Соборное послание Апостола Иакова.



ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ ПОПОВ

 

О КНИГАХ

СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА

 

 

(Из книги прот. Николая Попова

«Священная история Нового Завета»,

Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1998г.)

 

Новосибирск

2010 год

.

Святые Апостолы проповедовали учение Христово не только устно, но и писаниями. Священные книги Нового Завета, написанные апостолами, следующие: Святое Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; Деяния святых апостолов; семь соборных посланий: одно апостола Иакова, два Петровых, три Иоанновых и одно Иудино; четырнадцать посланий апостола Павла: к Римлянам, к Коринфянам два, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колосянам, к Фессалоникийцам два, к Тимофею два, к Титу, к Филимону и к Евреям. Апокалипсис (откровение) Иоанна Богослова.

 

Евангелие от Матфея.

Евангелист Матфей написал Евангелие на еврейском (сирохалдейском) языке для христиан из иудеев перед отправлением своим из иудеи для проповеди в другие страны, по свидетельству св. Афанасия, через 8 лет по вознесении Иисуса Христа. Вскоре по написании Евангелия, оно переведено было на греческий язык. В этом Евангелии Матфей описывает обстоятельства рождества Иисуса Христа и события общественного служения Его, страдания, смерти и воскресения. Так как Евангелие от Матфея написано первоначально для христиан из иудеев, тов нем более, чем в других Евангелиях, излагается таких обстоятельств из жизни Иисуса Христа, которые были исполнением ветхозаветных пророчеств о Мессии, например: происхождение Иисуса Христа от Авраама и Давида (1, 1-18), поклонение Ему волхвов и друг. (2 гл.); чаще, чем в других Евангелиях, при повествованиях о событиях жизни Иисуса Христа приводятся ветхозаветные пророчества, относящиеся к Мессии, которые исполнились на Иисусе Христе в этих событиях, например: пророчество о рождении Спасителя от Девы (1, 22-23), о рождении Его в Вифлееме (2, 5-6), об избиении младенцев в Вифлееме и во всех пределах его (2, 17-18), о бегстве в Египет и возвращение оттуда (2, 15), о проповеди в Галилеи (4, 14-16); содержится более, чем в других Евангелиях, речей Иисуса Христа, которые имеют особенную важность для Израильтян: содержится объяснение Иисусом Христом заповедей закона Божия в высшем смысле (5, 17-48), наставление Его о совершении милостыни, молитвы и поста без фарисейского тщеславия (6, 1-18); гораздо полнее излагаются обличительные слова Иисуса Христа против книжников и фарисеев (23, 1-39), также содержится более речей Его, обличающих горделивые притязания иудеев на преимущества в царствии Божьем, например, притча о равной награде работникам (20, 1-16.), и изображающих ожесточение и отвержение иудеев Богом, например, притча о браке царского сына (22, 1-14).

 

Евангелие от Марка.

Когда святой Марк пребывает с апостолом Петром в Риме, римские христиане просили его написать для них все то, что проповедовал им об Иисусе Христе апостол Петр. Марк написал не позднее 67 года по Р. X. (прежде мученической кончины апостола Петра) Евангелие, в котором изобразил открытое служение Иисуса Христа спасению людей. Апостол Петр одобрил написанное Марком Евангелие и передал для чтения в церквах (Климент Александрийский). Излагая Евангелие от слов апостола Петра, по смирению его, святой Марк опускает одобрительные слова Господа апостолу Петру за исповедание Его Христом, Сыном Божиим, но с большими подробностями, чем другие Евангелисты, говорит о немощах апостола Петра: о сне в саду Гефсиманском и об отречении от Господа (14, 37; 30; 66-72). Назначая первоначально Евангелие для христиан из язычников, святой Марк опускает беседы Иисуса Христа в объяснение ветхозаветных заповедей, большую часть обличений иудеев, но описывает более деяния Спасителя, особенно чудесные, так как они могли оказать больше влияния на умы христиан из язычников. Обширные речи Иисуса Христа он или опускает, или сокращает.

 

Евангелие от Луки.

