Компоненты профессионального мастерства музыканта-исполнителя



1 компонент - музыкально-исполнительская направленность.Направленность - это стремление человека к определенному роду занятий, основанная на сильном и устойчивом интересе к нему. Направленность характеризуется комплексом мотивов, интересов и потребностями. Музыкально-исполнительская направленность характеризуется – престижностью деятельности, любовью к музыке, потребностью сценического самовыражения.

       2 компонент – знания музыкантов-исполнителей. Изучая опыт известных педагогов-музыкантов настоящего и прошлого, мы находим убедительные подтверждения эффективности принципа связи широкой музыкальной культуры и глубины передачи художественного замысла исполняемого произведения.

Алеександр Борисович Гольденвейзер: «Как бы хорошо исполнитель ни владел мастерством, если он сам незначительный человек и ему самому нечего сказать слушателям, его воздействие будет ничтожным»

Савшинский С.И. «Чем глубже наши знания о произведении, тем больше они обогащают наше воображение, углубляют понимание, тем естественно, богаче будет исполнение, тем с большим увлечением и любовью мы будем работать над ним, и тем содержательнее будем играть». Савшинский называл этот процесс « всесторонним обогащением наших знаний о произведении»

       3 компонент – умения музыканта-исполнителя. Умения - это практическое владение способами выполнения отдельных действий и операций. Цагарелли выделяет три группы умений: коммуникативные (включая артистические), гностичесике (включая перцептивные), двигательные .

       Гностические умения (отдр.-греч. γνῶσις) — «познающий», это умение связанные с познавательной сферой человека: систематически пополнять свои знания путем самообразования, умение систематически расширять свои знания путем пристального изучения исполнительских стилей, умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и перестраивать свою деятельность в соответствии с целями и условиями ее протекания.

 

Предконцертная подготовка ученика

Психологические аспекты проблемы)

       Уже в период обучения в ДМШ ученику необходимо прививать чувство ответственности за исполнение на эстраде и, вместе с этим - интерес к концертным выступлениям. Успех выступлений во многом зависит от исполнительских способностей ученика, подразумевающих любовь к публичным выступлениям, умение владеть аудиторией и доносить да нее свои художественные замыслы.

       Общеизвестно, что игра на эстраде, как правило, вызывает волнение. Психологи отмечают различные стороны этого состояния: волнение за себя и волнение за исполняемую музыку; волнение в образе и вне образа; волнение – подъем и волнение паника.

       Нередко волнение способствует большей яркости выступления. Однако, во многих случаях волнение сказывается отрицательно и проявляется по-разному. Некоторые играют на эстраде скованно, сухо и формально, другие – наоборот, впадают в нарочито приподнятый тон. Волнение часто неблагоприятно отражается на технической стороне исполнения, а иногда приводит к «срывам», остановкам.

       Известно, что возросшая ответственность учеников старших классов связана с желанием показать себя в концерте с наилучшей сторорны, - именно такая настройка у многих уч-ся отрицательно сказывается на эстрадном состоянии. Уч-ся больше думает о себе: «Что обо мне скажут?», «Сыграю ли я хорошо?» и т.д. В этом случае его самонастройка менее всего направлена на то, как бы интереснее и ярче исполнить произведение. Если же отрешиться от излишнего беспокойства за себя, переключиться на музыку, «раствориться» в ней, - то все встанет на свои места. Волнение не исчезнет полностью, оно как бы поменяет знак «минус» на «плюс».

       Педагог должен внимательно и вдумчиво анализировать причины каждой неудачи и помогать ученику вырабатывать качества, необходимые для оптимального концертного состояния (КОС). Прежде всего, важно «честно» готовиться к концерту и не выходить на сцену с недоработанными, «сырыми» произведениями. Необходимо помнить, что срывы во время выступления приводят к появлению страха перед сценой.

        Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит от психологического состояния педагога, который должен уметь вселять бодрость и оптимизм.

       Успех на эстраде связан не только с ростом профессиональных навыков и умений, но и с развитием волевых качеств, которые включают выдержку и самообладание, настойчивость и упорство, целеустремленность. Выдержка и самообладание проявляются в способности управлять собой в ответственных, экстремальных ситуациях. Настойчивость и упорство выражаются в способности к длительной, напряженной работе, а также в стойкости при неудачах.

       В педагогической практике используются следующие приемы и методы подготовки к публичному выступлению:

- игра перед воображаемой публикой;

- обыгрывание программы;

- аудио- и видеозапись;

- игра с завязанными глазами (метод К. Метнера);

- игра с помехами и отвлекающими факторами.

       Во время игры перед воображаемой публикой надо быть готовым к любым неожиданностям при встрече с ними не останавливаться, а играть дальше, как на концерте. Воспитывать такую мгновенную ориентацию на продолжение исполнения необходимо еще в доэстрадный период. Ученик твердо должен знать, что если вдруг на эстраде случается забывание текста, технические неудачи, то необходимо, быть может, пропустив ряд построений, продолжать игру. Ни в коем случае не следует возвращаться к эпизоду, предшествующему «аварийному» месту. В большинстве случаев это приводит к повторной потере памяти, тем самым усугубляется состояние растерянности ученика.

       Обычно музыканты проверяют себя, обыгрывая произведение перед друзьями, знакомыми, меняя обстановку и инструменты. В этом приеме психологической подготовки исполнитель приближается к ситуации более ответственного публичного выступления. Обыгрывание произведения или программы надо делать как можно чаще и добиваться того, чтобы, «трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – приятным», как говорил К. Станиславский.

       Поэтому очень важно регулярно выступать на сцене, только тогда происходит адаптация исполнителя к сложной ситуации публичного выступления.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1387; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!