Илья Муромец с Добрыней на Соколе-корабле



 

 

По морю, морю синему,

По синему, по Хвалынскому,

Ходил-гулял Сокол-корабль

Немного-немало двенадцать лет.

На якорях Сокол-корабль не стаивал,

Ко крутым берегам не приваливал,

Желтых песков не хватывал.

Хорошо Сокол-корабль изукрашен был:

Нос, корма - по-звериному,

А бока зведены по-змеиному.

Да еще было на Соколе на корабле:

Еще вместо очей было вставлено

Два камня, два яхонта;

Да еще было на Соколе на корабле:

Еще вместо бровей было повешено

Два соболя, два борзые;

Да еще было на Соколе на корабле:

Еще вместо очей было повешено

Две куницы мамурские;

Да еще было на Соколе на корабле:

Еще три церкви соборные;

Да еще было на Соколе на корабле:

Еще три монастыря, три почесные;

Да еще было на Соколе на корабле:

Три торговиша немецкие;

Да еще было на Соколе на корабле:

Еще три кабака государевы;

Да еще было на Соколе на корабле:

Три люди незнаемые,

Незнаемые, незнакомые,

Промежду собою языка не ведали.

Хозяин-от был Илья Муромец,

Илья Муромец, сын Иванов,

Его верный слуга - Добрынюшка,

Добрынюшка Никитин сын,

Пятьсот гребцов, удалых молодцов.

Как издалече-далече, из чиста поля

Зазрил, засмотрел турецкой пан,

Турецкой пан, большой Салтан,

Большой Салтан Салтанович.

Он сам говорит таково слово:

- Ах вы гой еси, ребята, добры молодцы,

Добры молодцы, донские казаки!

Что у вас на синем море деется?

Что чернеется, что белеется?

Чернеется Сокол-корабль,

Белеются тонки парусы.

Вы бежите-ко, ребята, ко синю морю,

Вы садитесь, ребята, во легки струги,

Нагребайте поскорее на Сокол-корабль,

Илью Муромца в полон бери;

Добрынюшку под меч клони!-

Таки слова заслышал Илья Муромец,

Тако слово Добрыне выговаривал:

- Ты, Добрынюшка Никитин сын,

Скоро-борзо походи во Сокол-корабль,

Скоро-борзо выноси мой тугой лук,

Мой тугой лук в двенадцать пуд,

Калену стрелу в косу сажень!-

Илья Муромец по кораблю похаживает,

Свой тугой лук натягивает,

Калену стрелу накладывает,

Ко стрелочке приговаривает:

- Полети, моя каленая стрела,

Выше лесу, выше лесу по поднебесью,

Не пади, моя каленая стрела,

Не на воду, не на землю,

А пади, моя каленая стрела,

В турецкой град, в зелен сад,

В зеленой сад, во бел шатер,

Во бел шатер, за золот стол,

3а золот стол, на ременчат стул,

Самому Салтану в белу грудь,

Распори ему турецкую грудь,

Ращиби ему ретиво сердце!-

Ах тут Салтан покаялся:

- Не подай, боже, водиться с Ильей Муромцем,

Не детям нашим, не внучатам,

Не внучатам, не правнучатам,

Не правнучатам, не пращурятам!

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

Былина считается довольно поздней, возникшей в ХVII веке и связанной с песнями о Степане Разине и с казачьими походами в Каспийское (Хвалынское) море, столкновениями с турками, ногайскими татарами и персами. Известен также терский казак Илейко Муромец (он же Илья Горчаков, Илья Коровин) - один из самозванцев Смутного времени, который тоже действовал на Волге и на Каспии. Песни о нем вполне могли стать основой былины, вобравшей многие реальные черты как ХVII века, так и более отдаленных эпох, когда охрана морских путей тоже требовала богатырских подвигов.

 

"Возникновение данной былины,- отмечает А.М. Астахова,- свидетельствует о широкой популярности образа Ильи Муромца, о котором на основе позднейших исторических событий складываются новые героические сюжеты".

 

Текст публикуется по изданию: Илья Муромец. {М.-Л., 1958. (Серия "Литературные памятники", ? 42.)}

 

В.И. Калугин

 

 

Добрыня и Змей

 

 

Добрынюшке-то матушка говаривала,

Да и Никитичу-то матушка наказывала:

   - Ты не езди-ка далече во чисто поле,

  На тую гору да сорочинскую1).

