальные, так и духовные стороны (побудительные причины деятельности), и они тесно связаны между собой.

Основные формы взаимосвязи человека и общества.Общество образуют люди, которые связаны между собой.Они вступают в определённые отношения друг с другом и выполняют разные виды деятельности, нужные для общества как целого. Производственная деятельность направлена прежде всего на создание предметов, нужных для жизни, на изменение природной среды и придание ей полезных людям качеств. Еще её называют экономической деятельностью. Включаясь в производство, человек вносит свой вклад в экономическое благосостояние других людей. Вместе с тем благосостояние каждого в отдельности во многом зависит от общей эффективности экономики. Для её обеспечения в обществе складывается разделение труда, осуществляется множество разных производственных процессов, которые обслуживаются банковской, транспортной и другими системами. Важную роль здесь играет и наука, без которой в наши дни невозможен ни технический, ни в целом экономический прогресс. Современная экономическая деятельность основана на знаниях, получаемых прежде всего научным путём. Научное исследование создаёт знание, т. е. ценность духовную, но без него в наши дни уже невозможно эффективно производить блага материальные. Мы, по существу, вступаем в стадию «общества знания», когда образованность людей и их способность творить новое становится главным экономическим ресурсом.

Наука – это духовная деятельность. Другими видами духовной деятельности являются искусство, религия, мораль. Их результаты – не вещи, а знания, художественные образы, нравственные идеалы, представления о священном, о высших началах жизни. Каждый человек – не только материальное, но и духовное существо. Он неразрывно включён в духовную жизнь общества, членом которого является.

В процессе жизнедеятельности человек входит в состав различных общностей людей. Он – член семьи, производственного коллектива или творческого объединения; принадлежит к какому-то возрастному слою, к группе людей с определённым образованием, к национальной общности; может входить в ту или иную религиозную общину.

Область общественной жизни, связанную с взаимоотношениями малых и больших групп людей, называют социальной сферой.

Жизнь общества нуждается в управлении. Его осуществляют государственные учреждения. Действия людей подчинены юридическим нормам, которые устанавливает государство. Каждый человек является гражданином своего государства и включён в его политико-правовую жизнь. Это ещё одна сфера жизни общества – политико-правовая.

Названные сферы жизни – экономическая, духовная, социальная, политико-правовая – значимы для каждого человека. Все люди так или иначе участвуют в их функционировании. Конечно, человек не может одновременно быть профессионалом во многих видах специализированной деятельности. Но для того чтобы быть полноценным членом общества, надо, кроме овладения определённой специальностью, знать также общую организацию совместной жизни людей, её нормы и правила, законы.

Социализация личности. Социализацией называют процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему жить в обществе или, как говорят, быть полноценным членом общества. 

Общественная связь пронизывает всю жизнь каждого человека, начиная с его рождения. Новорожденный – беспомощное существо, и родители любовно и заботливо ухаживают за ним. В этом состоит также их общественный долг – ведь общество продолжает существовать благодаря тому, что на смену родителям приходят их дети. Значит, детей нужно воспитывать и обучать, прививать им знания, умения и навыки, нужные для самостоятельной жизни в соответствии с правилами, запросами и культурными традициями общества. Семья и школа – это самые первые, исходные формы связи человека и общества. Они соответствуют детству и ученичеству как начальным этапам жизни человека. Конечно, связь с семьей не порывается и в дальнейшем, да и учеба обычно не ограничивается только школой. Человек должен получить профессию и квалификацию для того, чтобы он мог включиться в общественный процесс производства, стать полноправным участником общественной жизни.

Рассуждая о других людях как о личностях, мы обычно «примериваем» к себе высказанные оценки или требования. Разбираясь в самом себе, оценивая свои личностные качества, человек намечает действия по развитию своих положительных качеств или сильных сторон, устранению недостатков. Он на кого-то равняется, а на кого-то вовсе не хочет быть похожим. Другие люди – это как бы зеркало, в котором мы стараемся рассмотреть свои собственные черты. Очень важно, однако, как мы относимся к другим людям и к самим себе. Английскому писателю XIX в. У.Теккерею принадлежат слова: «Мир – это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном».

