Глава 7. Культура русского зарубежья



 

В результате революции и Гражданской войны произошла самая массовая в истории России волна эмиграции, качественно отличавшаяся от всех предшествующих своими масштабами и структурой. Российскому зарубежью 1920-1930-х гг. были свойственны внутренняя нестабильность, географическая направленность одновременно в разные регионы мира, мощная идеологическая и культурная составляющая, а также колоссальное эмоциональное напряжение «русского исхода», порожденное его трагическими обстоятельствами.

К началу1920-х гг. за рубежом оказались, по разным данным, от 1,5-2 до 5 млн. россиян. Подавляющее большинство из них составляли люди, не принявшие Советскую власть и всех событий, связанных с ее установлением. Это были не только, как писалось в советской историографии, представители эксплуататорских классов, верхушки армии, купечества, крупные чиновники. В эмиграции были представлены все слои российского дореволюционного общества, бежавшие от ужаса гражданской войны и насилия.

По определению В. Х. Даватца, русская эмиграция являлась «микрокосмом России», страну покинули представители разных классов, профессий, образования. Хотя в пропорциональном соотношении у представителей умственного труда, управления, военных было превосходство над рабочими и крестьянами. Последние к тому же значительно быстрее ассимилировались в своих социальных группах за рубежом.

Подсчеты исследователей показали, что подавляющее большинство эмигрантов составляли люди самого активного, трудоспособного возраста – 17-55 лет, средний уровень образования которых был выше, чем в среднем по России. Параллельно с массовыми эвакуациями людей с остатками белых армий шла так называемая «мирная эмиграция» - «буржуазные специалисты» получали под разными предлогами командировки и визы и уезжали из страны. Среди эмигрантов было много деятелей культуры. За рубеж их выталкивали не только материально-бытовые трудности, но и потерянная для многих из них возможность заниматься своей профессиональной деятельностью, а также нежелание мириться с насилием и беззаконием новой власти.

За пределами России оказались известные писатели, художники, музыканты, ученые, среди которых были А. Аверченко, М. Алданов, К. Бальмонт, И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Куприн, И. Северянин, М. Цветаева, А. Толстой, П. Милюков, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин и многие другие. В начале 1920-х гг. к ним также присоединились «пассажиры» так называемого «философского парохода».

Многим эмигрантам пришлось столкнуться с материальной нуждой, т.к. они не имели за рубежом ни собственности, ни банковских счетов, возникали трудности с языком, жильем, работой. Правительства только двух стран – Чехословакии и Югославии, разрабатывали государственные проекты помощи русским эмигрантам. Бедственное положение эмигрантской интеллигенции, в том числе военной, и специфика рынков труда в зарубежных странах привели к значительному изменению ее социальных ролей, символическим воплощением чего стали таксисты русского Парижа.

Условия жизни и работы в эмиграции для большинства деятелей культуры были сложными как в материальном, так и в эмоциональном отношении. Если представители науки, художники, архитекторы, музыканты-исполнители и солисты балета легче интегрировалась в культурную жизнь страны проживания, то для писателей и поэтов, писавших на русском языке и нуждавшихся в русском читателе, композиторов, воспитанных на русских музыкальных традициях, процесс привыкания к новым творческим условиям происходил довольно мучительно. Ностальгия по оставленной Родине стала неотъемлемой частью духовной жизни большинства русских эмигрантов.

Наметившееся в начале 1920-х гг. «возвращенчество» в Россию не приняло всеобщего характера. И все же с 1921 по 1931гг. на Родину вернулись более 180 тысяч человек, среди них А. Н. Толстой (в 1923 г.), Максим Горький (в 1931 г.), А. И. Куприн (в 1937г.), М. Цветаева (в 1939 г.), С. Прокофьев (в 1933 г). Но судьба многих «возвращенцев» оказалась печальной. Наиболее трагически сложилась жизнь М. Цветаевой, покончившей с собой после расстрела мужа и ареста дочери.

Первоначально беженцы из России оседали в соседних странах (Прибалтике, Польше, Турции) в надежде на возможное скорое возвращение на Родину, но затем, осознав невозможность вернуться, ехали дальше, в центр Европы – Германию, Францию, Чехословакию и т.д. Так, в начале 1920-х гг. сложились несколько основных центров расселения русских эмигрантов – Париж, Берлин, Прага, Белград, Харбин, именуемых иногда «столицами» русского зарубежья 1920-1930-х гг. Кроме того, отдельные группы россиян оказались в США и Канаде, в странах Центральной и Южной Америки, в Австралии, Индии, Новой Зеландии, Африке. Само понятие «эмигрант» появилось не ранее 1923 г. и установилось около 1925 г., когда надежды на крушение большевистского режима окончательно рухнули.

Каждая диаспора, каждый центр русской эмиграции имели свое лицо, социально-культурный колорит.

Довольно многочисленные русскоязычные общины сформировались в странах, пограничных с советской Россией. Отношение к русским беженцам в прибалтийских государствах заметно отличалось. Правительства Латвии и Эстонии проводили политику ассимиляции русскоязычного населения, создания негативного образа русского эмигранта. Осевшие здесь россияне нередко испытывали большую материальную нужду. Отношение же населения и властей Литвы отличалось большей лояльностью, широкой распространенностью русского языка и российских культурных традиций при невысокой общественно-политической активности эмигрантов. Несмотря на это наиболее развитой инфраструктурой отличалась российская эмиграция в Риге и Таллине, являвшихся крупными издательскими центрами русского зарубежья, местами активной деятельности русских предпринимателей, юристов, педагогов из эмигрантской среды.

В Польше традиционные антирусские настроения в сочетании с противостоянием католицизма православию создавали негативный фон существования русских эмигрантов, их правовое и материальное положение было крайне сложным. Большинство военных прошло через фильтрационные лагеря и принудительные работы. В то же время развивалось тесное общение русской литературной и художественной эмиграции с польской творческой интеллигенцией в литературных кружках и творческих союзах русской диаспоры. Довольно многочисленной была русская колония в Финляндии, насчитывавшая в начале 1920-х гг. до 33 тысяч человек.Однако российские диаспоры Польши и Финляндии не играли заметной роли в структуре зарубежной России.

