Былины об Иване Годиновиче и Кащее 4 страница



- Что я есть не Дюковая матушка,

Я есть Дюкова да ведь колачница,

Я пеку колачики крупивчаты

Про того про молода боярина

 Про того про Дюка про Степанова.

Подите-ко в покои да в третии,

Там есть Дюковая матушка.-

Идуть они в покои в третии.

Идет жена стара-матера,

Стара-матера идет вся в золоти,

В золоти она да в серебри.

Они бьют челом, поклоняются:

- Ты здравствуешь, Дюковая матушка! -

Говорит жена да стара-матера:

- Вы здравствуйте, мужики да вы обценщики!

Вы зачем сюда теперь приехали,

Вы сиротских животишеков описывать? -

Садилися они тут за дубов стол,

За дубов стол хлеба кушати,

Они стали йисть колачиков крупивчатых:

Как колачик-от съидят - другого хочется,

Другой съидят - по третьем и душа горит,

Третий съидят - четвертый и с ума нейдет.

Как вышли они из-за стола из-за дубова,

Тая ж де Дюкова матушка

Свела их во погреба глубокии, ко сбруям лошадиныим:

Писали они тут по три года,

По три года, эще и по три дни,

Не хватило тут бумаги лист гербовыя,

Не могли обценить однех сбруй лошадиныих.

Говорила Дюковая матушка:

- Вы эй мужики, вы обценщики,

Вы скажите-ко солнышку Владимиру:

На бумагу-ту пущай-ко то продаст весь Киев-град,

На чернила-ты продаст весь Чернигов-град,

И тожно пусть приедет животишечков описывать.-

И повела она их по погребам глубокиим:

Висят бочечки красна золота,

Висят бочечки чиста серебра,

Висят бочечки скатна жемчуга.

Повывела она их на широкий двор:

И течет тут струйка золоченая,-

Тут они не могли и вовсе сметы дать.

Приехали ко граду ко Киеву

И ко солнышку ко Владимиру.

И сказали солнышку Владимиру:

- Наказывала тебе Дюковая матушка:

На бумагу-ту велела продать она весь Киев-град,

На чернила продать весь Чернигов-град,

И тожно приехать животишечков описывать.-

Говорил Владимир стольный киевский:

- Ах ты, молодой боярин Дюк Степанович!

За твою за великую за похвальбу

Ты торгуй в нашем во гради во Киеви,

Во Киеви во гради век без пошлины.-

Тут молодой боярин Дюк Степанович

Отправился к государыни и родной матушки,

Тут сделал он с ней доброе здоровьице.

Тут век про Дюка старину скажуть -

Синему морю да на тишину,

А вам, добрым людям, на послушанье.

 

Дюк Степанович не менее колоритная фигура русского эпоса, чем Василий Буслаев, Садко, Дунай, хотя все подвиги совершает, собственно, не он, а его волшебный конь {бурушко-ковурушка}. Конь выручает Дюка, ослушавшегося предупреждения матери, расхваставшегося перед князем киевским, побившегося о {велик заклад} с киевлянами.

 

