Фундаментальные проблемы античной философии.
Античная философия выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем: Космоцентризм (Проблема первоначала)
1. Проблемы бытия, небытия материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы “материи”, о главных элементах, стихиях космоса;тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия (атомы и пустота), текучести бытия и его противоречивости и т. д. Главная проблема здесь — Как возник Космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит).
2. Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное с иррациональным в человеческом познании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом?
3. Проблема воли и свободы человека, достижения счастья. (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.). Главная проблематика здесь — гносеологическая и моральная.
4. Проблема отношения человека и Бога, божественной воли, строения Богом Космоса. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие и обуславливающие друг друга (Плотин, Филоп Александрийский и др.).
5. Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; идея синтетических формулировок основных философских проблем, построения метафизических систем, признававших два мира — мир идей и текучий, подвижный мир вещей. Проблема поиска рационального метода познания этих миров (Платон, Аристотель, их последователи).
|
|
Первая фундаментальная проблема - объяснение мира, каким он представляется в качестве природы созерцающему духу. Отсюда вытекают первые предельные метафизические вопросы:
- Из чего состоит мир?
- Каково основное вещество, материя, создающая его и лежащая в его основе?
Но мир не только вещество, материя; он вместе с тем еще и форма, порядок, космос. Так возникает еще один изначальный предельный вопрос:
- В чем заключается основная форма, какова причина порядка?
Таковы первые предельные вопросы философии, вырастающие в фундаментальные проблемы, определяющие характер развития всей последующей философской мысли. Если объединить оба эти вопроса, то можно представить основную проблему всей древней философии:
-Как соединяются материя и форма?
Как материя становится формой и как форма воздействует на материю?
Как создается мир?
Как возникают вещи?
B учениях Платона и Аристотеля проблемы происхождения и природы познания гносеологии (учения о познании), логики и философии языка.
|
|
Каким путем следовать, чтобы достичь истины?
Каков вклад чувств и разума в познание?
Каковы логические формы, посредством которых человек думает, судит, рассуждает?
Каковы правила достоверного мышления?
Каковкритерий истинного суждения в его отличии от ложного?
Является ли язык выражением имени вещи, т. с. ее природной сущности, или слово - всего лишь условный знак вещи, преграда. на пути познания ее истинной сущности?
Проблема общих понятий (универсалий) как центральная философская проблема средневековой философии (схоластики).
Проблема универсалий – это проблема общих и единичных понятий. В историю она вошла под названием спора между реалистами и номиналистами.
Например, все конкретные лошади, несмотря на множество индивидуальных различий, обладают некой общей «лошадностью», благодаря чему они, собственно говоря, и являются лошадьми.
Средневековое понятие универсалий возникло на базе учения Платона об идеях, которые, будучи «присущи» конкретным вещам некоторого вида, определяют их природу, являясь их идеальной моделью, а кроме того — причиной и целью этих вещей; близко к этому и учение Аристотеля о формах.
|
|
В том виде, в котором она обсуждалась в Средневековье, проблема универсалий впервые была поставлена в работах неоплатоника Порфирия, хотя в средневековую схоластику она вошла через Боэцияи его комментарии к работам Порфирия.
Порфирием были поставлены три вопроса:
1. Существуют ли универсалии (т.е. роды и виды: животное, человек, лошадь и т.д.) самостоятельно (т.е. вне конкретных вещей)?
2. Если да, то являются ли они в таком случае телесными или бестелесными?
3. Если они бестелесны, то имеют ли они единую природу с чувственными вещами?
В решении вопроса «существуют ли универсалии самостоятельно?» все философы поделились на два больших лагеря: реалисты и номиналисты.
Реалисты— универсалии существующими реально вне конкретных вещей.
1. Крайние реалисты - общие понятия предшествуют вещам, существуют до вещей. Последователи Платона. (Иоан Скот Эриугена, Гильом из Шампо, Ансельм Кентерберийский)
2. Умеренные реалисты - универсалии существуют в самих вещах, появляясь вместе с ними. Последователи Аристотеля. (Альберт Великий, Фома Аквинский)
Номиналисты— универсалии существуют после вещей, поэтому это только имена вещей в человеческом сознании.
|
|
1. Умеренный номинализм (концептуализм) - универсалии существуют после вещей. (Боэций, П. Абеляр)
2. Крайний номинализм - универсалии бессмысленны: если они не существуют о них незачем говорить. (И. Росцелин,У. Оккам
С точки зрения реалистов, кроме конкретных лошадей и вне их Реально существует «лошадность», присущая всем лошадям как таковым, вне конкретных быков — «быковость», вне любых четвероногих животных — «четвероногость» и т.д.
С точки зрения номиналистов, вне конкретных объектов нет никакой «лошадности», «быковости» и«четвероногости», а есть только слова (имена) «лошадь», «бык», «четвероногое», применимые, соответственно, к любой лошади, быку, четвероногому.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1265; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!