Ключевым центром русской эмиграции на Дальнем Востоке стал Харбин. В силу ярко выраженной специфики Русский Харбин воспринимался современниками не просто как особый квартал или город, а как целая страна со своим оригинальным обликом, отличным от внешнего мира. Благодаря «фактору КВЖД», через инфраструктуру которой в Китай проникало русское экономическое и культурное влияние, еще накануне революции в Харбине сложилась довольно многочисленное русское население – свыше 30 тыс. человек. Поражение белого движения и установление советской власти на Дальнем Востоке вызвало приток в Китай волны беженцев численностью около 250 тыс. человек, более половины которых осели в Маньчжурии. Разнообразной в национальном и социально-культурном отношении русской диаспорой в Харбине было создано множество национальных, политических объединений, образовательных и научных учреждений, издательств, благодаря чему она являлась как бы самодостаточной в культурном отношении и способной к самовоспроизводству. Для харбинской эмиграции был характерен повышенный интерес к религии, как элементу противопоставления российского менталитета восточному. Вместе с тем в научной и творческой деятельности «харбинцев» заметно серьезное влияние местных культурных традиций. Восточные мотивы получили широкое распространение в эмигрантской поэзии, прозе, живописи. Приоритетными направлениями работы русских ученых в Харбине стали этнография и востоковедение. В свою очередь культурно-просветительская и педагогическая деятельность русской эмиграции оказала воздействие на распространение в Китае и близких к нему стран европейских культурных традиций, в особенности музыкального искусства.

Специфика русской диаспоры в Китае была связана с тем, что она отличалась заметной оторванностью, отдаленностью от основных, европейских центров эмигрантского мира, но в то же время близостью и тесной связью с Советским Союзом, после передачи КВЖД значительная часть эмигрантов приняла советское гражданство.

В начале 1920-х гг. полноправной столицей русского зарубежья мог считаться Берлин. В 1922-23 гг. в Германиинаходилось около 600 тыс. русских, из них 360 тыс. проживали в Берлине. Русская община в столице Германии была более обособленной, чем в Париже, и не отличалась такой активностью и многогранностью общественных и культурных контактов с местным населением, что вызвало к жизни такое определение русского Берлина как «Россия в миниатюре». Здесь были представлены все основные типы эмигрантских организаций – «Общество помощи русским гражданам», «Союз русских журналистов и литераторов», «Союз российских студентов», «Дом искусств» и т.д. В 1922 г. в Берлине были созданы Комитет помощи заключенным левым эсерам и Комитет помощи политзаключенным (Политический красный крест), связанный с аналогичными организациями в Париже и Праге. Особенностью русской диаспоры в Германии были и активно развивавшиеся культурные связи с Советской Россией.

Однако жизнь многочисленного русского Берлина оказалась кратковременной. К 1925 г. численность этого анклава сократилась до 230-250 тыс., происходил массовый переезд российских эмигрантов во Францию. Это было связано в значительной степени со сложным положением беженцев в Германии, переживавшей в эти годы экономический кризис. Поэтому к середине 1920-х гг. в стране остались главным образом состоятельные слои эмиграции – промышленники, банкиры, издатели.

Францияи ее столица занимали особое место в ряду столиц русского зарубежья. В Париже были представлены все оттенки и направления политической и культурной жизни старой, дореволюционной России. Здесь обосновались члены Государственной думы и Госсовета, лидеры ведущих буржуазных партий и крупных общественных организаций. В Париже был представлен весь спектр русской зарубежной общественно-политической прессы – от меньшевистских и либеральных до правомонархических изданий, популярные литературные журналы, на страницах которых увидели свет многие произведения классиков российской литературы, действовали многочисленные литературные кружки и группы. Французской столице принадлежал и приоритет в развитии русского зарубежного изобразительного, музыкального и театрального искусства. Во Франции получила международное признание и русская эмигрантская наука. В признанной столице мировой моды проявило себя и ее русское направление, оказавшее заметное воздействие на всю международную «индустрию красоты».

Жизнь большой эмигрантской колонии во Франции отличалась динамизмом и разнообразием и была довольно самодостаточной. В Париже образовывались настоящие русские кварталы, со своими литературными центрами. Зачастую прежние московские или петроградские литературные кафе, клубы переносились сюда даже со старыми названиями. Как вспоминал Ф. И. Шаляпин, «читал этот «русский Париж» газеты только на русском языке; русские книги брал в русских библиотеках, ютившихся на чердаках многочисленных русских учреждений; по воскресеньям ходил в русские церкви… Развлекался «русский Париж» на бесчисленных русских благотворительных балах, вечеринках, танцульках, ходил на концерты Плевицкой, слушал хоры донских казаков, покупал на последние деньги билет на Шаляпина и на русскую оперу…».

В то же время русская диаспора довольно активно соприкасалась с французской культурой. Сферами наиболее тесного взаимодействия российской диаспоры с французским обществом были образование и наука. Традиции классической зарубежной России 1920-1930-х гг. оказались наиболее живучими именно во Франции, где их воздействие на русскую диаспору сохраняется и по сей день.

Одним из ведущих центров культуры Русского Зарубежья в 1920-30-е гг. стала Чехословакия, что было обусловлено как культурной и языковой близостью русской диаспоры и общества страны-реципиента, так и заинтересованностью чехословацкого правительства в интеллектуальном потенциале российской эмиграции. Практическим воплощением последней стала знаменитая «Русская акция» правительства Т. Масарика, стартовавшая в 1921 г. и обеспечившая материальную поддержку и комфортную психологическую атмосферу для русской эмигрантской диаспоры, отличавшейся в Чехословакии высоким интеллектуальным уровнем. «Русская акция», по замыслу чехословацкого президента, должна была «собрать, сберечь и поддержать остаток культурных сил России», которые после краха большевизма начнут строить у себя на родине новое демократическое государство. На ее реализацию правительство страны истратило больше средств, чем все остальные европейские страны вместе взятые: более полумиллиарда крон, или 5% среднегодового бюджета республики. Причем финансовая поддержка со стороны Чехословакии распространялась и на ряд деятелей русской культуры, живших в других странах.

В Чехословакии сложилась разветвленная сеть русских образовательных, научных и культурных учреждений, а ее столица по праву считалась интеллектуальным центром русского зарубежья, благодаря чему ее нередко называли «русскими Афинами». Примечательно, что именно Прага стала инициатором проведения Дней русской культуры, распространившихся по всей Европе, США, Китаю. Русская эмигрантская интеллигенция не столько ассимилировалась, сколько на равных интегрировалась в чехословацкую культурную элиту, принимавшую активное участие в создании эмигрантских структур. Всего усилиями эмигрантов в Чехословакии было создано около 140 организаций. Так, в 1919 г. была создана первая эмигрантская организация - Русско-Чешская Еднота – русско-чешский культурный центр. По инициативе дочери президента Алисы Масарик появился «Русский очаг» с библиотекой-читальней, клубом для проведения лекций и вечеров. Основную заботу об эмигрантах взял на себя Земгор – Объединение российских земских и городских деятелей в Чехословакии, у которого была сеть русских библиотек и читален, санатории, общежития для эмигрантов. Среди более чем сотни членов образованного в 1922 г. Союза русских писателей и журналистов были М. Цветаева, А. Аверченко, брат одного из основателей МХТ Вас. Немирович-Данченко, Евгений Чириков. В Праге был образован первый центр Русского студенческого христианского движения (РСХД), ставший одной из самых многочисленных и долговечных организаций русской эмиграции. Здесь сформировались Русский Заграничный исторический архив и Русский культурно-исторический музей, благодаря фондам которых во многом стало возможным сохранение культурного наследия и изучение истории русского зарубежья.

