Область начального образования по технологии и изобразительному искусству



1. Приведите примеры предупреждения травмоопасных ситуаций на уроках технологии. Покажите, как предупреждение травмоопасных ситуаций отражено в учебниках и специальных учебно-наглядных пособиях по технологии, опираясь на безопасность работы с колющими и режущими инструментами.

 

Уроки по технологии требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это непременное условие – любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их школьниками. Соблюдение правил безопасности труда входит в число основных требований к уроку.

Приведите примеры предупреждения травмоопасных ситуаций на уроках технологии. Покажите, как предупреждение травмоопасных ситуаций отражено в учебниках и специальных учебно-наглядных пособиях по технологии, опираясь на безопасность работы с колющими и режущими инструментами.

Правила техники безопасности -приработесножницами 1. Хранитьножницывфутляреивнедоступномместедлядетей. 2. Вовремяработынеоставлятьлезвияножницоткрытыми. 3. Передаватьножницысомкнутымилезвиямикольцамивперёд.-приработесиглами, булавками, спицамиикрючком 1. Работать с напёрстком.2. Хранитьиголкиибулавкивопределённомместе (специальнойкоробке, подушечкеит. д.), неоставлятьихнарабочемместе, нивкоемслучаенебратьиголки, булавкивротиневкалыватьихводежду.3. Непользуйтесьдляшитьяржавойиголкой. 4. Выкройкиктканиприкреплятьострымиконцамибулавоквнаправленииотсебя. 5. Спицыикрючокхранитьвчехле, поокончаниюработыубиратьихвместо, недоступноедлямаленькихдетей. 6. Кускисломанныхиголокилибулавоксобиратьиотдаватьучителю.

Приведите примеры организации обсуждения результатов практической деятельности на уроке. Покажите зависимость результатов практической деятельности от принятых критериев оценки, меру ответственности за объективность и обоснованность высказываемых оценочных суждений.

Учитель быстро просматривает в каждой бригаде насколько аккуратно выполнены детали изделия, вслух комментирует свои наблюдения. НАПРИМЕР:- А что могло случиться, если бы мы сначала приклеили листья, а не венчики?- почему в правилах безопасности написано, что кисточку необходимо отмыть от клея?- Что еще мы можем рассмотреть на карточке?- Что на ней изображено?- Какой вид работы использован? Чем отличается от нашего сегодняшнего изделия?- При желании вы можете дома, не торопясь, выполнить эту работу. Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.«5» ставится, если обучаемым: тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа.«4» ставится, если обучаемым: имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; отдельные приемы труда выполнялись неправильно; самостоятельность в работе была низкой; норма времени недовыполнена на 15-20 %; изделие изготовлено с нарушением отдельных требований.

 

2. Приведите примеры организации обсуждения результатов практической деятельности на уроке, покажите зависимость результатов практической деятельности от принятых критериев оценки, меру ответственности за объективность и обоснованность высказываемых оценочных суждений.

Учитель быстро просматривает в каждой бригаде насколько аккуратно выполнены детали изделия, вслух комментирует свои наблюдения. НАПРИМЕР:- А что могло случиться, если бы мы сначала приклеили листья, а не венчики?- почему в правилах безопасности написано, что кисточку необходимо отмыть от клея?- Что еще мы можем рассмотреть на карточке?- Что на ней изображено?- Какой вид работы использован? Чем отличается от нашего сегодняшнего изделия?- При желании вы можете дома, не торопясь, выполнить эту работу. Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.«5» ставится, если обучаемым: тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа.«4» ставится, если обучаемым: имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; отдельные приемы труда выполнялись неправильно; самостоятельность в работе была низкой; норма времени не довыполнена на 15-20 %; изделие изготовлено с нарушением отдельных требований.

 

3. Приведите примеры реализации названных принципов и методов, а также форм и приёмов внеурочной деятельности младших школьников, в которых усиливается интерес к учебному предмету «Технология». Покажите возможность переноса полученных знаний и умений в творческую проектную деятельность на уроке и за его пределами.

Одной из основ, на уроках технологии, является воспитание гражданственности на исторических ценностях нашей родины. Учащиеся знакомятся с произведениями народных мастеров, изучают обычаи и обряды, узнают историю создания и изготовления игрушек и других изделий из различного природного материала, который находят в окрестностях (глина, шишки, дерево, кора, камни), кроме того, используют различные виды тканей. Совместная деятельность на уроках способствует формированию положительных взаимоотношений друг с другом, умению сотрудничать, обмениваться опытом, полезной информацией. Часто используются совместные проекты. Темы уроков коллективной работы могут быть следующие (по выбору учителя):

- Изготовление из бумаги и картона счётного материала для класса. (Можно приготовить грибы, груши, репки, берёзки,

- конвертов для хранения счётного материала.

