Поменяйтесь ролями и снова выполните упражнение.



 

Упражнение 4. «Разрушение якорей»

 

1. Идентифицируйте проблемное состояние и мощное позитивное состояние, вполне доступное этому человеку.

 

2. Извлеките позитивное состояние и калибруйте физиологию так, чтобы вы смогли его отличить. Измените состояние: заставьте Клиента перейти в другое состояние, отвлекая его внимание или просто попросив его об этом.

 

3. Вызовите желаемое состояние снова и заякорите его особенным прикосновением и/ или словом (фразой), затем опять измените состояние.

 

4. Проверьте позитивный якорь, чтобы убедиться, что он установлен. Включите якорь, используя то же прикосновение в том же самом месте и/или говоря соответствующие слова. Убедитесь, что вы на самом деле видите физиологию желаемого состояния. Если не видите, повторите шаги с первого по третий, чтобы усилить ассоциацию. После того как вы устано-вите позитивный якорь на желаемое состояние, измените состояние.

 

5. Идентифицируйте негативное состояние или опыт и повторите шаги 2, 3 и 4 при-менительно к негативному состоянию, заякорите его особенным прикосновением в другом месте. Измените состояние. На этом шаге устанавливается якорь для проблемного состоя-ния.

 

6. Проведите Клиента через каждое состояние по очереди, используя якоря попе-ременно и говоря примерно следующее: «Бывают случаи, когда вы чувствуете „голу-


 

90


И. Г. Малкина-Пых. «Техники позитивной терапии и НЛП»

 

 

бое“ (включите негативный якорь), и в этих ситуациях вам бы лучше на самом деле чув-ствовать „желтое“ (включите позитивный якорь)». Повторите это несколько раз, не делая промежутков между состояниями.

 

● Когда вы будете готовы, обратитесь к Клиенту со словами типа «Замечайте любое изменение, которое вы осознаете», и включите оба якоря в одно и то же время. Внимательно следите за физиологией клиента. Возможно, вы увидите признаки изменения или смешения. Уберите вначале негативный якорь, затем позитивный.

 

● Проверьте свою работу, либо попросив клиента вернуться в проблемное состояние, либо включив негативный якорь. Вы должны увидеть, что Клиент входит в состояние, про-межуточное между позитивным и негативным (различные оттенки зеленого), или в новое отличающееся состояние, или в позитивное состояние. Если вы все же получили негативное состояние, найдите, в каких еще ресурсах нуждается Клиент. Заякорите их на том же самом месте, что и первый позитивный ресурс, и затем перейдите к шагу 6.

 

● Наконец, попросите Клиента подумать о ситуации в ближайшем будущем, в кото-рой предположительно могут возникнуть негативные ощущения, и пусть он в своем вообра-жении пройдет через эту ситуацию. В это время вам следует наблюдать за его состоянием. Послушайте, как он это описывает. Если вы недовольны его состоянием или он недоволен этой перспективой, найдите, какие еще ресурсы необходимы, и заякорите их на том же самом месте, что и первый позитивный ресурс, а затем продолжайте с шага 6. Техника разрушения якорей не будет работать до тех пор, пока позитивное состояние не станет сильнее негатив-ного, и, возможно, вам придется накапливать позитивные ресурсы на одном якоре, чтобы достичь этого.

 

Техника 2. Работа с Метапрограммами

 

Упражнение 1. «Расширение референции»

 

Для работы вам необходимо некоторое пространство: комната, зал, можно попробовать на улице, если вы уверены, что вам никто не помешает.

 

Точка Внутренней Референции.Найдите себе место,которое вам более всего под-ходит для состояния внутреннего принятия решений. Вспомните ситуацию, состояние, когда вы только сами принимали решение. Вы могли собирать информацию, беседовать с кем-то, но решение принимали сами. Когда вы это вспомните, максимально войдите в это состоя-ние, прочувствуйте его изнутри.

Точка Внешней Референции.Отойдите на3—5метров,встаньте и вспомните ситу-ацию, в которой вы были максимально ориентированы на мнение других людей или другого человека. Скорее всего, это был авторитет для вас в какой-то области. Вы можете взять ситу-ацию из детства, когда авторитетом являются родители или старшие братья и сестры. После того как вы это вспомните, максимально вчувствуйтесь в это состояние.

Шкала Референции.Теперь несколько раз перейдите от точки Внешней к точкеВнутренней Референции и обратно. Старайтесь как бы «растянуть» переход состояний, сде-лать его плавным.

