Ценностный мир социума и его влияние на определение характера знания



Ценностные миры социума выражают в мировоззрении сакральные ценности истины, добра, красоты, а в образе жизни – приоритет общего над частным, коллективного над индивидуальным.

Понятие ценностных миров социума включает в себя деятельностную и социальную структуру. Рассматриваются категории:

1. коллективность – форма социальной связи, которая может быть основана на коллективном (Восток) или индивидуальном (Запад)

2. креативность -концентрация социального опыта и превращение его в новые поисковые, спонтанные формы развития общества

3. прагматика – направленность деятельности на полезный эффект для общества и индивида

4. гедонизм – разрядка жизненных напряжений, охрана жизни на планете, в коллективе, личной жизни, избегание болезней, потребление артефактов культуры и искусства, поддержка традиций.

В познавательном процессе «ценностные миры социума» образует границу между естественонаучным и гуманитарным знанием.

С позиций формально-логического научного подхода, включение ценностей в науку снижает качество знаний. Гуманитарный подход, напротив, предполагает, что общие стандарты недостаточны для изучения социума.

1. Понятие ценности относится к числу междисциплинарных, причем понимаемых по-разному не только в разных дисциплинах (философии, социологии, психологии, экономике и др.), но и внутри каждой из них. Систематизировать эти различия можно, выделив 6 развилок в построении понятия ценности (Леонтьев, 1996а):

А. Ценность может выступать как объект или как атрибут объекта, соответственно, объект может быть ценностью или иметь ценность

Б. Ценностью могут быть любые объекты, обладающие какой-либо полезностью (экономический, или утилитаристский взгляд) или объекты особого рода, обладающие особым статусом.

В. Ценности являются индивидуальными или надындивидуальными образованиями (эти две трактовки не обязательно должны исключать друг друга).

Г. Признание надындивидуальной природы ценностей ставит вопрос о том, онтологизируются ли они как трансцендентные сущности или социологизируются как порождение социальных общностей.

Д. Признание индивидуальной формы существования ценностей ставит вопрос о том, являются ли они лишь структурами сознания (представлений) или личности и мотивации. Эта дихотомия проявляется, в частности, в терминологическом разведении ценностей и ценностных ориентаций.

Е. Социальная трактовка ценностей ставит вопрос об их понимании как эталонов (конкретных норм и стандартов) или идеалов (векторов, задающих направление, но не конкретные цели действий).

2. Рассмотрение понятия ценности в пространстве этих шести развилок приводит к неизбежности понимания ценности в единстве трех форм ее существования, постоянно переходящих друг в друга (строго говоря, именно трансформация ценности из одной формы в другую является способом ее бытия):

А. Общественные идеалы. Это исходная форма ценностей, поскольку каждая ценность порождается каким-либо социальным сообществом, от семьи до человечества в целом. Социальная ценность есть концентрированное выражение коллективного опыта группы или общности в форме идеала, т.е. представления о совершенстве, о желательном в тех или иных сферах социальной активности.

Б. Предметно воплощенные ценности. Общественные идеалы даны нам не абстрактно, а через их воплощение в произведениях (артефактах) и деяниях конкретных людей, в которых ценность находит свое наиболее зримое существование.

В. Личностные ценности. Предметное воплощение ценностей происходит лишь посредством деятельности людей, которые осуществляют эти ценности, будучи ими побуждаемы. Таким образом, неизбежно признание существования ценностей в структуре мотивации личности.

 

