Музыкально-исполнительская деятельность



Понятие о деятельности и ее структуре

       Деятельность определяют как специфически человеческую, регулируемую со­знанием «внутреннюю» (психическую) и «внешнюю» (двигательную) активность, направленную на достижение сознательно поставленной цели. Возникновение и развитие теории деятельности – заслуга отечественной пси­хологии (К.Н.Корнилов, П.П.Блонский, М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выгот­ский, А.Н.Леонтьев).

       Смысл теории деятельности можно выразить так: сознание управляет деятельностью, но и деятельность формирует сознание человека. Это по­ложение особенно актуально для искусства, которое преобразует сознание не толь­ко творца искусства, но и его потребителей - слушателей, зрителей. Изучая деятель­ность, можно судить о том, каким образом она будет осуществляться (зная, конеч­но, при этом и условия, в которых эта деятельность протекает). Таким образом, дея­тельность может служить предметом самостоятельного изучения и в то же время средством изучения человека.

       Деятельность музыканта-исполнителя имеет многокомпонентный состав. Специалист в области исследования музыкально-исполнительской деятельности Юрий Алексеевич Цагарелли выделяет в структуре деятельности музыканта исполнителя перцептивный компонент, связанный с ощущениями и восприятием музы­кального произведения; мнемический, связанный с запоминанием и мысленным воспроизведением музыки, а также исполнительских движений; мыслительный, связанный с созданием идеального (мысленного) музыкального образа, осмысле­нием формы музыкального произведения; имажинитивный, связанный с воображе­нием, с сочинением нового музыкального произведения или нового образа в новой интерпретации; двигательный, связанный с игрой на музыкальном инструменте, с непосредственным исполнением музыкального произведения.         

Факторы, влияющие на эффективность деятельности музыканта-исполнителя

       Эффективность деятельности человека зависит как от факторов воздействия внешней среды, так и от внутренних факторов.

       Внешние факторы можно разделить на материальные факторы и факторы социально-психологической среды. К материальным факторам относятся: качество и состояние музыкального инструмента; акустические, температурные и иные особенности концертного зала; наличие нот и необходимой литературы, грамзаписей, ТСО.

       К факторам социально-психологической среды относятся: слушательская аудитория, особенности группы музыкантов при совместном музицировании, преподаватель-консультант и особенности взаимоотношений с ним; ситуация в обществе на данный момент времени, ближайшее социальное окружение музыканта.

       К внутренним факторам эффективности деятельности музыканта-исполнителя относятся возможности человека, зависящие от его индивидуальных врожденных и приобретенных особенностей. Первые определяют потенциальные возможности человека, вторые - (в сочетании с первыми по мере их реализации) – реальные возможности. Внутренние факторы являются отражением биологических и социальных факторов в развитии человека.

       Социальный фактор развития музыканта проявляется в виде отношений и мотивов (отношение к музыке, как виду искусства и профессиональной деятельности, интерес к игре на каком-либо музыкальном инструменте и т.п.), знаний и умений, развития профессионально важных качеств.

       Биологический фактор развития музыканта рассматривается как генотипический, т.е. врожденный (анатомическое строение руки, жизненная емкость легких, свойство нервной системы).

       В практической деятельности возможности человека представляют собой сплав врожденных и приобретенных свойств человека, названный великим русским физиологом И.П. Павловым фенотипом.

Этапы деятельности музыканта-исполнителя

       Ю.А. Цагарелли делит деятельность музыканта-исполнителя на две основных части: репетиционную и концертную.

       Репетиционная деятельность состоит из нескольких этапов, каждый из которых предъявляет к психике музыканта свои специфические требования. 1 этап работы над музыкальным произведением – создание целостного воображаемого музыкального образа, являющегося, по словам Щапова, неким сжатым «конспектом» того, что еще предстоит сыграть.

       Первый этап включает ознакомление с нотным текстом, накопление информации о форме, стиле, жанре, личностных и творческих особенностях композитора. На этом этапе творческая переработка информации ведет к созданию концептуальной модели интерпретации, к созданию мысленного музыкального образа.

       Второй этап – работа над деталями музыкального произведения: техническими сложностями, формой, реализацией слуховых и моторных представлений. Идеальный музыкальный образ получает реальное воплощение. Отделка деталей – трудоемкая работа. Поэтому от музыканта требуется выносливость, волевые качества, направленность личности на выполнение задач. Важная роль отводится таким качествам, как саморегуляция и самоконтроль исполнительских действий. Важной задачей второго этапа является выучивание произведения наизусть.

       Третий этап – создание целостного сукцессивного (слухового) музыкального образа. Происходит создание целостного, реально звучащего и разворачивающегося во времени музыкального образа. Здесь проигрывается произведение в целом, идет корректировка деталей с учетом реального целого, шлифуются «стыки» между деталями. Окончательно уточняются темпы, динамика, агогика, исполнительские и художественные приемы. Музыкальный образ становится более рельефным, отчетливым. На данном этапе важна мышечная выносливость исполнителя, ловкость, точность и скорость движений.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 4220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!