Причины возвышения Москвы по В.О. Ключевскому



Ключевский В. О. выделяет следующие причины возвышения Московского княжества:

1. Выгодное географическое положение Москвы в центре Северо-Восточной Руси, на перекрёстке сухопутных и речных путей, определявшее её населённость, сделавшее её центром колонизации и этнографическим центром Великороссии, а также транзитным пунктом, что способствовало экономическому росту края.

2. Генеалогическое положение московских князей, занимавших одно из последних мест на лестнице между княжеских отношений, не рассчитывавших добиться лучшего положения, зависящих “от очереди старшинства”.

Рассмотрим эти причины подробнее:

Географическое положение. Московское княжество занимало довольно выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям. Прикрытое с северо-запада от Литвы Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды

другими русскими землями, Московское княжество в меньшей степени подвергалось внезапным разорительным набегам золотоордынцев. Это позволяло московским князьям собирать и копить силы, создавать постепенно превосходство в материальных и людских ресурсах, что6ы выступить организаторами и руководителями объединительного процесса и освободительной борьбы.

Географическое положение Московского княжества предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской народности. Все это в соединении с целенаправленной и гибкой политикой московских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой и другими русскими землями и обусловило, в конечном счете, победу Москвы в борьбе за роль руководителя и политического центра формирования единого Русского государства.

Религиозный фактор. Русская церковь была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси. В Москве в первой из земель Северо-Западной Руси появилась могила святого – митрополита Петра. Во второй половине XIV в. Москва стала местом постоянного пребывания

Особенность образования русского централизованного государства:

Указанные две причины играли ведущую роль в объединении Руси. Без них процесс централизации не смог бы достигнуть сколько-нибудь значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV -XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государства.

Хотя экономические связи в данный период и достигли существенного развития, они все же не были достаточно широки, глубоки и сильны, чтобы связать воедино всю страну. Самый развитый торговый город Руси – Новгород, своими экономическими связями тяготел в наибольшей степени к Западной Европе, к ганзейским городам, а не к внутренним центрам Руси. В этом состоит одно из отличий образования Русского централизованного государства от аналогичных процессов в Западной Европе. Там централизованные государства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На Руси же в XIV- XVI вв. еще не могло быть и речи о возникновении зрелого товарного производства, буржуазных отношений.

В. О. Ключевский выделяет пять способов, которыми пользовались московские князья для расширения своего княжества:

1) скупка;

2) вооружённый захват;

3) захват дипломатический с помощью Орды;

4) служебный договор с удельным князем;

5) расселение из московских владений за Волгу.

- Скупка земель.

Московские князья, имея свободные деньги, начали скупать земли у частных лиц, церковных учреждений, у митрополита, монастырей, у других князей.

При Симеоне Гордом и Иване Красном были приобретены: Верея, Боровск, Волоколамск, Кашир.

Способы приобретения земель после Калиты:

Дмитрий Донской захватил Стародуб на Клязьме и Галич с Дмитровом, выгнав тамошних князей из их вотчин. Сын его Василий "умздил" татарских князей и самого хана и за "многое злато и серебро" купил ярлык на Муром, Тарусу и Нижегородское княжество.

Костомаров Н.И. о Богдане Хмельницком.

