Первое послание к Фессалоникийцам.



Когда апостол Павел, во второе путешествие свое, в Фессалонике (в Солуне) обратил ко Христу многих иудеев и еще боле язычников, тогда неверующие иудеи восстали против него, посему он удалился в Верию, потом в Афины и, наконец, в Коринф. По удалении апостола, неверующие иудеи в Фессалонике стали преследовать новых учеников Христовых из Солунян. Узнав об этом, апостол Павел послал Тимофея утвердить в вере и утешить верующих фессалоникийцев. Побывав в Фессалонике, Тимофей принес Павлу в Коринф добрые известия о вере и любви фессалоникийцев, но сообщил и некоторые неутешительные сведения о них, что некоторые из них и в христианстве не отстали от нечистой жизни и корыстолюбия, что между ними распространилось ложное мнение о Втором пришествии Христовом. Не имея возможности лично быть у Фессалоникийцев, апостол Павел написал им, около 52 года, из Коринфа послание.

В первой части своего послания (1-3 гл.) апостол Павел, после приветствия, благодарит Бога за веру, любовь и упование фессалоникийцев и за то, что они терпеливо переносят гонения от неверующих единоплеменников своих (1, 2 и 3, 1-13).

Во второй части Послания апостол Павел умоляет фессалоникийцев жить по преподанным им заповедям Господним. Так как воля Божия такова, чтобы они были святы, то они должны воздерживаться от нечистой жизни и не должны поступать с ближними противозаконно и корыстолюбиво, ибо Бог призвал нас к святости и научил любить друг друга. При этом апостол умоляет фессалоникийцев жить тихо, делать свое дело и работать своими руками, также поступать благоприлично пред внешними, т. е. неверующими (4, 1-12).

Фессалоникийцы полагали, что Христос скоро придет с неба и устроит Свое царство, и потому почитали блаженными тех, которые доживут до пришествия Его, напротив – несчастными умирающих прежде Его пришествия. Апостол Павел научает их, что если они веруют, что Христос умер и воскрес, то должны веровать, что и всех умерших в Иисусе Бог воскресит; что дожившие до пришествия Господня не предупредят умерших, потому что, когда Господь, при гласе архангела и при звуке трубы Божией сойдет с неба, тогда мертвые воскреснут прежде, потом оставшиеся в живых вместе с ними восхищены будут на облаках на воздух в сретение Господу и, таким образом, всегда с Господом будут (4, 13-18). Что касается времени пришествия Господня, то день Господень придет неожиданно, как тать ночью, посему мы должны всегда бодрствовать и трезвиться, облекшись верою, любовию и надеждою (5, 1-11).

В заключение послания апостол просит фессалоникийцев уважать трудящихся у них в проповедании Евангелия и предстоятелей их, жить в мире между собою; умоляет вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливыми ко всем; наставляет всегда радоваться, непрестанно молиться, за все благодарить Бога, не угашать духа и не унижать пророчеств, по тщательном исследовании принимать одно только доброе и удерживаться от всякого рода зла; наконец призывает на фессалоникийцев благословение Божие, просит их молитв и благословляет их (5, 12-28).

 

Второе послание к Фессалоникийцам.

Некоторые неблагоразумные люди стали проповедовать между фессалоникийцами, что день Второго пришествия Христова наступит скоро, и распространяли подложное послание от имени апостола Павла, в котором говорилось, что будто уже наступает день Господень. Под предлогом ожидания пришествия Христова многие прекратили свои работы и стали жить на чужой счет. Узнав об этом, апостол Павел на другой год после Первого послания, около 53 года, написал к ним из Коринфа Второе послание.

После приветствия апостол Павел благодарит Бога за веру и любовь фессалоникийцев и терпение их в гонениях, утешает их тем, что будет праведный суд Божий для наказания их гонителей и для награды их, вместе с ним, за страдания (1, 1-12).