Ценность – понятие, отражающее значение (человеческое, социальное, культурное) определенного предмета или явления действительности, оно указывает на значимое, существенное для человека и отделяет его от незначимого, несущественного.
Ценности в структуре мировоззрения играют определяющую роль, так как позволяют субъекту выстраивать многоплановую систему ориентаций в мире. Они определяют правила социальной жизни, полагают пределы изменчивости социального и культурного бытия, устанавливают границы субъективного произвола, отвечают за содержание поступков и решений человека. Ценности формируют временные ориентации человека, поскольку придают человеческой жизни смысл, определяют ее перспективы, стратегические направления и конкретные цели деятельности.
Благодаря ценностям мир приобретает человекомерный характер. Будучи пронизанным сложной сетью ценностных отношений, он наполняется смыслом и значением. Полюсами ценностных отношений, ранжирующих действительность, являются «субъектные» и «предметные» ценности.
Под «предметными» ценностями понимают все многообразие предметов и явлений действительности (как природной, так и социокультурной), которое становится объектом ценностного отношения, т.е. оценивается человеком в плане добра и зла, красоты и безобразия, истины и лжи, полезного и вредного, допустимого и недопустимого, справедливого и несправедливого, хорошего и плохого и т.д.
«Субъектные» ценности – это способы и критерии, на основании которых производится оценка соответствующих явлений. Они не являются продуктами индивидуального (субъективного) сознания и волеизъявления, а представляют собой закрепленные в общественном сознании ценностные категории, обладающие социально признанным, исторически устойчивым значением. Это императивы, принципы, запреты, цели, проекты, установки которые выражаются в форме нормативных предписаний, представляют собой эталонные образцы поведения, закрепляются и воспроизводятся системой социализации данного общества, выступают в качестве объективных ориентиров жизнедеятельности человека.
Иерархически организованная система ценностей выступает в качестве важнейшего уровня социальной регуляции. Составляющие ее субъектные ценности фиксируют в общественном сознании те устойчивые критерии социально признанного, которые становятся основанием для создания конкретных специализированных систем нормативного контроля, регулирующих различные сферы деятельности, общественной и индивидуальной жизни людей.
Иерархия ценностей образуется посредством соподчинения и корреляции абсолютных и относительных, актуальных и потенциальных, предметных (ценности-цели) и функциональных ценностей (ценности-средства и ценности-условия).
Социальные ценности, преломляясь сквозь призму индивидуального жизненного опыта и сознания человека, образуют в структуре мировоззрения личности иерархию ценностных ориентаций, которые обеспечивают устойчивость потребностей и интересов человека, преемственность форм его поведения, деятельности и отношений с другими людьми. В мировоззрении личности ценностные ориентации выступают в форме политических, философских, религиозных убеждений, моральных идеалов и нравственных принципов, эстетических предпочтений, глубоких и постоянных привязанностей. На основе ценностных ориентаций формируются мотивы, цели, установки поведения и деятельности человека.
Среди многообразия ценностных компонентов особую роль в структуре мировоззрения играют убеждения. Убеждения – это осознанные потребности личности в утверждении определенных личностно значимых ценностей, которые побуждают ее действовать в соответствии с ними. Убеждения определяют общую направленность жизнедеятельности человека, выражают ценностные ориентации личности, которые являются внутренними регуляторами ее сознания и поведения. Отличительной чертой убеждения является глубокая и обоснованная уверенность человека в истинности тех знаний, принципов и идеалов, которыми он руководствуется в выборе собственной жизненной позиции. Характер убеждений отражает определенное понимание человеком социальной реальности, других людей и самого себя.
Наличие устойчивых убеждений свидетельствует о высоком уровне активности и сознательности личности, ее способности отстаивать свои взгляды и жизненные принципы даже в ситуации внешнего противодействия. Убеждения – показатель зрелости мировоззрения человека. Внутренняя зависимость убеждений от осознанно принятых и критически выверенных личностью знаний отличает убеждения от предубеждений. Благодаря этому компоненту мировоззрение оказывается способом духовно-практического, а не только теоретического освоения действительности.
Эмоции, чувства, настроения определяют эмоционально-психологический фон восприятия человеком окружающей действительности. Они являются непосредственными пристрастными переживаниями человеком жизненного смысла явлений и ситуаций окружающего мира. Эти переживания обусловлены отношением объективных свойств действительности к потребностям субъекта. Высшей формой развития человеческих эмоций являются устойчивые чувства к предметам действительности или другим людям, которые отвечают высшим нравственным потребностям человека. Особо важные события, изменяющие привычный ход жизни, вызывают смену общего эмоционального фона, что называется настроением.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!