- материалов для дидактических игр (арифметическое лото, лото-загадка и др.).

- флажков для украшения класса, детского сада.

- ёлочных игрушек для школы, детского сада.

Особое место в работе учителя занимает индивидуальная форма обучения. Индивидуальная форма организации работы – это форма работы на уроке, которая предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

При планировании следует учитывать:

1. Индивидуальные задания должны быть посильны и усложняться от задания к заданию. 2. Постоянный контроль и помощь при выполнении работы. 3. Особое значение имеет проектная деятельность. 4. При индивидуальной форме обучения возрастает опасность получения травм, обязывает усиливать контроль за соблюдением правил техники безопасности.

Для решения воспитательных задач, формирования духовно-нравственных качеств личности на уроках технологии можно использовать пословицы и поговорки. Позволяет воспитывать у школьников уважение к труду, бережливое отношение к своему и чужому времени, нетерпимость к лени, хвастовству, работе спустя рукава, учит гордиться прочно усвоенными знаниями, приобретенными трудовыми навыками, приучает к взаимопомощи и ответственности: «С ремеслом не пропадешь», «Уменье везде найдет примененье», «Всякая работа мастера хвалит», «По заслугам и честь». Для сохранности фонда материалов и инструментов необходимо объяснить школьникам, как с ними обращаться (бережно и экономично). В каждом классе должен быть шкаф для их хранения. Пользоваться кол-вом материала надо разумно. Остатки материалов не выбрасываются, хранятся отдельно. Организационные формы работы по ознакомлению учащихся с профессиями: сбор и обсуждение информации, оформление результатов поиска. Для каждой профессии необходимы свои инструменты и материалы. Назовите профессии людей, которые создают различные предметы. Назовите профессии людей, которые используют различные инструменты. Итак, профессия – это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определёнными знаниями и навыками, иметь особые способности и развитые профессионально важные качества

Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного

воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счёте низкой эффективности обучения.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельности создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание. В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество (Примерные программы)

Следует подчеркнуть, что уроки технологии, действительно, уникальны и исключительно важны для общего развития младших школьников. Их специфические возможности в системе общего образования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах:

1) возможность активизации познавательной̆ деятельности (за счет соединения различных форм познания и видов деятельности);

2) возможность социальной̆ адаптации личности (через формирование практических умений и развитие творчества);

3) возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учета в образовательном процессе функциональных возможностей̆ ребенка и природных закономерностей̆ развития).

Первая и главная специфическая черта уроков практического труда состоит в том, что они строятся на уникальной̆ психологической̆ и дидактической̆ базе – предметно-практической деятельности. Следовательно, в них более ярко, чем в других учебных предметах, представлены наглядно-образная и наглядно-действенная формы познания.

(Конышева Н.М. теория и методика преподавания технологии в начальной школе)

Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективистические мотивационное учение, усиление

в обучении связей «ученик-ученик» большой акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.

В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребёнка ещё относительно слабо развито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, становится главным и по своим качествам уже мало чем отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей. В учебниках Конышевой Н.М. и Геронимус Т.М. довольно часто используются методы и приёмы, побуждающие детей в процессе анализа конструкции образца активно мыслить, пользоваться такими способами познавательной деятельности, как сравнение, мысленное разделение на части или соединение частей, мысленная трансформация объекта и т.д. При разработке уроков следует учитывать тот факт, что механические действия с предметами не способствуют формированию психических новообразований. Поэтому перед учащимися нужно ставить задания таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их выполнения, а допускаемые при этом ошибки способствовали поиску и стимулировали познание. Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания содержали в себе задачи, требующие определённого интеллектуального и эмоционального напряжения. Много времени должно отводиться анализу конструкции, решению дополнительных задач, обсуждению принципов и приёмов решения. Развитие мышления младших школьников на уроках технологии будет успешным, если учащиеся будут выполнять не только практические задания, но и решать задачи, основанные на умственных действиях: мысленное преобразование (трансформация форм на плоскости и в объёме), мысленное представление конструкции изделия, выделение в нём основных частей и деталей, определение их формы и взаимного расположения.