Имея в виду ложное мнение о близости пришествия Господня, апостол Павел умоляет фессалоникийцев не смущаться никакими речами, ни посланием, как бы от него посланным, будто уже наступает день Христов. Ибо день этот не придет, пока не придет прежде человек греха, сын погибели, который будет выдавать себя за Бога, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих, истребит явлением Своим, но который действием сатаны будет совершать ложные чудеса и обольщать погибающих, которые не приняли любви к истине. Итак, братие, пишет апостол фессалоникийцам, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим, а Господь да утешит вас и да утвердит во всяком слове и деле благом (2 гл.).

Под конец Послания апостол Павел просит фессалоникийцев молитв о себе, чтобы слово Господне распространялось, высказывает уверенность, что они всегда будут исполнять повеления его, и завещает удаляться от людей бесчинных, тунеядцев. Мы, говорит апостол, ни у кого не или хлеба даром и завещали вам: если кто не хочет трудиться, то и не ешь. Но слышим, что некоторые поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещаваем работать и есть свой хлеб. С непослушными велит не сообщаться, но не считать их за врагов, а вразумлять. В заключение желает фессалоникийцам мира и указывает признак своих посланий, который состоит в том, что он своею рукою пишет преподание всем благодати Господа Иисуса Христа (3 гл.).

 

Первое послание к Тимофею.

По освобождении от уз, прибыв из Рима на восток, апостол Павел посетил Малоазийские церкви, в Ефесе оставил епископом ученика своего Тимофея и заповедал ему увещевать и обличать лжеучителей. Узнав, что лжеучители усиливаются в Ефесе, апостол написал, около 65 года, из Македонии Послание Тимофею, в котором напоминает ему, чтобы он боролся с лжеучителями, для успеха борьбы с ними наставляет вести порядок в церковных собраниях, поставлять пастырями Церкви людей достойных и благонадежных, указывает ему главные истины христианского учения и главные заблуждения лжеучителей, дает правила поведения и обращения с различными членами Церкви.

После приветственного благословения Тимофею апостол Павел напоминает ему увещевать лжеучителей, не заниматься баснями и родословиями бесконечными[2]. Эти лжеучители, говорит апостол, забыв цель христианского учения, наставление в любви, и желая быть учителями закона, но не разумея его, уклонились в пустословие. Они требуют, чтобы все исполняли ветхозаветный обрядовый закон. Закон этот хорош, если кто законно употребляет его, т. е. чрез него приходит ко Христу. Но этот закон, как приводящей ко Христу, не нужен для верующих во Христа, оправданных верою в Него. Он нужен для людей порочных, чтобы сколько нибудь сдерживать их порочные наклонности, для людей, не принявших Евангелия Христова (1 гл.).

Так как иудейские лжеучители своим учением возбуждали вражду между иудеями и язычниками и возмущения против правительства, то апостол прежде всего просит Тимофея совершать молитвы за всех людей, за царей и за всех правительствующих, дабы под их правлением можно было проводить жизнь тихую и безмятежную, преуспевать в благочестии и чистоте и достигать спасения и познания истины. Истина эта состоит в том, что един Бог, един и Посредник между Богом и человеками, Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех.

Заповедав молиться, апостол преподает правила благочиния для молитвенных собраний, чтобы мужи молились, воздевая чистые руки без гнева и сомнения, чтобы жены являлись на молитву в приличном одеянии, украшая себя не нарядами, но стыдливостью, целомудрием и добрыми делами, и не позволяли себе учить, а учились в безмолвии от мужей (2 гл.).

Преподав правила молитвенных собраний, апостол далее поучает Тимофея, каких людей он должен поставлять для священнослужения в церковных собраниях, в епископы и в диаконы (3, 1-13).

Научая Тимофея борьбе с лжеучителями и церковному благочинию, апостол говорит, что он, надеясь вскоре быть в Ефесе, не пишет ему многого, а только кратко наставляет его, как должно поступать в доме Божьем, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины, и в чем состоит главным образом тайна благочестия. Беспрекословно, говорит апостол, великая благочестия тайна (т. е. величайшая истина христианского учения) состоит в следующем: Бог явился во плоти, засвидетельствовал Свое Божество в чрезвычайных явлениях Святого Духа, Богочеловеком явил себя Ангелам, проповедан народам, принят с верою в мире и вознесся на небо во славе (3, 14-16).

