Тема 5. Новгородская и Псковская судные грамоты.



№1

Достаточно высокий уровень правовой регламентации в этих землях можно объяснить тем, что по форме правления они отличались от других феодальных княжеств на Руси, следовательно, это требовало особого подхода к законотворчеству. В период феодальной раздробленности на Руси сложились две достаточно обособленные системы права. Если в монархических государствах система строилась на централизованном управлении и феодальной подчиненности, то в Новгороде и Пскове право строилось на более демократических началах, на основе развитых товарообменных отношений.

Возможно, понятие «бессословности собственника» связано с тем, что Свободные граждане не имели различий в гражданско-правовых отношениях и вступали в договоры на основе свободного волеизъявления и частной инициативы.

«Отчина» - недвижимое имущество

«Живот» - движимое имущество

«Кормля» - недвижимое имущество, полученное по завещанию в пользование

№2

Гражданско-правовая сделка – займ.

Подобная ситуация свидетельствует о том, что в обязательственном праве уделялось внимание способам обеспечения обязательств

№3

На мой взгляд, всё большее распространение получает наследование по завещанию («приказное»), но существует также и наследование по закону («отморщина»). Завещание нуждалось в государственном утверждении. Прямо перечислялись только наследники по закону (восходящие, нисходящие, боковые, супруг). Недвижимое имущество, полученное по завещанию в пользование, именовалось «кормля». Если

наследник по завещанию продавал обозначенную недвижимость, то он обязан был ее выкупить и при этом терял право пользования ею, поскольку он «свою кормлю покрал».

С точкой зрения Г. Шершеневича можно согласиться, если рассматривать наследование по закону. Так, общий характер наследования по закону в Пскове можно определить следующим образом: «наследство представляет собой нечто целое, рассматривается не как имущество, а как хозяйство, которое не делится между лицами, а достается тому или тем, кто останется после умершего в его доме и заведывает домашними делами».

№4

Понятие преступления в Пскове значительно изменилось по сравнению с понятием преступления, существовавшим в эпоху Киевской Руси. Русская Правда под преступлением понимала нанесение какого-либо материального, физического или морального ущерба отдельному лицу или лицам. Русская Правда еще не упоминала о преступных деяниях, направленных против государства в целом или против отдельных должностных лиц. Конечно, на практике в Киевской Руси существовали государственные преступления, и они жестоко наказывались государственной властью. Об этом упоминается в летописях. Но в Русской Правде об этом ничего не говорилось.

Большим шагом вперед в развитии понятия преступления по русскому праву является понятие преступления, данное Псковской Судной Грамотой. Под преступлением подразумевался не только вред, причиненный отдельному частному лицу, но и государству в целом. Поэтому Судная Грамота упоминает политические преступления, о которых ничего не говорится в Русской Правде.

По Русской Правде преступление называлось «обидой». Псковская Судная Грамота не содержит специального термина для обозначения понятия преступления.

Субъектами преступления по Псковской Судной Грамоте были представители господствующего класса - бояре, купцы и житьи люди, а также посадские люди и различные категории феодально-зависимого сельского населения, - изорники, огородники и кочетники.

В Пскове наряду с феодально-зависимым населением были и холопы, что подтверждают летописи и другие документы. Однако Псковская Судная Грамота не упоминает о холопах вообще и об их убийстве. В частности, Русская Правда не считала преступлением убийство господином своего холопа. Убийство чужого раба рассматривалось лишь как нанесение материального ущерба его хозяину. Нет никакого сомнения в том, что холопы в Пскове находились в таком же бесправии и угнетении, как и в Киевской Руси. Можно допустить, что положение холопов в Пскове регулировалось нормами Русской Правды. Поэтому псковскому законодательству не было необходимости повторять в этом отношении Русскую Правду. Бесправие холопов являлось характерной чертой и псковского права.

Псковская Судная Грамота не отвечает на вопросы, освобождается ли от наказания собственник, убивший вора в своем дворе; является ли смягчающим или отягчающим вину обстоятельством состояние опьянения преступника, и, наконец, отличается ли покушение от оконченного преступления. Нужно предполагать, что, поскольку нормы Русской Правды действовали на территории Пскова, как и в других русских землях того времени, эти вопросы регулировались Русской Правдой.

В Пскове в связи с процессом дальнейшего закрепощения феодально-зависимого населения стали усиливаться классовые противоречия. Это нашло свое выражение в том, что за наиболее серьезные преступления, нарушающие интересы господствующего класса, была введена смертная казнь, о которой в Русской Правде ничего не говорилось. Денежный штраф - продажа - еще широко применялся как наказание, однако уже отошел на второй план.

В Псковской Судной Грамоте предусматривалось значительно больше деяний, признаваемых господствующим классом социально опасными, нежели в Русской Правде.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!