Метафора.Попробуйте найти наиболее подходящую метафору этого перехода–этоможет быть какой-то образ, или ощущение, или звук. Кто-то представляет себе весы – на одной чаше Внутренняя Референция, на другой – Внешняя, и в зависимости от наклона коро-мысла весов как бы происходит переход из одного состояния в другое. Кто-то слышит свой внутренний голос. Чем ближе к точке Внутренней Референции, тем более громким и власт-ным он становится, а чем ближе к точке Внешней Референции – более тихим и мягким. Постарайтесь найти собственную метафору; лучше, если она придет к вам изнутри, спон-танно.


 

91


И. Г. Малкина-Пых. «Техники позитивной терапии и НЛП»

 

 

Точка Равновесия.Теперь найдите сначала на Шкале Референции точку вашегообычного состояния – это как бы «точка равновесия». После этого попробуйте определить точку, которую вы хотели бы иметь как точку Равновесия. Перейдите туда и «возьмите» эту шкалу внутрь себя. Помните, что, если вам понадобится, вы всегда можете сменить эту точку, а также то, что это только «точка равновесия», а вы теперь можете бывать в любом состоянии Шкалы Референции.

Упражнение 2. Точка равновесия

Задача этого упражнения – попробовать найти наиболее гармоничное соотношение «негативной» и «позитивной» оценок ситуации. Не забывайте, что, вообще говоря, события не являются ни плохими, ни хорошими. Оценку даем им мы из каких-то своих внутренних идей и принципов. Это всего лишь инструмент, помогающий нам учиться и находить наибо-лее правильное поведение. Инструмент надо регулярно затачивать и регулировать, что вам

● предлагается сделать.

 

Технику можно использовать как в «общем плане» – это как бы регулировка жизненной позиции, так и в частном – тогда вы определяете контекст, ситуации, где вы считаете не свою оценку совсем гармоничной. Здесь приводится общий вариант, а потом дается описание его применения в «частном случае».

 

Линия Оценки.Встаньте посреди комнаты и представьте себе,что вы находитесьна Линии Оценки. На одной ее стороне находится Негативный Голос, на другой – Позитив-ный Голос. Выберите размер этой воображаемой линии так, чтобы вы могли по ней доста-точно свободно двигаться. Достаточно 3—4 метров. Выберите, с какой стороны вы поме-стите Негативный, а с какой стороны Позитивный Голоса.

Постановка Голоса.Придумайте некий образ,соответствующий НегативномуГолосу. Не надо выбирать что-то страшное и отвратительное. Постарайтесь придумать что-то достаточно нейтральное. Необязательно, чтобы это было что-то конкретное. Пусть он будет размыт, или это будет вообще что-то вроде тумана. Если ничего не можете придумать, то можно обойтись и без образа. После этого придумайте фразу, наиболее соответствующую сути этого Негативного Голоса. Необязательно делать ее очень длинной. Пусть это даже будет некая ассоциация или образное выражение.

– Будь осторожен!

– Это может быть опасно!

– Берегись!

Попробуйте найти наиболее подходящие интонации, громкость и высоту этого Голоса. Вам надо определить: 1) образ; 2) характерную фразу; 3) характеристики Голоса. После этого войдите в образ Негативного Голоса, прочувствуйте себя на этом месте и

проговорите характерную фразу. Послушайте, как это звучит, и, если вам кажется, что что-то не соответствует, попробуйте изменить все так, чтобы это было более похоже на то, что вы хотите получить.

Иногда для оценки лучше выйти из образа и сойти с Линии Оценки.

Сделайте то же для Позитивного Голоса. Придумайте образ, фразу и найдите наиболее подходящие характеристики для голоса. Потом войдите в образ Позитивного Голоса, про-чувствуйте состояние и проговорите фразу.

Функция.Сойдите с Линии Оценки и попробуйте определить,какова функция Нега-тивного Голоса? Что он хочет сделать для вас полезного и важного? Зачем он вообще вам нужен? Обычно Негативный Голос предупреждает об опасности или предостерегает от воз-можной ошибки.

А зачем вам нужен Позитивный Голос? Что он для вас хочет сделать полезного? Пози-тивный Голос может сообщать, что хорошего вы можете извлечь из этой ситуации или к каким полезным последствиям она может привести.


