КОНФЛИКТ МЕЧТЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ



Е. И. Кочеткова

                              Научный руководитель – Т. А. Никифорова, преподаватель

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»

Колледж педагогического образования, информатики и права, г. Абакан

Есть выражение, что русская литература построена на страдании. Страдает либо автор, либо герой, либо читатель. Действительно, как часто мы задумываемся о том, что должен пережить поэт или писатель, чтобы сотворить произведение искусства? Почему судьба этих людей зачастую наполнена трагедий? Изучая биографию и творчество многих писателей и поэтов, мы пришли к выводу, что каждый их них прожил нелегкую жизнь, и каждый хотел видеть вокруг себя реальность не такой, какой она представлялась на самом деле: печальной, жестокой и трудной. Почему многие писатели страдали психическими расстройствами, кончали жизнь самоубийством, и каким образом данные проблемы отражаются на их творчестве? Цель нашей работы – найти ответы на данные вопросы.

М. Ю. Лермонтов был создателем русской романтической лирики, которая полна тех смутных переживаний, которые боятся духовной трезвости, не хотят полной прозрачности и пробуждают творческое вдохновение именно своей непосредственностью. Он был слишком во власти того, что всплывало в его душе, − вообще не он владел своими душевными движениями, а они владели им, владели и его художественными вдохновениями. Свое душевное состояние Лермонтов излагал так:

Долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна.

Томления духа, внутренняя незаконченность тех душевных движений зажигали творческое вдохновение поэта. То, что волновало душу поэта, часто преждевременно прорывалось наружу, в стихи:

Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь Бог да совесть.

Это сознательное закрывание самого себя было глубочайше связано с постоянной горечью, которою была наполнена душа Лермонтова. Подтверждение этому мы можем найти в его биографии: Род Лермонтовых восходит к средним векам и легендарен в своих истоках, он начинается с шотландского поэта Томаса Лермонта. «…гений мятежного юноши чувствовал нечто большее, чем родовую наследственную связь. Он обнаружил своих знаменитых предков по отцовской линии. Обнаружил, прежде всего, внутри себя, в своей поэтической душе. Он гордо носил фамилию Лермонтов, догадываясь о ее знатности». Лермонтов, считая себя потомком знаменитого шотландского рода Лермонтов, в неполные 17 лет написал стихотворение «Желание», в котором как бы преломились семейные предания о шотландском происхождении рода Лермонтовых. «Это стихотворение имеет автобиографические корни и еще раз подтверждает, насколько важным для себя считал Лермонтов кровную связь со своими предками»

Почему я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной,

Почему не могу в небесах я парить,

И одну лишь свободу любить?

Погружаясь в мечты, поэт уходил в свой мир. Чувствуя себя в клетке, олицетворял со свободной птицей, не имеющих никаких преград, и обладающей полной свободой. Несбыточные мечты накладывали на поэта тоску, печаль, неудовлетворенность своей жизнью, заставляли его еще больше обращаться к творчеству.

Но стоит ли искусство таких страданий? Может лучше променять великий дар на нормальную счастливую жизнь? Но искусство есть составляющее поэта. Есть то, что его наполняет, из чего состоит его сущность, он есть искусство, искусство есть страдание. Поэт вынужден принимать себя таким, какой он есть, и страдать от этого. Ведь нельзя заставить его выбирать. Сказать ему: "Не пиши − будет тяжелая судьба", все равно, что лишить его дара речи. Он станет еще несчастнее. Действительно, чаще всего мы представляем себе поэта страдающим: "несчастный, но заносчивый подросток", "обиженный, но гордый старичок". Но эти страдания − плата за возможность

Столкновение мечты и реальности мы можем найти в «Незнакомке» А. Блока. В основе композиции стихотворения лежит принцип антитезы: мечта лирического героя противопоставлена грубой действительности. В стихотворении четко отслеживаются два параллельных мира. В первом мире «детский плач», «пьяные окрики» «скука загородных дач», мир, где «воздух дик и глух». Во втором же – «девичий стан», «ее упругие шелка», «берег очарованный», «очи синие бездонные». Читателю показаны два мира настолько разных, что они могут существовать вместе. Значит, один из них всего лишь игра воображения лирического героя − несбыточная мечта о прекрасной незнакомке, которая каждый вечер дает герою надежду на «очарованную даль». Лирический герой произведения создает для себя образ идеальной спутницы, с которой ему не суждено быть вместе.