К концу обучения начальной школы учащиеся должны будут овладеть следующими умениями как:

-оценивать потребность в дополнительной информации.

Во внеурочной деятельности для уроков технологии может происходить применение разных способов компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, при помощи специальных поисковых систем. Анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы)

Во внеурочной деятельности по технологии возможно создание мультфильмов и живых картинок на компьютере. Проектирование доступных по сложности конструкции изделий кульурно-бытового и технического назначения (примерные программы)

Для развития логического мышления можно использовать: Загадки, пословицы, «Поиск предмета по заданным признакам»:Цель: развитие логического мышления. Инструкция: Задается определенный признак, необходимо подобрать как можно больше предметов, обладающих заданным признаком. Начинают с признака, отражающего внешнюю форму предмета, а затем перейти к признакам отражающих назначение предметов, движение.

Признак внешней формы: круглый, прозрачный, жесткий, горячий и.т.д. Самый активный ребенок давший наибольшее кол-во правильных ответов становится победителем. «Способы применения предмета» Задаётся какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применению: Например: книга, автомобиль, помидор, дождь, жёлудь, ягода. Кто из ребят наиболее активно участвовал и дал наибольшее кол-во верных ответов, становится победителем.

 

4. Приведите примеры содержания, активных форм музыкально-творческой деятельности и современных методов формирования основ музыкальной культуры учащихся.

Музыкальное творчество. Содержание

Задачи:

· Песенное творчество

Один из центральных разделов программы музыкального развития ребенка - песенное творчество.

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Тем не менее песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.).

· Танцевальное тв-во

Задача - учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям - развитие музыкально-ритмических н ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Развитие детского танцевального творчества нацелено на импровизацию и самостоятельную деятельность. Задачи, которые, стоят перед музыкальным руководителем требуют решения путем обучения:

- выразительным и ритмичным движениям в соответствии с разнообразным характером музыки;

- сочинению и исполнению парного танца;

- сочинению танца по данному плану;

- импровизации пляски, с использованием знакомых элементов народного танца;

- придумыванию вариантов образных движений, свободного танца (классического, народного, современного).

В работе над движением уместно развивать детское творчество, используя различные приемы, например, прослушивание музыки, определение ее характера, настроения и формы. Методом анализа и сопоставления контрастных и сходных структур (оттенков, темповых изменений и др.) музыкального произведения педагог оказывает содействие в передаче детьми своих эмоциональных переживаний через движения, и развитию способности владеть своим телом.

Эффективны упражнения с воображаемыми предметами, упражнения на угадывание, что показывает мальчик, а что девочка («Танец с колосьями», муз. И.Дунаевского). Упражнения «Передача платочков» поможет развить гибкость, устойчивость и слитность движений, ритмическую четкость движений, подготовить к исполнению плавных движений.

Не менее важным остается проблема выбора приемов и методов обучения, призванных создать на занятиях атмосферу увлеченности. Здесь можно использовать игровой метод, например, упражнение «Поедем на каток», согласно которому дети должны изобразить, как они едут, передавая характер движения, а затем показать, как катаются на коньках.

Методом обсуждения можно добиться выполнения задания на сочинение парного танца, нужно научить детей договариваться кто и что будет делать и на какой фразе будет происходить смена движений (хлопать, топать , кружиться и т.д.), но перед этим необходимо прослушать и проанализировать характер и форму музыкального произведения. В качестве репертуара предлагаются «Парный танец» латыш. нар. мелодия, «Плясовая», муз. Т. Ломовой и др.авыков и навыков выразительного движения.

· Музыкально-игровое

Основные задачи:

-учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера движения людей (лыжник, наездник, рыбак), образы животных (сердитый козлик, ласковый котик);

- учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни;

- выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов;

- стимулировать развитие фантазии, воображения;

- содействовать проявлению самостоятельности и активности

В этом возрасте музыкально-игровое творчество является эффективным средством формирования:

- звуковысотного («три поросенка»),

- ритмического(«узнай песню по ритмическому рисунку»),

- тембрового («угадай на чем играю»), динамического («громко-тихо запоем»),

- и гармонического слуха («какие инструменты звучат»).

Данный вид детского творчества в подготовительной группе опирается на разыгрывании инсценировок, сказок на основе фиксированного сюжета, при этом перед импровизацией необходимо проанализировать музыку и рассказать о персонажах, после чего детям предлагается пересказать сюжет в движениях, полностью придуманных детьми (например «Волк и семеро козлят» муз. А.Рыбникова).