В процессе социализации человек учится исполнять различные роли – в семье, в школе, в общении с незнакомыми людьми и т.д. Человек уважает себя в зависимости от того, как относятся к нему другие люди, авторитетные для него. Это уважение нужно заслужить правильным поведением, ответственным исполнением своих обязанностей, зрелостью положительных личностных качеств. Каждому человеку не безразлично, что представляет из себя лично он, т.е. какой личностью он является. Размышляя и действуя, накапливая жизненный опыт, человек изменяется как личность. Быть личностью означает осознавать происходящее и нести ответственность за сделанное.

Некоторые выводы

1. Натуралистический подход к объяснению общества характеризует его как особую часть природы. Здесь подчёркивается влияние природы на общество.

2. Культурно-исторический подход указывает на отличия общественных процессов от природных. Особое значение здесь придаётся духовным ценностям, выработанным в ходе истории и составляющим основу культуры.

3. Идеалистический подход к общественной жизни объясняет её исходя из развития сознания, признания ведущей роли духовных, идеальных явлений.

4. Материалистическое понимание общественной жизни предполагает, что её основой являются материальное производство, экономическая деятельность.

5. Исходные формы связи человека и общества в наши дни – это семья и школа. В целом же жизнь общества включает в себя экономическую, духовную, социальную и политико-правовую сферы, которые и являются основными формами связи человека и общества.

6. В процессе социализации человек усваивает знания, опыт, привычки, нужные для полноценной жизни в обществе.

Вопросы и задания

1. В каких значениях употребляется слово общество? Чем можно объяснить многообразие значений данного слова?

2. Назовите и охарактеризуйте основные подходы, которые сложились в исследовании и объяснении общества. В чем суть разногласий их сторонников? Преодолимы ли, на ваш взгляд, эти разногласия?

3. В каких формах осуществляется связь человека и общества?

4. Что такое социализация? Какие знания и умения вы считаете самыми важными для становления личности? Аргументируйте свою точку зрения.

5. Ограничивается ли социализация личности только детством и периодом учебы в школе? Поясните свое мнение примерами.

Человек и история

Понятие об историческом процессе.Со времён древнегреческого историка Геродота и до наших дней ведутся дискуссии о смысле, цели и направленности исторического процесса. Важно также уяснить, существует ли в истории человечества упорядоченность, закономерность, знание которой позволяет делать строгие научные выводы о прошлом и даже предвидеть будущее, или же исторические события происходят неупорядоченно. Изучая историю, необходимо не только фиксировать факты, но и проникать в суть человеческих целей и замыслов, понимать, затрагивают ли эти изменения основы нашей жизни.

Историческим процессом называется временная последовательность событий в жизни общества, которая явилась результатом деятельности многих поколений людей.

Понятие история выражает тот факт, что наблюдаемые нами формы общественной жизни когда-то возникли в силу определённых причин, а затем претерпевая глубинные изменения, становятся по существу другими. Историчность общественной жизни означает, что в ней происходят, необратимые изменения, благодаря которым «жизнь невозможно повернуть назад».

Исторические изменения, как показывает наука, имеют направленность. Это означает, что в жизни общества действуют законы, которые проявляются через многочисленные общественные события, поступки отдельных людей, действия общественных групп, масс людей и направляются прежде всего их интересами. Интересы эти бывают весьма разнородными, даже противоречивыми. Поэтому важно выяснить, существует ли единая «логика истории», т. е. общая для всех стран и народов последовательность основных этапов исторического развития, или же никакой единой, схемы развития не существует.

Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.  Важную роль в научном исследовании исторического процесса сыграло материалистическое понимание истории, разработанное К. Марксом (1818—1883). Согласно К. Марксу, в истории общества друг друга сменяют системы социально-экономических (производственных) отношений между людьми, которые составляют объективную основу всех других видов общественных отношений.

Общества, где утвердилась одна и та же социально-экономическая система, относятся к единому историческому типу. Такой тип называется общественно-экономической формацией.

Всемирная история, если руководствоваться теорией К. Маркса, есть процесс развития и смены общественно-экономических формаций. В истории человечества выделяются первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая формации, на смену которым приходит коммунистическая формация. Именно ей, по К. Марксу, принадлежит будущее.  Достоинство данной схемы в том, что исторический процесс здесь получает единое, теоретически последовательное истолкование. Вместе с тем конкретные исследования показали, что в такую схему закономерной смены общественно-экономических формаций плохо укладывается история Востока.

