Вопрос 3 Культура постмодерна и проблема многообразие форм человеческого познания



Вопрос 1 Понятие науки и научного знания

Наука - это высоко специальная деятельность человека по выработке систематизации проверки знаний с целью их высоко эффективного использования. Наука включает знания по критериям обоснованности, непротиворечивости, точности и плодотворности.
Существует множество понятий наука. Все они тратктуются по-разному. Всё же науку тактуют в широком и узком смысле.
В широком смысле - это вся сфера человеческой деятельности, функцией которой являетс выработка и теоретическая систематизация оъективны знаний о действительности. Здесь философы выступют учёными.
Если мы обозначаем конеретные дисциплины, например, физика, история, математика, то понятию "наука" предназначен узкий смысл. В данном случае наука строго определена, а учёный выступает как узкий специалист.
Возникновение науки относят к 6 веку до нашей эры в Древней Греции. Формирование науки требовало разрушения мифологической системы; был необходим высокий уровень развития производства, приводящий к разделению умственного и физического труда.
На каждом историческом этапе наука суммирует свои знания, каждый результат входит в её неотъемлемый фонд.
Для каждого периода в науке характерны свои методы, но не вегда накопление нового материала поддаётся объяснению, что приводит к научным революциям. Научные дисциплины можно разделить на 3 группы: естественные, общетсвенные, технические.

Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышелния. Научное знание является основной научной картиной мира, поскольку описывает законы его развития.
Научное знание обычно рассматривается на двух уровнях — эмпирическом и теоретическом.
Эмпирическое знание накапливается в результате непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. Наука опирается на твердо установленные факты, полученные эмпирическим, то есть опытным, путем. На эмпирическом уровне происходит накопление фактов, их первичная систематизация и классификация. Эмпирическое знание делает возможным формулирование эмпирических правил, закономерностей и законов, которые статистически выводятся из наблюдаемых явлений.
(Основные методы эмпирического знания это - эксперимент, наблюдение, измерение, сравнение, описание).

Суть теоретического знания — описание, объяснение и систематизация процессов и закономерностей, выявленных эмпирическим путем, а также попытка целостного охвата действительности. Основные компоненты теоретического знания — это проблема, гипотеза, теория. Теоретический уровень знания имеет две составляющие — фундаментальные теории и теории, описывающие конкретную область реальности, опираясь на соответствующие фундаментальные теории.

__________________________________________________________________________

Вопрос 2 Понятие истории и философии науки

Философия - с греческого филео люблю, софия мудрость, дословно любомудрие. Наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания философии является одной из форм обественного сознания.
Основным вопросом философии является проблема отношения к бытию, сознания материи. Происходит процесс отделения отдельных наук от философии и её выделение в самостоятельную науку.
Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии (пердставители буддизма), Китае (представители конфуцианства и даосизма), Др.Греция.
В Античности представителем был Гераклит; Демокрит, Эпикур, Лукреций представители материализма; Сократ представитель идеализма; Платон представитель объктивного иделизма. Античная философия достигла своей вершины у Аристотеля.
Средневековая арабская философия - направление восточный парапатеизм представители Ибн Сина, Ибн Рушд. (p.s. эта информация из лекции, которая записана в тетради, надеюь все представители правильно указаны)
Развитие техники и естествознания требовало освобожения науки от религиозно-идеалистичского мировоззрения. В период Эпохи Возродения представители - Коперник, Бруно, Галилей.
Материализм нового времени - главный представитель Бэкон, его идея обеспечить господство человека над природой.
Механический материализм - представители Гоббс, Декарт с идеей универсального метода познания всех наук.
Немецкая классическая философия - Кант, Гегель, Шеллинг представители идеалистической диалектики.
18-19 века философская мысль в России - Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов - борьба русской революционной демократии.
История науки — развитие разнообразных наук или история современного научного мировоззрения: картина исторического развития научных учений, фактов и явлений фиксируемых наукой, методологий, представлений, мировоззрений, процессов и проблем, влияние которых может быть прослежено во времени.

К одной из первоочередных проблем истории науки относят проблему периодизации. Обычно выделяют следующие периоды развития науки:

· Преднаука — зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, доевклидова геометрия, грамоты, нумерологии.

· Античная наука — формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаникаТеофраста, геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии.

· Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии Джабира ибн Хайяна.

· Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона, Линнея.

· Неклассическая (постклассическая) наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, теория Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.