Эти игры разучиваются на занятиях и переносятся в самостоятельную игровую деятельность.

Активные формы работы

В игре формируется творческое воображение, развивается фантазия, повышается внимание учащихся, активизируется память, мышление, сообразительность. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, вести диалог, отстаивать свое мнение, сострадать и радоваться. Все виды игр выполняют здоровьесберегающую функцию.

Классификация дидактических игр И.Я. Ланиной:

1.Творческие (ролевые)игры, в которых все действия участников определяются порученной им ролью («игры-путешествия», музицирование на детских музыкальных инструментах и пр.);

2.Игры – соревнования, связанные с выявлением победителя (викторины, конкурсы и пр.);

3.Игры – упражнения, направленные на выполнение занимательных заданий (кроссворды, ребусы, шарады и т.п.);

4.Игры с раздаточным материалом (музыкальное лото, домино и т.п.);

5.Ролевые игры, связанные с имитацией возможной жизненной ситуации («Игра в гостей»)
Игровая деятельность учащихся на уроках музыки:

1. Творческие (сюжетно - ролевые) игры и импровизации.

Иначе их называют познавательные, дидактические, обучающие, умственные, учебные, предметные, развивающие.

Ролевая игра - форма моделирования ребенком, прежде всего социальных отношений, свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они на себя берут. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то».

• Представь себе, что ты композитор. Какую бы музыку ты сочинил для (утра, ночи, зимы и т.д.).

• Учитель: "Представьте себя в роли композитора (звукорежиссера, музыкального продюсера). Какую музыку вы написали бы к этим словам, сюжету, картине? Придумай звуки, шумы, соответствующие какому-либо произведению изобразительного или литературного искусства.

Инструментальное музицирование.

Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают образ, настроение, жанровые особенности, ритм, темп и формы произведения, но и путем игры учатся передавать его.

• Вы - исполнители оркестра народных инструментов. Передайте музыкальный образ этой песни в музицировании, при выборе инструментов, обратите внимание на соответствие музыкального образа песни голосу (тембру) инструментов ( ложки, свирели, треугольники, барабаны, бубны и другие детские музыкальные инструменты). Например, при исполнении произведения Д.Д. Шостаковича "Вальс-шутка" дети по группам играют на колокольчиках, металлофонах и треугольниках.

Вокальное музицирование.

• Метод сочинения сочиненного" В.О. Усачевой. Ученики придумывают мелодию к неизвестной им песне.

• Учитель пишет на отдельных листках строчки из стихотворений и раздает ребятам. Задача играющих - придумать мелодию для данных слов. Не обязательно специально придумывать рифму.

• Можно использовать известные детские стихотворения Агнии Барто, например: "Уронили мишку на пол..." или "Наша Таня громко плачет..." и сочинить мелодии.

• "Сами композиторы" или "Я-композитор".

Вокальные игры.

• Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации, игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.

А в среднем звене- это сочинение вокального подголоска, пение по «цепочке» , как бы передавая «эстафету» другому человеку, вокальная импровизация.

• «Пение про себя» - часть музыкального произведения исполняется вслух, а часть - «молча», «про себя». По знаку учителя (сжатые губы или пальцы в кулак или руки за спиной) учащиеся чередуют манеру пения.

"Дирижером" может быть выбран ученик.

Андрей-воробей, не гоняй голубей. (Вслух.)

Гоняй галочек из-под палочек. (Про себя.)

• «Узнайте знакомую песню по ее вступлению и исполните первый куплет «в уме» одновременно со звучанием мелодии».(повторение текста)

Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями( произнести обиженно, сердито, печально и т.д.).Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

• Упражнения из фонопедического метода В.В. Емельянова.

«Губной вибрант».

(Р) – НА МАШИНЕ ЕДЕМ К МАМЕ - (Р)

(Р) – МЫ НЕ ЕЛИ, МЫ НЕ СПАЛИ - (Р)

(Р) – ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ МЫ ЗА РУЛЕМ - (Р)

(Р) – ВСЁ НАМ БЫЛО НИПОЧЕМ - (Р)

«Инсценировка»

• Инсценировки песен позволяют ученикам раскрепоститься, повышают самооценку, развивают творческий потенциал. Ребята очень любят выступать в роли артистов.