Фактор языковой, исторической и религиозной близости обеспечил и довольно высокую привлекательность для русских беженцев таких славянских стран, как Югославия и Болгария.

Белград в 1920-1930-е гг. выполнял функцию «военной столицы» зарубежной России. В Югославии действовали десятки офицерских обществ и союзов, казачьих организаций, работала Военная библиотека, издавалось несколько авторитетных военных журналов. В то же время столица югославского государства стала и крупным научным и культурным центром русского зарубежья. Так, в Белградском университете треть профессуры составляли русские. В Белграде работали Русское археологическое общество (1921-1941 гг.), Русский Научный институт (1928-1941 гг.), Русская публичная библиотека, издавалось более 100 газет и журналов, литературная серия «Русская библиотека».

В 1930-е гг. по мере сокращения правительственной поддержки происходит постепенный упадок активности многих структур русской эмиграции в славянских странах.

Италиястала центром притяжения для русской аристократии, избиравшей местом своего пребывания Рим и Флоренцию, и художественной интеллигенции, традиционно воспринимавшей Италию как «страну-музей». Однако основная масса русских эмигрантов не задержалась здесь надолго, что в значительной степени было связано с подозрительным отношением к ним со стороны правительства Муссолини.

Самой низкой из крупных европейских стран была численность русской диаспоры в Англии – от 10 до 15 тыс. человек. Ее социальный облик был весьма пестрым – от аристократии, в частности, представителей дома Романовых, высших военных чинов до простых солдат и крестьян. В Англии, в отличие от континентальной Европы и Америки, русской эмиграции не удалось создать крупных общественно-политических и культурных организаций, образовательных институтов и оказать сколь либо заметное влияние на местную общественную жизнь.

Иначе обстояло дело в Соединенных Штатах Америки, где уже к началу I мировой войны сложилась внушительная, по некоторым данным, до трех миллионов человек, разнообразная в социальном и идейно-политическом отношении российская диаспора. Отличительной чертой русской эмиграции в Америки являлся ее предпринимательский дух. Именно в условиях щедрого американского финансирования смогли реализовать свои научные и технологические проекты ряд талантливых русских ученых – авиаконструктор, основоположник мирового вертолетостроения Игорь Сикорский, прозванный «Русским подарком Америке» создатель телевидения Владимир Зворыкин и др. В США сформировалась довольно обширная сеть культурно-просветительных организаций и фондов взаимопомощи: Фонд помощи русским ученым и писателям, Толстовский фонд, Литературный фонд, Русско-американское историческое общество, русские народные университеты в Чикаго, Нью-Йорке, Калифорнии. Центром сохранения культурной идентичности русской эмиграции в Америке стали Русский центр в Сан-Франциско и Музей Русской культуры. Местом притяжения художников-эмигрантов из России был Нью-Йорк, где сосредотачивались крупнейшие музеи, галереи, клубы. Благодаря увлечению американцев русским искусством и помощи местной русской диаспоры в эти годы многим талантливым художникам удалось получить известность.

Заметную роль сыграла русская эмиграция в общественной и культурной жизни ряда стран Латинской Америки– Аргентины, Парагвая, Бразилии. Российские эмигранты превосходили по образовательному и культурному уровню местное население, что давало им возможность занимать высокие посты в экономических и государственных структурах. Самым ярким примером «русского влияния» на Латинскую Америку может служить деятельность в Парагвае генерала И. Т. Беляева - автора идеи создания в Латинской Америке «Русского очага», в результате реализации которой бывшие россияне составили интеллектуальную элиту этой страны.

Иван Тимофеевич Беляев (1883-1957) – генерал-майор, участник Первой мировой войны, в годы Гражданской войны воевавший в Добровольческой армии, после ее окончания оказался в эмиграции – сначала в Галлиполи, затем в Болгарии, Аргентине и, наконец, в 1924 г. в Парагвае. Сначала он преподавал французский язык и фортификацию в Военной школе в Асунсьоне, затем по заданию министерства обороны Парагвая руководил исследовательскими экспедициями в районе Чако-Бореаль, являвшимся предметом территориального спора между Парагваем и Боливией. С детства увлекавшийся историей американских индейцев, Беляев погрузился в изучение быта и культуры индейцев Чако и смог завоевать среди них уважение и непререкаемый авторитет. Совершив 13 экспедиций, он оставил обширное научное наследие в области географии, этнографии, климатологии и биологии этого края, составил первые словари – испанско-мокко и испанско-чамакоко. Иван Тимофеевич стал организатором первого в истории Америки индейского театра. В войне против Боливии Беляев лично участвовал во многих сражениях, успешно планировал боевые операции, будучи начальником Генерального Штаба Вооруженных сил Парагвая. На посту директора Национального патроната по делам индейцев Иван Тимофеевич стал во главе борьбы за права парагвайских индейцев.

Долгие годы генерал Беляев вынашивал идею создания «Русского очага» в Южной Америке – центра новой «культурной эмиграции», где «все то святое, что создавала Русь, могло бы, как в Ковчеге, сохраниться до лучших времен». Основными принципами в деле обустройства новых русских колоний должны были стать аполитичность и воспитание в духе традиционных ценностей русской культуры в расчете на будущее возрождение России. В начале 1930-х гг. правительство Парагвая наделило Беляева полномочиями для организации массовой эмиграции в Парагвай. Акция осуществлялась под лозунгом «Европа не оправдала наших надежд, Парагвай – страна будущего». Парагвайским правительством были выделены крупные площади земли для русских колоний, оказывалось содействие их обустройству. Хотя идея организации «Русского очага» в Парагвае не была осуществлена, она привлекла в эту латиноамериканскую страну сотни русских людей, способствовавших прогрессу ее экономики и культуры: при участии российских архитекторов строилась столица страны Асунсьон, открылась первая балетная школа, выходцы из России проявили себя в науке и изобразительном искусстве. В знак признательности парагвайского народа русскими именами, в том числе именем генерала Беляева, названы многие улицы Асунсьона и других городов страны.

В результате первой мировой войны и революции 1917 г. появилась и русская диаспора в Африке, самым известным центром которой стал Тунис, куда прибывали беженцы «крымской волны».