Николай Иванович Костомаров в своей работе посвященной Богдану Хмельницкому, дает подробное освещение жизни и биографии гетмана. Но прежде, чем приступить к основной части своей работы, он также дает описание жизни русских под властью Речи-Посполитой. Подробно он описывает притеснения простого народа панами и шляхтой. « Кроме обычной панщины, зависевшей от произвола пана, «хлоп», - как называли в Польше крестьянина – был обременен различными работами. Помещик брал у него в прислуги детей, не облегчал повинностей семейства; сверх того, крестьянин был обложен поборами: три раза в год, перед пасхою, пятидесятницею и рождеством, он должен был давать так называемый «осып», то есть несколько четвериков хлебного зерна, несколько пар каплунов, кур, гусей; со всего имущества: с быков, лошадей, свиней, овец, меда и плодов, должен бы отдавать десятую часть.» «Рядом с утеснением народа, шло поругание православной веры. До смерти короля Владислава, со времени введения унии, польское правительство издало десять конституций, обеспечивающих свободу Греко-русского исповедания; но, во первых, духовные считали себя в праве не слушаться никаких конституций на том основании, что церковь выше государства, а во вторых эти конституции, по самым правам польским, могли относиться только к дворянскому сословию. Дворянин православной веры мог в своем имении или старостве построить церковь, монастырь, покровительствовать духовным, впрочем с опасностью подвергнуться наезду какого-нибудь соседа, возбужденного католическим духовенством; но там, где владелец-католик и не благоприятствует веротерпимости, там подобные конституции не могли иметь ровно никакой законной силы, ибо и совесть, как честь и жизнь хлопов зависела от произвола пана.» (стр.25) Далее ученый отмечает, что, несмотря на это король Владислав IV осознавал проблему, и пытался проводить в жизнь реформы, целью которых было облегчение жизни православного населения страны. Будучи широких взглядов, Владислав был патриотом Речи-Посполитой, вся активность его была направлена на её укрепление. Одной из его целей было создание монархии, на пример существовавших в то время в других европейских государствах, для чего требовалось ослабить силу магнатов и панства. Владислав разработал многоходовую комбинацию, в которой рассчитывал, в том числе, на поддержку казачества. Он планировал развязать войну с ханом, и с этой целью созвать войско, основой которого было бы не шляхетское ополчение, а наемники и казаки. Это войско после победы над Крымом планировалось употребить при необходимости против магнатов. В 1646 году была прекращена выплата «милостивого жалованья» хану, заключен союз с Венецией. Среди казаков тогда было двое наиболее влиятельных старшин – полковник Иван Барабаш и Богдан Зиновий Хмельницкий. Хмельницкий – полковой писарь, Костомаров не знает точного происхождения Богдана, кроме того, что он русский, и лишь выказывает предположения о том, откуда его род. Много внимания уделяет он храбрости и боевой славе гетмана в годы его молодости.

«В 1621 году, когда гетман Сагайдашный помогал полякам против турок под Хотином, Хмельницкий, с десятью тысячами казаков одержал над врагами блистательную морскую победу на Черном море, потопил двенадцать турецких судов и самому Царьграду, по выражению летописца «задал превеликое смятение и страх». Описывая начало восстания, и причины с ним связанные, ученый уделяет внимание личным обидам Хмельницкого, но отмечает, что это были не основные причины действий гетмана. Хотя, конечно, конфликт с соседом Чаплицким, убийство тем сына Богдана, не могли не усилить желания того отомстить. Но далее Костомаров цитирует Хмельницкого «Пусть будет вам известно, я решился мстить панам-ляхам войною не за свою только обиду, но за попрание веры русской и за поругание народа русского! Я бессилен, но вы братия мне помогите. Соберитесь и пошлите мне хоть под два, или по три человека с каждой деревни» Получив королевские грамоты, Хмельницкий решил использовать их по-своему, с их помощью делая бунт легитимным. «Нет справедливости в Польше, вместе должного рассмотрения дела, меня на сейме осмеяли, а король предоставляет нам расправится с нашими врагами силою, как они с нами поступают.» В целом всему дальнейшему восстанию, и позже уже отделению Украины от Речи-Посполитой ученый дает положительную оценку, как впрочем, и личности Богдана Хмельницкого. Хотя и отмечает зачастую двуличные, бесчестные методы того в достижении поставленных целей. Рассматривая работу Николая Костомарова стоит учитывать, что написана она в середине XIX века в условиях Российской Империи, в состав которой на тот момент входила как Украина так и часть Польши. Также надо учитывать, что государственной религией России на тот момент было православие. Стараясь быть максимально объективным ученый, тем не менее, зачастую цитирует весьма сомнительные отрывки летописей без критического их осмысления, например, упоминания летописцем о том, как паны без числа умерщвляли детей русских, и иных жестокостях, которые вполне вероятно имели место быть, но не имели упомянутых масштабов.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 3240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!