Особенности социального познания



·Объект и субъект совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.

·Специфика методов социального познания. Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).

·Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина. Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.

·Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам. Можно быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал , никогда в анкете в этом не признается , а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.

·Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях,взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.

 

 

Принципы социального познания

·Исследователи рассматривают общество, процессы и законы в нём в развитии, а не в статичности.

·Все процессы , происходящие в обществе взаимосвязаны и влияют друг друга. Социальное познание основано на изучении этой взаимосвязи.

·В социальном познании важен и каждый индивид в отдельности, и общество в целом, то есть происходит выявление общего и особенного.

Источники социального познания

·Социальная действительность, её развитие на данном этапе.

·Исторический опыт, знания о процессах развития общества, накопленные человечеством.

·Общественная практика, в ходе которой происходит развитие , изменение, преобразование общества.

Основана форма социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие? Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.
Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.

Цели социального познания

·Изучение закономерностей развития общества, сложных взаимодействий и взаимосвязей, существующих в нём как между отдельными людьми, так и между группами.

·Стремление понять место и роль человека в обществе

·Изучение и постижение внутреннего мира личности, его «Я-концепции».

Методы социального познания

Эмпирические

·Наблюдение (может быть невключённым, то есть со стороны изучается объект, и включённым, когда объект познания принимает участие в исследовании, изучение объекта изнутри- например, социальной группы).

·Опрос (анкетирование, интервью)

·Тестирование

·Экспертная оценка

·Социометрия (изучение и измерение межличностных отношений)

·Эксперимент

·Измерение социальных установок (шкала самооценок, ранжирования, например вероятность победы на выборах того или иного кандидата).

Теоретические

·Анализ (анализ документов, социально-исторический анализ литературы)

·Обобщение

·Классификация

·Умозаключение

·Статистический метод

·Выдвижение гипотезы

·Научная абстракция

Итогом социального познания является знание.
_____________________________________________________________________________

Вопрос 6 Античные представления о человеке и обществе (Демокрит, Платон, Аристотель)
Демокрит (460-370 до н.э.). Был продолжателем атомизма, основателем которого был Левкип. (Все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты.). Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей – их множества, движения и изменения.

Исходное положение теории атомизма – существование атомов и пустот, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Поскольку атомы и пустота невидимы, то их существование удостоверяются размышлением, основанным на чувствах наблюдениях. Демокрит отличает то, что существует во мнении от того, что существует в действительности. «Лишь в общем мнении существует сладкое, горькое, теплое, холодное, в мнении – цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота». Однако Демокрит не отрицает реальность чувственности воспринимаемого.

Учение Демокрита распространяется и на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органов сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие – разделение труда.

 

Платон (427-347 до н.э. афинянин). В зрелый период им был написан трактат «Государство». К поздним работам относится диалог «Законы». Философское учение Платона охватывает широкий круг вопросов – о бытии, мире и его происхождении, душе и познании, обществе, разделе труда, воспитанию, искусстве.

Мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью вещей их причинами является бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. Мастер принимает на себя идеи и превращает их во множество чувственных вещей, разделенных пространством.

Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, существующих предметов, от нее они получают свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология – учение о целесообразности)

Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий пространства и времени. Мир чувственных вещей – мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условиями пространства и времени.

Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинное сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия материальных предметов напоминают душе позабытые ей знания.

Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания. Середину между мнимым и подлинным знанием занимают математические знания. Они имеют нечто родственное чувственным вещам и идеям.

Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, которая создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями приблизится к совершенству то необходимо государство и законы. Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан.

В учении о делении граждан на разряды Платон руководствуется своей классификацией частей души. Раз части должен соответствовать: разряд правителей – философов, аффектной – воинов, вожделенной – ремесленников. Каждый разряд должен быть ограничен выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других.

Частная собственность и семья подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правительства и воинов личной собственности, а также учение о общности женского и государственного воспитания детей.

 

Аристотель (384-322 до н.э.). До нас дошли не все тексты Аристотеля. Очень важны для понимания Аристотеля его сочинения: «О душе», «Физика», «Категории». Философия Аристотеля. охватывает вопросы логики, психологии теории познания, учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов.

По Аристотелю каждая вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества – меди и формы – шаровидности, которая придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом.

По Аристотелю источником познания является чувственный опыт, а ощущения предполагает независимый от сознания предмет восприятия.

Логика по Аристотелю – наука о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания. Связи мыслей являются по Аристотелю отражениями объективно существующих связей. В центре всех этих исследований лежит теория умозаключений. В соответствии со спецификой античного знания, ограниченного прямым наблюдением и построением умозрительных гипотез, Аристотель главное значение придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движение мысли от общего к частному (дедукция) а на индукцию обращает мало внимания.

В своих общественно политических теориях Аристотель различает 3 хороших и 3 плохих формы управления государством. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом – таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основанная на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы – это тирания, олигархия и крайняя демократия.

 

___________________________________________________________________________________

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 675; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!