Традиция «человекознания» в истории философии.
М. Шелер замечает, что при слове «человек» в сознании образованного европейца сталкиваются три несовместимых между собой кругапредставлений.
Во-первых, это библейское представление о сотворении Богом первых людей - Адама и Евы, их грехопадении и изгнании их рая.
Во-вторых, древнегреческое, античное представление о человеке как существе разумном и в силу этого занимающем особое положение» в Космосе.
И в-третьих, естественнонаучное представление, согласно которомучеловек есть продукт эволюции животного мира, отличающийся от предшествующих форм жизни только степенью сложности своей психофизической структуры
Человек - единственное существо, оценивающее мир. Прежде чем воспринимать мир, жить в мире, человек создает в сознании некий идеальный образ действительности и соотносит с ним реальность предметного мира.
Наиболее известные классические определения человека.
Предание гласит, что Платон взялся определить человека как существо бескрылое и двуногое, чем заслужил всеобщее одобрение слушателей, ибо в природе нет другого существа, кроме человека, которое быходило на двух ногах и не имело оперения. Однако внешние признаки всегда можно подделать, сымитировать, чего нельзя сделать с внутренними, существенными свойствами. Следовательно, можно заранее сказать, что ни прямохождение, ниотсутствие обильного волосяного покрова, ни цвет лица или цвет глази т. п. не могут служить показателем сущности человека и его отличием от других существ, не могут приблизить нас к ответу на вопрос, что же такое человек.
|
|
Древнегреческие философы смогли выработать два фундаментальных способа определения сущности человека:
1) человек как разумное животное - animal rationale, homo sapiens;
2) человек как политическое, общественное животное - zoon politikon
Каждое из этих определений подчеркивает родовую принадлежность человека («животное», «существо») и его видовое отличие («обладать разумом», «быть гражданином»).
Классическим можно считать также следующие определениячеловека:
1) человек как творец, мастер - homo creator, homo faber, т. с. животное, изготовляющее орудия труда, создающее произведения искусства, преобразующее природу, изменяющее предметный мир и т. п.;
2) человек как существо играющее - homo ludens. По словам французского философа Ж. П. Сартра, человек должен выбирать: быть ничемили играть, что он и делает. Человек - единственное животное, способноеиграть в интеллектуальные игры, замещая предметы символическимизнаками. Отсюда еще одно определение человека: символическое животное - animal symbolicum.
Человек способен играть с Историей, Судьбой, Богом. СогласноПлатону, человек сам является «игрушкой богов». Таким образом, человек есть единственная в своем роде «играющая игрушка»;
|
|
3) человек как смертный Бог. Таково определение человека в герменевтической философии. Это определение предполагает посвящениевтайное знание, которое приводит к пониманию общей родовой сущности Бога и человека.
Французский философ А. Камю определяет человека как единственное существо, которое отказывается бытьсамим собой. Такого человека Камю называет «человек бушующий».
Определение понятия этика. Мораль и нравственность. Метафизические основания этики.
Впервые термин «этика» был употреблен Аристотелем для обозначения особой области исследования практической философии, поскольку этика пытается ответить на вопрос «Что человек должен делать?»
Цель - счастье (по Аристотелю), которое он понимал как деятельность души в полноте добродетелей, то есть самореализация.
Основная добродетель - умеренность и благоразумие. Добродетель это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствия и страдания. Порочность - её противоположность.
До Аристотеля этика сводилась к обыденному бытовому сознанию и проявлялась через стремление регулировать взаимоотношения, выступая не как самостоятельная дисциплина, а в качестве бессистемной.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 918; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!