Законы природы и законы общества.
Законы природы, или естественные законы описывают неизменную взаимосвязь и регулярность явлений; они могут быть созданы или нарушены.
Общественные, или нормативные, законы. Их характер обусловлен человеческой деятельностью, детерминированной целями, потребностями, мотивами, ценностными ориентациями людей.
Экономические и духовные основы общественной жизни. ( С. Л. Франк «Духовные основы общества. Введение в социальную философию»).
Под обществом в философии понимают способ организации совместного бытия людей. Философское понятие общества включает в себя два главных признака:
1) общество есть обособившаяся часть природы;
2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание.
В "Духовных основах общества" Франк, переходит к своей центральной идее - единству "я" и "ты" в общем "мы", и к связи этого соборного начала с началом "правды". В книге «Духовные основы общества" Франк использовал понятие "всеединства" для исследования социальной жизни и доказывал, что состояние всех обществ в большей или меньшей степени отражает их связь с Богом.
Философская проблема хозяйства. Причины и цели хозяйственной деятельности. Ценность и смысл труда.
Слово «хозяйство» — означает «домоуправление», порядок, закон в доме. Античное представление об «экономии» как раз и сводилось к опыту ведения домашнего хозяйства, управлению семейными делами, содержанию в порядке земельной собственности, рациональному использованию труда рабов и т.п.
|
|
Хозяйственный мир ограничивался только стенами дома, потому- то «экономия» не могла заслонить древнему греку красоту всего остального мира.
Хозяйственный процесс являет собой яркий пример единства и борьбы человека с природой.
Главный признак хозяйства — это трудовое воспроизводство жизненных благ в противоположность даровому их получению. В этом смысле хозяйство есть трудовая борьба за существование. Мир как хозяйство — это мир как объект и предмет труда.
Значение труда. Ведь труд — это не просто затрата телесных сил, но и способ осуществления человеком своих духовных целей, идей и проектов. Своим трудом человек вкладывает свою волю в жизнь вещей, в их совершенствование. Таким образом, хозяйственный труд имеет не только материально-производственное, но и духовно-творческое измерение.
Целостный смысл труда — в одновременном преобразовании и одухотворении природы и совершенствовании человека (развитии его нравственных, эстетических, познавательных, правовых чувств и способностей). Природа, достигнув в человеке ступени самосознания и труда над собой, вступила как бы в новую эпоху своего существования. В силу этого хозяйственный труд, по словам С.Н. Булгакова, вы- ступает как новая сила природы, новый мирообразующий, космогонический фактор.
|
|
Своеобразие философского взгляда на историю в сравнении с религиозно-мифологическим и историографическим.
Философия истории как раздел социальной философии ориентирована на постижение смысла и закономерностей исторического процесса, а также способов и механизмов его познания.Термин «философия истории» был введен Вольтером, с эпохой Просвещения связано и ее дисциплинарное оформление.
В европейской культуре сложилось три основных способа постижения истории
1. Религиозно-мифологический способ: мифология и теология истории. История рассматривается здесь как продукт взаимодействия людей и богов (человека и Бога). При этом событияистории развертываются как некий спектакль, поставленный по сценарию богов и разыгрываемый людьми. Следствием этого является тотальный провиденциализм, предопределенность путей развития.Главная идея, выработанная религиозно-мифологическим сознанием, — это представление о цели истории. Является ли человечество самоцелью истории или оно всего лишь средство для достижения неких надысторических сверхчеловеческих идеалов?
|
|
2. Историографический способ: историческая наука, описывающая деяния людей, протекающие во времени, прежде всегособытия прошедшего. He случайно, одно из значений слова «история»это то, что было, что перешло в область памяти.Историографа не интересует трансцендентный смысл, человеческих деяний. Ближайшую их причину он усматривает в страстях и интересах людей или в объективных условиях их жизни (географических, экономических, культурных).
3. Теоретическая история как высшая ступень истерической наук (историографии) вплотную подходит к третьему способу постижений истории — к философии истории. Философия истории выступает как синтез религиозно-мифологического и историографического представления об истории.
Философский взгляд на историю привносит в нее целесообразность и смысл, усматривает в истории господство разума, т. е. исходит из той предпосылки, что всемирно-исторический процесссовершается разумно.
Однако, эта целесообразность и разумность выводятся из самой действительности. Таким образом, теологические вопросы o цели и смысле истории, о начале и конце света ложатся здесь на почву конкретных исторических событий, многообразия историческихфактов и явлений.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 967; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!