ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ



Е. А. Васильева

Научный руководитель − А. М. Фоминых, магистр, преподаватель

ГБПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

Проблема человека является одной из фундаментальных в философии. Вопрос о сущности человека, его природе, происхождении и предназначении, месте в мире, ценностях, смерти и бессмертии, смысле человеческой жизни − одна из основных проблем философской мысли. Проблема сущности и бытия человека принадлежит к разряду вечных философских проблем. Она привлекает внимание философов с древних времён. Проблема эта вечная и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни, её содержание, научные знания, сам человек. Каждый раз она является проблемой иного человека, живучего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, человека, иначе мыслящего, чувствующего и понимающего мир. Особенно остро философское осмысление проблемы человека встаёт в переломные кризисные периоды жизни человеческого общества, требующие максимального напряжения всех духовных и физических сил человека. Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает в своём основании решение проблемы человека, его природы, положения в мире и обществе.

Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм. Всё существующее рассматривалось как единый и необъятный космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека − это жить в согласии с этим миром. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложены основы гуманизма − идейного течения, которое рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества. Протагор провозгласил, что «человек есть мера всех вещей». Сократ указывал, что человек есть существо разумное и нравственное. Аристотель считал, что человек – это существо политическое [1].

В эпоху средневековья проблема человека оставалась актуальной. Анализ этой проблематики осуществлялся в рамках концепции теоцентризма. Человек рассматривался как образ и подобие Бога. Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему и тем самым − в спасении себя. Человек не верит в себя, он верит в бога. Августин Аврелий считал, что цель человека – это спасение. Фома Аквинский указывал, что человек есть единство души и тела.

Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила человека над остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и безграничного индивидуализма [3].

В философии Нового времени человек исследовался с позиций механицизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке – это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.

В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход к пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте). История общества рассматривалась как история становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории − гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретение свободы.

Марксизм рассматривал человека в контексте всей совокупности общественных отношений и истории человечества. Центральные идеи марксизма − идея социальности человека, социальной сущности человека, понимаемой материалистически и конкретно-исторически: сущность человека − совокупность общественных отношений.

Русская философия предметом анализа выдвигала духовное начало человека, обращала свои взоры к душе человека, его нравственному выбору. Даже любовь в русской философии (В. Соловьев) рассматривалась как духовное проявление между людьми.

Современная научная философия, системный, научный, комплексный подход оперирует разнообразными научными знаниями о человеке. Но синтез научных знаний не даёт образ цельного человека, понимания его живой субстанции. Человек – не только материально социальная система, которую можно изучить и измерить, но и духовная вселенная, уникальный мир, управляемый ценностями и смыслами, что не удаётся обнаружить всесильной науке [2].

 

Библиографический список

1. Горелов А. А. Основы философии. М.: Академия, 2017.

2. Проблема человека в философии. URL:https://studopedia.ru/problema-cheloveka-v-filosofii.html (дата обращения 05.03.2018г.)

3. Фоминых А. М. Человек. Творчество. Техника. // Сборник тезисов XVI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика развития навыков конструирования, программирования и технического творчества у обучающихся» (28 февраля 2018 г.). Камышлов: КПК, 2018.

© Васильева Е. А., 2018

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!