Предмет - мораль и нравственность.



Мораль - сложившаяся и ставшая устойчивой традиция в конкретном обществе в конкретный период времени. Мораль - ценности и нормы это реализация этих норм в жизни.

Нравственность - это степень усвоения личности моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни.

Это уровень реального морального поведения.

 

Структура этики

Моральные ценности - предельно широкие требования к поведению личности, которые поддерживаются мнением социальной группы или общества в целом. - это исходное положение, на котором строится вся мораль и все моральное поведение человека.

Этический (нравственный) идеал - это представление о неком нравственном совершенстве, высший моральный образ.

Категория этики - основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали, а так же они составляют теоретический аппарат этической науки.

Пример:

• Добро и зло

• Долг

• Честь

• Достоинство

• Справедливость

• Счастье

 

Нормы морали (регулятивы) - формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях. Это частные правила, которые предписывают общеобязательный порядок поведения.

Нравственные нормы - правила поведения ориентированные на моральные ценности.

 

Метафизические основания этики

Если в основе эстетических ценностей лежит совершенство формы, то в основе этических ценностей — совершенство воли.

Совершенство воли — это добро, сознательное волевое устремление к абсолютно» полноте бытия. Природа есть преимущественно бессознательное стремление к красоте; дух — сознательное стремление к добру, высшему благу.

Что же такое «совершенство воли»? В какой степени оно может быть присуще человеку?

Воля есть высшая способность желания.

Совершенная воля предполагает:

1) желание собственного духовного блага, самосовершенствования, т.е. совершенный склад душь (совершенную добродетель).

2) желание блага другому, желание руководствоваться в своем поведении сверхиндивидуальными, неэгоистическими интересами, т.е. совершенный мотив поведения.

Обоснование этих начал совершенства воли и является предметом этики, или нравственной философии.

В слове «этика» просматривается ее предназначение, связанное с совершенствованием склада души. Термин «этика» с греческого можно перевести на русский язык как нрав, т.е. определенный склад души. Этика — это то, что относится формированию, совершенствованию склада души.

«Этика» означает волевое устремление души к абсолютной полно- те бытия, к высшему благу. Это устремление души осуществляется в условиях ее индивидуально телесной и государственной ограниченности. Место пребывания души — не просто материальный мир, но государственный строй жизни. Этос души определяется тем, что душа обитает в государстве.

Душа в государстве — такова исходная позиция этики, начальная ступень волевого устремления души к абсолютной полноте бытия.

Аристотель, считающийся родоначальником этической дисциплины, устанавливает границы этики, помещая ее между психологией (учением о душе) и политикой (учением о государстве).

Этика уходит своими корнями в психологию и политику. Этика изначально призвана рассматривать то, как преломляются душевные качества в государственной жизни, т.е. рассматривать душу сквозь призму государства.

«Этический» склад души определяется государственной целесообразностью, совершенной способностью соответствовать нормам поведения и общения человека с себе подобными. Добродетельный склад души означает ее совершенную приспособленность к бытию в государстве — преодоление индивидуально телесной ограниченности, достигаемое путем преобразования страстей в добродетели.

 

Соловьев В. С. О первичных данных нравственности (В. С. Соловьёв «Оправдание добра: нравственная философия»).

Чувство стыда как естественный корень человеческой нравственности. Действительное бесстыдство всех животных и мнимое бесстыдство некоторых диких народов: последнее касается различия внешних отношений, а не самого чувства. Из фактических нравственных основ разум человеческий выводит всеобщие и необходимые принципы и правила нравственной жизни. альтруизм(без корысти жертв) Положительное значение жалости. – Как стыд выделяет человека из прочей природы и противопоставляет другим животным, так жалость внутренно связывает его со всем миром живущих. Три общие момента нравственности: добродетель (в тесном смысле – как хорошее естественное качество), норма, или правило, добрых поступков и нравственное благо, как их следствие. Великодушие и бескорыстие как видоизменения добродетели. Щедрость как особое проявление альтруизма. – Различное нравственное значение терпеливости и «терпимости», смотря по предметам и положениям.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 493; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!