Указав величайшую истину христианского учения, апостол далее указывает Тимофею на главные заблуждения лжеучителей, что они запрещают вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил для вкушения, несмотря на то, что всякое творение Божие хорошо, и ничего употребляемое в пищу не предосудительно, если принимается е благодарением, потому что освящается Словом Божиим и молитвою [3]. Указав на главные истины христианского учения и на заблуждения лжеучителей, апостол заповедует Тимофею проповедовать эти истины христианского учения, а негодных и бабьих басней отвращаться; упражняться в благочестии, а не в истязаниях тела, одобряемых лжеучителями; вести себя и действовать так, чтобы никто не пренебрегал его молодостью; быть образцом для верующих и пользоваться тем благодатным даром, который дан ему чрез рукоположение во епископа (4 гл.).

Преподав общие правила, какими Тимофей должен руководствоваться в своем служении и поведении, апостол далее предлагает ему частные наставления касательно обращения с различными членами Церкви. Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых женщин, как сестер; вдовиц почитай. В каждой Церкви со времен апостольских составлялись общества вдовиц, избираемых всею общиною верующих для благотворительности. Апостол заповедует избирать в эти общества вдовиц не моложе шестидесяти лет, известных добродетелями, а молодым вдовам советует вступать в брак и родственникам содержать их. В отношении к пресвитерам заповедует награждать достойно начальствующих и трудящихся в проповедании, быть осторожным в принятии обвинений на них. Предписывает обличать согрешающих пред всеми. Заповедует не рукополагать поспешно на священные степени (5, 1-22).

В заключение, дав совет Тимофею, ради его недугов, пить не одну воду, но употреблять немного вина, апостол учит его быть осторожным в суждении о других, потому что дела людей сокровенны; учит рабов почитать господ своих, особенно из верующих; заповедует Тимофею удаляться от тех, которые не следуют учению Иисуса Христа, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Быть благочестивым и довольствоваться своим, говорит он, есть великое благо; а желание обогащения и сребролюбие есть корень всех зол и причина уклонения некоторых от веры. Тимофею, как человеку Божию, апостол заповедует избегать этого порока. Наконец, апостол заповедует Тимофею увещевать богатых надеяться не на богатство, а на Бога, благотворить и чрез то собирать себе сокровище в будущей жизни. Еще раз повторил Тимофею завещание хранить преподанное им учение и отвращаться пустословий и прекословий лжеименного разума, апостол преподает ему апостольское благословение (5, 23-6, 21).

 

Второе послание к Тимофею.

Прибыв во второй раз в Рим, апостол Павел простер свою проповедь об Иисусе Христе до кесарева дома, за что заключен был в узы. Хотя на суде Господь избавил его из львиных челюстей, но, несмотря на это, он оставлен был в узах. Предвидя свою мученическую кончину и имея при себе только одного близкого ученика Луку, апостол написал, около 67 года, Послание Тимофею, в котором наставляет его проходить верно пастырское служение, охранять свою паству от лжеучителей, и просит с Марком прибыть к нему в Рим.

После приветственного благословения апостол Павел пишет Тимофею, что он непрестанно вспоминает его в молитвах своих, желает видеть его и надеется, что он пребывает тверд в вере, и потому напоминает Тимофею возгревать дар Божий, который сообщен ему чрез апостольское рукоположение, безбоязненно и с силою исповедовать и проповедовать Господа Иисуса Христа, быть готовым даже пострадать за благовестие Христово и держаться образца здравого учения, которое он слышал от апостола (1 гл.); заповедует ему преподанное ему учение передать верным людям, которые были бы способны и других научать; подобно доброму воину Иисуса Христа переносить страдания и не связывать себя житейскими делами, потому что, как и земледелец, он имеет право питаться от пшеницы Божией, над которою трудится; убеждает его помнить Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых, и несомненно верить, что если мы терпим с Ним, то с Ним и царствовать будем, а если отречемся от Него, то и Он отречется от нас (2, 1-13).

