Тема 2. Воспитание толерантности



 

Российская федерация – страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни побуждает проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины – и не только социально-экономические, но и педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.

Проблема подготовки людей к жизни в условиях растущей интернационализации мира и усиливающейся многонациональности и поликультурности окружающей человека среды находится в центре внимания международных правительственных организаций, общественных и педагогических движений. ООН и ЮНЕСКО в своих документах рассматривают воспитание детей и молодежи в духе ненасилия, мира и уважения к другим народам как ведущую задачу современного образования.

О важности воспитания детей в духе уважения народов в многонациональной России писали П.Ф. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский и другие. Разработкой проблем соотношения национального и общечеловеческого, признания и принятия инокультурных ценностей занимались русские педагоги: Е.Л. Ковалевский, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, СИ. Гессен и другие. В советский период идеи толерантного отношения к другим национальным культурам звучали в публикациях и выступлениях П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, СТ. Шацкого и др.

Проблема воспитания культуры межнационального общения, ее место и роль в теории и практике национальных отношений получили методологическое и теоретическое обоснование в трудах З.Т. Гасанова, Т.Г. Грушевицкой, В.Г. Крысько, В.И. Матиса, В.Д. Попкова, А.П. Садохина, З.В. Сикевича, В.Н. Филиппова и других. В их работах рассматриваются вопросы формирования национального сознания, убеждения и т.д. В российской педагогической науке ведутся разработки концепций по данным проблемам. К ним относятся: «Воспитание культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, В.И. Матиса; «Многокультурное образование» Г.Д. Дмитриева; «Глобальное образование» Г.В. Разумовской, В.В. Виноградова; «Этика национальных отношений» И.З. Сковородкиной, «Мигрантская педагогика» Е.В. Бондаревской; «Педагогика толерантности» Г.В. Палаткиной; «Этническая педагогика» Г.В. Давлекамовой, «Культура эмпатии» Б.Х. Бгажнокова. Под влиянием коллективных теоретических исследований В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой складывается традиция поликультурного образования. Ведутся научные разработки в области мультикультурного образования учеными А.Г. Абсалямовым, Н.Б. Крыловым, А.В. Шафриковым и др.

С.К. Бондырева, М. Куранов, С.Ш. Кабаканова, К.А. Утеева исследуют содержание образования, культуру межнационального общения и духовные потребности старшеклассников.

В трудах современных ученых СП. Беловоловой, А.Л. Бугаева, Г.Н. Волкова, Л.Н. Мукаева, А.Я. Наина, Г.Ф. Севильгаева, В.Д. Шадрикова, А.И. Шорова и др. ведутся научно-теоретические и опытно-практические разработки становления и развития национального образования, где обосновывается необходимость этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, ориентации на развитие, саморазвитие и социализацию личности как части этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условиях.

Культура межнационального общения – это сложное явление, которое включает следующие структурные компоненты: 1) когнитивный – знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики (долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.), проблем теории и практики межнациональных отношений; 2) мотивационный – желание освоить историю и культуpy своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей; 3) эмоционально-коммуникативный – способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность; 4) поведенческо-деятельностный – владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и вероисповедания. [6]

В соответствии с этим процесс воспитания культуры межнационального общения включает:

· ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях;

· формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания;

· развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий;

· обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе межличностного общения.

Межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях. Из этого следует, что культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества. Для этого учащиеся должны иметь представление:

1) о месте и роли ООН в регулировании отношений народов как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ;

2) сути деятельности Совета Европы, Европейского союза, Лиги арабских государств, Организации американских государств, Организации африканского единства, Содружества Независимых Государств и др.;

3) содержании международных документов о правах человека и народов, которые регулируют отношения народов, позволяют принимать действенные меры по разрешению межэтнических конфликтов;

4) культуре народов и государств мира, взаимовлиянии культур и традиций;

5) экономических основах взаимодействия стран и народов, разделении труда между народами, кооперировании предприятий различных стран, передвижении капиталов, рабочей силы и товаров, создании производственных филиалов за пределами национальных территорий;

6) требованиях ООН о недопустимости эксплуатации и неравенства между народами, истинных причинах отсталости народов бывшего колониального и полуколониального мира, обосновании необходимости оказания им помощи, что должно обеспечить преодоление пережитков идеологии расизма, апартеида, национальной и религиозной исключительности;

7) политических, экономических, технических, хозяйственных, культурных изменениях, происходящие в мире.