  Не топчи-ка младыих змеенышей,

  Ты не выручай-ка полонов да русскиих,

  Не купайся, Добрыня, во Пучай-реке2),

  Та Пучай-река очень свирепая,

  А середняя-то струйка как огонь сечет!

А Добрыня своей матушки не слушался.

Как он едет далече во чисто поле,

А на тую на гору сорочинскую,

Потоптал он младыих змеенышей,

А и повыручил он полонов да русскиих.

Богатырско его сердце распотелося,

Распотелось сердце, нажаделося -

Он приправил своего добра коня,

Он добра коня да ко Пучай-реке,

Он слезал, Добрыня, со добра коня,

Да снимал Добрыня платье цветное,

Да забрел за струечку за первую,

Да он забрел за струечку за среднюю

И сам говорил да таковы слова:

   - Мне, Добрынюшке, матушка говаривала,

  Мне, Никитичу, маменька и наказывала:

  Что не езди-ка далече во чисто поле,

  На тую гору на сорочинскую,

  Не топчи-ка младыих змеенышей,

  А не выручай полонов да русскиих,

  И не купайся, Добрыня, во Пучай-реке,

  Но Пучай-река очень свирепая,

  А середняя-то струйка как огонь сечет!

  А Пучай-река - она кротка-смирна,

  Она будто лужа-то дождевая!

Не успел Добрыня словца смолвити -

Ветра нет, да тучу нанесло,

Тучи нет, да будто дождь дождит,

А и дождя-то нет, да только гром гремит,

Гром гремит да свищет молния -

А как летит Змеище Горынище3)

О тыех двенадцати о хоботах.

А Добрыня той Змеи не приужахнется.

Говорит Змея ему проклятая:

   - Ты теперича, Добрыня, во моих руках!

  Захочу - тебя, Добрыня, теперь потоплю,

  Захочу - тебя, Добрыня, теперь съем-сожру,

  Захочу - тебя, Добрыня, в хобота возьму,

  В хобота возьму, Добрыня, во нору снесу!

Припадает Змея как ко быстрой реке,

А Добрынюшка-то плавать он горазд ведь был;

Он нырнет на бережок на тамошний,

Он нырнет на бережок на здешниий,

А нет у Добрынюшки добра коня,

Да нет у Добрыни платьев цветныих -

Только-то лежит один пухов колпак,

Да насыпан тот колпак да земли греческой4);

По весу тот колпак да в целых три пуда.

Как ухватил он колпак да земли греческой,

Он шибнет во Змею да во проклятую -

Он отшиб Змеи двенадцать да всех хоботов.

Тут упала-то Змея да во ковыль-траву.

Добрынюшка на ножку он был поверток,

Он скочил на змеиные да груди белые.

На кресте-то у Добрыни был булатный нож -

Он ведь хочет распластать ей груди белые.

А Змея Добрыне ему взмолилась:

   - Ах ты, ай, Добрыня сын Никитинец!

  Мы положим с тобой заповедь великую:

  Тебе не ездити далече во чисто поле,

  На тую на гору сорочинскую,

  Не топтать больше младыих змеенышей,

  А не выручать полонов да русскиих,

  Не купаться ти, Добрыне, во Пучай-реке.

  И мне не летать да на святую Русь,

  Не носить людеймне больше русскиих-,

  Не копить мне полонов да русскиих.

Он повыпустил Змею как с-под колен своих -

Поднялась Змея да вверх под облако.

Случилось ей лететь да мимо Киев-града.

Увидала она князеву племянницу,

Молоду Забаву дочь Потятичну,

Идучи по улице по широкоей.

Тут припадает Змея да ко сырой земле,

Захватила она князеву племянницу,

Унесла в нору да во глубокую.

  Тогда солнышко Владимир стольно-киевский

А он по три дня да тут былин кликал5),

А былин кликал да славных рыцарей

   - Кто бы мог съездить далече во чисто поле,

  На тую на гору сорочинскую,

  Сходить а нору да во глубокую,

  А достать мою, князеву, племянницу,

  Молоду Забаву дочь Потятичну?

Говорил Алешенька Левонтьевич:

   - Ax ты, солнышко Владимир стольно-киевский!

  Ты накинь-ка эту службу да великую

  На того Добрыню на Никитича:

  У него ведь со Змеею заповедь положена,

  Что ей не летать да на святую Русь,

  А ему не ездить далече во чисто поле,

  Не топтать-то младыих змеенышей

  Да не выручать полонов да русскиих,

  Так возьмет он князеву племянницу,

  Молоду Забаву дочь Потятичну,

  Без бою, без драки - кроволития.