Прекрасные примеры для инсценировки - песни Д.Б. Кабалевского «Любитель-рыболов», Т. Попатенко «Котенок и щенок», Л..Книппер «Почему медведь зимой спит».

«Музыкальный театр» - этот метод направлен на постижение целостного музыкального содержания. Средства – звук, жест, танец, слово, литературный сюжет, стихи. Особенностью является то, что определяемые учителем средства, должны быть реализованы в синтезе, например звук и жест. Этот метод помогает ребенку сделать музыку зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе взаимодействия с музыкальным искусством, когда дети еще не могут говорить о музыке.

• Учащиеся начальной школы по музыке дети определяют различных животных из «Карнавала животных» К. Сен-Санса, а потом разыгрывают спектакль, изображая повадки того животного, кто больше понравился. Разыгрывают по ролям фрагменты сказок, оперу М. Коваля «Волк и семеро козлят»

Методы

Метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека. Средством реализации данного метода являются различные жизненные ситуации, содержание которых было связано с тем или иным произведением. Эти ситуации конструируются на основе реальных событий, взятых из литературных источников или специально придуманных.

Метод моделирования художественно-творческого процесса .

Метод моделирования требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка), творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпретацией. Каждый ребенок может стать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается композитор-творец: о чем и как я хочу сказать своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других? Метод моделирования художественно-творческого процесса направляет мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения самого творения.

«Сегодня, ребята, мы с вами в творческой мастерской композитора Свиридова (Бетховена, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева...)». Учеников следует погрузить в атмосферу, предшествующую созданию произведения, обратив внимание на исторический, культурологический, личностный аспекты жизни композитора. Далее, учащиеся находят нужные интонации, речевые (можно инсценировать диалог) и музыкальные, вызванные конкретной ситуацией, в которой находится композитор. Далее в работе могут помочь методы "Сочинение сочиненного", "Содержательного анализа художественного произведения".

Проблемный метод подчеркивает важность самостоятельного принятия детьми решений: «Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие по ходу урока вопросы, а не довольствовались получением от учителя готовых ответов истин, которые им остается лишь запомнить». Надо сделать все возможное, чтобы до правильных ответов учащиеся додумывались сами… Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом таком собеседовании должно наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента:

Первый – четко сформулированная учителем задача;

Второй – постепенное, совместно с учащимися, решение этой задачи;

Третий – окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся.

Вывод:

Активные формы и методы работы формируют творческую активность учащихся в учебной и во внеурочной деятельности, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки, самостоятельному осмыслению музыкального материала. Уроки с использованием активных форм и методов позволяют учителю по-новому увидеть некоторых учащихся, заметить их индивидуальные особенности. Эффективность урока возрастает.

 

5. Раскройте значение начального музыкального образования, полученного на уроках музыки, в дальнейшей образовательно-воспитательной работе.

Музыкальное искусство всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Музыка сопровождает человека всю жизнь, становится частью быта и оказывает огромное влияние на мысли, чувства, настроение. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет особую роль в эстетическом и нравственном развитии ребенка. Также, можно сказать, что воспитательные возможности музыкального искусства безграничны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности.

На уроках музыки используются различные виды музыкальной деятельности. Их влияние на развитие ребенка можно рассматривать в трех аспектах:

1) физиологический - связан с исследованиями В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций;

2) психологический: музыка воздействует на эмоционально-личностную сферу ребенка, способствует коррекции познавательных, коммуникативных, а также речевых нарушений развивая дыхание, голос, артикуляционную моторику, нормализуя темп речи, динамику, исправляя недостатки восприятия и звукопроизношения.

3) педагогический: посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные внешние действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Музыкальная деятельность так же состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песни, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно со своими сверстниками заканчивает исполнение. Действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Таким образом, происходит развитие всех высших психических функций.

Музыкальная деятельность ребенка имеет большое влияние на развитие разговорной речи ребенка. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Каждый их них служит средством развития какой-либо речевой способности. Прослушивание музыкальных произведений развивает слуховое восприятие в общем, и, фонематическое восприятия в частности; пение – развивает артикуляционную моторику, речевое дыхание, звуковысотный слух; ритмическое чувство формируется в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, в пении. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке, музыкальных жанрах,

композиторах, музыкальных инструментах и т.д. – это расширяет активный и пассивный словарь ребенка, его представления об окружающем мире.