Для развития культуры межнациональных отношений важное значение имеет так называемая кросс-культурная грамотность, которая проявляется в способности сопереживать другим людям, чувствовать и понимать их проблемы, уважать и принимать культуру другого народа. При этом особое внимание необходимо обратить на воспитание исторической памяти, правды о становлении и развитии нашего многонационального государства, что очень важно для установления объективной истины и формирования личной позиции.

Формирование культуры межнационального общения – длительный и многогранный процесс, связанный с формированием культуры межличностных отношений.

На бытовом уровне это проявляется в том, что дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, в школе изучают историю других народов, постигают общность социально-исторического развития нашей страны. Задача педагогов при этом – сформировать у школьников уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их в том, что нет народа лучше или хуже другого, что главное – каков сам человек, а не к какой национальности он принадлежит.

На педагогическом уровне воспитание культуры межнационального общения начинается в начальных классах с воспитания устойчивого проявления заботы старших о младших, дружелюбия к одноклассникам, своим сверстникам во дворе, на улице, в доме, вежливости в отношениях с людьми, сдержанности в проявлении негативных чувств, нетерпимого отношение к насилию, злу, лживости.

В средних классах задачи воспитания культуры межнационального общения усложняются. Особое внимание обращается на товарищескую взаимопомощь в трудную минуту, чуткость к горю и другим нуждам чужих людей, проявление милосердия к больным, пожилым, всем нуждающимся в помощи, участии, нетерпимость к национальному чванству.

У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, умение идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека независимо от его национальности. Эти качества формируются в процессе деятельности и общения, направленных на созидание, заботу о людях, вызывающих потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствующих проявлению внимания и сочувствия к людям.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся педагогу необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы учитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в учебной и внеклассной работе (во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т. д.).

Целесообразно привлечение к воспитательной работе ветеранов, общение с которыми можно назвать настоящей школой патриотизма и интернационализма. Это могут быть не только участники Великой Отечественной войны, но и совсем молодые люди, за плечами которых Афганистан, Чечня и другие «горячие точки». Приближенность к реальным судьбам людей позволит более гибко и всесторонне обсуждать межнациональные проблемы. Первостепенное значение здесь имеет воспитание толерантности и веротерпимости.

Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза. одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения ученика в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтов и в первую очередь школы. Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании межнациональной толерантности, потому что она проявляется в отношениях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональные отношения с учетом соблюдения интересов и прав взаимодействующих сторон.

Национальная толерантность трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях. Таким образом, межнациональная толерантность – это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения.

Наряду с потребностью общества в воспитании толерантных граждан существуют факторы, препятствующие этому.

К такого рода социально-политическим факторам относят:

– отсутствие устойчивых традиций свободы, плюрализма, уважения прав и свобод других;

– развившееся в последнее время в российском обществе чувство «национального унижения», связанное с поражением в холод­ной войне, распадом СССР, финансовой зависимостью от других стран. Следствием чего и стал рост популярности экстремистских идей, особенно среди молодёжи.

– распространённые в массовом сознании стереотипы по отношению к представителям других культур. Они довольно устойчивы, усваиваются уже в детском возрасте и используются детьми задолго до появления их собственных мнений о тех или иных культурных группах.

К собственно психологическим барьерам отнесём характерные для подростков эгоцентричные установки сознания. Эгоцентризм — это видение мира через призму только сво­их интересов. Эгоцентристу свойственно: считать свои взгляды и свой образ жизни единственно верными; он осуждает, может быть агрессивен по отношению к тем, кто живёт иначе; он не желает понимать других, принимать их точку зрения, менять собственные убеждения (Ж. Пиаже). Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого именно как другого. В большинстве своём они не могут даже представить себе, что перед ними другой человек — с иной, своей собственной логикой мышления и поведения. И часто пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

Методика воспитания культуры межнациональной толерантности базируется на знании учителем особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения педагогам необходимо знать и учитывать: а) индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; б) национальный состав коллектива учащихся; в) проблемы в отношениях между детьми, их причины; г) культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях. Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги ведут поиск эффективных форм воспитания у школьников культуры межнационального общения, определяют конкретное содержание этой работы.