Незнакомка придет, очарует на миг – и исчезнет, растает как туман, из которого она возникла, а может быть, и соткала. Прекрасная мечта осветит на миг все уголки человеческие души, приоткроет ее сокровенные тайны и скрытые богатства, снова вернет к пошлой действительности. Побуждение от этого становится ещё более трагичным.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине

К теме столкновения мечты и реальности обращался и С. Есенин. Борьба с жестокой реальностью наиболее ярко отражена в поэме "Черный человек". В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия. Это лирическое выражение терзаний души поэма – одна из загадок творчества Есенина. В роли лирического героя выступает сам автор. Поэма носит автобиографичный характер. 

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль…

Ее разрешения в первую очередь связано с трактовкой образа самого «прескверного гостя» − черного человека. «Черный человек» − это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема – тема болезненной души, раздвоенной личности – традиционна для русской классической литературы. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое – в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным. Перед нами два образа – чистая душа и черный человек, а перетекание монолога лирического героя в диалог с двойником – поэтическое выражение подсознательного. В исповедальной книге, читаемой «прескверным гостем», открываются противоречия мятущегося духа лирического героя, а то есть и самого автора. В поэме выражена и пронзительная тоска по уходящей молодости, и осознание своей ненужности, и ощущение пошлости жизни.

Еще одной причиной возникновения конфликта мечты и действительности является время. Исторические события, происходившие в начале 20 века, сыграли важную роль в судьбах поэтов и глубоко отразились на их творчестве. Поэт не может молчать, не станет, не умеет. Поэт должен нести людям правду. Поэзия − это стихия. Ее нельзя обуздать, заключить в какие-либо земные рамки. Она все равно будет пытаться вырваться на волю, разбивая пределы, которые поставил ей человек. Поэзия − это великая сила, способная убить и возродить, но есть еще другая сила − власть. На протяжении веков они стояли по разные стороны обрыва, а между ними был человек, поэт, творец. Власть всячески пыталась обуздать поэзию, обрезать ей крылья, заставить ее замолчать. Но поэзия все равно продолжала жить. Трагедия была в том, что ее охранителем являлся человек, слабый, грешный, смертный. Единственным выходом для власти было убить его, чтобы прекратить существование поэзии, либо довести до самоубийства, что в принципе одно и то же, только второе оправдывало власть. Поэтому и история нашей литературы − это "либо мартиролог, либо реестр каторги. "Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю - тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл". А. Блок. Об этом ярко свидетельствует поэзия серебряного века.

Исследуя русскую литературу, мы действительно нашли конфликт мечты и действительности в судьбах русских поэтов. Как мечта лирического героя противопоставлена грубой действительности, так и мечта самого автора противопоставлена той самой грубой действительности. Так что же заставило этих людей отвернуться от жесткой реальности, погружая себя в мир мечтаний? Униженные и оскорбленные, они вынуждены нести злой рок судьбы. Эти люди ищут свой путь и утешение в искусстве. Выбрасывая всю душевную боль в произведения, они способны совладать с этим миром. Погружаясь в свой собственный мир и создавая в нем идеалы, они способны преодолевать преграды, которые ставит перед ними жестокая реальность. Но поэт не может и не должен выбирать. Когда он встает на этот путь, он уже не может остановиться, вернуться в нормальную жизнь. Обреченные на вечное одиночество, люди искусства вынуждены платить за свой талант. Хотя время и является важнейшей причиной возникновения конфликта мечты и действительности, но поэт по природе своей всегда был и будет обладать тонким видением мира, страдать и терзать себя душевными муками. Именно поэтому творческие личности зачастую страдают психическими расстройствами или прибегают к суицидальным мерам. Желающие больше знать и больше видеть, они мечтают выбраться из замкнутой системы общества. Обретая каплю желанной свободы, они горько за это расплачиваются.

© Кочеткова Е. И., 2018


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2684; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!