Проблема бытия в истории философии (античная, средневековая и философия нового времени).
Постановление проблемы бытия была связана с поиском мировоззренческих оснований объяснения мира.
Первый проблему рассматривает Парменид, по мнению которого бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет.
В эпоху средневековья происходит персонализация бытия в лице бога. Бог как идеальная сущность, совершенство, начало и источник сущего.
В Новое время бытие субъективизируется в лице духовного мира самого человека. Истоки этого кроются в средневековом номинализме – учении, отрицающем существование общих понятий.
Согласно номинализму, абсолютное (то есть независимое в своем существовании от человека) бытие не может являться предметом познания поскольку:
1) подлинное бытие присутствует только в сознании, а не дано в эмпирическом опыте;
2) мышление не тождественно бытию (поскольку познание субъективно и не отражает истинной сути вещей).
Вывод: истину открывает сам человек. Разум человека самодостаточен и не нуждается в своем обосновании никаким Абсолютом.
Предмет и задачи гносеологии. Понятие знания. Ценностные характеристики знания.
Гносеология, или теория познания, - это раздел философии, занимающийся исследованием возможности познания человеком мира, а также познание человеком самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.
|
|
Объективный предмет гносеологии – познавательная реальность в полном ее объеме.
Познание – это процесс целенаправленного активного отражения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а так же субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
Знание - Объективная реальность, данная в сознании человека и которую человек в своей деятельности воспроизводит.
Знание содержит в себе две стороны:
1) субъективную (человеческая мысль)
2) объективную (окружающий мир)
Таким образом истинное знание должно обладать достоверностью (доказываемостью; всеобщностью)
Истинное знание обладает тройной способностью.
1. Знание есть сила. Нравственное знание дает силу духа, позволяет человеку властвовать над собой. Научное знание дает силу над внешним миром (миром вещей и предметов), позволяет человеку властвовать над природой. Оккультное (тайное) знание соединяет в себе две эти силы, наполняет человека божественной мощью творения и любви к сущему
|
|
2. Знание есть свобода. «...Познаете истину, и истина сделает вас свободными», - сказано в Евангелии от Иоанна. Речь идет о высшей духовной свободе, которая предполагает свободу от житейской суеты, от привычек и мнения толпы, от веры в догматические принципы, от произвола и капризов плоти, от господства аффектов, от социальной зависимости и т. д.
3. Знание есть спасение. Свет знания спасает человека от тьмы невежества, заблуждения. Это есть спасение от иллюзии непосредственной, достоверной данности материального мира, за которым, казалось бы, ничего нет. Это есть спасение души от земных грехов, рассеивание
зла. Не напрасно Сократ утверждал, что «добродетель есть знание...». Наконец, это спасение не только самого человека, но и всего мироздания через самопознание-гносис, т. е. осознание человеком своей духовной, божественной сущности. И в этом - главный смысл и высшее предназначение знания.
Соотношение знания, мнения, веры (И. Кант «Критика чистого разума»).
|
|
Знание - Объективная реальность, данная в сознании человека и которую человек в своей деятельности воспроизводит.
Знание содержит в себе две стороны:
1) субъективную (человеческая мысль)
2) объективную (окружающий мир)
Истинное знание должно обладать достаточностью, доказательностью, всеобщностью и необходимостью.
Мнение есть признание чего-то истинным, недостаточное как с объективной, так и с субъективной стороны, т.е. не обладающее ни объективной достоверностью, ни субъективной убежденностью.
Вера есть признание истинности чего-либо, имеющее под собой достаточное субъективное основание — уверенность и убежденность, но не имеющее объективной значимости, т.е. доказательности, всеобщности и необходимости (для каждого).
Знание как истинная форма отношения мысли к действительности есть установление истины, достаточное и с объективной, и с субъективной стороны. Это есть объективная достоверность, умноженная на субъективную достаточность (уверенность и убежденность).
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2623; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!