Тут солнышко Владимир стольно-киевский

Как накинул эту службу да великую

На того Добрыню на Никитича -

Ему съездить далече во чисто поле

И достать ему князеву племянницу.

  Молоду Забаву дочь Потятичну.

Он пошел домой, Добрыня, закручинился,

Закручинился Добрыня, запечалился.

Встречает государыня да родна матушка,

Та честна вдова Офимья Александровна:

   - Ты эй, рожёно мое дитятко.

  Молодой Добрыня сын Никитинец!

  Ты что с пиру идешь не весел-де?

  Знать, что место было ти не по чину6),

  Знать, чарой на пиру тебя приобнесли

  Аль дурак над тобою насмеялся-де?

Говорил Добрыня сын Никитинец:

   - Ты эй, государыня да родна матушка,

  Ты честна вдова Офимья Александровна!

  Место было мне-ка по чину,

  Чарой на пиру меня не обнесли,

  Да дурак-то надо мной не насмеялся ведь,

  А накинул службу да великую

  А то солнышко Владимир стольно-киевский

  Что съездить далече во чисто поле,

  На ту-то гору да на высокую,

  Мне сходить в нору да во глубокую,

  Мне достать-то князеву племянницу,

  Молоду Забаву дочь Потятичну.

Говорит Добрыне родна матушка,

Честна вдова Офимья Александровна:

   - Ложись-ка спать да рано с вечера,

  Так утро будет очень мудрое -

  Мудренее утро будет оно вечера.

Он вставал по утрушку ранешенько,

Умывается да он белешенько,

Снаряжается он хорошохонько.

Да идет на конюшню на стоялую,

А берет в рука узду он да тесьмяную,

А берет он дедушкова да ведь добра коня.

Он поил Бурка литьем медвяныим,

Он кормил пшеной да белояровой,

Он седлал Бурка в седёлышко черкасское,

Он потнички да клал на потнички,

Он на потнички да кладет войлочки,

Клал на войлочки черкасское седёлышко,

Всех подтягивал двенадцать тугих подпругов,

Он тринадцатый-то клал да ради крепости,

Чтобы добрый конь-то с-под седла не выскочил,

Добра молодца в чистом поле не выронил.

Подпруги были шелковые,

А шпеньки у подпруг всё булатные,

Пряжки у седла да красна золота -

Тот да шелк не рвется, да булат не трется,

Красно золото не ржавеет,

Молодец-то на коне сидит да сам не стареет7).

Поезжал Добрыня сын Никитинец,

На прощанье ему матушка да плетку подала,

Сама говорила таковы слова:

   - Как будешь далече во чистом поле,

  На тыи горы да на высокия,

  Потопчешь младыих змеенышей,

  Повыручишь полонов да русскиих,

  Как тын-то младые змееныши

  Подточат у Бурка как они щеточки,

  Что не сможет больше Бурушко доскакивать,

  А змеенышей от ног да он отряхивать,

  Ты возьми-ка эту плеточку шелковую,

  А ты бей Бурка да промежу ноги.

  Промежу ноги. да промежу уши,

  Промежу ноги да межу задние,-

  Станет твой Бурушко поскакивать,

  А змеенышей от ног да он отряхивать -

  Ты притопчешь всех да до единого.

Как будет он далече во чистом поле,

На тыи горы да на высокия,

Потоптал он младыих змеенышей.

Как тыи ли младые змееныши

Подточили у Бурка как они щеточки,

Что не может больше Бурушко поскакивать,

Змеенышей от ног да он отряхивать.

Тут молодой Добрыня сын Никитинец

Берет он плеточку шелковую,

Он бьет Бурка да промежу уши,

Промежу уши да промежу ноги,

Промежу ноги межу задние.

Тут стал его Бурушко поскакивать,

А змеенышей от ног да он отряхивать,

Притоптал он всех да до единого.

Выходила как Змея она проклятая

Из тыи норы да из глубокия,

Сама говорит да таковы слова:

   - Ах ты, вор, Добрынюшка Никитинец!

  Ты, знать, порушил свою заповедь.

  Зачем стоптал младыих змеенышей,

  Почто выручал полоны да русские?

Говорил Добрыня сын Никитинец:

   - Ах ты, ай. Змея да ты проклятая!

  Черт ли тя нес да через Киев-град,

  Ты зачем взяла князеву племянницу,

  Молоду Забаву дочь Потятичну?

