Второе соборное послание Апостола Петра.



Перед своей кончиной, пророчески предвидя и частью уже видя появление лжеучителей, увлекающих неопытных в вере христиан, под предлогом христианской свободы, в разврат и своеволие, для поощрения к сему отвергающих силу первого пришествия Господня и действительность второго страшного пришествия Его и кончины мира и превратно толкующих послания апостола Павла, апостол Петр написал около 67 года второе послание к тем же Малоазийским христианам, к которым написал первое послание.

После приветственного благословения апостол увещевает христиан, так как им дарованы от Господа все силы, потребные для благочестивой жизни, преуспевать во всех добродетелях христианских, утверждаться в вере и благочестии и свидетельствует, что только таким образом откроется им свободный вход в вечное царство Господа. Свою настойчивость в напоминании им Евангельских истин апостол объясняет тем, что скоро наступит его кончина. Он старается, чтобы они и по смерти его помнили Евангелие о спасительном пришествии на землю Господа Иисуса Христа и о прославлении Его, потому что он возвестил им это Евангелие не на основании хитросплетенных басней, а как очевидец. При том же это спасительное пришествие Господа на землю совершилось согласно с пророчествами. А пророчества изрекали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (1 гл.).

Сказав об истинных пророках, просвещаемых Духом Божиим, которым должно верить, апостол предостерегает христиан от ложных пророков и лжеучителей. Были прежде лжепророки и вперед будут лжеучители, которые, отвергаясь Господа, искупившего их, из любостяжания будут уловлять льстивыми словами, но навлекут на себя скорую погибель; ибо Бог накажет этих людей, которые предаются порокам, презирают начальства, дерзки, своевольны, злословят высших, живут во вседневной роскоши, любостяжательны подобно Валааму. Они своим пустословием увлекают новообращенных в пороки, обещают им свободу, будучи сами рабы греха (2 гл.).

Так как лжеучители для того, чтобы поощрить слабых в вере христиан к порокам, смеялись над ожиданием христианами пришествия Господня и отвергали это пришествие и кончину мира, то апостол опровергает рассуждение лжеучителей. Лжеучители говорят, что в мире от сотворения его все идет неизменным порядком, следовательно и впредь будет все идти также. Апостол на это отвечает, что мир в древности погиб от воды, а нынешний мир погибнет от огня. Не должно смущаться тем, что обещанное пришествие Господне не наступает. У Господа тысяча лет, как один день. Не медлит Господь пришествием Своим, как думают некоторые, но долготерпит, не желая, чтобы кто-нибудь погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Пришествие Господне будет неожиданно и будет сопровождаться всеобщим разрушением мира, потому должно ожидать его, живя свято и благочестиво, чтобы удостоиться жить на новом небе и новой земле, на которых будет обитать только правда. Затем апостол убеждает христиан встретить Господа непорочными, и кажущееся промедление пришествия Господа почитать спасением для людей, как апостол Павел написал об этом в своих посланиях, которые невежды извращают ксвоей погибели.

В заключение апостол снова увещевает христиан беречься лжеучителей и возрастать в благодати и познании Господа Иисуса Христа, прославлением Которого оканчивает свое Послание (3 гл.).

 

Первое соборное послание святого Апостола Иоанна Богослова.

Умножение лжеучителей в конце 1-го столетия побудило апостола Иоанна написать, кроме Евангелия, Первое соборное послание. Одни из лжеучителей (Евионеи) признавали, что Иисус есть Христос, но отвергали Его Божество. Другие (Керинф) различали Христа от лица Иисуса, говорили, что один из эонов, Христос, сошел на человека Иисуса во время крещения Его и оставил Его во время крестных страданий и смерти; третьи (Николаиты и Валамиты) явление на земли Сына Божия, крестные страдания Его и смерть считали чем-то призрачным, кажущимся, допускали крайнюю распущенность нравов и при этом утверждали, что они знают Бога и находятся в общении с Ним.

Апостол Иоанн в первом послании главным образом поучает тому, кто имеет общение с Богом и что для сего необходимо.

Бог есть свет (Существо чистейшее, совершеннейшее, святейшее), пишет апостол: и нет в Нем никакой тьмы (греха): посему только тот имеет общение с Ним, кто ходит во свете, не предается грехам. Но так как мы по немощи своей грешим (если мы, подобно лжеучителям, скажем, что мы не имеем греха, то солжем, и Самого Бога, Который послал Сына Своего на землю для спасения нас, грешных, представим лживым), то мы должны исповедовать грехи наши, прибегать к ходатайству Иисуса Христа, Который есть умилостивление за грехи не только наши, но и всего мира. Во-вторых, тот только имеет общение с Богом, пребывает в Нем и знает Его, кто соблюдает заповеди Его. А кто говорит, подобно лжеучителям, что он познал Бога, а заповедей Его не соблюдает, тот лжец. Главнейшая из этих заповедей, древняя по времени, но при том и новая по тому значение, которое дал ей Иисус Христос, есть заповедь любить брата, ближнего своего[1] (1, 1-10; 2, 1-11).

