Философский смысл понятия «культура». Предмет и истоки культуры. Соотношение культуры и цивилизации.



Культура – фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и осмыслению проявился относительно недавно.

Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего агрокультуру, т. е. возделывание, обработку, культивирование земли.

В широком смысле культура - это совокупность ценностей созданных человеком за всю его историю.

Под культурой также понимают:

1)«социальную наследственность» или «социальную память», которые не передаются биологическим путем;

2)внутреннее духовное развитие и богатство человека;

3) образ жизни определенного народа (к примеру, культура Древнего Египта или Китая).

 

К культуре относится то, что создано человеком или преобразовано им в соответствии с духовным замыслом, идеальным представлением.

 

По словам Н.А. Бердяева, культура связана с почитанием, культом предков. Она развивается из религиозного культа. Древнейшие религиозные культуры зарождались в храмах, и первыми их творцами были жрецы. Поэтому подлинная культура, подобно культу, полна сакральной символики: в ней даны знаки и подобия высшей, духовной реальности.

 

За термином «цивилизация» закрепляются вполне устойчивые значения.

Во-первых, это слово широко используется как синоним культуры в целом. -

Во-вторых, под цивилизацией понимается историческая ступень общественного развития, идущая вслед за варварством. В таком значении это понятие впервые употребил американский этнограф Л. Морган.

В-третьих, слово «цивилизация» стало связываться с уровнем развития материальной культуры общества, ростом благосостояния. Такое понимание берет свои истоки в экономической теории А. Смита, установившего тесную взаимосвязь между богатством и цивилизацией.

 

Согласно Шпенглеру, цивилизация не просто противоположна культуре; она является концом культуры, смертельной агонией культуры

Если культура живет плодами творчества, то цивилизация бесплодна и существует за счет тиражирования ценностей культуры.

Если культура «органична», т.е. образует с природой единое целое, то цивилизация «механистична», так как возводит между человеком и природой искусственную стену орудий, техники и машинного труда.

Если в культуре раскрывается личностное начало, то цивилизация обезличивает духовные ценности, накладывая на них печать массового вкуса.

Культура священна и символична. Цивилизация же ведет к профанированию и «заземлению» ценностей культуры.

 

Причины перерождения культуры в цивилизацию

Культуру губит стремление к упоению силой жизни, тогда как подлинная сила культуры — в самоограничении жизни: духовной созерцательности, ибо культура должна предохранить чело- века от пресыщения жизнью.

 

Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация», оттенки их смысла во многом связаны с их происхождением. Поскольку понятие «культура» происходит (если оставить в стороне его первоначальное значение «земледелие») из сферы религии (почитания богов), педагогики и философии (образование, воспитание, обучение), оно чаще применяется к явлениям т. н. «духовной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали.

Понятие же «цивилизация» ведет свое происхождение из политического и юридического словаря Древнего Рима, а создано оно философами Просвещения, в центре внимания которых находились общественные проблемы их времени.

Неудивительно, что слово «цивилизация» обычно относится к явлениям т.н. «материальной культуры» (техника, производительные силы, экономика, жилище, транспорт и связь и т. д.) и к общественной жизни.

 

 

Кризис культуры как предмет философской рефлексии. Концепция «кризиса культуры» О. Шпенглера (О. Шпенглер «Закат Европы»).

Кризис культуры

По самой своей природе, по своему духу культура может существовать только благодаря конфликту с жизнью. Попытка разрешения этого конфликта, снятие трагедии приводит к кризису культуры.

Основная причина кризиса современной культуры связана с осуществлением культурой «воли к жизни», перерождением ее в цивилизацию. Культура становится все менее символичной и все более реалистической. Наука почти полностью поставлена на службу хозяйству, материальным потребностям жизни. Искусство все более и превращается в массовое зрелище, игровое и развлекательное, внедряясь в саму жизнь. Нравственность становится предельно упрощенной, «демократичной», лишенной иерархически ценностной основы. Поэтому приземление и падение нравов не кажется уже столь возмутительным. Религия перестает быть аскезой и откровением духа, являясь в лучшем случае психологической отдушиной или обрядовой формальностью.

Таким образом, кризис современной культуры характеризуется пре- обладанием материального прогресса над духовным. Парадокс, однако, в том, что условием и предпосылкой такого кризиса является внедрение культуры в жизнь, подстраивание ее под нужды и требования жизни. Пытаясь преодолеть конфликт с жизнью, культура уничтожает себя и вырождается в цивилизацию. В этом ее трагическая судьба.

 

Шпенглер «Закат Европы»

Шпенглер останавливается на рассмотрении трёх исторических культур: античной, европейской и арабской. Им соответствуют три “души” - аполлоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело; фаустовская душа, символом которой является беспредельное пространство, динамизм; магическая душа, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними. Отсюда вытекает содержание каждой из культур. Шпенглер считает, что каждая культура имеет не только своё искусство, но и своё собственное естествознание и даже свою уникальную природу, т.к. природа воспринимается человеком через культуру. По Шпенглеру, в основе каждой культуры лежит душа, а культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь всё живое когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие вместе со смертью. Такова судьба всех культур. Закат Европы ознаменовался победой техники над духовностью, мировых городов над провинцией, плебейской морали над трагической.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1491; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!