В истории разных народов много своеобразного, неповторимого, которое не улавливается никакой универсальной схемой. Поэтому у некоторых историков и философов возникло убеждение в том, что единой линии закономерного развития всего человечества не существует. Разные народы, имеющие своеобразную культуру или цивилизацию, проходят свой, самобытный, путь исторического развития. Эту идею выражает цивилизационный подход к истории. Он был предложен, в частности, английским философом и историком Арнольдом Тойнби (1889—1975).

Цивилизация, по А. Тойнби, представляет собой устойчивую общность людей, объединённых духовными (прежде всего религиозными) традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.

А. Тойнби выделял шумерскую, вавилонскую, минойскую, эллинскую (греческую), китайскую, индусскую, исламскую, западную, православную христианскую и некоторые другие цивилизации.

Движущими силами истории, согласно А. Тойнби, являются вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия), и ответ цивилизации на вызов, достигаемый деятельностью талантливых, творческих личностей.

Цивилизация состоит из творческого меньшинства и инертного большинства. Творческое меньшинство ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Но когда творческая энергия меньшинства иссякает, цивилизации не могут дальше долго существовать. Подобно людям, цивилизации рождаются, достигают зрелости и затем начинают угасать.

Учение А. Тойнби, как и другие, во многом похожие на него концепции исторического процесса как жизненного цикла определённых цивилизаций или культур, не отвечает, однако, на вопрос о том, куда в конечном итоге движется человечество в ходе исторического развития, а также о связи между историями разных цивилизаций или культур.

Участники исторического процесса.Кто же является основным участником исторического процесса? Кто, так сказать, движет историю? Известный русский историк и писатель Н. М. Карамзин (1776—1826) считал, что «история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». Это можно понять так, что главное в истории – это деятельность народных масс и тот опыт, который они из неё извлекают.

Однако народ каждой страны состоит из разных общественных групп, классов, имеющих неодинаковые интересы. Если она действуют сплочённо и согласованно, то становятся самостоятельными и активными участниками исторического процесса. При этом каждый отдельный человек выступает как представитель определённой общности людей (социальной группы, класса, нации и т. д.).

Ход исторических событий, обусловленный деятельностью общественных групп, классов и народных масс в целом, может носить как эволюционный, так и революционный характер.

Понятие эволюция(от лат. evolutio – развёртывание) означает постепенные и вместе с тем существенные изменения в общественной жизни.

Революция (от фр. revolution – коренной переворот) представляет собой резкий, скачкообразный переход к новому качественному состоянию общества.

В обществознании это понятие  часто  обозначает относительно скоротечный радикальный политический переворот, связанный с применением насильственных действий, – в противоположность реформам, т. е. поэтапным, планомерным изменениям.

Революция никогда не является последствием заговора одиночек. Она может возникнуть только в результате накопления объективных предпосылок, приводящих в движение большие социальные силы и создающих революционную ситуацию. Революции всегда предшествует эволюционный период развития, в ходе которого нарастают проблемы и противоречия, настоятельно требующие разрешения. Революция происходит потому, что приемлемые для большинства людей решения этих проблем не были найдены.

Выберут ли участники исторического процесса путь реформирования системы общественных отношений, постепенного их изменения или встанут на путь революционного насилия и крутой ломки сложившейся организации общества, зависит во многом от общественных умонастроений,  умения и желания людей приходить к согласию, предвидеть последствия своих действий. Реформы, как и революции, тоже требуют больших усилий и даже мужества. Реформаторов обычно критикуют за медлительность, непоследовательность, недостаточную эффективность осуществляемых преобразований. Однако реформаторский путь изменения общественной жизни всё же менее разрушителен и не вызывает такого ожесточения у участников исторического процесса, как это характерно для насильственного, революционного, пути.

Итак, объяснение истории – это раскрытие причин, которые побудили участников исторического процесса поступить именно так, а не иначе.

Роль личности в истории.В истории действуют множество людей. Некоторые из них оставили в ней значительный след, наложили свой отпечаток на ход исторических событий и их результаты. Благодаря чему это оказалось возможным?