Когда многие стали составлять повествования об Иисусе Христе неточные и без надлежащего порядка, тогда святой Лука, при посредстве апостола Павла, написал, по мнению блаженного Иеронима, около 53 года по Р. X., для одного знатного мужа, Феофила, Евангелие, в котором изложил те сказания об Иисусе Христе, от явления Ангела Захарии до вознесения Иисуса Христа, которые подтверждались свидетельством самовидцев Его, и в последовательном порядке. Будучи учеником Святого Павла, апостола преимущественно язычников, написав Евангелие при участии его и первоначально назначив его для человека, родившегося в язычестве, святой Лука в написанном им Евангелие присовокупляет речи и деяния Иисуса Христа, служащие основанием тех истин, которые особенно подробно раскрывал в своих посланиях апостол Павел и которые были утешительны для язычников. Апостол Павел в своих посланиях с особенною силою раскрывал ту истину, что Иисус Христос есть Спаситель не иудеев только, но и язычников, и что иудеи напрасно гордятся своими преимуществами. И святой Лука в написанном им Евангелии возводит родословие Иисуса Христа не до Авраама только, патриарха народа еврейского, а до Адама, праотца всех людей. Святой Лука описывает несколько таких обстоятельств, когда иноплеменники оказывались лучше и ближе к царствию Божию, чем иудеи. Так в Евангелии Луки передаются слова Иисуса Христа, сказанные в синагоге Назаретской, что много было вдовиц во Израиле во дни Илии, но ни к одной из них не был послан Илия, как только к вдовице в Сарепту Сидонскую, много было прокаженных во Израиле при Елисее пророке, и ни один из них не очистился, как только Нееман Сириянин (4, 24-30); только в Евангелии Луки излагается притча о милосердном самарянине (10, 25-37) и история исцеления десяти прокаженных, из которых оказался благодарным один только самарянин (17, 11-19.). Апостол Павел с особенною силою раскрывал ту истину, что человек оправдывается пред Богом живою верою, а не делами обрядового закона. Евангелист Лука приводит в Евангелии притчи и слова Иисуса Христа, которые служат основанием этой истины, например, притчу о мытаре и фарисее (18, 10-14.). Вообще святой Лука по преимуществу изображает в своем Евангелии Иисуса Христа, как премилосердного Спасителя, объемлющего своею любовью всех без различия грешников. Только в Евангелии Луки говорится о прощении Иисусом Христом грешницы в доме Симона (7, 36...), об ответе Его Иакову и Иоанну. хотевшим свести огонь с неба на жителей селения самарянского (9, 51...). содержатся притчи о бесплодной смоковнице (13, 6...), о потерянной овце, о потерянной драхме и о распутном сыне (15 гл), говорится о призвании Закхея (19, 1...), о прощении Иисусом Христом разбойника на Кресте (23, 39).

Евангелие от Иоанна.

К концу 1-го века появилось много еретиков (Евиониты, Керинф, Николаиты, или Валамиты), которые, надмеваясь ложным знанием (гносис), не признавали Иисуса Христом, воплотившимся Сыном Божиим и Богом, и отвергали искупление людей, совершенное Им. Апостол Иоанн, единственный из апостолов, оставшийся в живых, сильно и успешно боролся с заблуждениями еретиков. Пастыри Малоазийских церквей, видя, что и он приближается к концу своей жизни, сошлись к нему и просили его написать им свидетельство о Божестве Иисуса Христа против еретиков. О том же просили его через посольство и многие другие церкви. Апостол Иоанн по их просьбе, а еще более по любви к Господу Иисусу Христу и по ревности к славе Его, написал, по свидетельству св. Афанасия, в конце первого столетия, Евангелие, в котором, как самовидец и ближайший ученик Господа, подтвердил и дополнил написанное о Нем первыми тремя Евангелистами и изложил, в виде повествования о земной жизни Иисуса Христа, главные догматы христианской веры и, особенно, догмат о Божестве Иисуса Христа, чтобы люди веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20, 31.). Согласно с сей целью, апостол Иоанн в самом начале Евангелия излагает возвышеннейшее учение о предвечном бытии Бога Слова, о происхождении через Него всего существующего, о том, что в Нем жизнь и свет для всякого человека, что Бог Слово воплотился и обитал между людьми в лице Иисуса Христа, что люди видели славу Его, как Единородного от Отца, что от полноты Его верующие в Него приняли благодать на благодать, и что Он, как Единородный Сын Божий, сущий в недре Отчем, явил нам Бога невидимого (1, 1-18). Имея в виду свою цель, Иоанн из событий и деяний Иисуса Христа избирает такие, которые по своей поражающей чрезвычайности и беспримерности ясно свидетельствуют о Божестве Его, совершены при многочисленных свидетелях и подвергнуты были строгому исследованию (например: претворение Иисусом Христом воды в вино, исцеление тридцативосьмилетнего расслабленного, исцеление слепорожденного, воскрешение Лазаря, глас Отца Небесного о прославлении Его, бывший при стечении многочисленного народа). Прочие исторические повествования у Иоанна служат большею частью приготовлением к речам Иисуса Христа. Из речей Его Иоанном всего чаще избираются те, в которых Иисус Христос с особенною ясностью говорит о Своем Божестве, об отношениях Своих к Отцу Небесному, о Святом Духе, об искуплении и спасении людей, которое Он пришел на землю совершить, о необходимости людям для спасения иметь общение с Ним чрез веру и любовь (например: беседа Иисуса Христа с Никодимом, беседа с Самарянкой, беседа с иудеями по исцелении расслабленного, о равенстве Его с Богом Отцом, беседа о Таинстве Причащения, беседа в праздник кущей о воде живой, беседа в сокровищнице храма о том, что Он свет миру, что Он вечен, беседа о добром Пастыре, беседа в праздник обновления о единосущии Его с Богом Отцом, прощальная беседа с учениками. Наконец, чтобы никто не мог сомневаться в истине написанного Иоанном, он в своем Евангелии изложил только то, что сам слышал, что видел своими очами, что рассматривал и осязал своими руками, о Слове Жизни, Иисусе Христе (Ин. 1, 1.). За написание Евангелия святая Церковь усвоила апостолу Иоанну название Богослова.