Наиболее близко и доступно детям-пение. В процессе пения происходит развитие артикуляционной моторики. Пение способствует формированию кинестетической и кинетической основы движения при образовании звуков, а впоследствии и всех артикуляционных позиций. Работа в песне над интонационной выразительностью, динамикой, темпом, дикцией, дыханием улучшает и общее звучание разговорной речи. Кроме этого пение развивает координацию голоса и слуха.

Также, очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: оно способствует развитию и укреплению легких; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Ведущим видом деятельности на уроках музыки является восприятие. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Развитие музыкального восприятия – это часть развития восприятия в целом. Н.А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не следствие возрастного созревания человека – это следствие целенаправленного воспитания. Задача педагога в том, чтобы постепенно, с приобретением музыкального и речевого опыта, ребенок учился воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения».

Одновременно с этим, ребенок обогащает свой словарный запас, активизируется его мыслительная деятельность, расширяется кругозор, формируется эмоциональная отзывчивость.

Таким образом, средствами музыкального воспитания можно решить следующие задачи:

1) коррекционные:

- развитие слухового и зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений;

- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;

2) оздоровительные:

- укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

- развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

- развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

- развитие быстроты двигательной реакции;

3) образовательные:

- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

- формирование мыслительных умений и действий;

4) воспитательные:

- воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры;

- эстетическое отношение к окружающему;

- развитие чувств, эмоций высшего порядка;

5) развивающие:

- познавательную активность;

- устойчивый интерес к деятельности;

- саморегуляцию и самоконтроль деятельности;

- внимание, память, мышление;

- ориентировку в пространстве.

Но гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные возрасту ребенка, активизируются все творческие возможности растущего человека и создана благоприятная среда не только в учебное время, но и в семейном кругу. Музыкально-эстетическое образование на уроках музыки только начинается. Необходимо, чтобы родители интересовались, что и как ребёнок делал на уроке, с какими новыми произведениями, композиторами, песнями он познакомился, повторяли пройденный и, вместе с ребенком искали дополнительный материал. Это дополнительно активизирует развитие ребенка и поможет укрепить тесные дружественные отношения с родителями.

6.Назовите и охарактеризуйте 2-3 современные программы по изобразительному искусству. Приведите примеры реализации названных программ: декларируемые цели, задачи, принципы и возможности их реализации, методы и технологии обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время существует несколько программ по предмету «Изобразительное искусство» для общеобразовательных школ: «Изобразительное искусство. 1–9 классы» В.С. Кузина; «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского; «Изобразительное искусство и художественный труд. 1–4 классы Т.Я. Шпикаловой. За последние годы произошло значительное сближение образовательных концепций этих программ, но остаются и различия.

УМК «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского (Школа Неменского) содержит учебную литературу для школьников 1-8 классов.

Отличительная особенность учебников данной линии состоит в формировании разносторонней художественной культуры учащихся и раскрытии полноценной творческой личности в каждом ребенке.

УМК включает: рабочие программы, созданные в соответствии с идеями и требованиями ФГОС НОО, учебники и рабочие тетради, которые входят в комплекс «Школа России», методическое пособие, содержащее подробные рекомендации по проведению урока по всем темам начальной школы, по развитию творческого мышления, воображения, фантазии, практических художественно-творческих умений и навыков детей.

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно – нравственную сущность худ.образования: «Виды худ.деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт худ.-твор. Деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй – даёт инструментарий для его практической реализации, третий – намечает духовно-нравств.эмоц. -целостную направленность тематики заданий, четвёртый – содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить худ. -твор.опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства. 1 час в неделю, всего 135ч

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности (наблюдение и изучение окружающей реальности).

Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью. Неменский отмечает 3 способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.

Цель программы: формирование художественной культуры как части культуры духовной.

Задачи: · развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры · художественное развитие,· формирование художественного мышления,· усвоение эмоционально-чувственного опыта

Основные принципы программы: 1. Принцип "искусство как духовная культура" - единство мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу). 2. Принцип диалога культур (национальных и исторических форм). 3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. 4. Принцип связи с жизнью и система заданий на осознание окружающей действительности (диалог урока с жизнью). 5. Блоко-тематический принцип построения программы: · блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); · тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; · темы каждого урока "по кирпичику" строят познание темы четверти, и "кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти. 6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания.

Основные виды деятельности: · изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная работа;· лепка; · аппликация;· объемно-пространственное моделирование; · проектно-конструктивная деятельность;· художественное фотографирование и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства;· обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;· изучение художественного наследия;· прослушивание музыкальных и литературных произведений

Учебно-методическое обеспечение -методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей. Все издания под редакцией Б.М.Неменского.