_______________________________________________________________________

Вопрос 3 Культура постмодерна и проблема многообразие форм человеческого познания

Постмодернизм (postmodernism — после модернизма) — культурное течение, проявившееся, прежде всего, в развитых западных странах, а затем в той или иной мере распространившееся и в некоторых других регионах. Постмодернизм, в сущности, означает многомерное теоретическое отражение духовного поворота в самосознании западной цивилизации, особенно в сфере искусства и философии, и лишь потом обнаружившее себя в различных сферах человеческой деятельности. В период постмодернизма деструкция охватывает все аспекты культуры. Постмодернизм как художественная эпоха несет художественную идею, утверждающую, что человек не выдерживает давления мира и становится постчеловеком.
Основные черты и особенности постмодернизма
Философия постмодерна прояснила те базовые понятия и те установки и ори­ентации, которые стали основополагающими в интеллек­туальной деятельности, характерными для стиля мыш­ления эпохи. Это: во-первых, отказ от истины, а, следовательно, от таких понятий, как «исток», «причина». Взамен вводится термин «след»; во-вторых, неприятие категории «сущность», ориенти­рующей исследователя на поиск глубин, корней яв­лений приводит к появлению понятия «поверхность» ; в-третьих, в дискурсе модерна имели большое значе­ние понятия «метафизика» и «трансцендентичное». Постмодерн противопоставляет «метафизике» «иро­нию»; в-пятых, если модерн стремился к «определенности», то постмодерн тяготел к «неопределенности»; в-шестых, на смену терминам «жанр», «граница текста» приходят «текст» или «интертекст», что дает мыс­лителю свободу творить, пренебрегая требования­ми традиции; и, наконец, постмодерн нацелен не на созидание, синтез, творчество, а на «деконструкцию» и «деструкцию», т.е. перестройку и разрушение прежней структуры интеллектуальной практики и культуры вообще.

Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Исходя из этого, становление и развитие познания необходимо рассматривать коррелятивно основным этапам антропо- и социогенеза, важнейшим историческим стадиям развития общества и культуры. Такой подход позволяет обосновать правомерность двух классификаций форм познания.

 

Классификации форм познания

1) Духовно-практическая форма познавательной деятельности.

Появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, который непосредственно включается в структуру преобразовательной деятельности человека. Наиболее полно и отчетливо духовно-практическая форма познавательной деятельности реализуется в так называемом обыденном познании или здравом смысле. Обыденные знания позволяют организовать повседневную человеческую деятельность и фундаментальны для человека как природно-социального существа. Обыденное познание по отношению к научному предпосылочно, с другой же стороны, научное познание, вторгаясь в область обыденной жизни, видоизменяет обыденное знание, реконструирует его на научной основе.

2) Духовно-теоретическая форма познавательной деятельности.

Вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образований культуры. На каждом этапе развития общества процесс познания осуществляется в многообразных социокультурных формах — в форме обыденного познания, познания мифологического, художественного, религиозного, философского, наконец, в форме научного познания. Первые области познания рассматриваются в отличие от науки как вненаучные формы. Однако чтобы овладеть научным познанием, человечеству пришлось пройти длинный путь, в ходе которого сначала появилась преднаучная форма познания, которая затем и преобразовалась, собственно, в научную форму.

По специфике функций языка, средств и методов познавательной деятельности выделяют следующие формы познания:

1) Мифологическое. Представляет собой фантастическо-художественное постижение реальности. В рамках мифологии человечество закрепляло первые знания-представления о природе, космосе, человеке. Мифологическое мышление связано с особой моделью мира, выраженной в мифе, особенностями его являются метафоричность и художественная конкретность мышления, антиномичность, восприятие природы в ее гармонии и цикличном развитии.

2) Религиозное. Обусловлено идеей противостояния мира божественного и земного (человеческого). Как и мифология, религия содержит в себе многие знания человечества, однако не воспроизводит знание в систематической и, тем более, теоретической форме. Важнейшей для религиозного познания является проблема истины как откровения, как приобщения к божественному абсолюту. Для религиозного познания характерен феномен веры, эмоциональное отношение к миру, средоточие знания в культе. Религиозное знание — это целостно-мировоззренческое знание обусловлено эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними высшими силами (природными и социальными). Религиозное знание основано на вере в сверхъестественное.

3) Образно-художественное (или искусство) изначально тесно связано с мифологической, однако, развиваясь, выходит далеко за рамки мифа. Искусство содержит в себе мощный познавательный потенциал. Художественно осваивая действительность в разных своих видах (живопись, музыка, театр и т. д.), искусство одновременно познает мир и «творит» его, преобразовывая мир по законам красоты. Основой художественного познания является художественный образ, в котором сочетается рациональное и иррациональное, чувственное и теоретическое. Художественное знание — это знание, опирающееся на художественный опыт — это наглядное знание.