Педагогу следует исходить из того, что культура межнациональных отношений является общечеловеческой ценностью и базируется на общечеловеческой нравственности. Ее основу составляют формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности, воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, к чужому языку. Эту работу можно проводить в учебное и внеурочное время, через всю систему отношений в коллективе класса, школы, любого образовательного учреждения. Но патриотизм и интернационализм нельзя воспитывать на словах, путем призывов и лозунгов. Важно создавать детские организации, ведущей целью которых является гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей. Эти организации самостоятельно разрабатывают программы возрождения родного языка, изучения истории и культуры народа.

Эффективным средством воспитания может быть этнографический музей, созданный в результате совместной поисковой работы педагогов, учащихся и родителей с целью воспитания памяти о нашем прошлом, нравственных ценностях, формирования представлений о быте, культуре, образе жизни своего народа, воспитания бережного отношения к предметам старины. Учащиеся не только собирают и изучают этнографический материал, знакомятся с историей, культурой и искусством народа, но и сами изготавливают копии предметов быта, шьют и демонстрируют модели национальной одежды, организуют народные гулянья и праздники, вовлекая в них и родителей.

Целесообразно также обратиться к опыту клубов интернациональной дружбы (КИД), который широко известен в отечественной воспитательной практике, но не всегда был положительным из-за чрезмерной идеологизации и формализма. В практике ряда таких коллективов есть интересные находки в решении проблем межнационального общения. Это постоянные контакты (по переписке и непосредственные) со сверстниками из других стран, использование собранной информации на уроках и во внеклассной работе.

Могут быть организованы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах – это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте.

По мнению П.Степанова, для воспитания толерантности очень важными могут стать встречи с иными культурами в специально педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для подростка. Таким образом, мы «перемещаем» контакты школьника с другой культурой из стихийной социальной среды в некое ограниченное педагогическими рамками пространство: воспитательное пространство. Внутри последнего можно произвольно и целенаправленно создавать необходимые условия для успешного межкультурного диалога: выбирать «собеседника» и предмет взаимодействия; регулировать его продолжительность, организовывать тренинги, дискуссии и т.д.

Наиболее плодотворными будут непосредственные встречи ребёнка с представителями иных культур, т.е. встречи, организуемые во внешкольной среде, во время туристско-краеведческих экспедиций. Организовать встречи школьников с представителями иных культур можно и заочно благодаря литературе о других культурах, знакомящей с ценностными приоритетами этих культур, логикой мышления и поведения людей.

Такую возможность дают уроки истории и обществознания, литературы и МХК, иностранного языка и географии, а также классные часы, когда у педагога есть время более обстоятельно обсудить с детьми проблемы понимания других. А чтобы встреча с другой культурой в пределах классной комнаты была для детей столь же интересной и привлекательной, как и в естественной среде, пе­дагог может превратить обычный урок в увлекающее, раскрепощающее школьника пространство игры. Продуктивно и весьма интересно для ребят могут пройти специально организованные игры: «Право быть не таким, как все», «Путешествие в мир ислама», «Открытие Нового Света», «Слушается де­ло о кавказской войне», «Презентация субкультур».

Но сама по себе встреча с иной культурой вовсе не обязательно ведёт к положительным изменениям в сознании подро­стка. Межкультурные контакты должны быть так организованы, чтобы включить эмоционально-мотивационную сферу ребёнка, чтобы вызвать у него желание оценить незнакомые прежде традиции, обычаи, попытаться понять, почему люди ведут себя тал или иначе.

Здесь у педагога свои трудности. Дети обычно легко замечают отличия иной культуры от своей собственной и оценивают их как «ненормальные». К такому категоричному, «черно-белому» оцениванию может свестись вся мыследеятельность подростка. Задача педагога — не допустить столь поверхностных оценок, «подтолкнуть» ребят к глубокому и при этом самостоятельному анализу особенностей иных культур.