Структура программы обучения изобразительному искусству Б.М.Неменского

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности (наблюдение и изучение окружающей реальности).

Художественные знания, умения и навыки группируются вокруг общих проблем; форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.

Программа состоит из тематических блоков.

I этап – начальная школа.

1 класс - фундамент - знакомство со способами работы, различными художественными материалами, развитие зоркости и владение материалом. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».

2 класс - « Ты и искусство» - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний, раздумий. Формирование представлений о содержании и роли искусства

3 класс — «Искусство вокруг тебя» - приобщение детей к миру окружающей красоты.

4 класс — «Каждый народ художник» - формирование представления о многообразии и увлекательности худ. творчества во всех уголках

земли и у каждого народа.

II этап — средняя школа. Основы художественного мышления и знания. Углубленное изучение разнообразных видов и жанров искусства в контексте исторического развития, усиливаются межпредметные связи с уроками истории.

5 класс — Связи декоративной группы искусств с жизнью. Чувство гармонии с материалом

6 — 7 класс - Связи изобразительной группы искусств с жизнью. Освоение художественно-образных закономерностей искусства и их систематизация. Творчество художников.

8 класс - «Связи конструктивной группы искусств с жизнью». Архитектура - синтез всех видов искусства.

9 класс - обобщение пройденного. «Синтез пространственных и временных искусств».

III этап. Основы художественного сознания. Разделение практической и теоретической работы на параллельные курсы.

10-11 классы — Исторические связи искусств.

Художественные знания, умения и навыки группируются вокруг общих проблем; форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.

Программа рассматривается как целостная система введения в художественную культуру на основе изучения всех основных видов пространственных (пластических) искусств, т.е. искусств, связанных с деятельностью художника: Изобразительных (живопись, графика, скульптура); конструктивных (архитектура, дизайн); декоративных (различных видов декоративно-прикладного искусства: народное искусство, художественные промыслы, современное выставочное декоративное искусство); синтетических искусств (экранные, театр). Ставится задача духовного развития личности. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью. Программа рассчитана на I -2 часа в неделю. Данная программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

В. С. Кузин. Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 1 -4 кл.: книга для учителя /– 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.).

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально -образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно - практические навыки.

Целями курса изобразительного искусства в начальной школе являются:

· воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

· приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

· реализация нравственного потенциала изо- изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;

· развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;

· освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно - прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

· овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно - творческой деятельности, разными художественными материалами.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

· развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

· способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

· способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

· воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В основу программы положены: · единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся; · яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства; · система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии; · соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников; · направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.

Наряду с основной формой организации учебного процесса — уроком — возможно проведение занятий - экскурсий в художественных и краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета. В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.

Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно - выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.

Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников - иллюстраторов.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народно- го декоративно - прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек и т. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

Декоративно - прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.

Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для со здания выразительного образа (пластилин, глина — конструктивный и пластический способы лепки).

Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.

 

7. Приведите примеры и раскройте содержание и методы формирования художественной культуры учащихся в урочной и во внеурочной деятельности. Покажите значение досуговой деятельности в развитии изобразительного творчества младших школьников.

Для формирования художественной культуры детей младшего школьного возраста предлагается рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, лепку, беседы по искусству на уроках изобразительного искусства, а также посещение музеев и выставок, домашнюю работу, копирование художественных произведений.

Рисование с натуры – это изображение различных предметов, находящихся непосредственно перед учащимися. Их задача – передать положение изображаемого предмета в пространстве, его пропорции. Первоклассники учатся рисовать несложные по форме предметы, в основе изображения которых лежат простые геометрические тела: круг, овал: это овощи и фрукты: яблоко, помидор, лук, огурец. Во 2 классе учащиеся учатся проводить геометрический анализ формы изображаемых предметов, овладевают навыками смешивания красок, пользования палитрой. В задания на уроках рисования с натуры входят предметы более сложной формы: грибы, груши, листья несложной формы – березы, сирени, осины. В 3-4 классах внимание учащихся стоит обращать на получение гармоничного сочетания цветов и оттенков. В натурную постановку входят листья, сложные по форме и строению: клен, каштан, боярышник, веточки деревьев и кустарников с листвой и без нее, овощи и фрукты. На таких занятиях учащиеся приобретают навыки построения предмета, его компоновки на листе с соблюдением пропорций, учатся находить красоту в знакомом и обычном, бережному отношению к природе, развиваются эстетически.