4) Философское. Основным своим компонентом имеет духовно-практические ориентиры. Философское познание стремится сочетать научное и обыденно-личностное, это органическое сочетание научно-теоретического и практически — духовного объясняет специфику философии как уникальной формы познания, цель которой — выработать стратегию человеческой жизни, определить место человека в окружающем мире. Философское познание стремится выразить смысложизненные и ценностные основания человеческого существования.

5) Научное. Наука изучает в процессах и явлениях общее и необходимое, но т. к. общее существует только в единичном и через единичное, то, естественно, случайное и единичное изучаются наукой как средство и путь к постижению общего и необходимого. Научное знание отличает от обыденного логическая организованность, связность выражаемой в нем истины, а так же системность как демонстрация необходимости взаимосвязи его внутренних элементов, что обеспечивает рационально-логическую реконструкцию сущности вещей. По форме научное знание сконцентрировано в общих понятиях, т. е. это знание логическое, понятийное и системное.

________________________________________________________________________

Вопрос 4 Традиционное деление естественных и социогуманитарных наук. Новые тенденции в трактовке «противоположности» естественных и социогуманитарных наук

Различия между естественнонаучным и гуманитарным знанием существуют объективно и связаны с объектом, субъектом и методами исследования. В естествознании объектом исследования является природа и человек как ее часть, т.е. его биологическая сторона. Для гуманитарных наук объект исследования – это сам субъект познания, человек, его социальная, духовная сторона. Истинность законов природы может быть доказана через эксперимент, задача ученого – выявить причинно-следственные связи с целью повторения заданных условий и получения желаемого результата. Явления, относящиеся к области гуманитарных наук, даны нам в форме переживаний, истинность знаний в значительной степени субъективна и является результатом интерпретации, логических построений, а не экспериментальных доказательств. Отсюда вытекает идеальный характер гуманитарного знания, быстрая переменчивость, нестабильность объектов исследования. На гуманитарные науки оказывают значительное влияние системы человеческих ценностей, идеология той или иной культурной системы. Естественные науки также подвержены влиянию культурной системы, авторитету того или иного ученого, автора концепции, но в неизмеримо меньшей степени. Здесь, скорее, имеет место конкретная интерпретация и практика использования знаний, полученных учеными-естествоиспытателями, а также определенный социальный заказ, который предъявляется естественным наукам со стороны общества.
Размышляя об истоках противоречий между гуманитарными и естественными науками, Э. Кассирер указывал, в частности, на то, что в системе понятий наук о культуре, т.е. гуманитарных, ведущими являются понятия формы и стиля, а для естественных наук – понятия объекта и закона. Он отмечал, что определяющей в их различии является цель познания: в гуманитарных науках – это понять «тотальность форм, в которой осуществляется человеческая жизнь», а в естественных – выработать универсальные законы природы.

По мнению Г. Риккерта, естественно-научные дисциплины отличаются от наук о культуре, т.е. гуманитарных, методом исследования. Науки о природе выработали естественно-научный, или «генерализирующий» метод, а науки о культуре – исторический метод. Однако, утверждает Г. Риккерт, несмотря на все различия в методах и объекте исследования, «может быть только одна наука, потому что действительность в ее целом, т.е. как совокупность всей телесной и духовной жизни, может и должна на самом деле рассматриваться как единое целое, или монистически».

Вторая часть вопроса: Новые тенденции в трактовке «противоположности» естественных и социогуманитарных наук

Трансдисциплинарность – это новая методология, которая позволяет вести научные исследования в сфере того, что одновременно находится «между» (between) дисциплинами, «за их пределами» (beyond) и «пересекает» (across) их. Цель трансдисциплинарности – понимание современного мира в целом, одним из императивов чего является единство знания. Эта методология позволяет проводить исследования одновременно в сфере действия нескольких уровней реальности, комплексно. Необходимо отметить, что, несмотря на довольно подробную теоретическую разработку методологии трансдисциплинарности, на убедительное обоснование необходимости перехода к новой ступени раз- вития науки, к новой научной парадигме, осознание значительной частью научного сообщества важности интеграции отдельных научных дисциплин, процесс интеграции на основе методологии трансдисциплинарности все же трудно представить на практике.

Б. Николеску отмечает, что по уровню развития можно считать, что только в такой науке, как физика, в какой-то мере приблизились к пониманию возможностей методологии трансдисциплинарности.

__________________________________________________________________________

Вопрос 5 Социальное познание как специфический вид познания
Человечеству во все времена свойственно было желание познать не только природу, но и общество. Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 574; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!