Знание и познание. Структура познавательного акта: субьект - обьект - интенция (Н. О. Лосский «Обоснование интуитивизма»).



Знание - Объективная реальность, данная в сознании человека и которую человек в своей деятельности воспроизводит.

Познание – это процесс целенаправленного активного отражения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а так же субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

 

Познание возможно благодаря наличию трех моментов:

1. некто познающий, субъект познания

2. нечто познаваемое, объект познания

3. некоторое отношение между субъектом и объектом, направленность субъекта на объект - интенция

 

Главным свойством субъекта, определяющим возможность познания, является единство познающего Я, т. е. единство ощущения и сознания в процессе познания мира. Отсутствие такого единства означает нетолько невозможность познания, но и утрату психической, душевнойнормы: раздвоение личности, забвение себя и т. д.

 

Единство познающего Я должно иметь трансцендентальную. т. е.сверхпространственную и сверхвременную, основу. Предметы внешнегомира постоянно меняются во времени и пространстве, и, чтобы познатьих, субъект должен быть как бы вне времени и вне пространства, иначеон сам превратится в объект.

Очевидно, что в человеке как субъекте познания живет некое сверхиндивидуальное Я, что и позволяет человеку быть одновременно и объектом, т. е. изменяться в пространстве и времени, и субъектом, т. е. стоять как бы над временем и пространством. Иногда говорят еще, что познает дух, некое общечеловеческое Я и T. д.

Основными признаками объекта являются его противопоставленность субъекту и изменяемость во времени и пространстве. Объектомпознания может быть все что угодно, в том числе и человек, за исключением Бога, поскольку Бог пребывает вне времени и пространства и неможет ничему противостоять. Когда человек считает, что он познает Бога, то на самом деле либо это он познает себя самого, либо сам Бог познает себя через человека.

Состояние интенции предполагает следующие ступени:

• внимание, т. е. направление сознания вовне, на объект;

• различение, т. е. выбор предмета, выделение его из общей массывещей, из мирового целого;

• осознание, т. е. представленность объекта в сознании в качестве идеального образа.

 

Главное в познании - это четкое отличие состояний интенции отсвойств самого объекта. Объект существует сам по себе, независимо отсубъекта, но предметом познания он может стать только при направленности на него внимания и T. д. Интенция выражает не свойства предметов, а свойство познания предметов.

 

Философские представления о сущности и критериях истины.

В гносеологии понятие «истина» употребляется для характеристики не каких-либо вещей, предметов, явлений окружающего мира, а знаний об этих предметах, вещах, явлениях. Поэтому нелепым является утверждение «стол есть истина». Понятие истинности применимо только к человеческим знаниям. Иными словами, истина – это характеристика знания. Суть истины заключается в соответствии действительности, то есть её суть в истинности наших представлений о предмете.

 

Критерии истины:

1) Совпадение вещи с понятием

2) Совпадение понятия со словами или высказыванием

 

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить её от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

6. практика.

 

Характеристики истины: абсолютность, объективность, субъективность, конкретность, относительность.

 

Аспекты истины:

Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

 

Абсолютная истина

• исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;

• знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

 

Относительная истина

• неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания;

• знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

 

Истина конкретна – связана с определенным местом,временем, обстоятельствами

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1761; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!