Отдельный человек, став во главе государства, политической партии, народного движения, может значительно поалиять на ход событий общественной жизни в том случае, если он лучше других понимает назревшие общественные проблемы, ясно видит те социальные слои, которые призваны их решить, и притом сам обладает задатками лидера, организатора, способного сплачивать людей и вести их за собой. Под харизмой (по-гречески chárisma – милость, благодать, божественный дар) понимают исключительную одарённость человека. Харизматическим лидером называют того, кто в качестве пророка, проповедника или политического деятеля обладает необычайной способностью воздействовать на людей, убеждать их в правильности того пути, который он предлагает.

Даже самая яркая и талантливая личность действует в определённых условиях и не способна отменить их по своему произволу. Особенности личности полководца, политического лидера, творца новой религии, выдающегося учёного или художника влияют на форму протекания соответствующих процессов. Но даже самая гениальная личность не способна осуществить то, что противоречит законам природы или в корне расходится с историческим опытом людей, их стремлениями, ожиданиями и возможностями.

Историческая личность лучше других способна определить сложившиеся возможности, уловить формирующиеся тенденции изменений в общественной жизни, в экономике, культуре и возглавить движение по реализации этих возможностей. Выдающийся изобретатель соединяет вместе те идеи, которые как бы витали в воздухе, и придаёт им чёткую, убедительную форму, позволяющую успешно реализовать творческий замысел. Так работал, например, американский изобретатель Т. А. Эдисон (1847—1931). Выдающийся политик говорит людям то, к чему они обычно уже внутренне готовы, и объединяет их для решения задачи, важность которой они способны понять и принять. Примером может служить первый Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

Огромный вклад в исторический процесс вносят не только государственные деятели, но и гениальные, талантливые личности, творящие в сфере науки, техники, философии, литературы, искусства, религиозной мысли и пр. Человечество всегда будет чтить имена Платона и Аристотеля, Леонардо да Винчи и Рафаэля, Коперника и Менделеева, Шекспира и Пушкина, Бетховена и Чайковского. Их творчество оставило глубочайший след в истории мировой культуры.

Некоторые выводы

1. При изучении истории важно не только зафиксировать факты, но и понять интересы и цели участников исторического процесса.

2. В науке сложилось два основных подхода к осмыслению исторического процесса: формационный и цивилизационный.

3. Ход исторических событий может иметь как эволюционный, так и революционный характер.

4. Творцами истории и главными участниками исторического процесса являются народные массы, состоящие из классов, других социальных общностей.

5. Гениальность исторической личности заключается в деятельности с учётом исторического опыта людей, умении определить сложившиеся возможности, уловить назревшие изменения в обществе и возглавить движение, обеспечивающее превращение этих возможностей в действительность.

Вопросы и задания

1. По мнению М. В. Ломоносова (1711—1765), учёного, поэта и философа, история «даёт государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, судиям — правосудия, младшим — старших разум, престарелым — сугубую твёрдость в советах, каждому — незлобливое увеселение с несказанною пользою соединённое». А в чём пользу от изучения истории видите вы?

2. Подберите конкретные примеры к предлагаемым определениям понятия «исторический»:

 а) исторический – относящийся ко времени, от которого сохранились вещественные памятники.

 б) исторический — важный для истории, знаменательный, вошедший в историю;

в) исторический — существовавший в действительности, соответствующий действительности; не вымышленный;

г) исторический — изучающий явления в их последовательном развитии.

3. К. Н. Бестужев-Рюмин считал, что «все науки имеют, несомненно, связь с историей, все более или менее в ней сосредоточиваются… история стоит посреди наук». Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то проиллюстрируйте данное высказывание примерами. 

4. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и народов? Приведите примеры.

5. Российский историк В. О. Ключевский (1841—1911) видел в истории учительницу, которая «учит даже тех, кто у неё не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение…». Как вы это понимаете? Приведите конкретные исторические примеры.

6. Согласно формационному подходу, исторический процесс рассматривается как закономерный, определяемый в конечном счёте экономическими факторами, универсальный, стадиальный, прогрессивный. На основе уже изученного исторического материала подтвердите или опровергните эти положения.

7. Тойнби выделял шумерскую, вавилонскую, минойскую, эллинскую (греческую), китайскую, индусскую, исламскую, западную, православную христианскую и некоторые другие цивилизации. Используя исторический материал, покажите на конкретных примерах вклад названных цивилизаций в развитие человечества.