Среди предполагаемых источников былины называлась и византийская поэма о Дигенисе, с ее описанием несметных богатств Дигениса, и приезд в Галич в 1165 году Андроника, двоюродного брата византийского императора Мануила. В имени Дюка Степановича видели производное от дука Стефана IV, венгерского короля, хотя помимо западноевропейского титула "дук" (герцог) и имени Стефан существует украинское слово "дук" (богач) и русское имя Степан, что вполне соответствует содержанию былины о богаче Дюке Степановиче. Но наиболее вероятным первоисточником былинного сюжета все-таки признается византийское "Сказание об Индийском царстве" XII века, получившее широкое распространение на Руси и оказавшее влияние на многие литературные памятники. "В числе других произведений,- пишет современный исследователь древнерусской литературы Г. М. Прохоров,- испытала влияние "Сказания" и былина о Дюке Степановиче. Для читателей русского средневековья "Сказание об Индийском царстве", очевидно, играло ту же роль, какую в современной нам литературе имеет научная фантастика". Вымышленный индийский царь Иоанн (Иван) действительно очень красочно описывает в своем послании сказочные богатства и диковинки Индии: людей рогатых и треногих, четырехруких и шестируких, великанов в девять сажен, кентавров с получеловеческими и полупесьими телами. Былинный Дюк Степанович тоже предстает боярином из Индии, не менее красочно описывает он сокровища своей страны, но на том их сходство и заканчивается. По сюжету и содержанию "Дюк Степанович", пожалуй, одна из самых оригинальных русских былин, отразившая черты реального быта Руси как XII, так и XVII века. "По мастерству композиции,- подчеркивает А. М. Астахова,- и разработанности изобразительной части былина о Дюке принадлежит к лучшим созданиям былинного новеллистического жанра".

 

Текст, записанный А. Ф. Гильфердингом от Абрама Евтихеева Чукова, по прозвищу Бутылка, публикуется по изданию:

 

{Гильфердинг А. Ф. Онежские былины. 3-е изд., т. 2, ? 152}.

 

В.И. Калугин

 

1) Пелецко - плечико

 

 

Чурила Пленкович

 

 

Во столном в городе во Киеве,

У ласкова асударь-князя Владимера,

Было пирование, почестнои пир,

Было столование, почестнои стол

На многи князи и бояра

И на руския могучия богатыри.

Будет день вполовина дня,

А и будет стол во полустоле,

Князь Владимир распотешился.

А незнаемы люди к нему появилися:

Есть молодцов за сто человек,

Есть молодцов за другое сто,

Есть молодцов за третье сто,

Вcе оне избиты-изранены,

Булавами буйны головы пробиваны,

Кушаками головы завязаны;

Бьют челом, жалобу творят:

- Свет государь ты, Владимер-князь!

Ездили мы по полю по чистому,

Сверх тое реки Череги,

На твоем государевом займище 1),

Ничего мы в поле не наезжавали,

Не наезжавали зверя прыскучева,

Не видали птицы перелетныя,

Толко наехали во чистом поле

Есть молодцов за три ста и за пять сот,

Жеребцы под ними латынския,

Кафтанцы на них камчатныя,

Однорядочки-то голуб скурлат 2)

А и колпачки - золоты плаши 3).

О не соболи, куницы повыловили

И печерски лисицы повыгнали,

Туры, олени выстрелили,

И нас избили-изранели,

А тебе, асударь, добычи нет,

А от вас, асударь, жалованья нет,

Дети, жены осиротили,

Пошли по миру скитатися.-

А Владимер-князь столнои-киевскои

Пьет он, ест, прохложаетца,

Их челобитья не слушает.

А и та толпа со двора не сошла,

А иная толпа появилася:

Есть молодцев за три ста,

Есть молодцов за пять сот.

Пришли охотники-рыбаловыя,

Все избиты-изранены,

  Булавами буйны головы пробиваны,

Кушаками головы завязаны,

Бьют челом, жалобу творят:

- Свет государь ты, Владимер-князь!

Ездили мы по рекам, по озерам,

На твой щаски 4) княженецкия

Ничего не поимавали,-

Нашли мы людей:

Есть молодцов за три ста и за пять сот,

Все оне белую рыбицу повыловили,

Щуки, караси повыловили ж

И мелкаю рыбицу повыдавили,

Нам в том, государь, добычи нет,

Тебе, государю, приносу нет,

От вас, государь, жалованья нет,

Дети, жены осиротили,

Пошли по миру скитатися,

И нас избили-изранели.-

Владимир-князь столнои-киевскои

Пьет, ест, прохложаетца,

Их челобитья не слушает.