Научив Тимофея твердости в вере, исповеданию Иисуса Христа и перенесению всех лишений и страданий за Него, апостол заклинает его удаляться пустословия лжеучителей, которое будет распространяться в Церкви подобно раку, но от которого Церковь Божия не погибнет, потому что основание Божие стоит твердо; и заповедует быть в мире не только с правоверующими, но с кротостью наставлять и противников, зная, что рабу Господа не должно ссориться (2, 14-26).

Заповедав Тимофею удаляться пустословия лжеучителей и с кротостью наставлять их, апостол предсказывает тяжкие времена, которые должны наступить скоро и частью наступили уже. Тогда люди будут преданы всем порокам и беззакониям и будут иметь только вид благочестия. К таким людям теперь принадлежат лжеучители, которые вкрадываются в дома с развратною целью. Но, противясь истине, они немного успеют, потому что их безумие обнаружится пред всеми (3, 1-9).

Предсказав наступление тяжких времен для Церкви, апостол научает Тимофея, как он должен поступать тогда. Так как ты последовал мне в учении, в житии, в добродетелях, в гонениях, в страданиях, то пребывай тверд в том, чему научен, и что содержится в Священном Писании, которое может умудрить тебя во спасение; ибо все Писание богодухновенно и полезно для научения и для обличения, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Заклинаю тебя, проповедуй слово Божие с настойчивостью, обличай, увещевай со всяким долготерпением; ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей; но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, благовествуй, исполняй служение твое (3, 10-4, 8).

В заключение апостол просит Тимофея с Марком придти к нему в Рим, сообщает, что с ним находится один Лука, что при первом допросе все оставили его, но Господь укрепил его; посылает приветствия и апостольское благословение (4, 9-22).

 

Послание к Титу.

По освобождении от уз, возвращаясь из Италии на восток, апостол Павел был на острове Крите (Кандии) и многих жителей его обратил ко Христу, но, не успев устроить вполне здесь Церковь, оставил епископом Тита и поручил ему поставить по городам пресвитеров. Коренные жители Крита были греки, но между ними жили выходцы из разных стран, особенно много иудеев, которые привлекаемы были богатствами острова и его торговлей. Следствием стечения на острове Крите разных выходцев, привлекаемых корыстью, было развращение нравов жителей, корыстолюбие, наклонность ко лжи и обману. Иудеи кроме того отличались привязанностью к обрядам, фантастическими рассуждениями о степенях и родословиях духов, мечтами о царстве Мессии и мятежническим духом. Зная эти недостатки критян, апостол пишет, в 64 году, из Ефеса или Никополя Титу послание, в котором наставляет его, какими правилами он должен руководствоваться в избрании пресвитеров и чему должен учить народ.

После приветственного благословения (1, 1-4) апостол напоминает Титу, что он оставил его в Крите для того, чтобы он довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров. Указывает, какими добрыми качествами должен отличаться епископ и каких неодобрительных качеств не должен иметь. Далее апостол объясняет Титу, что в Крите необходимо обращать особенно строгое внимание на качества лиц, поставляемых в пастыри Церкви; потому что там есть много людей непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, которые развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти, и которые оправдывают изречение одного стихотворца (Епименида) из них же самих, который сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». Таких учителей апостол заповедует Титу обличать строго и не внимать иудейским басням и постановлениям относительно пищи (1, 5-16.)

Дав Титу правила относительно выбора пастырей, апостол далее наставляет его, чему он должен учить народ и как вести себя. Ты учи, пишет апостол, чтобы старцы были трезвенны, степенны, здравы в вере, чтобы старицы одевались прилично христианам, не были клеветницы, не пьянствовали, вразумляли молодых женщин любить мужей и детей, быть целомудренными, попечительными о доме, покорными мужьям. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем показывай в себе образец. Рабов увещевай повиноваться своим господам, быть честными и верными, дабы они были украшением учению Спасителя нашего Бога. Ибо явилась благодать Божия, научающая нас благочестиво жить в нынешнем веке и ожидать блаженства в явление славы Иисуса Христа. Напоминай Критянам повиноваться властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, оказывать всякую кротость ко всем. Ибо и мы, говорит апостол, были некогда несмысленны, непокорны, рабы похотей, ненавидели друг друга; но Бог спас нас крещением возрождения и обновления Святым Духом, чтобы мы сделались наследниками вечной жизни. Глупых состязаний и родословий (рассуждений о происхождении и степенях духов), и споров, и распрей о законе удаляйся; еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся.

