Тема 1. Сущность понятия «межнациональная толерантность»



XX век называют веком широкого распространения идей прав человека, веком политического, национального и культурного плюрализма, веком начавшейся международной интеграции. Он же принес человечеству невиданные страдания и неисчисляемые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма, носили откровенную национальную и религиозную окраску. Можно сказать, что этот век был веком войны, причиной которой стало нежелание человеком понимать и уважать другого, видеть общечеловеческие идеалы и ценности. И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества стремится к миру и взаимопониманию. Не случайно первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира, ненасилия, толерантности. Данная проблема актуальна и для современной России – страны многонациональной, многоконфессиональной, поликультурной.

Анализ научной литературы, сочетающийся с изучением педагогической практики, показывает, что в условиях крушения официальной идеологии, системы ценностей, социально-экономических изменений и политических преобразований, происходящих в нашем обществе, востребован человек с возросшим чувством собственного достоинства, высоким уровнем культуры общения, ориентированный на сотрудничество, толерантно относящийся к взглядам других людей. В этих условиях воспитание толерантности, как подчеркивается в Концепции модернизации российского образования, является одной из важнейших задач.

В современной науке имеется совокупность знаний, необходимых для постановки и решения рассматриваемой проблемы: развитие диалога и взаимовлияния этнических культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер); взаимоотношения представителей различных культур, наций, конфессий (Дж. Бэнкс, О.В. Лешер, Г.В. Палаткина, Г.У. Солдатова, М. Уолцер, К. Цюрхер); развитие культуры народов России (Ю.В. Арутюнян, З.Т. Гасанов, Г.Д. Дмитриев, Л.М. Дробижева, В.А. Тишков); философские аспекты толерантности (P.P. Валитова, А.П. Садохин); формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в обществе (А.Г. Асмолов, П.В. Степанов); введение в педагогику толерантности (A.M. Байбаков, Б.З. Вульфов, В.П. Комаров).

Начальным этапом любого исследования является выяснение содержания и структуры изучаемого явления. Рассмотрение данного феномена предполагает учет методологических позиций, определяющих, с одной стороны, наличие идеологии и практики социального согласия, путей снижения межэтнической напряженности, с другой стороны, значимость сосуществования и взаимодействия различных расовых, этнических культур и социальных групп при полном сохранении идентичности каждой из них.

В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает пласт разных проблем, связанных с отношениями людей. Определение и понимание самого феномена «толерантности» приобретает особый смысл как необходимый исходный момент в планировании и развертывании деятельности гражданского общества по укоренению его основных принципов. Это тем более важно, что само понятие толерантности все еще дискутируется и не приобрело четкого статуса.

Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolero - «нести», «держать», «терпеть». Этот глагол применялся в тех случаях, когда было необходимо «нести», «держать» в руках какую-нибудь вещь. При этом подразумевалось, что для держания или переноса этой вещи человек должен прилагать определенные усилия, страдать и терпеть.

Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации — tolerance — где наряду с терпимостью он означает также «допускать». Сравнительное сопоставление обоих значений показывает, что с помощью этого термина выражается идея меры, границы, до которой можно терпеть другого человека или явление, даже если они непонятны, вызывают недоумение, неприятие или сопротивление.

Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского языка» категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов и выражений» понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо».

Гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга. Такую смысловую нагрузку несет определение «толерантности», предлагаемое словарем иностранных слов: «Толерантность — способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей».

Впрочем, мальтийский исследователь К. Уэйн приходит к выводу, что определение «толерантности» здесь неполно, т.к. «толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих "других людей", которые отличаются от нас. В "других" признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат».

Этой трактовке близка позиция Б.З. Вульфова, который под толерантностью понимает «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни. Эта способность формируется у каждого человека как существа социального, у каждой общности, неизменно «соприкасающейся» с другими общностями».

Для полинационального и многоконфессионального государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости — представители конкретных этносов и конфессий, этносы и религии в целом.

