Система и методы управления культурой



На практике главными принципами культурной политики большевиков стали огосударствление и централизация управления культурной жизнью. В первые годы Советской власти была проведена национализация всех учреждений культуры. На основе декретов СНК "Об охране библиотек и книгохранилищ" от 21 июня 1918 г. и "О порядке реквизиции библиотек, книжных складов и книг" (ноябрь 1918 г.) к началу 1920 г. была завершена работа по национализации библиотек, имущество которых передавалось в государственные научные и массовые библиотеки, и создана единая библиотечная сеть РСФСР.

В декабре 1918 г. декретом ВЦИК было образовано Государственное издательство. В течение трех лет национализации подверглись более 1 тыс. типографий, бумажных фабрик и др. Частные издательства постепенно вытеснялись партийными, государственными, ведомственными и профсоюзными. В 1918 г. они по отношению к общему объему печатной продукции выпустили 38,4% названий книг, в 1919 г. - 70,4, в 1920 г. - уже 92,4%.

В декрете СНК "О Московской и Петроградской консерваториях" от 12 июля 1918 г. впервые было введено понятие "государственное музыкальное строительство". В ведение государства передавались Большой и Мариинский театры, Придворный оркестр (ставший Государственным симфоническим), Синодальное училище, консерватории, нотные издательства, фабрики музыкальных инструментов. 26 августа 1918 г. СНК принял декрет "Об объединении театрального дела", предусматривавший национализацию театров. С целью установления контроля за репертуаром театров при Театральном отделении Наркомпроса в 1918 г. создавалась репертуарная секция.

Декретом "О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению" от 27 августа 1919 г. СНК узаконил национализацию кинематографа.

Была проведена национализация музейного дела. Чтобы спасти от разграбления книжные и художественные собрания, находившиеся в бывших помещичьих усадьбах, особняках, монастырях, они также были национализированы. Государственными общедоступными музеями стали Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изящных искусств, Музей западной живописи (бывшая галерея С. И. Щукина), Театральный музей А. А. Бахрушина.

Параллельно с национализацией всех культурных учреждений происходила и централизация управления культурой. Начало формированию советской системы партийно-государственного руководства культурой было положено назначением А. В. Луначарского народным комиссаром по делам культуры в первом советском правительстве. Кроме того, декретом от 9 ноября 1917 г. для общего руководства культурой была образована Государственная комиссия по просвещению. В ее создании отразилась популярная тогда среди прогрессивной общественности идея децентрализации управления культурой. Госкомиссия задумывалась как связующее звено между высшей государственной властью и местными органами управления культурой, которые должны были получить достаточно большую автономию.

Предполагалось, что комиссия во главе с наркомом будет использовать аппарат бывшего Министерства народного просвещения. Но саботаж сотрудников Министерства поставил вопрос о необходимости создания нового аппарата. В соответствии с "Положением об организации народного образования в Российской Социалистической Советской Республике", принятым Совнаркомом 18 июня 1918 г., был окончательно сформирован Наркомат просвещения. Наркомпрос РСФСР первоначально формировался как орган централизованного руководства всеми отраслями культуры. Его 25 отделов ведали делами не только просвещения, но и внешкольного образования, литературы, театра, изобразительного искусства, музыки. На местах под контролем местных Советов создавались отделы народного образования, которым подчинялись все общественные и частные местные учреждения культуры. Для управления делами культуры в национальных регионах России в Наркомпросе был создан отдел просвещения национальных меньшинств. По мере образования национальных автономий там создавались свои наркоматы просвещения, а отдел просвещения нацменьшинств был реорганизован в Совет (Совнацмен).

Деятельность же Комиссии по просвещению все больше входила в противоречие с усиливавшейся централизацией управления культурой и с деятельностью Наркомата просвещения, и в 1919 г. она была ликвидирована.

В годы военного коммунизма в системе управления культурой, как и в других сферах, усилились процессы централизации и бюрократизации.

    Специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами духовной культуры, появился в 1920г. Им стал агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП (б) (Агитпроп). Он действовал через Наркомпрос и комфракции, создаваемые во всех учреждениях культуры. Помимо Агитпропа при ЦК работали постоянные комиссии практически по всем отраслям культуры: антирелигиозная, по самообразованию, библиотечная, клубная, школьная, художественная, радиокомиссия и кинокомиссия.