  Ты отдай же мне - ка князеву племянницу

  Без боя, без драки - кроволития.

Тогда Змея она проклятая

Говорила-то Добрыне да Никитичу:

   - Не отдам я тебе князевой племянницы

  Без боя, без драки - кроволития!

Заводила - она бой-драку великую.

Они дрались со Змеею тут трои сутки,

Но не мог Добрыня Змею перебить.

Хочет тут Добрыня от Змеи отстать -

Как с небес Добрыне ему глас гласит:

   - Молодой Добрыня сын Никитинец!

  Дрался со Змеею ты трои сутки,

  Подерись со Змеей еще три часа:

  Ты побьешь Змею да ту проклятую!

Он подрался со Змеею еще три часа,

Он побил Змею да ту, проклятую

Та Змея, она кровью пошла.

Стоял у Змеи он тут трои сутки,

А не мог Добрыня крови переждать.

Хотел Добрыня от крови отстать,

Но с небес Добрыне опять глас гласит:

   - Ах ты, эй, Добрыня сын Никитинец!

  Стоял у крови ты тут трои сутки -

  Постой у крови да еще три часа,

  Бери свое копье да мурзамецкое

  И бей копьем да во сыру землю,

  Сам копью да приговаривай:

  "Расступись-ка, матушка сыра земля,

  На четыре расступись да ты на четверти!

  Ты пожри-ка эту кровь .да всю змеиную!"

Расступилась тогда матушка сыра земля,

Пожрала она кровь да всю змеиную.

Тогда Добрыня во нору пошел.

Во тыи в норы да во глубокие,

Там сидит сорок царей, сорок царевичей,

Сорок королей да королевичей,

А простой-то силы - той и -сметы нет.

Тогда Добрынюшка Никитинец

Говорил-то он царям да он царевичам

И тем королям да королевичам:

   - Вы идите нынь туда, откель принесены8)

  А ты, молода Забава дочь Потятична,-

  Для тебя я эдак теперь странствовал -

  Ты поедем-ка ко граду ко Киеву

  А и ко ласковому князю ко Владимиру.-

  И повез молоду Забаву дочь Потятичну.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

А.Ф. Гильфердинг. Онежские былины, т.2 ? 148. Записано от Абрама Евтихиевича Чукова, пудожского крестьянина из деревни Горки.

 

Цитируется по: Б95 Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. /В.П. Аникин, Д.С. Лихачев, Т.Н. Михельсон; М.: Дет.лит., 1989 ISBN 5-08-000983-8

 

Коментарии: В.П. Аникин, Д.С. Лихачев, Т.Н. Михельсон

 

1) На тую гору да сорочинскую - Возмохно, речь идет о последних отрогах Уральского хребта

 

2) Пучай-реке - Небольшая река Почайна, в которой, по преданию, были крещены киевляне; протекала на месте современного Крещатика.

 

3) Змеище Горынище - обычный персонаж народных сказок. В былине чудовище олицетворяет собой насильника - внешнего врага.

 

4) Колпак да земли греческой - Головной убор странника по святым местам превращен в метательное оружие.

 

5) Былица - Знахарка, гадающая по травам (от слова "былье" - корение, растение). Владимир хочет узнать, куда унесена Забава, и зовет к себе былиц

 

6) Место было ти не по чину - Места за столом у князя распределялись между приглашенными по родовитости. Возникали горькие обиды и ссоры, если приглашенный считал, что его усадили "не по чину". Эта бытовая черта более поздняя, чем время сложения былины.

 

7) Набрушиться - наткнуться, напороться.

 

8) Прокудная - зловредная, с ущербом для других.

 

 

Добрыня и Маринка

 

 

Добрынюшки-то матушка говаривала,

Никитичу-то родненька наказывала: -

Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич!

Ты походишь нынь гулять да е во Киев-град

Подь ты нунь гуляй да по всим уличкам,

И по тым же ты по мелким переулочкам,

Только не ходи ко сукиной Маринушки,

К той Маринушки Кайдальевной,

А Кайдальевной да королевичной,

Во тую ли во частую во уличку,

Да во тот ли нонь во мелкий переулочек.

Сука блядь Маринка та Кайдальевна,

А Кайдальевна да королевична,

Королевична да и волшебница,

Она много нонь казнила да князей-князевичев,

Много королей да королевичев,

Девять русскиих могучиих богатырей,

А без счету тут народушку да черняди.