Очень важно, чтобы ребёнок шёл от знакомства с культурой и попыток понять её представителей к осознанию трудности такого понимания, ведь оно может оказаться не вполне посильным. Педагогу необходимо пробудить у подростка сомнение: адекватно ли его понимание. Этот этап очень важен: он заставляет школьника впервые оценить собственное восприятие других культур, выявить социальные стереотипы, которыми он до сих пор пользовался, осознать источник своего непонимания — иную логику мыш­ления.

Следующий шаг педагога — организация групповой коммуникации. Это может быть обычная дискуссия по выявленной проблеме или ролевая игра, где ребята, взяв на себя роли представителей различных культур, вступают в организуемый учителем диалог. В нём дети получают более широкую информацию об иных культурах, находят их самобытные и всеобщие черты, выявляют ценность и значение иных культур, пытаются адекватно интерпретировать особенности и формы поведения их представителей, объяснить мир с их позиций.

Очень важно, чтобы в процессе коммуникации ребята были сосредоточены на поиске сходств разнообразных культур, а не их отличий; чтобы выявляли их положительные стороны, а не отрицательные; чтобы понимание превалировало над оценкой, исключая осуждение. Наконец, педагог организует, подталкивает школьников к осмыслению своих игровых действий, своих ощущений, своих позиций относительно обсуждаемой проблемы, помогает выразить их в словесной форме. Наиболее распространённые формы — высказывания по кругу, приём незаконченного предложения, ответы на вопросы анкет, написание сочинений-размышлений: «Если я встречу человека другой национальности...», «Учебник истории глазами татарских школьников»; «Ты не такой, как все...», «Необходимо ли современному обществу понятие «национальная принадлежность?» и т.п. Здесь-то, на уровне самосознания, и происходит личностное развитие подростков. [17]

Воспитание культуры толерантности, по мнению ряда исследователей [13], должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель».

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

Общей для учителей и для родителей является проблема межнациональной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а о «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности. События во многих республиках показали, что враждой взрослых заражаются и дети.

В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах, поскольку, прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.

Перевоспитать родителей вряд ли сможет педагог, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, скорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно. В основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая:

· выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

· опору на положительные стороны родителей и детей;

· доверие ребенку и родителям;

· принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

· подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем;

· принятие, учет традиций семьи, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

· заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;

· обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;

· содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;

· забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;

· создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.

Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений.

Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Так дома, в семье ребенок находится в иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников.

Выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей позволит организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам толерантного общения.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей предусматривает:

· учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

· взаимосвязь, соответствие программ, форм воспитания толерантности у детей и тематики просвещения родителей;

· выявление проблем в воспитании толерантности у детей и учет их при определении тематики просвещения родителей.

Содержание психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию толерантности у детей может включать следующие вопросы:

· сущность понятия «толерантность», ее основные характеристики и проявления;

· виды толерантности; межнациональная толерантность и веротерпимость;

· факторы, влияющие на формирование толерантности у детей;

· взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у детей;

· методы воспитания толерантности у детей;

· пример родителей в воспитании толерантности у детей;

· особенности воспитания толерантности у учащихся разного возраста.

Примерная тематика занятий и бесед с родителями:

· Роль общения в жизни ребенка.

· Причины возникновения конфликтов у детей.

· Как учить детей общаться?

· Как научить ребенка понимать других людей?

· Воспитание у детей чуткости и внимательности.

· Этика семейного общения у детей.

· Воспитание терпимого отношения к людям других наций и вероисповедания.

Примерные вопросы, для дискуссий (возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии):

· Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?

· Есть ли грань терпимости? В чем (где) она?

· Нужно ли быть самим собой?

· Нужно ли властвовать собой?

· Возможно ли жить без конфликтов?

Возможные ситуации для обсуждения:

1. Вы присутствуете в компании. Ваши соседи ведут разговор на непонятном вам языке. Ваше отношение к этому. Ваши действия.

2. В классе обучается новый ученик из другой республики, плохо говорит по-русски. Ваш ребенок пренебрежительно (оскорбительно) высказался в его адрес. Ваши действия.

3. Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет. Что вы ответите?

4. Ваш ребенок ударил одноклассника, который……Ваши действия?

А) обидно его обозвал; б) унизил, оскорбил девушку; в) постоянно издевается над одноклассниками, которые его слабее и т. п. [14]


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1717; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!