    Хотя Агитпроп появился только к концу гражданской войны, наступление на "идеологическом фронте" большевики начали сразу после прихода к власти. Были закрыты газеты, распущены многие общественные, профессиональные и творческие организации, выступавшие против советской власти. Прекратили свое существование Всероссийский Учительский союз, Союз деятелей художественной культуры, Союз деятелей искусств и др. Вместо них создавались новые общественные организации, становившиеся проводниками большевистской культурной политики. В 1920-е годы возникли добровольные общества "Долой неграмотность", Союз безбожников, Общество друзей радио, Общество друзей советского кино, которые ставили своей задачей содействие государственным и партийным органам. Активное участие в руководстве культурой принимали такие общественные организации как комсомол и профсоюзы, представители которых входили в Госкомиссию по просвещению, Наркомпрос, отделы народного образования на местах.

    Особое положение среди общественных организаций занимал Пролеткульт, созданный в сентябре 1917 г. как объединение рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. Расцвет деятельности Пролеткульта пришелся на 1918-1920 гг., когда его организации объединяли более полумиллиона человек. Несмотря на радикализм теоретических взглядов его лидеров, пролеткультовское движение внесло значительный вклад в художественное просвещение масс и побуждение рабочего класса к творчеству. В кружках и студиях Пролеткульта начинали свою творческую деятельность многие известные впоследствии кинорежиссеры, драматурги, актеры: С. Эйзенштейн, И. Пырьев, Г. Александров, А. Арбузов, Э. Гарин.

    В годы нэпа методы руководства культурой стали более демократичными, чем в годы войны. Проводились диспуты, дискуссии, совещания, обсуждения в печати. Так, в 1924-25 гг. прошли публичные диспуты с участием руководителей партии о судьбах современной интеллигенции. На совещании в 1924 г. в ЦК, где присутствовали писатели, журналисты, критики, обсуждались вопросы литературной политики партии. В 1927 г. в ЦК прошло совещание по театральной политике, в 1928 г. - по вопросам кино. 1920-е гг. стали периодом относительного культурного плюрализма, сосуществования различных творческих течений и направлений.

Вместе с тем идеологический контроль над культурой не ослабевал. Именно в начале 1920-х гг. были созданы специальные цензурные органы: в 1922 г. Главлит, в 1923 г. - Главрепертком, задачей которых было не пропускать произведения контрреволюционного содержания на страницы печатных произведений и подмостки зрелищных учреждений. Осуществлялись масштабные чистки библиотек от «контрреволюционной и вредной» литературы. Применялись репрессивные меры в отношении инакомыслящей интеллигенции. С 1924 г. вводился ранее отмененный разрешительный порядок создания творческих обществ и союзов.

Отражением противоречивости культурной политики 1920-х гг. стала резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы»от 18 июля 1925 года. В ней, с одной стороны, содержался призыв к свободному соревнованию различных группировок и течений, заявлялось, что партия не может связать себя приверженностью к какому-либо направлению в области литературы. Вместе с тем, резолюция призывала бороться с проявлениями буржуазной идеологии в литературе. Общую обстановку в культурной жизни СССР 1920-х гг. можно охарактеризовать словами культуролога И. В. Кондакова: «культурный плюрализм в условиях политической диктатуры».

    С образованием СССР обозначились изменения и в системе управления культурой - встала проблема координации руководства культурой во всесоюзной масштабе. Эта функция была возложена на совещание наркомов просвещения республик, но вопрос о создании общесоюзного наркомата просвещения так и не был решен, а централизация руководства культурой пошла по иному пути. С середины 20-х гг. от Наркомпроса РСФСР стали отпочковываться органы управления отдельными отраслями культуры, которые получали статус общесоюзных, а сфера компетенции Наркомпроса постепенно сужалась до руководства школами.

На рубеже 1920-х - 1930-х гг. в связи с курсом на ускоренное строительство социализма и становлением сталинского режима культурная политика государства резко ужесточилась, хотя общие ее идейные основы остались прежними.

С начала 1930-х гг. реорганизация органов управления культурой продолжилась. Основное направление перестройки - усиление централизации и специализации. Создавались новые общесоюзные органы отраслевого управления - Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Комитет по высшей технической школе (1932 г., а с 1936г. - Всесоюзный комитет по делам высшей школы), наконец, в 1936 г. был создан первый общесоюзный руководящий искусством орган - Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР, предшественником которого было Главное управление по делам искусства и художественной литературы (Главискусство) в составе Наркомпроса РСФСР. На культурное строительство распространилось государственное пятилетнее планирование.