Зайдешь ты, Добрынюшка Никитинич,

К той же ко Маринушке Кайдальевной,

Там тебе, Добрыне, живу не бывать! -

Отправляется Добрыня сын Никитинич,

Он ходить гулять по городу по Киеву,

Да по тым же нонь по частыим по уличкам,

Тут по мелкиим Добрыня переулочкам,

Ходит тут Добрыня сын Никитинич,

А не шел же он к Маринушке Кайдальевной.

Он увидел голуба да со голубушкой,

А сидит же голуб со голубушкой

А во той же нонь Маришки во Кайдальевны,

В ей же он сидит голуб во улички,

Сидят что ли голуб со голубкою

Что ли нос с носком, а рот с ротком.

А Добрынюшке Никитичу не кажется,

Что сидит же тут да голуб со голубушкой

Нос с носком да было рот с ротком,

Он натягивал тетивочки шелковыи,

Он накладывал тут стрелочки каленыи,

Он стреляет тут же в голуба с голубушкой.

Не попала тая стрелочка каленая

А и во голуба да со голубкою,

А летела тая стрелочка прямо во высок терем,

В то было окошечко косявчато

К суке ко Маринушке Кайдальевни,

А и Кайдальевной да королевачной.

Тут скорешенько Добрыня шел да широким двором,

Поскорее тут Добрыня по крылечику,

Вежливее же Добрыня по новым сеням,

А побасче тут Добрыня в новой горенке,

А берет же свою стрелочку каленую.

Говорит ему Маришка да Кайдальевна,

А и Кайдальевна да королевична:

- Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич!

Сделаем, Добрынюшка, со мной любовь! -

Отвечает тут Добрыня сын Никитииич:

- Ах ты, душенька Маринушка Кайдальевна!

Я тебе-ка-ва не полюбовничок.-

Обвернулся тут Добрынюшка с новой горници

И выходит тут Добрынюшка на широк двор,

Тут скочила же Маринушка Кайдальевна,

Брала тут ножищо да кинжалищо,

А стругает тут следочки да Добрынины,

Рыла тут во печку во муравлену

И сама же тут к следочкам приговариват:

- Горите вы следочки да Добрынины

Во той было во печки во муравленой,

Гори-тко во Добрынюшке по мне душа! -

Воротился тут Добрыня с широка двора,

А приходит ко Марине ко Кайдальевной,

А и к Кайдальевной да королевичной:

- Ах ты, душенька Маринушка Кайдальевна,

А и Кайдальевна да королевична!

Уж ты сделаем, Маринушка, со мной любовь,

Ах ты с душенькой с Добрынюшкой Микитичем.-

- Ах ты, молодой Добрыня сын Никитинич!

Что же надо мной да надсмехаешься?

Давень тебя звала в полюбовнички,-

Ты в меня теперь, Добрыня, не влюблялся ли,

Нунечу зовешь да в полюбовницы! -

Воротила тут она было богатыря

Тым было туром да златорогим,

А спустила тут богатыря в чисто поле;

А пошел же тут богатырь по чисту полю,

А пошел же он туром да златорогиим.

Увидае он тут стадо да гусиноё

Той же он Авдотьи он Ивановны,

А желанной он своей да было тетушки,

Притоптал же всех гусей да до единаго,

Не оставил он гусеныша на симена.

Тут приходя пастухи были гусиныи,

А приходя пастухи да жалобу творят:

- Ах ты, молода Авдотья да Ивановна!

А приходит к нам же тур да златорогий,

Притоптал же всех гусей да до единаго,

Не оставил нам гусеныша на симена.-

Приходил же к стаду к лебединому,

Притоптал же лебедей всих до единое,

Не оставил он лебёдушки на симена.

Не успели пастухи да взад сойти,

А приходят пастухи да лебединыи,

Тыи ж пастухи да жалобу творят:

- Молода Авдотья да Ивановна!

Приходил к нам тур да златорогий,

Притоптал же лебедей всих до единое,

Не оставил он лебёдушки на симена.-

Он приходит тур во стадо во овечьеё,

Притоптал же всех овец да до единою,

Не оставил он овечки им на симена.

Не поспели пастухи да тыи взад сойти,

А приходя пастухи было овечьии:

- Молода Авдотья ты Ивановна!

Приходил к нам тур да златорогий,

Притоптал же всех овец да до единое,

Не оставил он овечки нам на симена.-

Шел же тур да златорогий

А во то было во стадо во скотинное,

Ко тому было ко скоту ко рогатому,

Притоптал же всих коров да до единою,

Не оставил им коровушки на симена.