Реальный гуманизм

    Идея гуманизма.Латинское слово «humanus» означает человечный. Гуманизм – это мировоззренческая идея, которая утверждает достоинство и самоценность человека, его свободу и право на счастье. Современный гуманизм зарождается в эпоху Возрождения, когда в Италии, а потом и в других странах возникает движение, направленное против духовного всевластия церкви. Гуманисты этой эпохи провозглашают человека наивысшим из всех живых существ, утверждают, что он способен познавать мир и призван творить новое, наслаждаться жизнью и нравственно совершенствоваться.

    Предпосылки такого понимания призвания человека и его места в мире возникли еще в античности. В Древней Греции сформировалось убеждение в том, что свободный человек должен не только многое знать о себе и о мире в целом, но и уметь управлять собой, быть гармонично развитым. В Средние века вопросу о призвании человека тоже уделялось большое внимание. Правда, это призвание виделось в служении Богу, в смирении и подчинении разума вере. Эпоха Возрождения и эпоха Просвещения наполнены призывами освободить человеческий разум от духовных оков. Свобода человека связывалась при этом с правом на частную инициативу и предприимчивость, с опорой на собственный разум при организации как личной, так и общественной жизни.

    Считая себя центром мироздания, человек покорял природу, создавая для этого мощную технику и развивая науку. Обратной стороной научно-технического прогресса явилось  расхищение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Новое время – это время торжества духа предпринимательства и вместе с тем нарастания социального неравенства; эпоха революций и разрушительных войн. Трагические события ХХ в. наглядно показали, что всеобъемлющее изменение материальных сторон жизни, развитие производства и науки, укрепление военной мощи государств вовсе не гарантируют гуманизации общественных отношений. В наши дни, как и в эпоху Возрождения, остро стоит вопрос о подлинном, реальном гуманизме.

    Гуманизировать нужно прежде всего деятельность государства. Его могущество не должно быть связано только с гонкой вооружений, утверждаться военными столкновениями, которые несут угрозу человеческому благополучию. Безудержная погоня за прибылью также способствует дегуманизации, т. е. обесчеловечиванию, общественной жизни, вносит в неё нестабильность, порождает кризисы и делает человека беспомощным «винтиком» огромной и бездушной экономической системы. Экономика использует новейшие достижения науки и техники, причём главным должно быть благо человека. Важно поэтому изучать реальный опыт решения проблем, связанных с местом человека в жизни современного общества, с созданием условий, благоприятствующих развитию человека и общественному прогрессу.

Основные положения идеологии белорусского государства.Идеология белорусского государства – это совокупность идей и идеалов, которые отражают национально-исторические традиции и ценности белорусского народа, характеризуют основные цели современного развития белорусского общества. Государственная идеология призвана способствовать устойчивому социально-экономическому и духовному развитию Республики Беларусь, укреплению гражданского согласия.

Идеология белорусского государства охватывает основные сферы общественной жизни – экономическую, политическую, социальную и духовную. В каждой из этих сфер она определяет важнейшие задачи практической деятельности и пути объединения нашего общества с целью упрочения нашей молодой страны, её поступательного развития. Белорусов объединяет любовь к отечеству, стремление обеспечить его экономическое благосостояние, подлинный демократизм, защиту прав человека, национальную безопасность, расцвет белорусской культуры.

Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь; социально-экономической основой – белорусская экономическая модель, ориентированная на повышение уровня и качества жизни людей путём инновационного развития, поддерживаемого государством. К нравственным ценностям, объединяющим наших соотечественников, относятся взаимоуважение людей с разными убеждениями и верованиями, если они не противоречат закону, а также гражданственность и патриотизм. Конституция Республики Беларусь – законодательная основа практического, действенного гуманизма.

Гуманистическую сущность Конституции Республики Беларусь наиболее чётко раскрывает статья 2, которая гласит: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданами за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

В разделе II Конституции, который называется «Личность, общество, государство», подробно излагаются важнейшие права и свободы граждан Республики Беларусь.

В нём отмечается, что каждый гражданин нашей страны имеет право на достойный уровень жизни. При этом государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

Государство гарантирует права и свободы людей, закреплённые в Конституции и законах страны, а также предусмотренные её международными обязательствами. В ряду экономических, социальных и культурных прав особое значение имеет право на труд, который является наиболее достойным способом самоутверждения человека. Это предполагает право на выбор профессии и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием и с учётом общественных потребностей.