В «Политической энциклопедии» находим следующее пояснение: «толерантность вовсе не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество». Т.е. толерантность — категория далеко не пассивная, это не только уважение чужих — при отсутствии собственных личных — ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентации за счет позитивного взаимодействия с другими культурами.

Так, в понятие толерантности закладывается подтекст обогащения новым и иным культурным достоянием, социальным опытом. Своеобразие данного определения отнюдь не сводится к откровенному прагматизму, ибо толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека, независимо от его культурного и социального уровня.

В отечественной психологии проблематика исследований толерантности многообразна. Она изучается как психологический феномен (А.Г. Асмолов, И.Б. Гриншпун, А.А. Реан), рассматривается в связи с личностной обусловленностью общественного сознания (В.А. Лабунская, Т.П.Скрипкина), описанием и диагностикой коммуникативных установок (В.В. Бойко, М.А. Джерелиевская), межэтническим взаимодействием (Г.У.Солдатова), психосемантическими исследованиями этнических стереотипов (О.В. Митина, В.Ф. Петренко), типологией толерантной активности субъекта (З.И. Рябикина, В.Г. Третьяк). Разрабатываются прикладные аспекты формирования толерантного сознания (Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова) и программы по развитию навыков ненасилия и толерантного поведения (В.С. Магун).

Рассматривая психологическую трактовку данного понятия, следует отметить, что в «Большом толковом психологическом словаре» толерантность определяется неоднозначно:

- во-первых, как «установка либерального принятия моделей поведения, убеждений, ценностей другого»;

- во-вторых, как «способность выносить стресс без серьезного вреда». 

Таким образом, этимологическое значение толерантности заключается в том, что термин употребляется для обозначения способности к сопротивлению: стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, собственному раздражению поведением другого индивида.

И.Б. Гриншпун также упоминает о двух трактовках данного термина в психологии: 1) как обозначения индивидуального свойства (стабильного либо ситуативного), заключающегося в способности к сохранению саморегуляции при фрустрирующих (реально или потенциально) воздействиях среды; 2) как обозначение способности к неагрессивному поведению по отношению к другому человеку на основе открытости в относительной независимости от действий другого. В первом случае акцент делается на способности к самосохранению, во втором — на готовности к взаимодействию.

O.A. Грива рассматривает толерантность «как психоэмоциональную устойчивость личности и ее терпимое отношение к другим в различных планах: личностном, тендерном, культурном, этническом, конфессиональном».

Как подчеркивает А.Г. Асмолов, термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение.

Толерантность, по мнению В.А. Тишкова, находит свое выражение на психологическом уровне и на политическом. На психологическом уровне она выражается в виде внутренней установки и отношения личности и коллектива. Причем как установка толерантность должна носить характер добровольного выбора индивида. Она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию, жизненный опыт.

На политическом уровне толерантность рассматривается как действие или общественная норма, которая осуществляется через закон и традицию. В данном случае толерантность — это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов.

Современная философская трактовка понятия толерантности близка ко многим ранее описанным определениям. В «Философском энциклопедическом словаре» оно определяется как «терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп и их представителям». Таковая является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции, выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения». Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об активной позиции личности в таких процессах, как: познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов, мировоззрения) и позиции другого; определение тактики поведения и диалога с другими; взаимодействие с другими (быть с другими и сохранять свое «Я»); анализ результатов взаимодействия.

Данной трактовке толерантности близко определение A.M. Байбакова: «Толерантность - это способность субъекта признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий, на основе уверенности своих позиций, не избегающая конкуренции, в рамках универсальных прав и свобод личности, и при этом обеспечивающая устойчивость индивидуальности личности человека (т. е. не позволяет поступиться собственными принципами) и гармоничное развитие личности в социуме».

Представитель философского крыла В.А. Лекторский предлагает четыре возможных способа понимания толерантности. Первый, «толерантность как безразличие», предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические убеждения и т.д.). Второй, «толерантность как невозможность взаимопонимания; 3) как снисхождение к слабостям других; 4) как расширение собственного опыта и критический диалог. В.А. Лекторский считает четвертое понимание единственно плодотворным в современных условиях. Данное понимание толерантности демонстрирует, что существует не только соревнование разных культур и ценностных систем, философских взглядов, в ходе которого они пытаются показать свои преимущества и, если не могут этого сделать, сходят со «сцены». На деле каждая культура или ценностная, познавательная система не только вступает в борьбу с другой системой, но и пытается учитывать опыт другой системы, расширяя тем самым свой собственный. Такое понимание толерантности является весьма значимым.