Не поспели пастухи да тыи взад сойти,

А приходя пастухи же к ей коровьии,

Тыи пастухи да жалобу творят:

- Ах ты, молода Авдотья да Ивановна!

Приходил ко стаду ко скотинному,

Приходил же тур да златорогий,

Притоптал же всих коров да до единою,

Не оставил нам коровушки на симена.

Говорила тут Авдотья да Ивановна:

- А не быть же нунь туру да златорогому,

Быть же нунь любимому племяннику,

Молоду Добрынюшки Никитичу.

Он обвернут у Маришки у Кайдальевной

Молодой Добрыня сын Никитинич,

А повернут он туром да златорогиим.-

Находил же стадо он кониное

Тот же тур да златорогий,

Разгонял же всих коней да по чисту полю,

Не оставил им лошадушки на симена.

А и приходят пастухи да к ей кониныи,

Сами пастухи да жалобу творят:

- Молода Авдотья ты Ивановна!

Приходил же к нам тут тур, да златорогий,

Розгонял же всих коней по чисту полю,

Не оставил нам лошадушки на симена.-

Молода Авдотья да Ивановна

Повернулась тут она было сорокою,

А летела к суке ко Маринушке Кайдальевной,

А садилась на окошечко косевчато,

Стала тут сорока выщекатывать,

Стала тут сорока выговаривать:

- Ах ту сука нунь, Маринушка Кайдальевна,

А и Кайдальевна да королевична!

А зачем же повернула ты Добрынюшку,

А Добрынюшку да ты Никитича,

Тым же нунь туром да златорогиим,

А спустила тут Добрыню во чисто поле?

Отврати-тко ты Добрынюшку Никитича

От того же нунь тура да златорогаго:

Не отворотишь ты Добрынюшки Никитича

От того же от тура да златорогаго,-

Оверну тебя, Маринушка, сорокою,

Я спущу тебя, Маришка, во чисто поле,

Век же ты летай да там сорокою! -

Обвернулась тут Маришка да сорокою,

А летела тут сорока во чисто поле,

А садиласи к туру да на златы рога.

Стала тут сорока выщекатывать,

Взяла тут сорока выговаривать:

- Ай же тур да златорогий,

Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич!

Сделай с нами заповедь великую,

А принять со мной с Маришкой по злату венцу, -

Отвращу я от тура тя златорогаго.-

Говорил же тут Добрыня сын Никитинич:

- Ах ты, душенька Маринушка Кайдальевна,

А и Кайдальевна да королевична!

Отврати-тко от тура да златорогаго,

Сделаю я заповедь великую,

Я приму с тобой, Марина, по злату венцу.-

Отвернула от тура да златорогаго

Молода Добрынюшку Никитича.

Приходили тут ко городу ко Киеву,

К ласкову князю ко Владимиру,

Принял со Мариной по злату венцу.

А проводит он свою да было свадебку,

Отправляется во ложни да во теплыи

Молодой Добрыня сын Никитинич,

Сам же он служаночкам наказыват:

- Ай же слуги мои верныи!

Попрошу у вас же чару зелена вина,

Вы попрежде мни подайте саблю вострую.

Шел же он во ложни да во теплыи;

Обвернула тут его да горносталушком,

Взяла горносталика попуживать,

Взяла горносталика покышкивать,

Приломал же горносталь да свои нёкти прочь.

Обвернула тут она его соколиком,

Взяла тут соколика попуживать,

Взяла тут соколика покышкивать,

Примахал сокол да свои крыльица.

Тут смолился он Маринушки Кайдальевной,

Ай Кайдальевной да королевичной:

- Не могу летать я нунечку соколиком,

Примахал свои я нуньчу крыльица,

Ты позволь-ко мне-ка выпить чару зелена вина.-

Молода Маришка да Кайдальевна,

А и Кайдальевна да королевична,

Отвернула тут Добрыню добрым молодцем;

А скрычал же тут Добрыня сын Никитинич:

- Ай же слуги мои верныи,

Вы подайте-тко мне чару зелена вина! -

Подавали ему тут слуги верныи,

Поскорешенько тут подавали саблю вострую.

Не пил он тут чары зелена вина,

Смахне он Добрыня саблей вострою

И отнес же он Марине буйну голову,

А за ей было поступки неумильнии.

