Сущность и основные черты линейных концепций исторического развития.



Сторонники концепции линейности исторического процесса трактовали историю как некую линейную последовательность событий в направлении от прошлого к будущему.

Представление о человеческой истории как о поступательном движении от прошлого через настоящее к будущему вошло в европейскую культуру через иудео-христианскую мифологию. Библейские мифы как бы «расставили точки» на оси времени:

- творение мира и человека, изгнание его из Рая - первая «точка» на шкале отсчета, начало истории человечества, наше общее «прошлое»;

- рождение Иисуса Христа - вторая «точка», начало новой эры в истории человечества, наше «настоящее»;

- второе пришествие Спасителя, «конец света», «страшный суд» и пр. – третья веха истории, наше «будущее».

Это позволило выстроить исторические события в определенной последовательности, внести в историческое развитие идею его направленности.

Сторонники линейности исторического развития считают, что человечество внутренне едино в своих истоках и сущности, поэтому история человечества – единый процесс

 

Линейная концепция истории выражает идею прямолинейного общественного развития. Этой позиции придерживаются О. Конт, Г. Спенсер, Ж.А. Кондорсе, Ф. Фукуяма и другие. Сама по себе прямолинейность не указывает четкого направления; возможно развитие и вперед, и назад, и даже в сторону от наметившихся тенденций. В контексте развития, которое ассоциируется с переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому, прямолинейность приобретает четко выраженную направленность вперед, к будущему. В этом смысле линейное развитие можно представить как линию прогресса.

 

Понятие «осевое время» и цели истории в учении К. Ясперс (К. Ясперс «Истоки истории и ее цель»).

Осевое Время – концепт, введенный К. Ясперсом для обозначения исторического периода с 8 по 2 вв. до н. э. Как наиболее важного для развития мировой цивилизации. На протяжении этих шести веков человечество совершило великий прорыв к новым культурным рубежам, создало идеи и образы, религиозные и философские системы, которые стали задавать тон духовному развитию последующих двух тысячелетий.

 

История представляет основу, связь с которой человек сохраняет так как не хочет исчезнуть бесследно. Лишь в контексте исторического знания возможно прийти к пониманию природы человека. Именно поэтому историческое не является для нас чем-то равнодушным, а выступает моментом нашей жизни. Такая связь проявляется, в частности, потому, что вместе с историей изменяется и наше историческое мышление. Так, сегодня оно определяется осознанием кризиса (речь об этом кризисе уже шла в предыдущей части книги). Понять, ощутить этот кризис помогает нам знание истории. Одно должно сохраниться во всех катаклизмах: человек, как таковой, и его самоосмысление в философствовании, которое в поисках своей основы смотрит в будущее, не пророча, но веря.

История - это то, что происходит. Оно пересекает время, уничтожает его и достигает вечного. История - этот всегда процесс, и все должно постоянно изменяться. История не может быть завершенной.

В этом и заключается цель истории согласно Ясперсу.

 

Понятие и предмет философской антропологии. Основные проблемы. И. Кант. о двух видах антропологии - физической и прагматической.

Раздел философии, изучающий специфику существования человека, называется философской антропологией.

Согласно Канту, антропология есть учение, касающееся знания человека и изложенное в систематическом виде. Можно говорить о «физической», «культурной», «теософской», «религиозной» антропологиях. Предметом специального, систематического исследования в качестве отдельной дисциплины – философской антропологии – она стала лишь в первой половине 20 века.

 

Одной из основополагающих проблем философской антропологии является определение самого понятия "человек".

Проблема антропогенеза - происхождения человека является одной из центральных проблем философской антропологии.

 

Учение, касающееся знания человека и изложенное в систематическом виде (антропология), может быть представлено с точки зрения или физиологической, или прагматической. Физиологическое человековедение имеет в виду исследование того, что делает из человека природа, а прагматическое — исследование того, что он как свободно действующее существо делает или может и должен делать из себя сам.

 

Прагматической философией она становится лишь тогда, когда изучает человека как гражданина мира. — Поэтому даже знание человеческих рас, созданных игрой сил природы, считается не прагматическим, а только теоретическим мироведением.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!