Огромное значение имеет также право на образование, которое гарантировано доступностью и бесплатностью общего среднего и профессионально-технического образования. Конституция гарантирует нашим гражданам право на охрану здоровья, на социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом.

Каждому гражданину гарантируется право на собственность и её неприкосновенность, если эта собственность приобретена законным способом.

Конституция провозглашает право каждого человека сохранять свою национальную принадлежность и недопустимость оскорбления национального достоинства. Все люди имеют право пользоваться родным языком и выбирать язык общения.

Гарантируются право каждого человека самостоятельно определять своё отношение к религии, свобода мнений и убеждений. К важнейшим личным, гражданским и политическим правам относятся также свобода и неприкосновенность личности, которые могут быть ограничены только в случаях и в порядке, установленном законом. Гарантируется свобода собраний, митингов и т. д., свобода объединений, право граждан на участие в решении государственных вопросов.

Этим и некоторым другим основополагающим правам соответствуют обязанности: соблюдать Конституцию, законы страны, уважать её национальные традиции, историко-культурное и духовное наследие, защищать свою Родину.

Социальная ориентированность белорусской экономики. Белорусская экономическая модель предполагает постоянную заботу о повышении уровня и качества жизни населения. Важнейшее средство достижения этой цели — заработная плата. Она становится главным фактором, стимулирующим трудовую активность граждан. В нашей стране в целом удаётся сокращать число малообеспеченных граждан.

    Уровень жизни определяется прежде всего размерами доходов. Высокое качество жизни означает, что человек не только получает достойную заработную плату, но и ощущает социальную защищённость и уверенность в завтрашнем дне, имеет возможности для реализации своего духовного потенциала.

Социальная политика белорусского государства предполагает поддержку тех людей, которые в силу реальных причин не могут участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находятся в трудной жизненной ситуации. Очень важно, что в Беларуси удалось не допустить роста безработицы. Тем, кто временно не имеет работы, выплачиваются пособия, а также предоставляется возможность пройти переподготовку, освоить профессии, востребованные на рынке труда.

    В стране планомерно развивается сфера социального обслуживания. Создана сеть учреждений, которые помогают детям, оставшимся без попечения родителей, престарелым, инвалидам. Совершенствование пенсионной системы нацелено на обеспечение более высокого уровня жизни пенсионеров. Периодически повышаются пенсии.

    Успешно реализуется программа «Дети Беларуси». В ней намечен ряд конкретных мер по оказанию помощи детям-инвалидам и детям-сиротам, профилактике детской преступности и наркомании, разработке и выпуску высококачественного детского питания, социальной поддержке белорусской семьи. Семьям, воспитывающим детей, выплачиваются государственные пособия.

    В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 гг. в стране намечено создать около полутора тысяч агрогородков. Каждый агрогородок – это благоустроенный населённый пункт, располагающий всеми необходимыми объектами производственной и социальной инфраструктуры для обеспечения комфортной жизни сельских тружеников. Для людей, проживающих в сельской местности, социальные условия имеют особое значение. Если они неблагоприятны, молодежь уезжает в город.

    Последовательно осуществляются также программы развития малых и средних городов. Сегодня в Республике Беларусь более 180 малых городов, в которых живут сотни тысяч человек. Людям в этих городах нужны стабильная и перспективная работа, достойный заработок. Предприятия в малых городах технически переоснащаются, перепрофилируются на производство востребованной рынком конкурентоспособной продукции. В итоге будет обеспечено выравнивание качества жизни людей на всей территории страны.

    Уютный, тёплый дом или квартира – важный фактор качества жизни как отдельного человека, так и его семьи. По размаху жилищного строительства Республика Беларусь лидирует в СНГ. В нашей стране соблюдаются конституционные права граждан на бесплатное медицинское обслуживание и доступную медицинскую помощь, которую оказывают более 700 больниц, около 2000 амбулаторно-поликлинических организаций.

    В Республике Беларусь имеется более 22 тысяч спортивных сооружений. Приверженцем здорового образа жизни, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и туристических мероприятий является каждый третий человек, находящийся в активном и трудоспособном возрасте.