Педагогической наукой толерантность изучается в двух направлениях: первые раскрывают общечеловеческий смысл толерантности (Я.Л. Коломинский, А.А. Реан, Е.Ю. Клепцова), вторые рассматривают его в дискурсе национальных (этнических) отношений (В.Н.Гуров, А.Н.Джуринский, Г.Д.Дмитриев, К.П. Краковский, А.П.Садохин, В.А.Ситаров, З.А.Кочергина, В.Г.Маралов, З.Ф.Мубинова)

Наиболее активно изучение межэтнической толерантности начинается во второй половине ХХ века. В настоящий момент проблемы межэтнической толерантности в поликультурном обществе разрабатывают ученые многих стран: Б Б. Барбер, Дж. Берри, Г. Мейн, Дж.Оллпорт, М. Плизент, А.Тешфел, М. Уолцер.

В нашей стране анализом межэтнической толерантности в области этнопсихологии занимаются Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедева, Л.М. Дробижева, Л.Н. Гумилев, В.А. Тишков и др.

Теоретические основания исследования межэтнических взаимодействий содержатся в работах по психологии (Адорно Т., Крайг Г., Леонтьев А.Н., Мириманова М.С., Петровский В.А, Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Эриксон Э.), социологии (Бурдье П.,. Витковская Г., Кон И., Левада Ю., Липпман У., Ноэль-Нойман Э., Осипов Г.В., Сорокин П.А., Токвиля де, А., Ядов В.А.,), социальной психологии (Лебон Г., Московичи С., Петренко В.Ф., Сенкевич З., Уолцер М.), философии (Вольтер, Локк Дж., Милль Дж., Ортега-и-Гассет Х., Соколов В.М., Шалин В.В., Шипилов А.В.), этнологии (Бромлей Ю., Гумилев Л.Н., Тишков В.А.), проблемам национализма (Геллнер Э., Здравомыслов А.Г., Козлов В. И., Коротеева В.В., Поздняков Э.А., Рыбаков С.Е., Смит Э.).

Межнациональная толерантность – основанная на уважении к другой личности, ее правам и свободам устойчивость индивида или группы к не представляющим собой социальной угрозы и отличным от собственных этнических культурных образцов идеям, мнениям, традициям, верованиям, обычаям, нормам, образцам поведения и проч.

Согласно проведенному В.Л. Литвиновой анализу, межнациональная толерантность складывается из трех основных блоков элементов: общественно-государственного (устранения из списка конкретных характеристик состояния социума детерминант межэтнической интолерантности и поддержки развития межэтнической толерантности на уровне социально-политических институтов, оказывающих значимое влияние на формирование общественного мнения и формирующих ценностно-нормативные основы поведения индивида), группового (закрепления в общественном мнении норм устойчивости к этническим различиям) и индивидуального (усвоения на индивидуальном уровне норм устойчивости к этическим различиям). При этом среди социально-политических институтов наиболее значимыми для развития межэтнической толерантности как на индивидуальном, так и на групповом уровне являются степень развития и функционирование институтов гражданского общества, информация, распространяемая по каналам СМИ, степень развития юридических институтов и правовой грамотности населения.

На индивидуальном уровне развитие толерантности происходит в рамках институтов социализации посредством воспитания, занятий и тренингов, направленных на развитие толерантности (в т.ч. социально-психологические тренинги толерантности, развитие межкультурной компетентности, выполнение кросс-культурной проектной деятельности, выработки устойчивости к различиям). На групповом уровне формирование межнациональной толерантности происходит в соответствии с механизмами функционирования общественного мнения, согласно которым закрепление норм, ценностей и установок межнациональной толерантности происходит в первую очередь под воздействием наиболее активного субъекта общественного мнения. [9]

Для глубокого и всестороннего анализа проблемы толерантности необходимо рассмотреть вопросы о принципах и границах толерантности.