 

В русском зарубежье были представлены все сферы культурной жизни: издательская деятельность, развитая система образования, наука, различные виды художественного творчества. Однако доминирующее место в общественной и культурной жизни русской эмиграции занимала литература, сохраняя традиционный литературоцентризм российской культуры.

Важнейшую роль в поддержании единства русского зарубежья играла издательская деятельность. В европейских столицах создавались русские издательства, которых насчитывалось более сотни, выходили многочисленные газеты и журналы. Среди эмигрантских издательств особое место принадлежит ИМКА-ПРЕСС в Париже, ставшее главным центром публикации произведений русских мыслителей и литераторов. Наиболее популярными были парижские газеты «Последние новости» под редакцией П. Н. Милюкова, «Возрождение», берлинская газета «Руль», рижская «Сегодня», эсеровские еженедельники «Дни», «Россия», так же издаваемые в Париже. П. Н. Милюков и его «Последние новости» играли руководящую роль в жизни эмиграции, объединяя вокруг себя лучшие публицистические и литературные силы русского зарубежья, и являясь самым читаемым печатным изданием в эмигрантской среде. Милюков исповедовал во многом близкую к сменовеховству идею отказа от попыток вооруженной борьбы против Советской России, чем вызывал резко полярные отзывы среди своих читателей. Популярностью пользовался журнал «Русская мысль» под редакцией П. Б. Струве, продолжавший традиции дореволюционного издания «Путь».

Самым значительным литературным журналом русской эмиграции был журнал «Современные записки», выходивший в Париже с 1920 по 1940 гг. Семьдесят томов этого журнала вместили большую часть литературных произведений самых известных писателей и поэтов русского зарубежья – Бунина, Куприна, Мережковского, Цветаевой, Ремизова, Шмелева, Осоргина, Алданова, Набокова.

Настоящим литературным центром русского зарубежья первой половины 1920-х стал Берлин, где из-за низкого курса немецкой марки, инфляции и относительной дешевизны сложились благоприятные условия для издательской деятельности. В начале 1920-х гг. здесь действовало более 80 издательств – «Скифы», «Слово», «Медный всадник», издательство Гржебина и др., работало 20 книжных магазинов. Кроме того, установление дипломатических отношений России с Германией раньше, чем с другими западными государствами, создавало условия для активных контактов эмигрантских и советских деятелей культуры. Примером этого может служить деятельность берлинского содружества «Веретено», объединявшего около 120 русских писателей и художников и имевшего отделение в Москве. Русская эмиграция в Берлине была представлена такими именами как М. Цветаева, А. Толстой, В. Ходасевич, Н. Берберова, а. Белый, А. Ремизов. Сюда приезжали советские писатели – В. Маяковский, С. Есенин, Б. Пастернак, Ю. Тынянов, К. Федин, классик пролетарской литературы М. Горький. 

В середине 1920-х гг. культурная и особенно литературная жизнь русской эмиграции переместилась в Париж. Там существовало 57 литературных клубов и обществ, 73 журнала и газеты, 48 театральных трупп и студий. В частности, с Парижем связана деятельность таких литературных кружков как «Зеленая лампа», созданная З. Гиппиус и Д. Мережковским, объединения молодых литераторов «Кочевье» и др.

В русском Харбине наибольшую известность получило созданное по инициативе молодого поэта А. Ачаира литературное объединение «Чураевка», собрания которого посещали около 1000 человек. За годы его существования было выпущено более 60 поэтических сборников русских поэтов.

1920-е - начало 1930-х гг. стали периодом расцвета литературы русского зарубежья. В это время создали свои лучшие произведения многие писатели-эмигранты старшего поколения. А. М. Горький написал в эмиграции роман «Дело Артамоновых» и начал работать над самым значимым своим произведением – романом «Жизнь Клима Самгина». Одну из лучших своих стихотворных книг – «Ремесло» создала в эмиграции поэтесса Марина Цветаева. И. А. Бунин написал в эмиграции «Жизнь Арсеньева», «Дело корнета Елагина», «Митина любовь», замечательный цикл рассказов «Темные аллеи», и в 1933 г. первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии по литературе, что стало большим событием культурной жизни всей эмиграции. Примечательно, что значительную часть премии писатель отдал на нужды русских писателей-эмигрантов.

    Бунин И. А. на вручении Нобелевской премии. 1933 г.

 

Специфической чертой русской эмигрантской поэзии 1920-х гг. было стремление противопоставить царившим в это время в Советской России «левым» литературным течениям акмеизм, неоклассицизм, связь с традициями «золотого века» русской поэзии.

В литературе русского зарубежья появлялись и новые выдающиеся имена, такие как Владимир Набоков, создавший во время жизни в Европе такие романы, как «Защита Лужина», «Камера обскура». В 1940 г. Набоков перебрался в США, где начал писать на английском языке. Поэтому своим писателем его в одинаковой степени считают Россия и Соединенные Штаты.

В 1930-е гг. интенсивность литературной жизни эмиграции заметно снизилась. Резко сократилось количество русских изданий. Некоторые молодые писатели-эмигранты предпочитали интегрироваться в литературу стран, где они жили, и писать на иностранных языках. Эмоциональный настрой литературы нового поколения отличался настроениями разочарования, душевного одиночества. Тем не менее, и в 1930-е гг. продолжали возникать новые литературные журналы, объединявшие уже молодое поколение эмиграции, - «Числа» и другие.

Большим разнообразием отличалась также музыкальнаяжизнь русской эмиграции. После революции за рубежом оказались многие выдающиеся музыкальные деятели: композиторы, дирижеры, исполнители, оперные певцы. Среди них композиторы А. К. Глазунов, А. Т. Гречанинов, С. С. Прокофьев,

С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, Н. Н. Черепнин, пианист В. Горовиц, выдающийся бас Ф. И. Шаляпин и другие.

Большим влиянием на Западе пользовался Игорь Федорович Стравинский, еще до революции уехавший из России и живший сначала во Франции, а затем в США. В 1920-30-е гг. он был непререкаемым авторитетом в музыкальном мире, создал множество опер, балетов, концертов. Стравинский внес немало нововведений в музыкальное искусство, в том числе новый вид музыкального спектакля – балет с пением.

Огромным успехом пользовались в разных странах концерты Сергея Васильевича Рахманинова, считавшегося лучшим пианистом мира. После отъезда из России в США Рахманинов практически не писал музыку, прекратил дирижерскую деятельность, сосредоточившись на исполнительском искусстве. Значительную часть своих доходов от концертов, выпуска пластинок и записей на радио он тратил на помощь нуждавшимся русским эмигрантам.