В заключение апостол приглашает Тита к себе, посылает приветствия и апостольское благословение (2 и 3 гл.).

 

Послание к Филимону.

В Риме от апостола Павла принял крещеное Онисим, раб богатого и знатного гражданина колосского Филимона, бежавший от него. Апостол, отсылая его к Филимону, пишет в 62 году послание, в котором просит Филимона принять его не как раба, но как брата возлюбленного, как самого апостола. Затем высказывает надежду быть у Филимона, посылает ему приветствия и апостольское благословенье.

 

Послание к Евреям.

После мученической кончины апостола Иакова, брата Господня, неверующие во Христа иудеи в Палестине воздвигли жестокое гонение на христиан из своих единоплеменников. Вследствие сего гонения, а также вследствие убеждений неверующих иудеев многие из палестинских христиан – евреев – готовы были возвратиться в иудейство, по крайней мере, оставляли христианские собрания. Апостол Павел, узнав об этом, из Италии написал им, около 63 года, Послание.

Чтобы удержать палестинских христиан – евреев от возвращения в иудейство и утвердить в христианстве, апостол Павел в первой части послания (1-10, 18.) раскрывает превосходство Нового Завета пред Ветхим, а во второй (10, 19-13 гл.) преподает нравственные наставления, вытекающие отсюда.

Превосходство Нового Завета пред Ветхим апостол доказывает превосходством Иисуса Христа пред ангелами, пред Моисеем и пред ветхозаветными первосвященниками и превосходством первосвященства и первосвященнического служения Иисуса Христа пред ветхозаветным.

Бог, говоривший издревле отцам в пророках, начинает апостол, в последние дни сии говорил нам в Сыне. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, воссел одесную величия на высоте и столько превосходит Ангелов, сколько славнейшее наследовал имя. Бог от вечности родил Его, назвал Его Сыном Своим, повелел Ангелам покланяться Ему. Ангелы суть слуги Божии, а Он вечный Царь, Помазанник Божий, Творец неба и земли, сидит одесную Бога (1 гл.). Отсюда апостол выводит такое заключение: если непослушание Слову Божию, возвещенному чрез Ангелов, получало наказание, то как мы избежим наказания, вознерадев о толиком спасении, проповеданном Господом Иисусом Христом (2, 1-4)? Правда, человек немного ниже Ангелов, и Иисус Христос, явившись на земле человеком, по человечеству немного был унижен пред Ангелами, но за претерпение смерти увенчан славою и честию. Это уничижение, восприятие Им плоти и крови человеческой было необходимо для того, чтобы Он мог пострадать, умереть за всех людей, смертию Своею лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и быть милостивым первосвященником пред Богом (2, 5-18).

Иисус Христос, продолжает апостол, выше и славнее Моисея. Моисей был верный служитель в дому Божием, а Христос есть Сын Божий. При Моисее израильтяне за ропот против него, непокорность и неверие не вошли в землю обетованную. Зная это, не впадем в непокорность Господу, чтобы войти в покой Божий (3 и 4, 1-13).

Будем твердо держаться исповедания нашего, продолжает апостол, потому, что мы имеем Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия (4, 14-5, 10).

Приступая к раскрытию превосходства первосвященства и первосвященнического служения Иисуса Христа пред ветхозаветным, апостол с прискорбием замечает своим читателям, что трудно объяснить им этот высокий предмет, что их следовало бы снова учить начаткам Слова Божия; но, несмотря на это, решается предложить им это высокое учение, оставив до времени начатки учения Христова (5, 11-6, 12).