Поутру сходил во теплую свою да парну баенку,

Идут же было князи тут да бояра:

- Здравствуешь, Добрыня сын Никитинич,

Со своей да с любимой семьей,

С той было Маринушкой Кайдальевной,

Ай Кайдальевной да королевичной! -

- Ай же нунь вы, князи еще бояра,

Вси же вы Владимировы дворяна!

Я вечор же братци был женат не холост,

А нынечу я стал братци холост не женат.

Я отсек же нунь Марине буйну голову

За ейны было поступки неумильнни.-

- Благодарствуешь, Добрыня сын Никитинич,

Что отсек же ты Маринки буйну голову

За ейныи поступки неумильныи!

Много тут казнила да народу она русского.

Много тут князей она князевичев,

Много королей да королевичев,

Девять русскиих могучих богатырей,

А без счету тут народушку да черняди!

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

Всего известно более ста записей былин о Добрыне Никитиче, из них вариант, записанный А.Ф. Гильфердингом 21 июля 1871 года в пудожckoй деревне Рим от замечательного сказителя Петра Лукича Калинина, имеет особую ценность. В этом "контаминированном" варианте с огромным художественным мастерством соединены почти все известные сюжеты о Добрыне Никитиче: Добрыня и Маринка, Добрыня и Змей, Добрыня и Забава Путятична, женитьба Добрыни, Добрыня и Алеша Попович. Сюжеты как старые, традиционные (Добрыня и Маринка, Добрыня и Змей), так и новые (женитьба Добрыни на богатырше Настасье Микулишне). Сказитель создал, таким образом, целую поэму о Добрыне Никитиче (в ней 11093 строк), по праву принадлежащую к лучшим образцам русского народного эпоса.

 

Необычно и композиционное построение былины. Она разделена на три части, начинающиеся словами: {Добрынюшки-то матушка говаривала, Никитичу-то родненъка наказывала}. И далее следует развитие сюжета, в первом случае {матушка} наказывает Добрыне не ходить {к той Маринушки Кайдальевной}; во втором - {не ездить на гору Сорочинскую, не топтать там малыих змиенышков, не купаться во матушке Пучай-реки}. Но Добрыня всякий раз нарушает этот запрет: он идет к Маринке, топчет {змеенышей}, купается в {Пучай-реке}. А в третьей, заключительной части уже не мать обращается к Добрыне, а Добрыня к матери. Причем обращается с неожиданными словами раскаяния и упрека. "{Ты зачем меня, несчастного, спородила!}" - говорит он ей, а {не обвернула биленъким рукавчиком и не спустила во море турецкое}:

 

Я не ездил бы, Добрыня, по святой Руси,

 

Я не бил бы, нунь Добрыня, бесповинных душ,

 

Не слезил бы я, Добрыня, отцей-матерей,

 

Не спускал бы сиротать да малых детушек!

 

Эта тема - раскаяния и искупления - далеко не случайна в эпосе, она найдет отражение в целом ряде былин.

 

Текст публикуется по изданию: Гильфердинг А.Ф. Онежские былины. 4-е изд, т. 1, ? 5.

 

В.И. Калугин

 

1) Побасче - покрасивее (баса - краса, красота

 

2) Ложня - спальня

 

 

Добрыня и Дунай

 

 

Лучше побудить да потегатися,

Да силушки своей да попытатися".

- Ох ты ой еси, ты удалой добрый молодец!

Да будет тебе спать - пора вставать,

От великого сну пробужатисэ,

От великой хмелинки просыпатисэ!-

Розбужался Добрыня от великого сна,

Садилса Добрыня на добра коня,

Поехали они во чисто поле.

{Они тогда съехались. Добрыня победил Дуная.

Как тут было, не знаю. Три раза съезжались}.

Выпадал Дунай из седёлышка,

Скокал Добрыня с добра коня.

Расстёгивал латы железныя,

Порол Добрыня груди белые.

Розбудил он Добрынюшку Микитица,

Хваталисе они дратца на рукопашецку,

Они билисе, дрались да трои сутоцки.

Как о ту ныньце о пору, да о то время

Кабы стар-ле казак да Илья Муромец,

Выезжал стар казак да во чисто поле,

Как со тем же Олёшинькой Поповицом,

Говорит стар казак дак Илья Муромец:

- Ой ты ой есь, Олёшинька Поповиц брат!