А и те толпы со двора не сошли,

Две толпы вдруг пришли:

Первая толпа - молодцы соколники,

Другия - молодцы кречатники,

И все они избиты-изранены,

Булавами буйны головы пробиваны,

Кушаками головы завязаны,

Бьют челом, жалобу творят:

- Свет государь, Владимер-князь!

Ездили мы по полю чистому,

Сверх тое Череги.

По твоем государевом займищу,

На тех на потешных островах,

На твои щаски княженецкия

Ничево не поимавали,

Не видали сокола и кречета перелетнова,

Толко наехали мы молодцов за тысячю человек,

Всех оне ясных соколов повыхватали

И белых кречетов повыловили,

А нас избили-изранели,-

Называютца дружиною Чюриловою.-

Тут Владимир-князь за то слово спохватитця

- Хто ето Чюрила есть таков? -

Выступался тута старой Бермята Васильевичь

- Я-де, асударь, про Чюрила давно ведаю,

Чюрила живет не в Киеве,

А живет он пониже малова Киевца.

Двор у нево на семи верстах,

Около двора железной тын,

На всякой тынинки по маковке,

А и есть по земчюженке,

Середи двора светлицы стоят,

Гридни белодубовыя,

Покрыты седых бобров,

Потолок черных соболей,

Матица-та валженая,

Пол-середа одново серебра,

Крюки да пробою по булату злачены,

Первыя у нево ворота вольящетыя,

Другия ворота хрусталныя,

Третьи ворота оловянныя.-

Втапоры Владимер князь и со княгинею

Скоро он снарежаетца,

Скоря тово поеску чинят;

Взял с собою князей и бояр

И магучих богатырей: Добрыню Никитича

И старова Бермята Васильевича,-

Тут их собралось пять сот человек

И поехали к Чюрилу Пленковичю.

И будут у двора ево,

Встречает их старой Плен,

Для князя и княгини отворяет ворота вольящетыя

А князем и боярам - хрусталныя,

Простым людям - ворота оловянныя,

И наехала их полон двор.

Старой Пленка Сароженин

Приступил ко князю Владимеру

И ко княгине Апраксевне,

Повел их во светлы гридни,

Сажал за убраныя столы,

В место почестное,

Принимал, сажал князей и бояр

И могучих руских богатырей.

Втапоры были повара догадливыя -

Носили ества сахарныя и питья медвяныя,

А питья все заморския,

Чем бы квязя развеселить.

Веселыя беседа - на радости день:

Князь со княгинею весел сидит.

Посмотрил в окошечко косящетое

И увидел в поле толпу людей,

Говорил таково слово:

- По грехам надо мною, князем, учинилося:

Князя, меня, в доме не случилася,

Едет ко мне король из Орды

Или какой грозен посол.-

Старои Пленка Сороженин Лишь толко усмехаетца,

Сам подчивает:

- Изволь ты, асударь, Владимер князь со княгинею

И со всеми своими князи и бояры, кушати!

Что-де едет не король из Орды

И не грозен посол,

Едет-де дружина хоробрая сына моего,

Молода Чюрила сына Пленковича,

А как он, асударь, будет,-

Перед тобою ж будет! -

  Будет пир во полупире,

Будет стол во полустоле,

Пьют оне, едят, потешаютца,

Все уже оне без памяти сидят.

А и на дворе день вечеряетца,

Красное солнушка закотаетца,

Толпа в поле збираетца:

Есть молодцов их за пять сот,

Есть и до тысячи:

Едет Чюрила ко двору своему,

Перед ним несут подсолнучник 5),

Чтоб не запекла солнца бела ево лица.

И приехал Чюрила ко двору своему,

Перво его скороход прибежал,

Заглянул скороход на широкой двор:

А и некуды Чюриле на двор ехати

И стоять со своим промыслом.

Поехали оне на свои околнои двор,

Там оне становилися и со всем убиралися,

Втапоры Чюрила догадлив был:

Берет золоты ключи,

Пошол во подвалы глубокии,

Взял золоту казну,

Сорок сороков черных соболей,

Другую сорок печерских лисиц,

И брал же камку6) белохрущету,

А цена камке сто тысячей,

Принес он ко князю Владимеру,

Клал перед ним на убранной стол.