Чтобы христиане могли удобнее избегать грехов и жить по заповедям Божиим, апостол убеждает их не любить греховного мира, потому что, кто любит сей мир, в том нет истинной любви к Отцу Небесному, потому что все, что в мире – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (2, 12-17.).

Чтобы христиане прибегали к ходатайству Иисуса Христа, апостол предостерегает их от лжеучителей, не признавших Иисуса Христом, Сыном Божиим, пришедшим на землю во плоти, и говорит: кто отвергает, что Иисус есть Христос, Сын Божий, тот есть антихрист – и убеждает их содержать то учение, которое они слышали от начала. При сем апостол внушает им, что они, как христиане, помазанные от Святого Духа, не имеют нужды в посторонних, не принадлежащих к церкви учителях, что Святой Дух, пребывающий в Церкви Христовой, наставляет ее на всякую истину (2, 18-28).

Сделав христианам предостережение относительно греховного мира и лжеучителей, Апостол продолжает убеждать их не грешить, соблюдать заповеди Божии, любить ближних и веровать в Сына Божия, Иисуса Христа. Он пишет: «Возлюбленные! Мы дети Божии, и когда придет Христос, и откроется будущая жизнь, то мы будем подобны Ему, увидим Его, как Он есть. Имея сию надежду на Него, мы должны очищать себя от грехов, как Он чист. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его в нем пребывает. Кто же делает грех, тот от диавола. Дети Божии и дети диавола узнаются так: дети Божии делают правду и любят ближних, а дети диавола не делают правды и не любят ближних. Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца. Мы научились любви от Иисуса Христа, Который положил за нас душу Свою. Веруя в Иисуса Христа, и мы должны полагать души свои за братьев, любить ближних не на словах, а на деле. Если мы так поступаем, то чего ни попросим у Бога, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его – веровать в Сына Божия, Иисуса Христа, и любить друг друга, и потому пребываем в Боге, и Он в нас. Что Бог в нас пребывает, это мы знаем по духу, который Бог дал нам. Но не всякому духу (вдохновенному учителю) должно верить. Кто исповедует Иисуса Христом, Сыном Божиим, Богом воплотившимся, тот от Бога. Кто не исповедует Иисуса Христом, Сыном Божиим, Богом воплотившимся, тот не от Бога, тот антихрист. Кто от Бога, тот слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. (2, 29-4, 6.)

Продолжая убеждать христиан любить ближних, апостол далее пишет: всякий любящий рожден от Бога и знает Бога, потому что Бог есть любовь. По любви к нам Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга и исповедовать, что Иисус есть Сын Божий. Кто любит ближних и исповедует Иисуса Сыном Божиим, в том пребывает Бог, и он в Боге. Любовь к ближним служит доказательством любви нашей к Богу: мы имеем заповедь от Бога, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Все мы, верующие, что Иисус есть Христос, от Бога рождены. Если мы любим родившего нас Бога, то должны любить и детей Его. Если мы любим Бога, то должны по любви к Нему и заповеди Его соблюдать. Заповеди Его не тяжки. Ибо всякий рожденный от Бога и верующий, что Иисус есть Христос, Сын Божий, побеждает мир (4, 7-5, 5.)

Что Иисус есть Христос, Сын Божий, пришедший во плоти, об этом три свидетельствуют на небе: Отец. Слово и Святой Дух; и сии три суть едино; и три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. Наконец, верующий в Сына Божия имеет свидетельство в самом себе. Все эти свидетельства утверждают, что Бог даровал нам жизнь вечную в Сыне Своем. (5, 6-12.)

В заключение послания апостол говорит христианам, что он написал его для того, чтобы они веровали в Сына Божия и знали, что верующие в Него имеют жизнь вечную, могут просить у Бога все и получить от Него все; что они, как рожденные от Бога не должны грешить и слушаться диавола, подобно миру, который во зле лежит; что Сын Божий, пришедший на землю во плоти, дал нам свет и разум, чтобы мы знали Бога истинного и пребывали во истинном Сыне Его Иисусе Христе, Который есть истинный Бог и жизнь вечная. Наконец, заповедует удаляться идолопоклонства (5, 13-21).

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!