  

Стравинский И. Ф.                              Рахманинов С. В. за роялем.

В отличие от Рахманинова композиторский дар Сергея Сергеевича Прокофьева в полную силу проявился как раз за границей. За 15 лет эмиграции композитор создал знаменитую оперу «Любовь к трем апельсинам», 3 балета, 2 симфонии, 3 концерта для фортепиано с оркестром и другие произведения.

С триумфом на лучших сценах мира выступал Федор Иванович Шаляпин, познакомивший западную публику с лучшими образцами русского вокального искусства – операми «Борис Годунов», «Хованщина», «Князь Игорь». Успехом у публики пользовались также концерты певцов Александра Вертинского и Вадима Козина.

Широкое признание в мире получило и русское хоровое искусство. В эмиграции были созданы хор Донских казаков, хоры под руководством С. Жарова и Н. Кострюкова.

Не менее активной была театральная жизнь русской эмиграции, центрами которой стали Париж и Берлин. В Париже были открыты Русский интимный театр, Зарубежный камерный театр, Театр комедии и драмы, Театр русской драмы, в Берлине – Русский романтический театр. Русские театры были основаны также в Лондоне, Харбине и других центрах русской эмигрантской культуры. Было также создано несколько русских театральных трупп, дававших спектакли по всему миру, например, «Пражская группа», состоявшая в основном из артистов Московского Художественного театра. Крупными теоретиками театра и режиссерами были Н. Н. Евреинов и Ф. Ф. Комиссаржевский.

Особой страницей в истории культуры русского зарубежья стало развитие балетного искусства. В 1917 г. за границей осталась знаменитая балетная труппа Сергея Павловича Дягилева, в составе которой были прославленные танцовщики и танцовщицы Вацлав Нижинский, Михаил Фокин, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская. Из дягилевской труппы вышли такие знаменитые хореографы как Сергей (Серж) Лифарь, являвшийся танцовщиком и хореографом парижского театра Гранд-Опера, и создатель труппы «Американского балета» Георгий Баланчивадзе (Джордж Баланчин). Русская балетная школа оказала огромное воздействие на развитие мирового балета первой половины XX века. Во всех крупных городах мира русскими балетными артистами были открыты хореографические школы и студии. Русскими деятелями балета была создана наука о танце – хореология.

Значительную роль сыграли русские эмигранты и в развитии мирового кинематографа, участвуя в создании американских и французских фильмов в качестве актеров, операторов, сценаристов, постановщиков и т.д., зачастую работая под псевдонимами и оставаясь малоизвестными для широкого зрителя. После революции в эмиграцию уехали такие видные деятели российского кино, как Я. Протазанов, А. Ханжонков, впоследствии вернувшиеся в Россию, а также артисты И. Мозжухин и М. Чехов, добившиеся за рубежом немалой известности.

Михаил Александрович Чехов работал в Голливуде, снимался в кино и занимался режиссурой. За необыкновенный талант актерского перевоплощения в Америке его прозвали «человеком тысячи лиц». Он разработал собственную систему профессиональной подготовки актеров, получившую широкое распространение в Голливуде. Звезда российского немого кино Иван Ильич Мозжухин после отъезда из России успешно работал во французском кино, однако его попытка покорить американский Голливуд потерпела неудачу, продолжить карьеру в Европе с наступлением эры звукового кино ему также не удалось. Он умер в нищете в парижской больнице для бедных в 1939 г.

Особенно большой вклад в мировую культуру внесли представители изобразительного искусства. После революции за рубежом оказалось несколько сот выдающихся русских художников, скульпторов, архитекторов: основоположник абстракционизма В. Кандинский (с 1921 г. в Германии), выдающийся импрессионист К. Коровин, бывшие члены «Мира искусства» Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа, один из выдающихся модернистов XX века М. Шагал (все – в Париже) и многие другие. Особое место в культуре русского зарубежья принадлежит Николаю Константиновичу Рериху, проявившему себя не только как художник, но и как ученый – исследователь Центральной Азии и общественный деятель. В 1929 г. он разработал проект международного соглашения об охране памятников культуры во время войны, получивший название «Пакта Рериха» и впоследствии признанный многими странами мира.

За рубежом после революции оказались не только деятели искусства, но и около двух тысяч русских ученых. Многие из них возглавили кафедры в зарубежных университетах, научные лаборатории и институты, были избраны членами многих академий, что являлось подтверждением высокого авторитета отечественной науки. Крупным научным центром, где работало большое количество русских ученых, был Пастеровский институт в Париже. Среди них были Сергей Николаевич Виноградский, возглавлявший в течение 30 лет один из отделов, ученики Мечникова И. Манухин, С. Метальников и другие. Директором Аэродинамического института в Париже стал Дмитрий Павлович Рябушинский, которому в 1922 г. первому из русских эмигрантов Научное сообщество Сорбонны присвоило звание доктора физико-математических наук. По инициативе ученого в Париже было организовано Общество охранения русских культурных ценностей за рубежом.

За рубежом оказались почти все выдающиеся русские астрономы. Они работали в обсерваториях США, Франции, Чехословакии и многих других. Правнук основателя Пулковской обсерватории Отто Людвигович Струве стал директором Национальной радиоастрономической обсерватории США. Бурному развитию авиастроения Америки также содействовала группа российских авиаконструкторов, среди которых был и родоначальник мирового вертолетостроения Игорь Иванович Сикорский. В Соединенных Штатах Америки оказался и один из изобретателей телевидения Владимир Кузьмич Зворыкин, создавший в 1931 г. первую передающую телевизионную трубку – иконоскоп. 

За рубежом получили признание не только представители точных и естественных наук, но и ученые-гуманитарии. Так, признанным авторитетом в области социологии стал Питирим Александрович Сорокин. Не менее известно имя другого русского социолога – Николая Сергеевича Тимашева – одного из создателей социологии права. В Гарвардском университете в 1927 г. преподавание русской истории возглавил Михаил Михайлович Карпович, под руководством которого сформировалось несколько поколений американских специалистов по истории России. Однако сосредоточением гуманитарной мысли русского зарубежья вне сомнения стала философия, весь цвет которой по своей воле или по принуждению оказался за пределами России. Это Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, Н. С. Трубецкой, Г. П. Федотов, Г. В. Флоровский и другие.

Ярким течением идейно-политической мысли русской эмиграции 1920-х гг. стало евразийство. Оно возникло в самом начале становления русского зарубежья, заявив о себе сборником статей «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», вышедшим в Софии в 1921 г. Среди его представителей были ученые из разных областей гуманитарного знания: филолог и лингвист Н. С. Трубецкой, географ и экономист П. Н. Савицкий, историк культуры, богослов Г. В. Флоровский. Идеи евразийцев разделяли философы Л. П. Карсавин и В. Н. Ильин, историк Г. В. Вернадский.