    В стране функционирует более 9 тысяч учреждений культуры. Успешно осуществляется реконструкция и техническое переоснащение всех государственных театров и цирков. Особое внимание уделяется развитию образования. Беларусь по праву гордится своей общеобразовательной школой, системой профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Большинство выпускников профессионально-технических училищ приобретают две и более профессий. Это очень помогает им при устройстве на работу. Учреждения образования  обеспечивают полностью потребности страны в рабочих, служащих и специалистах.

Некоторые выводы

1. Идея гуманизма утверждает достоинство и самоценность человека, его свободу и право на счастье.

2. Идеология белорусского государства выражает национально-исторические традиции и ценности белорусского народа, характеризует основные цели современного развития белорусского общества.

3. Гуманистическая сущность белорусского государства определена в Конституции страны, являющейся правовой основой его идеологии.

4. Ключевая характеристика белорусской экономической модели – социальная направленность.

5. Забота о человеке, защита его свобод, прав и достоинства личности – определяющие черты реального гуманизма.

Вопросы и задания

1. Опираясь на материалы курса истории, охарактеризуйте взгляды гуманистов эпохи Возрождения.

2. Как вы считаете, можно ли говорить о христианском гуманизме?

3. Какие угрозы реальному гуманизму, на ваш взгляд, существуют в современном мире?

4. В чём основное содержание идеологии белорусского государства?

5. Охарактеризуйте основные права и свободы человека, установленные в Конституции Республики Беларусь.

6. В чём выражается социальная ориентированность белорусской экономики?

 

 

Практикум

1. В книге, составленной последователями древнекитайского мыслителя Лао Цзы (V в. до н.  э.), есть такой текст.

«Ян Чижу сказал: «Человек подобен небу и земле и, как они, таит в себе природу пяти движущих начал. Человек — самое разумное среди всех существ, наделённых жизнью. И в то же время ногти и зубы человека недостаточно сильны, чтобы обеспечить ему охрану и защиту; мускулы и кожа недостаточно крепки, чтобы оборонять его и отражать удары; ноги недостаточно быстры, чтобы унести от опасности. У человека нет ни шерсти, ни перьев, защищающих его от холода и жары, и, чтобы прокормиться, он должен полагаться не на силу, а на разум. Поэтому человек высоко ценит разум и с пренебрежением относится к силе, ибо разум сохраняет его существование, а презренная сила вершит насилие над внешними вещами».

Объясните, как разум человека возмещает недостаток силы и естественных средств защиты. Согласны ли вы с тем, что человека характеризует разум, а не сила?

2. Ниже приведён фрагмент из работы немецкого философа Людвига Фейербаха (1804 —1872).

«Но в чём же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке?

Разум, воля и сердце.

Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли — энергия характера, сила чувства — любовь. Разум, любовь и сила воли — это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового и цель его существования». 

Почему, на ваш взгляд, Л. Фейербах именно так определил сущность человека?

3. Исследователи отмечают, что традиционно в белорусской семье для воспитания детей использовался прежде всего положительный пример матери, отца и старших членов семьи, а также следующие методы:

- внушение маленьким детям различных правил и требований с помощью колыбельных песен, забав, сказок, песен, наполненных родительской любовью;

- включение детей с самых ранних лет в хозяйственно-трудовую деятельность, общение со старшими и сверстниками; 

- организация совета родителей и старших членов семьи при выборе детьми ответственных решений в жизни;

- поощрение детей с целью воспитания чувства собственного достоинства и таких моральных качеств, как доброта, трудолюбие, старательность, послушность, уважительность к старшим членам семьи и к другим людям;

- намёк (прямой или косвенный) — способ показа детям их недостатков и просчётов в поведении и деятельности в этичном и корректном тоне;

- упрёк — выражение родителями как словом, так и взглядом, жестами, мимикой неудовлетворённости поступками и поведением детей;

- испытание как способ проверки подготовленности детей к самостоятельной трудовой и семейной жизни, к выполнению моральных правил и норм жизни своего народа;

- благословение — комплекс родительских наставлений, поучений, предостережений, наказов и просьб к детям в самые ответственные периоды их жизнедеятельности (переход к самостоятельной трудовой деятельности, служба в армии, женитьба или замужество).

Охарактеризуйте эти методы с точки зрения их действенности, важности для дальнейшей жизни детей, гуманности. Какие из названных методов  применяются в вашей семье?

