Психолого-педагогические требования к деятельности



Педагога-музыканта

Известные педагоги-музыканты неоднократно подчеркивали, что далеко не каждый высококвалифицированный музыкант может стать хорошим педагогом. Наряду с развитыми специальными музыкальными способностями необходим комплекс психолого-педагогических качеств, позволяющих педагогу добиться максимального успеха в работе с учеником.

Как известно, процесс обучения музыканта очень длительный. Нельзя быстро воспитать технически оснащенного, художественно совершенного исполнителя. Результаты работы проявляются не сразу, они значительно отодвинуты во времени. Таким образом, успешно работать в таких условиях может только педагог терпеливый, обладающий такими качествами, как толерантность и оптимизм (от лат. tolerantia – терпение).

Важно помнить, что процесс обучения и воспитания в музыкальном исполнительском классе зависит от индивидуальных особенностей ученика, уровня его природных данных, специфики проявления психических процессов. Отсюда следует, что каждый ученик продвигается с разной скоростью, в своем индивидуальном темпе развития. Чтобы этот процесс был более эффективным, педагогу необходимо как можно глубже и разносторонне изучать индивидуальность своего воспитанника. Одним из важных в этой связи является метод педагогического наблюдения, когда педагог систематически и целенаправленно фиксирует особенности поведения ученика, индивидуальные проявления познавательной деятельности, музыкального восприятия, воображения и т.д.

Успешная деятельность педагога-музыканта требует развития такого качества, как рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад).  В широком смысле рефлексия вбирает в себя такие процессы, как самопознание и понимание другого, самооценка и оценка другого, самопрезентация и интерпретация другого. Педагогическая рефлексия – это умение анализировать свою деятельность и деятельность ученика, верно определять пути его профессионального развития.

Не менее важно для педагога-музыканта  обладать эмпатией, то есть умением сопереживать, проникать во внутренний мир ребенка; ставить себя на место своего воспитанника, уметь взглянуть на проблемы его глазами. Для этого крайне необходимы знания в области возрастной психологии.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является ядром личности, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства педагога. Направленность личности педагога-музыканта включает совокупность ценностей, мотивов, потребностей, интересов, побуждающих и направляющих его профессиональную деятельность. Направленность личности определяет внутренний и внешний потенциал, успешность и неуспешность педагогической деятельности.

Основой музыкально-педагогической направленности является интерес к профессии педагога-музыканта, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Специфика направленности педагога-музыканта, по словам Л. Г. Арчажниковой, заключается в синтезе педагогики и музыкального искусства. Подавляющее большинство педагогов-музыкантов, (А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз, В. А. Ражников, М. Э. Фейгин и др.), в разной степени исследовавших сферу отношений в индивидуальном музыкальном классе, одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности считали любовь к ученикам. Вполне закономерно, что такая гуманистическая направленность деятельности позволила отечественной музыкальной педагогике, в частности, фортепианной, добиться высочайших результатов в воспитании выдающихся педагогов-исполнителей. А. Б. Гольденвейзер, один из основоположников отечественной фортепианной школы, писал: «Я призываю вас любить своих учеников. Ученики простят учителю вспыльчивость, резкость, даже иной раз грубость, если они идут от желания, чтобы ученик играл хорошо Но ученики ненавидят учителей равнодушных».

Неоднократно в педагогической литературе говорилось о том, что отношение к предмету, в нашем случае к музыке, опосредуется отношением к учителю. Поэтому, как важно, чтобы педагог был образцом для своего ученика, вызывал уважение и как профессионал, и как личность.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 742; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!