 

92


И. Г. Малкина-Пых. «Техники позитивной терапии и НЛП»

 

 

Найдите то значение, ту функцию, которая наиболее правильна именно для вас. Возможно, после этой работы ваши образы Голосов могут измениться или вам захо-

 

чется изменить характерную фразу или характеристики Голоса. Некоторые вообще меняют названия Голосов. Например, Негативный Голос превращается в Критический или Преду-преждающий. Тогда, после того как вы это сделаете, вернитесь на предыдущий шаг.

 

Точка Гармонии.Встаньте на Линию Оценки сначала в ту точку,которая обозначаетваше нынешнее соотношение Негативного и Позитивного Голосов. Только не надо хитрить

В собой. Выбирайте именно точку нынешнего соотношения, а не более «правильного» или «полезного». Для этого можно немного походить по линии, прислушиваясь к собственным ощущениям и переживаниям. Помните, что, когда вы приближаетесь к Негативному Голосу, он становится более сильным и важным, а при приближении к Позитивному Голосу он ста-новится более сильным, а Негативный ослабевает.

 

После того как вы найдете Начальную Точку, походите по Линии Оценки туда-сюда, определяя, что при этом меняется внутри вас и в вашем восприятии мира. Можно при этом представлять себе, что бы изменилось в вашей жизни, если бы это было вашей основной точкой, как бы вы действовали в различных ситуациях и что при этом изменилось бы в вашем поведении. При этом желательно представить как минимум три ситуации. Учтите, что это только путешествие, вы пока только присматриваетесь, но еще не делаете окончательного выбора.

 

Теперь выберите Новую Точку, которая бы соответствовала тому соотношению Голо-сов, которое вы сочтете наиболее подходящим. Лучше делать этот выбор более по внутрен-ним ощущениям, чем по соображениям того, что будет более правильно.

 

Если вам захочется в Новой Точке изменить фразы, образы, громкость или интонации одного или обоих Голосов, сделайте это. При этом возвращаться на предыдущий шаг не надо.

Экологическая проверка.Подумайте,что изменится в вашей жизни,если с вамипроизойдет это изменение и соотношение Голосов сместится в эту сторону. Не повредит ли вам это изменение? Есть ли ситуации, где вам от этого станет хуже?

Если существуют ситуации, где это изменение вам может повредить, тогда просто исключите эти ситуации из области изменения. Просто определите для себя, что на них это изменение не распространяется. Либо вернитесь на предыдущий шаг и найдите новую точку равновесия и делайте так до тех пор, пока вы не будете уверены, что это изменение вам нигде не повредит.

Отображение.А теперь подумайте о том,что то,что вы сейчас делали, –это неко-торое отображение вашего внутреннего пространства. Вы произвели некоторые изменения, и теперь необходимо сделать так, чтобы изменения «снаружи» привели к изменениям «вну-три». Найдите способ взять это изменение в себя. Для этого можно придумать множество разных способов. Например, представить визуально, что пространство, в котором находятся ваши голоса, перетекает в вас в виде тумана. Можно просто попросить свое бессознательное произвести соответствующее отображение внутри.

Окончание процессажелательно обозначить неким внешним действием:резко опу-стить руку, вслух сказать «все!», резко выдохнуть. Самое главное, чтобы это действие для вас обозначало завершение, окончание чего-то. Это достаточно хороший и красивый символ завершения.

Привязка к будущему.Подумайте,как изменит вашу жизнь сделанное изменение,как и где это отразится на вашем поведении. Попробуйте найти как минимум три ситуации, где будет видно наличие изменения.

Упражнение 3. Декартовы координаты


 

 

93


И. Г. Малкина-Пых. «Техники позитивной терапии и НЛП»

 

 

Люди с мотивацией «движение К» хорошо представляют себе, чего хотят достичь, и

 

С трудом – что им может помешать. У мотивирующихся «движением От» проблема обрат-ная – они прекрасно представляют себе проблемы, которые могут возникнуть, но то, чего они достигнут, им дается с большим трудом.

 

Когда возникает необходимость что-то выбрать, вам надо ответить на 4 вопроса:

 

Что будет, если это произойдет?

 

Что будет, если это не произойдет?

 

Чего не будет, если это произойдет?

 

Чего не будет, если это не произойдет?

 

Эти вопросы определяют приблизительно одно и то же, но определяют это с разными оттенками.

 

Упражнение 4. «Врата сортировки»

 

Несколько человек – слушатели. Один – рассказчик, рассказывает сюжет из своей жизни, желательно с завязкой, развязкой, действующими лицами. Слушатели выходят, воз-вращаются по одному, и каждый пересказывает сюжет остальным участникам.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!