4. Познакомьтесь с основными положениями Конвенции о правах ребёнка: Государства – участники Конвенции уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст. 14), право ребёнка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний (ст. 15) при условии соблюдения принятых в нашем обществе законов, право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31); право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32).

Как эти положения реализуются в Республике Беларусь?

5. Сопоставьте следующие высказывания и установите сходство и принципиальные различия в подходах определения сути истории.

Н. Г. Чернышевский (1828—1889): «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и всё-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно».

Г. В. Плеханов (1856—1918): «История  — огромное кладбище: мёртвых в ней больше, чем живых. Но это огромное кладбище, на котором покоится прошлое, есть в то же время колыбель, в которой лежит будущее. Тому, кто «помнит родство», не мешает подчас пройтись по этому кладбищу: то, что было, облегчает понимание того, что будет».

Р. Ю. Виппер (1859—1954): «Не история учит понимать и строить жизнь, а жизнь учит толковать историю. Такую историю мы сами переживаем... Наши суждения о прошлом, наши исторические мнения приходится всё время пересматривать, подвергать критике и сомнению, заменять одни положения другими, иногда обратными. История из наставницы стала ученицей жизни...»

В. Б. Кобрин: «Если бы люди извлекали опыт из истории, то вряд ли за Первой мировой войной последовала Вторая. Вряд ли после гитлеровского геноцида могли возникнуть неофашистские организации. Катаклизмы государственного или всемирного масштаба иногда как бы опровергают общепринятые установки о пользе, смысле и назначении истории…»

6. Русский философ первой половины ХХ в. Л. П. Карсавин считал, что субъектом истории является всё человечество, которое выступает как реальная «симфоническая личность», существующая в культурах, народах, классах, группах, вплоть до конкретной индивидуальности.

Как вы понимаете данное утверждение?

7. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова около 1500 слов означают свойства личности. Как бы вы объяснили данный факт? Проведите в классе конкурс: «Кто назовёт больше свойств личности? Выясните, каких слов больше – о положительных или об отрицательных свойствах, о телесных или духовных качествах.

8. Проанализируйте следующие высказывания о человеке.

«Человек становится человеком только через язык» (В. Гумбольд).

«Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться» (Д. Аддисон).

«Человек делает то, что ему говорят. Большинство животных — нет» (Э. Берн).

«Человек — единственное животное, поведение которого в значительной степени определяется мыслью» (Дж. Коллингвуд).

Какое из этих высказываний представляется вам наиболее убедительным?

9. Познакомьтесь с таблицей: «Формационный и цивилизационный подхо­ды к изучению истории»

Подход Достоинства Недостатки
Формационный позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов, представить историю человеческого общества как единый процесс, установить определенные законы исторического развития общества, предложить периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов       большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора; недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости истории отдельных обществ и народов
Цивилизационный позволяет всесторонне изучать историю конкретных обществ и народов, ориентирует на изучение таких сторон общественной жизни, как ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.   при последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый закономерный процесс исторического развития человечества в целом; создает возможность обособленного рассмотрения изоляции целых народов и обществ.

 

Назовите народы, которые не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций.

 

Урок обобщения

1. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаимосвязи человека и общества.

2. Не противоречат ли друг другу утверждения о том, что народные массы являются творцами общественной жизни, и признание важной роли выдающихся личностей в истории? Подтвердите своё мнение примерами.

3. Что такое исторический процесс?

4. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе.

5. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью?

6. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества?

7. Можно ли утверждать, что мировоззрение может иметь не только отдельная личность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха. Поясните своё мнение, подтвердите его примерами.

8. Российский историк В. О. Ключевский (1841—1911) утверждал, что знание прошлого – «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности», потому что это даёт тот глазомер положения, то чутьё минуты, которые предохраняют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестно действующим гражданином».

Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать:

а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрасными манерами и обхождением»);

б) стадию общественного развития, следующую за дикостью и варварством;

в) состояние общества, признающего ценности мира, экономического процветания, свободы, закона («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступности, попранию закона, неуважению прав человека»);

г) совокупность проявлений культуры («античная цивилизация — уникальная культуpa, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»);

д) совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, нравственных, психологических, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология людей средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»).

Какие из этих определений имеют непосредственное отношение к характеристике исторического процесса? Примените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 6191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!