Идеология евразийства возникла как реакция русской эмиграции на Октябрьскую революцию и последующие события, которые многих приводили к мысли об особом, самобытном пути России, необъяснимом законами западноевропейской истории. В концепции евразийцев Россия – самобытная держава, существующая на стыке двух миров – Востока и Запада и обладающая уникальным соединением западных и восточных черт. Произошедшее в России они пытались объяснить культурными закономерностями. Революцию и большевизм евразийцы рассматривали, с одной стороны, как логическое продолжение общеевропейской войны, ознаменовавшей глубокий кризис европейской культуры, с другой стороны, как широкое народное движение, восстание народа против европеизированной интеллигенции. По их мнению, именно оторванность большей части интеллигенции от национальной почвы сыграла роковую роль в революции. Вызвав большой резонанс в первой половине 1920-х гг., в конце десятилетия это течение пошло на спад, однако многие идеи евразийцев пользуются популярностью и по сей день.

Перед культурой русского зарубежья стояла задача не только продолжения научной и творческой деятельности, но и сохранения культурных традиций, языка, русского самосознания у молодого поколения эмигрантов. Решение этой задачи, в первую очередь, ложилось на плечи учреждений образования. В 1920-е гг. во многих крупных центрах была создана сеть русских образовательных учреждений. Разветвленность сети учебных заведений для детей русских эмигрантов в той или иной стране зависела от многих факторов: политической ситуации, отношения к русским беженцам, традиций культурных контактов народов этих стран с русской культурой. Исходя из этого, можно выделить три группы стран, отличавшихся по постановке школьного дела среди русской эмиграции.

Наиболее благоприятные условия сложились в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: Чехословакии, Болгарии, Сербии, а также в Манчжурии (до конца 1920-х гг.), где школы для русских беженцев создавались при активной правовой и материальной поддержке государства. Так, в Чехословакии сложилась разветвленная сеть русских образовательных учреждений, включавшая приюты для сирот, школы, гимназии, институты и университеты. Практически 100% детей эмигрантов здесь обучались в русских школах, получивших здесь все права соответствующих местных школ, 90% из них проживали в интернатах и находились на содержании государства.

В странах Западной Европы специальных школ для русских детей создавалось значительно меньше. Начальное обучение здесь было бесплатным и обязательным не только для детей коренной национальности, но и для иностранцев, а плата за среднее образование в местных школах, например, французских, была значительно ниже, чем в русских средних школах, что заставляло родителей отдавать предпочтение школам страны проживания. Наиболее состоятельные семьи обучали своих детей на дому, либо в частных школах.

Наиболее тяжелым оказалось положение русских школ в государствах, ранее являвшихся частью Российской империи, - Польше, прибалтийских государствах, Финляндии, где антирусская направленность политики привела к ограничению деятельности русских школ и преподавания русского языка. К 1925 г. в этих странах, где до революции существовала широкая сеть русских учебных заведений, осталось 11 средних и 21 начальная школа.

Созданная система образования практически повторяла дореволюционную. Начальные школы давали азы грамотности и религии на русском языке, далее, как и в старой России, обучение продолжалось в гимназиях и реальных училищах. Упор в преподавании делался на гуманитарные предметы – русский язык, русскую литературу, историю, географию, а естественные предметы, интернациональные по содержанию, преподавались по программам стран проживания. Характерной чертой русских школ было повышенное внимание к религиозному воспитанию, причем на первый план выходили духовные и исторические аспекты православия. В школах использовались, как правило, традиционные методы преподавания и первое время даже старая орфография.

Как правило, эмигрантские школы становились двуязычными: общие с местной системой образования дисциплины преподавались на языке страны проживания, а история, литература, религия и география – на русском. Однако со временем сохранять двуязычие было все труднее. К 30-м гг. большая часть детей эмигрантов обучалась в местных школах, хотя многие дополнительно посещали курсы или занятия по русским дисциплинам вне школы.

Во многих европейских столицах открылись русские высшие учебные заведения. Сформировались три основных центра вузовского образования.

Самым значительным сосредоточением русских вузов была Прага, прозванная «русским Гарвардом». Складыванию благоприятных условий для вузовского образования русских эмигрантов здесь способствовала «Русская акция», предпринятая чешским правительством. В Праге собрались первоклассные педагогические силы - более полутора сотен одних русских профессоров, среди них: философ и правовед П. Новгородцев, зоолог М. Новиков, теолог и экономист С. Булгаков, историк А. Кизеветтер, экономист, бывший министр Временного правительства С. Прокопович, экономист, историк и философ П. Струве, историк и философ Г. Вернадский, философ и богослов Г. Флоровский, философ Н. Лосский и многие другие. Русским профессорам и преподавателям было предоставлено жилье и регулярная заработная плата, около 4 тысяч русских студентов получали стипендию. Открывались студенческие общежития. Все русские студенты снабжались одеждой, книгами и учебными пособиями. В Праге были созданы Русский университет с двумя факультетами – юридическим и историко-филологическим, Русский педагогический институт им. Я. А. Коменского, Русский институт сельскохозяйственной кооперации, Русский институт коммерческих знаний, при Карловом университете был образован юридический факультет под руководством проф. П. И. Новгородцева. В 1920-е гг. в Праге существовал также Народный университет для тех, кто не мог посещать занятия днем. Однако программы русских вузов, в которых превалировали гуманитарные предметы, были не в состоянии дать необходимые студентам знания для дальнейшего трудоустройства, поэтому со второй половины 1920-х гг. число студенчества в русских учебных заведениях начало сокращаться. Сказалось также и изменение политической ситуации в Чехословакии. В сентябре 1938 г. Русский университет в Праге был закрыт.

Другим центром вузовского образования в эмиграции были страны Западной Европы. В одном только Париже работали Коммерческий, Политехнический и Богословский институты, Народный университет, Русское отделение при Парижском университете, Русская консерватория им. С. Рахманинова. Однако, как и в случае с общим образованием, большая часть русской молодежи предпочитала обучаться во французских учебных заведениях.

Третьим центром эмигрантской высшей школы считается Харбин. Здесь были основаны Высшие экономико-юридические курсы, затем преобразованные в русский юридический факультет (его деканом был Н. В. Устрялов), Русско-китайский политехнический институт. Особенностью вузов этого региона было то, что они в значительной степени финансировались администрацией КВЖД. Эта ситуация изменилась лишь после конфликта на КВЖД в 1929 г., когда русские учебные заведения были подчинены китайской администрации, а в середине 1930-х гг. вовсе ликвидированы.