    Изменились методы руководства культурой. Если в 20-е гг. многие вопросы обсуждались на профессиональных съездах и конференциях, специальных совещаниях в ЦК партии, в ходе дискуссий с участием деятелей культуры и партийных руководителей, то теперь совещания и съезды работников культуры собирались все реже, а дискуссии все чаще превращались в «псевдодискуссии», в особый метод проработки интеллигенции.

Получил распространение авторитарно-бюрократический стиль руководства наукой, литературой и искусством. Оценки творчества деятелей культуры и отдельных произведений стали определяться личными пристрастиями высшего партийно-государственного руководства и, в первую очередь, самого И. В. Сталина.

Перестали существовать многие общественные организации. Некоторые закрывались правительственными постановлениями, часто без объяснения причин, другие принимали решение о самоликвидации, не видя возможности свободной творческой деятельности.

Важнейшую роль в перестройке системы руководства культурой сыграло постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций", предусматривавшее ликвидацию всех существовавших объединений деятелей культуры (их в стране насчитывалось не менее 40) и создание единых творческих союзов, что означало своеобразную «коллективизацию» интеллигенции. В соответствии с этим постановлением началась работа по организации союзов писателей, архитекторов, композиторов, художников, принято решение о создании союза кинематографистов. Но кроме писателей до войны лишь архитекторам удалось провести свой съезд, оформивший создание творческого Союза.

Союзы были призваны стать проводниками партийно-государственной политики в соответствующих сферах искусства. Доказательством этого может служить работа первого съезда советских писателей, состоявшегося в Москве в 1934 г. Съезд принял устав и избрал правление Союза писателей во главе с А. М. Горьким. В уставе Союза писателей говорилось: «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм Коммунистической партии». Этот съезд ознаменовался утверждением в качестве ведущего художественного метода советской литературы (а фактически всего искусства) метода социалистического реализма.

        Неотъемлемой чертой сталинской культурной политики стало проведениемассовых идеологических кампаний, примером чего может служитькампания по борьбе с формализмом 1936-1938 гг.

Результатом этих событий стало складывание практически унифицированной советской монокультуры, выдержанной в духе диалектического материализма и соцреализма. Однако было бы неверным представлять отечественную науку и искусство как монолитные, скроенное по единым меркам. Помимо официальной советской культуры, настойчиво внедряемой властью, в творческой среде создавались многие выдающиеся произведения, не вписывающиеся в «прокрустово ложе» официальной идеологии. Однако большинство из них оказались под запретом и стали доступны читателям и зрителям только спустя десятилетия.

 

Вопросы для закрепления:

1. Каковы были основные цели и принципы культурной политики большевиков?

2. В чем заключались причины конфликта Пролеткульта с партийным руководством? Какую роль эта организация сыграла в культурной жизни страны?

3. Как изменились методы руководства культурой в 1920-х – 1930-х гг.? С чем, на ваш взгляд, были связаны эти изменения?

4. Назовите главные государственные и партийные органы руководства культурной сферой в 1920-е и 1930-е гг.

Рекомендуемые источники:

1. Бухарин Н. И. Революция и культура. – М., 1993

2. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП (б) – ВКП (б), ВЧК – ОГПУ - НКВД о культурной политике 1917-1953гг. – М., 1999.

3. История советской политической цензуры: Документы и материалы. – М., 1997

4. Ленин В. И. О кооперации. // ПСС. – Т. 45.

5. Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература // ПСС – Т.12.

6. Троцкий Л. Д. Литература и революция. – М., 1991.

Рекомендуемая литература:

1. Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917-1932. – М., 1998.

2. Галин С. А. Отечественная культура XX века: Учебное пособие для вузов. – М., 2003

3. Зезина М. Р. История русской культуры. – М., 1991.

4. Коржихина Т. П. «Извольте быть благонадежны!» - М., 1997.

5. Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 –  декабрь 1991. – М., 1995.

6. Плаггенборг Ш. Революция и культура. – СПб, 2000

7. Рябцев Ю. С. История русской культуры. XX век: Учебное пособие. – М., 2004.

8. Соскин В. Л. Российская советская культура (1917 – 1927 гг.): Очерки   социальной истории. – Новосибирск, 2004.

9. Шульгин В. С., Кошман Л. В., Сысоева Е. К., Зезина М. Р. История русской       культуры. IX – XX вв. Пособие для вузов. - М., 2004.

 

     

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 894; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!