Н.М. Карамзин и его «История государства Российского»



Биография:

Карамзин Николай Михайлович родился 12 декабря (1 декабря) 1766 года в Симбирске (сейчас Ульяновск) в дворянской семье. Начальное образование будущий литератор получил дома. Вскоре отец отдал его в симбирский дворянский пансион, а в 1778 году – в частный пансион Москвы. Параллельно Карамзин занимался активным изучением языков, посещал лекции в Московском университете. В 1781 году Николай Михайлович, по настоянию отца, поступил на военную службу в Преображенский полк.

В 1785 году Карамзин, биография которого резко поменяла свое направление, переезжает из родного Симбирска в Москву. Здесь литератор знакомится с Н. И. Новиковым и семьей Плещеевых. Увлекшись масонством, Николай Михайлович вступает в московский масонский кружок, где начинает тесно общаться с И. С. Гамалеей, А. М. Кутузовым. В это же время Карамзин участвует в издании первого детского журнала в России – «Детское чтение для сердца и разума».

Путешествие в Европу

В 1789 – 1790 годах Карамзин путешествовал по Европе. Писатель посетил Германию, Англию, Францию, Швейцарию, познакомился со многими известными личностями той эпохи – Ш.Бонне, И. Кантом, Ж. Ф. Мармонтелем, И. Г. Гердером, И. К. Лафатером, присутствовал на выступлениях М. Робеспьера, О. Г. Мирабо. Во время путешествия Николай Михайлович создал знаменитые «Письма русского путешественника», которые были изданы в 1791-1792 годах и принесли писателю широкую литературную известность.

В 1803 году император Александр I даровал Карамзину звание историографа, литератору были открыты все библиотеки и архивы.

До последнего дня жизни Николай Михайлович работал над самым главным своим трудом – «Историей государства Российского». Книга охватывает события от древнейших времен до Смутного времени и включает 12 томов. Первые восемь томов вышли в 1818 году, следующие три были опубликованы в 1821 – 1824 годах. Последняя часть «Истории…» увидела свет после смерти Карамзина.

Умер Николай Михайлович Карамзин 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге. Похоронен литератор на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Концепция:

На первом месте поставлена политико-назидательная задача: история для Карамзина служит нравоучению, политическому наставлению. История воспитывает патриотические чувства.

Государство создавалось умом и талантом его представителей, поэтому для него они главные герои русской истории. Критикует его еще за то, что он изучал только деятельность государей, а не простого народа.

На самодержца он возлагал личную ответств-ть нза происходящее в стране. В России, писал он, есть живой закон. Монарх заботился о народе, а народ в свою очередь повинуется. Монархия стоит над всем обществом. По его мнении. Монархия начинается с 862 г. Дворянство должно помогать монаху управлять госуд=ом, принимать законы. Народ – богатство и народ надо воспитывать, держать род контроль. Идеал у К – сословно-представительная монархия с земским собором.

Периодизация

1) «введение монархической власти» — от «призвания князей варяжских» до Святополка Владимировича (862-1015 гг.);

2) «угасание самодержавия» — от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича (1015-1238 гг.);

3) «гибель» Русского государства и постепенное «государственное возрождение» России — от Ярослава II Всеволодовича до Ивана III (1238-1462 гг.);

4) «утверждение самодержавия» — от Ивана III до Ивана IV (1462-1533 гг.);

5) восстановление «единовластия царского» и превращение самодержавия в тиранию — от Ивана IV (Грозного) до Бориса Годунова (1533-1598 гг.);

6) «смутное время» — от Бориса Годунова до Михаила Романова (1598-1613 гг.).

В.О. Ключевский, его место и роль в русской историографии.

Биогафия:

(1841–1911) родился в Пензе в семье священника. Окончил духовную семинарию, но затем поступил в Московский университет на историко-филологическое отделение философского факультета. Ключевский был поклонником Фейербаха (материалист). Учился под руководством С. М. Соловьева. В сфере его интереса были социально-экономические процессы Древней Руси, истории сословий и крепостного права.

Его кандидатская диссертация «Сказания иностранцев о Московском государстве» стала первой научной работой, вызвавшей живой интерес, и была сразу напечатана. В 1871 г. Василий Осипович защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник». Вскоре после этого начал писать свою главную монографию «Боярская Дума Древней Руси» (1882), ставшую его докторской диссертацией. Еще в 1879 г. Ключевский был избран доцентом Московского университета, где вскоре занял место умершего Соловьева. По получении докторской степени стал профессором, в 1889 г. избран членом Академии наук.

В 1879 г. Ключевский начал читать свой курс русской истории. Он сразу очаровал слушателей и стал едва ли не самым любимым профессором в Московском университете. На Ключевского постепенно обратили внимание в высших сферах Петербурга, включая царскую семью.

В 1899 г. Ключевский на основе своих лекций издал «Краткое пособие по Русской истории» как «частное издание для слушателей автора», а в 1904 г. приступил к работе над полным курсом, уже давно получившим широкое распространение в литографированных студенческих изданиях.«Курс русской истории» в пяти частях, доведенный до времени Екатерины II, станет самым известным научным трудом Ключевского, получившим всемирное признание. Его первый том вышел в 1909 г., последний (пятый) издан посмертно в 1921 г. по записям ученика Ключевского Я. Л. Барскова. Из специальных курсов Ключевского напечатаны также после его смерти «История сословий в России» (М., 1913) и литографированное издание «Терминология русской истории».

Концепция:

Его концепция напоминает Соловьевскую «Природа страны".

Он разделял мысль Соловьева о возможности сравнения человеч-х обществ с органическими телами природы, кот-е рождаются, живут и умирают. Он подошел к изучении историис позицией взаимодействия трех главных факторов – личности, природы и общества.

-Человеческая личность имеет Физиологические, экономические, политические и юридические, духовные элементы.

-Общество (имеет те же элменты)

-природа страны (тоже) Когда вост. Славяне пребывают на преднепровье именно природа страны начинает формировать национальный хар-ар. Так же К говорит, что вост славяне начали заним-ся НЕ земледелием, а охотой, бортничеством и т.д. Потому что именно из-за того, что особые условия были: торговля становится выгодной.

Периодизация:.

Русь Днепропетровская (VIII–XIII вв.) Численность русского народа постепенно растет в пределах равнины. Народ сосредотачивается на верхнем и нижнем Днепре. Русь разбита на отдельные области с большими торговыми городами в центре. Каждый город захватывался князем, но не терял своего значения экономического центра: промыслы, охота, бортничество стимулировали развитие внешней торговли. Это городоваяторговая Русь. Русь Верхневолжская (XIII–до середины XV вв.). Время сосредоточения большинства русских переселенцев в районе Волги с притоками. Здесь господствовала раздробленность земель на княжеские уделы. Экономическая жизнь основана на сельскохозяйственном труде, отсюдаудельно-княжеская Русь и вольное земледелие.

Военно-земледельческая Русь (XV–XVII вв.). Здесь формируется сильная власть Московского царя, который объединяет все великорусское племя в одно политическое племя, укрепляя государство.

Всероссийский период, императорский, дворянский (XVII–середина XIX вв.). Это время, когда русский народ распространяется от Балтики до Северного Кавказа, на Дальний Восток, в Сибирь. Главный политический факт – политическое собирание ранних частей русских земель. Главный факт экономической жизни – земледельческий труд окончательно стал крепостным; тот же характер труда стал применяться в развивающейся промышленности.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 466; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!