В 1930-е гг. система русского образования за рубежом стала повсеместно сокращаться. Подрастающее поколение эмигрантов уже стремилось быстрее адаптироваться к условиям страны проживания и предпочитало учиться в местных учебных заведениях.

С началом Второй мировой войны история русского зарубежья как особой культурной общности завершилась. Его вклад в развитие отечественной и мировой культуры был весьма внушительным. Избавленное, в отличие от советского общества, от идеологического и административного давления, оно сыграло огромную роль в сохранении и приумножении традиций дореволюционной русской культуры. Культурное творчество деятелей русского зарубежья стало мощнейшим каналом популяризации российского искусства, его органичного вхождения в мировое художественное пространство, его мирового признания. Во многих странах русская эмиграция восполнила дефицит местных интеллектуальных сил. Российское интеллектуальное и политическое сообщество принесло в другие страны множество оригинальных идей и течений, от русского марксизма и троцкизма до философских идей Н. Бердяева, С. Булгакова, социологических концепций П. Сорокина. Наконец, российская эмиграция стала одним из главных стимулов развития мировой русистики.

 

Вопросы для закрепления:

1. Охарактеризуйте основные пути и масштабы эмиграции из России после     революции, социально-культурный облик эмигрантов.

2. Каковы были основные причины, заставлявшие деятелей русской культуры уезжать в эмиграцию?

3. Назовите главные центры русской культуры за рубежом. В чем заключались особенности каждого из них?

4. Расскажите о творческом пути периода эмиграции наиболее ярких представителей культуры русского зарубежья.

5. Какую роль, на ваш взгляд, сыграло Русское зарубежье в развитии отечественной и мировой культуры?

 

Рекомендуемая литература:

1. Доронченков А. И. Эмиграция первой волны о национальных проблемах и судьбе России. – СПб, 2001

2. Костиков В. Не будем проклинать изгнанье: Пути и судьбы русской эмиграции. – М, 1994.

3. Культурное наследие русской эмиграции. – М., 1994.

4. Литвинова Г. Русские американцы. – М., 1993.

5. Литература русского зарубежья, 1920-40. / отв. Ред. О. Н. Михайлов. – М., 2000

6. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918-1940. Т.1. Писатели Русского Зарубежья. – М., 1997; Т. 2. Периодика и литературные центры. – М., 2000

7. Менегальдо Е. Русские в Париже, 1919-1939. – М., 2001

8. Мышалова Д. Очерки по литературе русского зарубежья. – Новосибирск, 1995

9. Нитобург Э. Л. Русские в США. История и судьбы, 1870-1970. Этноисторический очерк. – М., 2005.

10.  Носик Б. М. Русские художники в эмиграции: о жизни и творчестве русских художников за рубежом. – СМ ГОД

11.  Пашуто В. Т. Русски историки-эмигранты в Европе. – М., 1992.

12.  Пивовар Е. И. Российское зарубежье: социально-исторический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии. – М., 2008

13. Пушкарева Н. Л. Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом. // Отечественная история, 1996, №1.

14.  Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939. – М., 1994.

15.  Российская научная эмиграция: двадцать портретов / под ред. Г. М. Бонгарда-Левина, В. Е. Захарова. – М., 2008

16.  Российское Зарубежье: история и современность / ред. Квакина А. В./ - М., 1998.

17.  Россия и Италия. Вып.5. Русская эмиграция в Италии в XX веке. – М., 1995

18.  Русский Париж. Сост. Т. П. Буслакова. – М., 1998

19.  Русский Харбин. – М., 1998.

20.  Русское зарубежье в Латинской Америке. – М., 1993

21.  Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: энциклопед.биограф.сл. / под общ.ред. В. В. Шелохаева. - М., 1997

22.  Рябцев Ю. С. История русской культуры. XX век: Учебное пособие. – М., 2004.

23.  Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. – М., 2000

24.  Старосельская Н. Д. Повседневная жизнь «русского» Китая. – М., 2006

25.  Струве Г. Русская литература в изгнании. – Париж – Москва, 1996.

26.  Художники русского зарубежья (1917-1939). Биографический словарь. – СПб, 2000

27.  Шлегель К. Берлин, Восточный вокзал: русская эмиграция в Германии между двумя войнами (1919-1945). – М., 2004

 

Заключение

Период 1917–1940 гг. явился одним из самых неоднозначных и противоречивых в истории отечественной культуры. С одной стороны, в культурном развитии первых советских десятилетий проявилась несомненная преемственность с культурой предшествующей эпохи «серебряного века». С другой стороны, Октябрь 1917 г. ознаменовал начало принципиально нового этапа в истории культуры России, рождение особого феномена «советской культуры». Противоречивость была заложена и в характере самой революции, проявившей свой огромный демократический потенциал, пробудившей к творчеству широкие народные массы и давшей толчок экспериментальным поискам профессионалов, но в то же время привнесшей в культурную жизнь атмосферу социально-классового и идеологического противостояния.

Специфической чертой культуры советского периода стала ведущая роль партийно-государственной политики в развитии культуры. В свою очередь дуализм доктринальных основ культурной политики большевиков с самого начала предопределил противоречивый характер культурных процессов в советской стране, наличие в них как демократических, так и антидемократических элементов. С этих позиций, вероятно, и стоит оценивать содержание и итоги культурных преобразований первых советских десятилетий. Последовательное огосударствление культуры, ее политизация и идеологизация, максимальное сужение свободы творчества – необходимого и непременного условия плодотворной культурной деятельности, несомненно, нанесли тяжелый удар по культурному потенциалу страны. В этом отношении, история 1920-30-х гг. является, пожалуй, наиболее ярким и трагичным примером губительности чрезмерного вмешательства государства в культурные процессы и подчинения культуры политике. С другой стороны, колоссальной заслугой культурной политики этих и последующих советских десятилетий является качественный подъем образовательного уровня населения и реальное приобщение его к культуре, что явилось важнейшим фактором модернизации страны, а также в значительной степени преодоления социокультурного «раскола» российского общества, характерного для дореволюционной эпохи. Кроме того, вопреки распространенному мнению о культуре этой эпохе как преимущественно монокультуре, анализ реальной культурной жизни страны в 1920-30-е гг. может служить доказательством тезиса о культуре как самостоятельной общественной системе, способной к саморазвитию, подчас вопреки воздействию внешних факторов.

 

 

Словарь основных терминов

Авангард                           Новаторское движение в художественной культуре России начала XX века, отказывавшееся от реалистических норм и традиций.

Агитпроп                          Агитационно-пропагандистский отдел в структуре ЦК партии, осуществлявший общее руководство политикой в области культуры и образования.