Втапоры Владимер-князь столнои-киевскои

Болно со княгинею возрадовалися,

Говорил ему таково слово: -

Гои еси ты, Чюрила Пленковичь!

Не подобает тебе в деревне жить,

Подобает тебе, Чюриле, в Киеве жить, князю служить! -

Втапоры Чюрила князя Владимера не ослушался,

Приказал тот час коня оседлат,

И поехали оне все в тот столнои Киев-град

Ко ласкову князю Владимеру.

В добром здоровье их бог перенес.

А и будет на дворе княженецкием,

Скочили оне со добрых коней,

Пошли во светлицы гридни,

Садились за убраныя столы,

  Посылает Владимер столнои-киевскои

Молода Чюрила Пленковича

Князей и бояр звать в гости к себе,

А зватова приказал брать со всякова по десяти рублев,

Обходил он, Чюрила, князей и бояр

И собрал ко князю на почестнои пир.

А и зайдет он, Чюрила Пленковичь,

В дом ко старому Бермяте Васильевичю,

Ко ево молодой жене,

К той Катерине прекраснои,

И тут он позамешкался.

Ажидает его Владимер-князь,

Что долго замешкался.

И мало время поизоидучи,

Пришол Чюрила Пленковичь.

Втапоры Владимер-князь не во что положил,

Чюрила пришол, и стол пошол,

Стали пити, ясти, прохложатися.

Все князи и бояры допьяна напивалися,

Для новаго столника Чюрила Пленковича

Все оне напивалися и домой разъезжалися.

  Поутру рано-ранешонко,

Рано зазвонили ко заутрени,

Князи и бояра пошли к заутрени,

В тот день выпадала пороха снегу бедова,

И нашли оне свежей след.

Сами оне дивуютца:

Либо заика скакал, либо бел горносталь,

А иныя тут усмехаютца, сами говорят:

- Знать ето не заико скокал, не бел горносталь -

Это шол Чюрила Пленковпчь к старому Бермяке Васильевичю,

К ево молодой жене Катерине прекрасныя.

 

Имя Чурилы Пленковича (в публикуемом варианте - Чюрила) встречается в былинах о Дюке Степановиче. Это Чурила бьется об заклад с Дюком, соперничает с иноземным щапом (щеголем) в богатстве и удали, а в результате проигрывает заклад и чуть не тонет в Почай-реке. Но есть еще целый ряд былин, где Чурила - главный герой. В одних описываются сказочные богатства Чурилы, рассказывается история его поступления на службу к князю Владимиру ("Чурила и князь"), а в других - о его любовных похождениях и о смерти от оскорбленного мужа Катерины - старого купца Бермяты ("Чурила и Катерина").

 

Сюжет былины имеет немало "международных" параллелей, но Б.А. Рыбаков нашел былинному Чуриле Пленковичу вполне реального исторического прототипа. "Среди русских князей XI -XII веков,- замечает он,- мы знаем только одного "Чурилу", то есть Кирилла: это Всеволод - Кирилл Ольгович, сын Олега Тмутараканского ("Суражанина"?), младший современник Владимира Мономаха, впоследствии великий князь киевский... Чурило - щеголь и "щап" - прославился как бабий угодник, "киевскими бабами уплаканный", Кирилл-Всеволод охарактеризован одним из авторов XII в. (в пересказе Татищева) так: "Сей князь... {много наложниц имел} и более в веселиях, нежели расправах упражнялся. Через сие {киевлянам от него тягость была великая} и как умер, то едва кто по нем {кроме баб любимых заплакал}..." Все это дает нам право видеть в образе былинного Чурилы Пленковича отражение деятельности князя Кирилла-Всеволода Ольговича (1116-1146 гг.), друга половцев, врага Киева, разорителя сел и городов, любителя женщин и хитроумного политика, ссорившего между собой родных братьев"

 

{Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963}

 

В публикуемом варианте ({Сборник Кирши Данилова, ? 18}) соединены оба сюжета о Чуриле: описание его богатств и любовные похождения.

