Сократовский метод исследования человеческой мудрости (по работе Платона «Апология Сократа»).



Определение и предмет философии. Проблемное поле философии. Философия как любовь к мудрости. Структура философского знания. Основные разделы философии.

Философию можно предварительно определить как мыслящее рассмотрение предметов в их отношении к первичным причинам и конечным целям сущего как единого целого.

Философия как «мыслящее рассмотрение предметов» есть понятийное знание, знание общего в единичном или единого во многом.

Объект философии –мир как целое и место человека в нем.

Предмет философии – закон, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира.

Проблемное поле философии – мир как единое целое

Основные проблемы философии:

1)Проблема БЫТИЯ ( существования)Что такое бытие? Какова сущность мира? (наука о бытии – Онтология)

Проблема БЫТИЯ имеет два аспекта:

а) что существует;

б) как доказать существования того или иного элемента бытия.

     •         Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира.

     •         В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие.

     •         В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел. Духовный мир статусом бытия не обладает.

     •         В настоящее время в философии сложилось представления, о том что бытиеестьсистема 3-х реальностей:

I. Объективная реальность- используется для характеристики объектов и явлений существующих независимо от сознания человека.

II. Субъективная реальность- используется для характеристики явлений связанных с человеческой психикой (это мир духовных явлений).

III. Объективно-субъективная реальность- с помощью этого понятия характеризуются объекты которые с одной стороны является объективной реальности, а с другой стороны субъективной. Общество с одной сторон представлено материальными отношениями, а с другой стороны общество является носителем определенных идей.

2) Проблема первоначала, первоосновы.

На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь.

Так Древнегреческие философы (первые философы) понимали под первоначалом нечто конкретное:

     •         Фалес - вода;

     •         Анаксимен - воздух;

     •         Гераклит - огонь;

     •         Эмпедокл - вода, воздух, огонь, земля.

     •         Кроме материального первоначала философы допускали духовное начало. Платон - идеи (нечто духовное), по Платону мир идей творит, создает мир вещей.

3)Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся материя(вещество, поле)пространство, время, движение.

 

Философия с древне-греческого переводиться как «любовь к мудрости». Впервые термин предложил Пифагор.

 

Структура философского знания

В философии существует некое центральное ядро, называемое метафизикой. Метафизика в ее традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики, как состоящей из трех, тесно друг с другом связанных, частей: онтологии, гносеологии и аксиологии (философия ценностей).

Взаимоотношения между тремя разделами метафизики: онтология может быть понята как философское учение об истинных основаниях бытия; гносеология - как учение об основаниях бытия истины; а общую аксиологию можно трактовать как учение о бытии истинных ценностей.

Основные разделы философии

1. История философии - 1) как объективный процесс развития философских идей, учений, школ; 2) как особая наука об этом объективном процессе; 3) как особая философская дисциплина, имеющая своим предметом философию как процесс;

2. Онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

3. Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

4. Социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

4.1. антропология – философское учение о человеке;

4.2. философия истории – область, исследующая внутреннюю логику развития человеческого общества, очищенную от зигзагов и случайностей.

4.3. философия ценностей (аксиология) – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой

4.4. нравственная философия (этика) - философская дисциплина о морали, нравственности как особой форме художественного сознания.

4.5. философия религий

4.6. философия права

Философия хозяйства

Философия образования

 

Сократовский метод исследования человеческой мудрости (по работе Платона «Апология Сократа»).

Сократовский метод заключается в обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики», под которой в древности понимали искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии.

Основные составные части сократовского метода: «ирония» и «майевтика» - по форме, «индукция» и «определение» - по содержанию.Сократовский методзаключается в последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества.В этом и состоит сократовская «ирония».Однако Сократ ставил своей задачей не только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины». Поэтому продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика» - «повивальное искусство» (искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов.).

Испытывая других на мудрость, Сократ отнюдь не претендует на звание мудреца, оно по его мнению, приличествует Богу. Если человек самодовольно полагает, что на всё он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший.

« Я знаю, что ничего не знаю». Это излюбленное выражение Сократа. «Я ничего не знаю»-это значит, что как далеко я не продвинулся в лабиринтах мысли, я не успокоюсь на достигнутом.

Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.

«Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если «индукция» - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то «определение» - это установление родов и видов, их соотношения, «соподчинения».

Смерть Сократа

После смерти Сократа не только этика, но и философия вынужденно сталкиваются с проблемой выявления смысла и значения смерти.

 Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал сильное нравственное потрясение. "Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость"? - вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос: " Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью? " Так родилась первая философская утопия о "справедливом" (для своего времени) общественном строе, оказавшая впоследствии большое влияние на возникновение и развитие утопического социализма.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 3278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!