 

Деяния Святых Апостолов.

Книга Деяний святых апостолов, как видно из первых слов ее, есть продолжение Евангелия святого Луки. Посему те же самые причины, которыми святой Лука побужден был к написанию Евангелия, расположили его написать и историю деяний Апостольских для того же знатного мужа Феофила. Иудеи и некоторые из иудействующих христиан, ревнителей закона Моисеева, клеветами своими старались поколебать доверие к Апостолам. Более подвергались клеветам подвиги апостола Павла. Святой Лука, ревностнейший сподвижник апостола Павла, знавший все дела и образ учения его, а также и других Апостолов, в защиту их написал (в 63 г.) истинную историю деяний апостолов (блаж. Август.). При этом святой Лука имел и другие высшая цели: хотел показать исполнение всего того, что Иисус Христос предсказал о будущем состоянии и действиях своих учеников, особенно исполнение обетования о ниспослании им Святого Духа (Злат.). В первой своей книге, в Евангелии, показав, что творил и чему учил Иисус Христос, во второй книге, в деяниях Апостолов, хотел показать, что творил и чему учил чрез апостолов Дух Святой (Экумений). В первой половине книги святой Лука описывает вознесение Иисуса Христа, сошествие Святого Духа на апостолов и труды Апостолов до исшествия их из Иерусалима, особенно труды апостола Петра (1-12 и 15 гл.). Во второй половине излагает в частности апостольские подвиги апостола Павла до двухлетнего пребывания его в Риме (13-14, 16-28 гл.).

 

Соборное послание Апостола Иакова.

Уверовавшие во Христа израильтяне терпели гонения от не уверовавших. Кроме того, между самими верующими явились некоторые нестроения. Это побудило апостола Иакова, брата Господня, написать не задолго до кончины своей, последовавшей в 62 году по Р. X., соборное, или окружное Послание к христианам из всех двенадцати колен Израильских, находившихся в рассеянии.

Видя гонения, которым подвергались верующие израильтяне, апостол Иаков в своем послании научает их с радостью и терпением переносить их, потому что терпение ведет к совершенству. Но если кто не имеет мудрости управляться в трудных обстоятельствах, тот пусть просит её от Бога. В бедствиях бедный пусть утешается своим возвышением в христианстве, а богатый – убеждением в ничтожестве богатства (1, 1-11.). Блажен человек, который переносит искушение, потому что получит венец жизни. Никто не говори, что Бог искушает: искушения злом бывают не от Бога, а от собственной похоти человека, которая рождает грех и смерть. От Бога происходит только всякое благо (1, 11-18). Поэтому апостол убеждает верующих в тяжких обстоятельствах быть медленными на гневные слова и скорыми на слушание слов истины, и не только внимательно слушать преподаваемое им учение, но исполнять его. Истинное благочестие обнаруживается не в многословии, не в словопрениях, а в делах милосердия и в сохранении себя от скверн мира (1, 19-27).

Сказав, что истинное благочестие, или вера, обнаруживается в делах милосердия, апостол Иаков научает верующих уважать бедных наравне с богатыми и благотворить им. Если кто имеет веру, а дел милосердия не творит, может ли вера спасти его? Вера без дел мертва (2 гл.).

Между верующими Израильтянами многие хотели быть учителями веры. Апостол Иаков убеждает не стремиться к учительству и изображает опасности и грехи, которым человек подвергается чрез язык, и бедствия от злоупотребления языком (13, 1-12). Кто мудр, тот должен доказать свою мудрость добрым поведением с мудрою кротостью. Но если кто имеет в своем сердце горькую зависть и сварливость, у того нет истинной мудрости и способности учить других: это не мудрость свыше, но земная, душевная, бесовская. Мудрость свыше, во-первых, чиста, потом мирна, кротка и полна милосердия. Только миролюбивые учители могут сеять добро (3, 13-18).

Между иудеями пред войною с Римлянами были кровавые распри. Многие верующие принимали участие в них. Объяснив, что распри происходят от страстей и от дружбы с миром, апостол Иаков убеждает верующих оставить дружбу с миром и покориться Богу с покаянием и уверяет, что Он вознесет их (4, 1-10). Затем наставляет их не злословить друг друга и не предаваться самонадеянности в своих делах (4, 11-17).

Предвидя падение Иерусалима, апостол Иаков возвещает бедствия немилосердным и нечестивым богачам (5, 1-6), а верующих убеждает к терпению примером земледельца, ожидающего жатвы, близостию пришествия (посещения) Господня, примерами терпения пророков, особенно Иова, и милосердием Господа (5, 7- 11). Когда среди распрей и в нетерпении другие клянутся, апостол убеждает верующих не клясться, в страданиях молиться, в болезнях обращаться к Таинству Елеосвящения, исповедовать свои грехи, молиться друг за друга; наконец, наставляет заботиться об обращении грешников к покаянно (5, 12- 20).

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!