 

В.И. Калугин

 

1) Займища - места, затопляемые весенним разливом; поемные луга, покосы. На реке Череге (близ Пскова) могли существовать такие княжеские займища.

 

2) Скурлат (скорлат) - сорт дорогого сукна.

 

3) Плаши - колпачки с золотыми бляхами, верхами.

 

4) Щаска - счастье, удача.

 

5) Подсолнучник - зонтик

 

6) Камка - шелковая цветная ткань с узорами.

 

 

Иван Гостиный сын

 

 

Во стольнём во городе во Киеве,

У ласкова князя у Владимера,

Было пированьё-сталованьё,

На многих на князей, на бояров,

На многих купцей, людей торговыих,

И на тих же мещан да пригородныих,

И на тих же хресьян да православныих,

И на тих же на руськиих богатырей.

Он как пир-от снаредил князь, пировать стали

И столы-те розоставили, столовать стали;

Ищэ все тут на пиру все напивалисе,

Ищэ все тут на чесном да наедалисе.

Как выходит-то солнышко Владимер-князь,

Он выходит-де тут да ко столу ищэ,

Он подходит ко всем ли людям добрыим,

Говорит тут-де солнышко Владимер-князь:

- Уж вы ой еси, хресьяна православные!

Уж вы ой еси, мещана пригородные!

Аж вы ой еси, купцы - люди торговыя!

Аж вы ой еси-де, руськи все богатыри!

У вас есь ле у кого да кони добрыя?

Кабы битце со мной нонь ё велик заклад,

А не во сти рублей, да не во тысяци,

Ё своей молодецькой буйной голове:

Кабы съездить от города от Киева,

До того ныньце до городи Цернигова,

Ищэ съездить бы нонь да кабы взад-вперед,

Меж ённою меж обеньнёй меж заютреньнёй,

Кабы места ле тут да нонь не много же,

Ищэ три девеноста ровно мерных вёрст,-

Кабы все тут на пиру сидят приюмолкнули,

А как все на чесном да приюдрогнули,

Кабы меньшой хоронитьсе за среньняго,

Кабы среньнёй хоронитьсе за большого,

Как от большого князю нонь ответу нет.

Как из-за того из-за стола переньняго,

Со хорошей со ловки с дубовой доски,

И ставаёт тут удалой доброй молодец,

По прозванью-ту Иван да сын Гостинович;

Поблизешинько он ко князю придвигаитьсе,

Понижешинько он князю поклоняитьсе,

Ищэ сам тут говорит он таково слово:

- Ищэ ой есь ты, солнышко Владимер-князь!

Ты позволь мне-ка нонь да слово вымолвить,

Не позволь ты мине за слово головы сказнить,

Головы ли сказнить, скоро повесити,

И не выслать бы штобы миня в ссылки дальния,-

  Я бы бьюсь нонь с тобой да о велик заклад,

Я не во сти рублей бьюсь, не во тысеци,

О своей молодецькой буйной головы.-

Кабы князь-от кладет на ноньце сто рублей,

Он-де сто рублей кладёт от ся, со тысяцей;

Как ударились они тут о велик заклад,

О Иване поручились руськи богатыри,

О князи-то поручилисе бояра всё.

Как ударилсэ Иван тут о велик заклад,

Он пошол-де со князя со чесна пира,

Как идёт он к своему широку двору,

Повеся он доржит да буйну голову,

Потопя-де очи ясны в мать сыру-землю;

Он приходит к своему широку двору,

Он заходит к своему коню доброму,

Он заходит ко коню да на конюшен двор,

Он-де падает коню-то во праву ногу,

Ища сам тут говорит он таково слово:


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!