В доказательство превосходства первосвященства Иисуса Христа пред ветхозаветным апостол указывает на то, что Бог дал Ему первосвященство вечное по чину Мелхиседека, который и по своему имени – царь правды, и по имени своего царства – царь Салима (царь мира), и по неизвестности отца и матери и родословия представляется вечным, уподобляется Сыну Божию, и который даже от Авраама получил десятину из добычи и благословил его, а в лице Авраама получил десятину от Левия, родоначальника ветхозаветных первосвященников. Затем апостол указывает на то, что Господь Иисус Христос, воссияв из колена Иудина, а не от Левиина, получил священство не по закону наследства, но по силе жизни непрестающей. Вследствие сего прежний закон, как несовершенный, отменяется, а вводится лучший завет, и вместо прежних священников смертных является Первосвященник вечный, имеющий священство непреходящее, безгрешный. А главное: Первосвященник этот воссел одесную престола величия на небесах и священнодействует в святилище и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не в скинии земной, устроенной по образу небесной, и Первосвященник этот получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего завета Он ходатай (6, 13-8, 6).

Наконец, апостол доказывает превосходство Нового Завета пред Ветхим словами Бога, сказанными чрез пророка Иеремию, и превосходством первосвященнического служения Иисуса Христа пред ветхозаветным. Если бы, говорит апостол, первый завет был без недостатка, то не было бы нужды в другом завете. Но Господь чрез пророка (Иерем. 31, 31-34.) говорит: «Я совершу с домом Израилевым и Иудиным новый завет, не такой, какой Я совершил с отцами их, когда выводил их из земли Египетской. Я вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (8, 7-13). Раскрывая превосходство первосвященнического служения Иисуса Христа пред ветхозаветным, апостол говорит: в ветхозаветном Богослужении первосвященник входил в рукотворное святилище каждый год с кровию животных, а Христос вошел не в рукотворенное святилище, но в самое небо с кровию Своею, чтобы предстать за нас пред лице Божие, и не многократно, а единожды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою своею (9 гл.). Там многочисленными жертвами не могли очистить грехов. Здесь вместо всесожжений и жертв Христос принимает тело и одним приношением его в жертву навсегда сделал совершенными освящаемых. О сем свидетельствует нам и Дух Святой. Ибо сказано: «И грехов и беззаконий их не воспомяну более». А где прощение грехов, там не нужно приношение за них (10, 1-18).

Во второй, нравоучительной части Послания, апостол, на основании высказанного им догматического учения, делает нравственные наставления, потребные для палестинских христиан – евреев.

Имея дерзновение входить в святилище посредством крови Иисуса Христа, да приступаем, говорит апостол, с искренним сердцем, с полною верою; будем держаться неуклонно исповедания нашего, не будем оставлять собрания своего. Если отвергшийся закона Моисеева наказывался смертью, то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и Духа благодати оскорбляет? Итак, не оставляйте упования вашего, терпите, стойте в вере ко спасению души (10, 19-39) Вера необходима. Вера осуществляет ожидаемое и делает невидимое как бы видимым. Посредством веры мы узнаем, что мир устроен Богом. Верою угодили Богу, совершили подвиги и перенесли великие лишения, страдания и мучения все ветхозаветные праведники (11 гл.). Имея столько примеров веры и терпения и пример Начальника веры Иисуса Христа, мы должны с терпением переносить страдания и смотреть на них, как на наказания отеческие, которые Бог посылает нам, чтобы привести нас к праведности. Вы приступили не к Синаю, но к Сиону, к небесному Иерусалиму, к Судии всех Богу и к Ходатаю Нового Завета Иисуса. Смотрите, не отвратитесь от Говорящего. Если израильтяне, не послушавшие глаголавшего на земле, наказаны: то тем более не избежим наказания мы, если отвратимся от Глаголющего с небес (12 гл.).

В заключение апостол научает христиан братолюбию, страннолюбию, вспоможению узникам и страждущим, чистоте брака, несребролюбию; заповедует помнить своих наставников и подражать вере их, не увлекаться чуждыми учениями о яствах, о жертвах, а приносить Богу жертву хвалы; просит их молитв о себе; посылает приветствия и преподает апостольское благословение (13 гл.).

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!