Слезывай ты тепериця со добра коня,

Припадаи-ко к земле да юхом правыим,

Не стуцит-ле-де-ка матушка сыра-земля,

Не дерутца-ле где руськие богатыри;

Кабы два ноньце руських, дак помирить надо,

Кабы два ноньце неверных, дак прогонить надо,

Кабы руськой с неверным, дак пособить надо.-

Припадал-то Олёша да ухом правыим:

- Как не где нонь не стуцит да мать сыра-земля.-

Как скакал-то старой да со добра коня,

Припадал он ко матушке сырой-земле,

Там стуцит-ле ведь матушка сыра-земля,

Да под той же сторонушкой восточноей;

Как прямой-то дорогой ехать месяцы,

Выезжал-то стар казак да ровно в три часа.

Закричал стар казак да зычным голосом:

- Уж вы ой еси, удалы добры молодцы!

Вы об цём деритесь, дак об цём ратитесъ?

Разве на земли-то стало да ныньце юзко вам?

Кабы до неба-то стало да ноньце низко вам?

Они то ноньце дерутса, не варуют,

Они пуще дерутса, пуще ратятса,

Да скакал-де старой дак со добра коня,

Он хватал-де обех ноньце в охабоцьку:

- Ох вы ой еси, удалы да добры молодцы!

Вы об цём нынь деритесь, да об цём ратитесь? -

Кабы стал ему Дунай ноньце высказывать:

- Я ведь за морем ноньце жил, да за синиим,

Я за синиим жил за Варальскиим,

У того же я Семена Лиховитого,

Я ведь три года жил да ровно в конюхах,

Да и три года жил да право в стольниках,

Да и три года жил я в поннощычках,

Да прошло же тому времю ровно деветь лет,

Я ведь выжил всю посудушку хрустальнюю,

Я выжил-ле ведра да зеленым вином,

Я выжил-ле бадьи да с мёдом сладкиим,

Да я выжил-ле столы белодубовыя,

Да я выжил шатёр да чернобархатной.

Захотелось мне-ка ехать во свою землю,

 

Во свою-ле землю, ноньце на родину,

Я поехал нонь топере да во свою землю,

Выезждял я теперь да на чисто поло,

Я поставил свой шатёр да на чисто поле,

Розоставил я столы белодубовыя,

Розоставил я вёдра да зеленым вином,

Розоставил я бадьи да с мёдом сладкиим;

Захотелось мне-ка съездить за ёхвотою,

Написал я ерлык да скору грамоту:

"Кабы хто ныньце в моём шатре попьёт-поест,

Как попьёт-до поест, право покушаест,

Не ехать живому из чиста поля".-

Говорит им стар казак да Илья Муромец:

- Те спасибо нонь, Дунай да сын Ивановиц

Не оставляшь свой шатёр без угроз ты молодецкиих,

Те спасибо-ле, Добрынюшка Микитич млад,

Не боишься ты угроз да молодецкиих.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

Былинный сюжет о бое Добрыни с Дунаем, как и другие былины о поединках богатырей, считается поздним. В классическом и более древнем - сюжете о совместной "добывании невесты" Дунаем и Добрыной Никитичем эти два богатыря едут {во товарищах}. Здесь жо воссоздана как бы предыстория мирной поездки Добрыни и Дуная, рассказано, как в поединке они впервые познакомились. Такие дополнительные сюжеты в XVI-XVII веках возникали о всех любимых героях, былинные биографии которых приобретали вполне законченный вид. Но характерно, что наиболее древние сюжеты сохранялись в неприкосновенности в качестве отдельных былин, а новые лишь дополняли или поясняли их.

 

В публикуемом варианте, записанном в устьцилимском селе Замежное А.М. Астаховой 13 июля 1929 года от Савелия Дементьевича Чупрова, рассказ доведен только до середины. Описания самого поединка в нем нет, что сказитель и оговаривает: "{Они тогда съехались. Добрыня победил Дуная, как тут было, не знаю. Три раза съезжались}". И он дает свою концовку былины. Но дело в том, что в 1902 году в том же самом селе Заможное та же самая былина была записана Н.Е. Ончуковым от сказителя Анкудина Ефимовича Осташева. Поэтому в данном случае конец её приводится по записи Н.Е. Ончукова. Но и вариант А.Ф. Осташева несколько отличается от других своим "мирным" разрешением конфликта. По другим, довольно устойчивым версиям в финале былины князь Владимир сажает Дуная {во темный погреб же}.

 

Тексты публикуются пo изданиям: Астахова А.М. Былины Севера. т. 1, ? 49; Ончуков Н.Е. Печорские былины. Спб., 1904, ? 7.

 

Примечания С.Н. Азбелева

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!