Вопрос. Исторические взгляды славянофилов.
Воззрение историков
Костомаров – на главный пьедестал ставил духовную деятельность народа.
Хомяков считал, что признание за русским народом обязанность самобытного развития и право самотрудного мышления.
В основании схемы исторического развития России были положены понятия о самобытных, присущих русскому народу свойствах культуры, характера определивших принятия им православной веры.
Идеи славянофилов:
1. Они считали, что под влиянием западноевропейского рационализма ослаблялся внутренний духовный разум России
2. Восстановление разрушенного основания, путем обращения к особому, присущему только русским, душевному складу, к обычаям народа, определяющим особый путь исторического развития России.
Бердяев писал, что Славянофилы – это первые русские «европейцы», пройдя школу философии, «переболев» шеллингинством и гегельянством, попытались создать основы самостоятельной философии истории
Славянофилы – это первая попытка нашего самосознания, первая самостоятельная идеология.
Мировоззрение Хомякова:
Главной составляющей стало признание духовного строя людей, определяющим источником жизни человечества, судеб народов, движение к нравственному идеалу и божественной истине. Но народы не могут приблизиться к этим пределам. В этом он видел основание бесконечного и неограниченного усовершенствования жизни.
Истоки жизни народа заключаются в самом начале рода человеческого. Задача историка – найти эти истоки. Из трех возможных начал "рода человеческого" — "племя", "государство", "ВЕРА" — последнее, по Хомякову, наиболее значимое. Вера составляет предел внутреннего развития человечества. Она — высшая точка всех его помыслов, тайное условие его жизни и действий, концентрированное выражение "духа народного". Все понятия, вся жизнь получают от нее особый характер и смысл.
|
|
Хомяков, обращаясь к истокам (вера) выделил 2 религии: Кушианство – народы завоеватели (Буддизм, шовинизм), другая земледельческая – иранство (христианство).
Хомяков утверждал – чистой веры не существует. Влияние той или иной религии определяется родословием народа.
Другим началом, способствовавшим развитию нравственности, умственных и вещественных сил земли русской, Хомяков называл правительственную власть. При этом для него народ значительнее и существеннее государства. Сама верховная власть покоится па признании ее народом, который, будучи источником власти, вручает ее царю; последний и несет это бремя, а народ представляет "свободу мнений".
Хомяков так же говорил об освобождении человечества от одностороннего и ложного развития, какое получила история под влиянием Запада. Он призывал Россию встать впереди всемирного просвещения. История дает ей право на это в силу всесторонности и полноты ее начал. Л. С. Хомяков верил, что православие России может привести к переработке всей системы культуры.
|
|
Аксаков, Самарин были убеждены в значимости «народных начал» в истории, понимания и отношения к прошлому. Аксаков критиковал историков, в том числе и Карамзина, в том, что они не объясняют прошлого, представляют лишь политическую историю, а не историю народа.
Славянофилы выстраивали свою схему русской истории. Соединение племен и родов под одной властью, т.е. создание государства, утверждал Аксаков, заслуга не варягов. Напротив, пробуждение идеи государства в русском народе было поводом к их призванию. Присутствие варягов придало идее внешний образ и предопределило самостоятельное существование Земли и государства. К. С. Аксаков неоднократно подчеркивал, что славянский парод сознательно захотел государства и сознательно отдал себя ему. Подобного примера он не находил в истории. Будучи народом "негосударственным", утверждал ученый, он не из себя образует государство, а призывает его, "они не из себя избирают князя, а ищут его за морем". В этом Аксаков видел проявление внутренней свободы русского народа, идеи единства русской земли, что определяло ее историю.
|
|
Жизнь народа и его развитие согласуется с его нравственным законом. А осуществление нравственных законом – цель человечества. Нравственный закон русских определён православной верой.
У Самарина центром концепции является народность. Народность – движущая сила истории.
Вера связана с общиной, потребностью людей жить вместе. Вера – хранитель национальных традиций, морально-нравственных устоев русского общества. Аксаков делал вывод об определяющей роли в русской истории «Земли» (народ, община) – хранительница «внутренней правды» духа народного, устоев общества.
(из лекции и семинара)
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 454; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!