Принцип толерантности «Терпимость как общечеловеческая ценность в ряду таких моральных требований, как свобода, равенство, милосердие, направлена на формирование ценностно-ориентационного единства, связанного с содержанием совместной общественной деятельности при многообразии мировоззренческих моделей, которые не боятся сравнения с другими и не избегают духовной конкуренции» [7, С.9], который сформулировал Р. Дарендорф, подразумевает четкое осознание своих интересов и интересов оппонента, понимание необходимости плодотворного согласия интересов, а следовательно, необходимости вырабатывать и реализовывать некоторые процедуры согласия.

Р.Р. Валитова сформулировала три принципа толерантности:

1) толерантность — это условная добродетель; ее применимость зависит от ответа на вопрос: по отношению к чему или кому следует быть толерантным?

2) отказ от монополии на знание истины в морали — это условие, при котором толерантность возможна, «неправильно с порога объявлять ошибочным мнение, отличное от нашего»; отстаивая свою точку зрения, мнение, мы должны быть толерантны в отношении мнения другого;

3) толерантность — это не конечная цель морального совершенствования межличностного общения, это — стартовая позиция на пути гуманного сосуществования; с толерантности следует начинать, «она есть средство преобразования ситуации взаимоотталкивания и неприятия, которое наблюдается в социальной жизни».

Ряд исследователей (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова) проблему границ толерантности связывают с вопросом границ между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием. Терпимость и безразличие — это взаимоисключающие понятия, так как терпимость означает активное признание иной позиции, иной точки зрения как оппонирующей. При этом индивид не согласен с иным, другим мнением, но признает его право на существование. Толерантность нельзя отождествлять с индифферентностью, сводить к необходимости преодоления чувства неприятия другого, так как эти обстоятельства упускают из поля зрения важные составляющие общения — чуткость и внимание к партнеру, проявление эмпатии, доброжелательность по отношению к окружающим. Толерантность предполагает заинтересованное отношение к Другому, желание прочувствовать его «инаковость», которое побуждает к работе разум, уже потому, что мироощущение Другого иное, отличное от собственного. Такое понимание способствует расширению собственного опыта. Толерантность не пассивна, она активна. Она не означает отказ от собственных взглядов и убеждений. Толерантность свидетельствует об открытости участников диалога, об их «взаимопроницаемости».

Понимание толерантности достигается через уяснение критериев толерантности и интолерантности (нетерпимости).

Выделяют следующие критерии толерантности:

¾ равноправие;

¾ взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом;

¾ свобода вероисповедания;

¾ равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

¾ возможность следовать своим традициям;

¾ сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

¾ сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

¾ позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических отношений, отношений между полами.

Проявление нетерпимости наблюдаются в случаях:

¾ оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;

¾ игнорирования (отказа в признании, беседе);

¾ негативных стереотипов, предубеждения, предрассудков (составления обобщенного мнения о человеке, принадлежащему к иной культуре, полу, расе и т.п., как правило, на основе отрицательных характеристик);

¾ этноцентризма (понимания и оценки жизненных явлений через ценности и традиции собственной группы как лучшей по сравнению с другими группами, использования своей группы в качестве эталона);

¾ поиска врага (переноса вины за неблагополучие и социальные проблемы на другие группы);

¾ преследования, запугивания, угрозы;

¾ дискриминации по различным признакам;

¾ расизма (дискриминация представителей определенной расы на основе превосходства одной расы над другой);

¾ национализма (убеждения в превосходстве своей нации над другими, что своя нация имеет больше прав);

¾ эксплуатации (использования чужого времени и труда без справедливого вознаграждения);

¾ осквернения религиозных и культурных символов;

¾ религиозного преследования;

¾ изгнания, репрессии, уничтожения и геноцида;

¾ фашизма, империализма.

Знания критериев толерантности и интолерантности позволяют определить основные направления формирования толерантности учащихся в образовательном процессе.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 933; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!