Академическое дело         Уголовное дело, сфабрикованное ОГПУ в 1929—1931 годах по обвинению группы членов и сотрудников АН СССР в создании контрреволюционной организации "Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России" с целью свержения советской власти и восстановления монархии.

АХРР                                 Ассоциация художников революционной России, массовое художественное объединение в 1922-1932 гг. Характерно развитие традиций передвижников и стремление отразить советскую действительность.

Всеобуч                             Всеобщее обучение, получение всеми детьми школьного возраста определенного уровня образования, установленного законодательством страны.

Главлит                            Главное управление по делам литературы и издательств. Орган Наркомпроса РСФСР, создан в июне 1922 г. Осуществлял предварительный и последующий контроль над издательской деятельностью, составление списков запрещенных к продаже и распространению произведений.

Главрепертком                 Главный репертуарный комитет, позднее - Главный комитет по контролю за зрелищами и репертуаром. Был образован в системе Наркомпроса РСФСР в феврале 1923 г. В его функции входило рассмотрение всех драматических, музыкальных и кинематографических произведений, цирковых и эстрадных номеров, предназначенных к публичному исполнению, составление и опубликование списков разрешенных и запрещенных произведений. В 1928 г. вошел в состав Главискусства.

Дом-коммуна                    Особый тип социалистического жилища, получивший распространение в СССР в 20-е гг. XX века.

Евразийство                     Идейно-политическое и философское течение, сложившееся в русской эмиграции 1920-1930-х гг., противопоставлявшее исторические судьбы России и Запада, трактовавшее Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры.

Конструктивизм              Направление в советском искусстве 1920-х гг., сторонники которого выдвинули задачу «конструирования» окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, а также эстетические возможности таких материалов как металл, стекло, дерево. Показной роскоши быта они противопоставили простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм.

Культура русского           Культура, возникшая в XX веке за пределами

зарубежья                        России усилиями русских эмигрантов

Культурная революция    Программа коренного переворота в духовном развитии страны, разработанная в 1920-1930-е гг. в СССР как составная часть социалистических преобразований. Включала создание социалистической системы народного образования; перевоспитание буржуазной и формирование новой социалистической интеллигенции; преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии; создание социалистической культуры; перестройку быта.

Лениниана                         Совокупность произведений литературы и искусства, посвященных жизни и деятельности В. И. Ленина.

Ликбез                               Ликвидация безграмотности – составная часть культурной революции в СССР, в ходе которой осуществлялось массовое обучение взрослого населения грамоте – умению читать и писать.

Лысенковщина                  Условное наименование политической кампании, вылившейся в преследование и шельмование группы генетиков и временный (с середины 1930-х до начала 1960-х гг.) запрет генетических исследований в СССР. Названа по фамилии биолога Т. Д. Лысенко. В переносном смысле лысенковщина - любое административное преследование учёных за их «политически некорректные» научные взгляды.

Наркомпрос                      Народный комиссариат просвещения

Обновленчество                Движение в русском православии, возникшее в начале XX в. и оформившееся после Октябрьской революции 1917 г. Его последователи выступали за модернизацию религиозного культа, усиление выборного начала в органах церковного управления, расширения прав мирян в приходе и т. п.

«Окна РОСТА»                Агитационные плакаты, выпускавшиеся                                                Российским телеграфным агентством в годы                                           Гражданской войны.

План монументальной         Принятый по инициативе В. И. Ленина план пропаганды                      пропаганды революции и социалистических идей

                                             посредством изобразительного искусства, главным 

                                          образом монументальной скульптуры.

Пролеткульт                    Культурно-просветительская и литературно-

художественная организация (1917 – 1932) пролетарской самодеятельности в различных областях искусства, в особенности в литературе и театре.

Рабфак                             Рабочий факультет, общеобразовательное учебное заведение в 1919 – 1940 гг. в Советской России и СССР для подготовки в высшие учебные заведения молодежи, не имевшей среднего образования.

РАПП                                Российская ассоциация пролетарских писателей, массовая советская литературная организация 1925-1932 гг. Используя лозунг партийности литературы, рапповцы стремились к административному руководству всем литературным процессом. Для рапповской критики характерны вульгарный классовый подход, разгромный, «проработочный» стиль.

Сменовеховство               Общественно-политическое течение в среде русской интеллигенции (главным образом эмигрантской) в 1920-х гг. Сменовеховцы рассчитывали на перерождение советской власти в условиях нэпа, призывали интеллигенцию к сотрудничеству с ней.

Социалистический реализм Художественный метод в советской литературе и искусстве, для которого характерно изображение жизни в свете социалистических идеалов. Термин появился в 1932 г.

Спец                                  Название специалиста, выходца из непролетарской среды, распространенное в Советской России в 1920-х гг.

Сталиниана                      Совокупность произведений музыкального, изобразительного искусств, а также кинематографии, прозы и поэзии, посвящённых И. В. Сталину.

 «Сталинский ампир»      Стиль в советской архитектуре 1930-х – середины 1950-х гг., характерными чертами которого являлись помпезность, монументальность, обилие декоративных элементов в виде колонн, скульптур, лепнины.

ТРАМ                                Театр рабочей молодежи.

ФЗУ                                       Школы фабрично-заводского ученичества, профессионально-технические учебные заведения со сроком обучения 3-4 года, образованные в 1920 для подготовки рабочих кадров. В 1933 в связи с потребностью промышленности в ускоренной подготовке рабочих срок обучения в школах ФЗУ был сокращён до 6—12 мес. В 1940 была создана заменившая их государственная система трудовых резервов.

«Философский пароход» Операция по отстранению от работы и высылке за рубеж или в отдаленные районы страны около 200 инакомыслящих деятелей науки и культуры летом – осенью 1922 г.

Формализм                       Предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности; в искусстве – признание «чистой» формы единственно ценным художественным элементом; советское искусство 1930-40-х гг., не отвечавшее канонам соцреализма.

Футуризм                         Авангардистское ли­тературно-художественное направление, возникшее в 1910-х годах. В своем мани­фесте футуристы призывали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности», т. е. отказаться от культурного наследия.

Шарашка (шарага)          Жаргонное название секретных НИИ и КБ, подчиненных НКВД/МВД СССР, в которых работали заключенные инженеры.

ШКМ                                Школа колхозной молодежи, общеобразовательная неполная средняя школа, созданная в 1923 г. для крестьянской молодежи на базе школ 1 ступени с 3-хлетним сроком обучения. Процесс обучения строился на принципах соединения общего образования в объёме 7-летней школы с изучением сельского хозяйства с учётом местных условий. В 1934 г. ШКМ были преобразованы в неполные средние школы - семилетки.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 3343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!