Особенности восточной (Древнеиндийской и Древнекитайской) философии в сравнении с западной (Древнегреческой) философией.



Римскую, греческую и христианскую религию мы не принимаем, например, сразу за философию, так как греческие и римские боги, и Христос, предстают перед нами как олицетворенные формы. Восточные же религии напоминают философские представления, потому личностный момент в них недостаточно выявлен, религиозное представление не индивидуализировано и носит общий, кажущийся философским характер.

В этом смысле особенностью начальной древнеиндийской философии является ее неотчлененность от комплекса религиозно-мифолгических представлений, что накладывает свой отпечаток на метафизику в целом, т.е. способ разрешения предельных вопросов. Так философская антропология сливается с религиозной идеей освобождения сознания (своего рода «спасения души»). Вся антропология растворяется тем самым в физиологии, психологии и этике. Вопрос том, что такое человек, решается, таким образом, путем искоренен: почвы для постановки самого этого предельного вопроса. Философия выступает как отказ от философии.

Особенностью же древнекитайской философии является ее неотчлененность от обыденного морального сознания.

Практический характер начальной китайской философии, ее связь с житейской мудростью и этико-политическую направленность. Отсюда — малосистемность и слабая рационализированность древнекитайского типа философии, ибо нравственная мудрость предпочитает пользоваться притчами и изречениями, которые и составляют основное содержание философских учений Конфуция, Ян Чжу, Чжуан-цзы и других мудрецов Китая.

 

Все сказанное не означает, что древнекитайская и древнеиндийскаяфилософия застывают и не делают попыток идти дальше по пути чисто философского мышления*. Речь идет лишь обистоках и особенностях двух этих типов мышления и их отличии отклассического древнегреческого типа философии.

Русский философ Н.О. Лосский заметил, что философия предполагаетналичие двух противоположных и трудносовместимых начал: способности кабстрактному мышлению в его высшей форме и способности кконкретному созерцанию реальности на его высшей ступени. Применяя эту мысль к нашей теме, можно сказать, что в восточной философии способность к конкретному созерцанию реальности (будь то в форме древнеиндийского представления о богах или древнекитайского представления о нравственной и политической жизни) явно заслонила собой способность к понятийному знанию, абстрактному мышлению..

Классический, древнегреческий тип философии представляет собой такое единство гармоничное сочетание абстрактного мышления и конкретногосозерцания. Это и позволяет нам считать, что философия берет свое начало на Западе, в Древней Греции.

1) В марксистской философии широкую известность приобрел принцип деления философии на материализм и идеализм в зависимости от ответа на основной (предельный) вопрос философии. (термины «материализм» и «идеализм» впервые в начале XVIII в. употребил Лейбниц применительно к философии Эпикура и Платона.)

Согласно Ф. Энгельсу, философы разделились на два больших направления — сообразно тому, как они отвечали на вопрос об отношении мышления к бытию. Те, кто утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которыеосновным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.

На основании этого принципа принято выделять следующие основные типы материализма и идеализма:

•наивный материализм древних греков и римлян (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар);

•механистический материализм XVII—XVIII вв. (Бэкон, Гоббс, Гжхенди, Толанд, Гольбах, Дидро, Ламетри);

•антропологический материализм XVIII—XIX вв. (Гельвеции, Фейербах, Чернышевский);

•вульгарный материализм середины XIX в., отождествляющий сознание с материей (Фогт, Мелешот, Бюхнер);

•диалектический и исторический материализм Маркса, Энгельса, Ленина и их последователей.

 

Основные культурно-исторические типы философии и вытекающие из них школы и направления. Мировая философская мысль и национальные философии.

Существует три самобытных культурно-исторических типа философии: греческий, индийский и китайский. По своему значению и влиянию на культуру они вышли далеко за рамки национальных философий. Основные философские школы, соответствующие этим типам философии, сформировались еще в древности, до нашей эры, и стали программой и основой для всех последующих философских учений, включая современные. (Это особенно характерно для индийской и китайской философий, которые во многом являются комментарием к древним учениям и школам.)

     Греческая философия берёт своё начало в VI веке до н. э. Корни западной философии, истоки рационального мышления и само возникновение слова «философия» связаны с несколькими мыслителями и их школами, которые появились в Греции в этот период. Собирательно все эти философы именуются досократиками, то есть предшествующими Сократу и в теоретическом, и во временном смысле. Среди самых известных досократиков Фалес, Демокрит, Пифагор и Зенон. Досократики ставили перед собой метафизические вопросы вида «Что такое бытие?», «Существуют ли в реальности границы между объектами?» или «Меняются ли объекты в реальности?», а также создали несколько противоречащих друг другу моделей мира, частично отвечающих на эти вопросы. Главная ценность этих моделей заключалась в новом способе получения знания: рациональное теоретизирование в связке с эмпирическими наблюдениями.

     Фалес был первым из философов, который использовал редукционизм — попытался выделить внутри сложного окружающего мира какие-либо простые законы или составляющие. Этот метод был в течение следующих 200 лет повторён многими из досократиков, в частности Демокритом и Левкиппом — авторами концепции атомизма, которая оказалось очень ценной философской, а впоследствии и научной концепцией, применяемой и по сей день. Заслуга досократиков также заключается в совершествовании логики, которая ими отрабатывалась не только на философском, но и на математическом материале. Неслучайно, многие достижения элементарной математики и геометрии тоже связаны с именами досократиков. Досократики заложили основу классической античной философии. Пифагор был первым, кто начал использовать слово «философия», хотя ещё в более общем смысле, а не в качестве термина.

     Более поздняя группа древнегреческих философов, софисты, проявляла скептицизм в отношении досократиков, искавших истинные ответы на свои вопросы. Софисты верили в релятивизм, в относительность истины и брались красноречиво и убедительно отстаивать любую точку зрения, а также обучали этому своих учеников. Хотя софисты многократно критиковались более поздними греческими философами, они внесли ценный вклад в развитие логики и риторики. Философия в последующие этапы своего развития неоднократно возвращалась к релятивизму в других контекстах.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1585; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!