На уроках рисования на темы учитель формирует навыки изображения и построения и через использование наглядных пособий воспитывает у учащихся любовь к русской природе, приобщает к наследию мировой культуры. Иллюстрирование литературных произведений расширяет кругозор младших школьников, приобщает к народному искусству. На таких уроках школьники знакомятся с творчеством русских и зарубежных художников, произведениями различных направлений в искусстве. Тематическое рисование выполняет большую роль в патриотическом и духовно‐нравственном воспитании, без которых формирование художественной культуры у учащихся не будет эффективным.

Декоративная работа приобщает учащихся к декоративно‐прикладному искусству. На таких уроках они знакомятся с народными промыслами (росписи посуды, утилитарных изделий, народные игрушки), выполняют декоративные композиции, то есть изображения на основе переработки формы, цвета, фактуры реальных объектов. Уроки направлены на изучение свойств и эстетических качеств различных материалов, ведь школьникам приходится решать задачи по подбору композиции изображения и фона, больших и малых форм, ритма, силуэта.

Лепка – создание объемных предметов и композиций из мягких и пластичных материалов: пластилина, глины, соленого теста. Занятия лепкой следует строить от простого к сложному. Сначала стоит учить детей лепить простые по форме овощи и фрукты, в основе которых лежат геометрические тела. Далее стоит усложнять модели, также следует знакомить учащихся с различными способами лепки: конструктивный (лепка из предмета из отдельных его частей), пластический (лепка из целого куска), комбинированный (совмещает в себе конструктивный и пластический способы). Когда учащиеся овладели навыками лепки отдельных предметов, следует изготавливать плоскостные картины, панно. При работе с пластическими материалами массируются определенные точки на ладонях, которые, активизируя работу мозга, способствуют интеллектуальному развитию ребенка.

Беседы об искусстве. На уроке изобразительного искусства, кроме объяснений и бесед учителя, эффективны такие формы работы учащихся, как подготовленные ими сообщения и доклады, анализ художественного произведения в письменной или устной форме. Особое внимание уделяется использованию технических средств, которые позволяют провести интегрированный урок (сочетать произведения изобразительного, музыкального и литературного искусства). Беседы об искусстве призваны формировать устойчивый интерес к урокам изобразительного искусства, к познанию, приобщать учащихся к мировому художественному наследию человечества, учить понимать содержание картин и, как следствие, формировать художественную культуру у учащихся.

Во внеурочной деятельности самым эффективным могут быть посещение музеев, выставок, мастерских художников. На экскурсии в музее учащиеся получают знания о творчестве того или иного художника, о содержании картины и об условиях ее создания. Отдельного внимания заслуживают местные музеи, места боевой славы, важно, чтобы дети имели представление о наследии своей малой родины, ценили и берегли ее традиции.

Также результатом работы во внеурочной деятельности может быть создание тематических композиций, украшений для праздников, сувениров (открытка мама, подарок папе), игрового материала и т. п. В этих видах работы задействованы основные познавательные процессы и приёмы умственной деятельности ребёнка: целенаправленное восприятие и произвольное внимание, анализ, синтез, сравнение, память, вариативность и гибкость мышления обучающихся, направленные на формирование универсальных учебных действий. Еще можно организовать творческие мастерские: "Ручная художественная вышивка", "Ручное художественное вязание". На занятиях в творческой мастерской учащиеся получают знания, умения и навыки ручной вышивки, изучают её особенности, знакомятся с историей народной вышивки, художественными промыслами России, с народными традициями и неповторимостью вышитых изделий. В мастерской дети изучают народные традиции и региональные особенности в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.

Обобщая опыт педагогов по формированию художественной культуры младших школьников, можно выделить основные формы организации внеурочной деятельности:

- организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

- проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

- работа музыкально-литературных клубов;

- работа кружков: декоративно-прикладного искусства, хореографии, хорового музицирование.

- участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на разных уровнях.

 

8. Приведите примеры использования учебно-методических комплексов, раскройте их роль в учебно-воспитательном процессе (программа, учебник, тетрадь). Раскройте условия и методы развития образного и логического мышления, пространственных представлений, использования учащимися в повседневной жизни приобретенных на уроках изобразительного искусства умений и навыков.

Характеристика средств обучения изобразительному искусству, их классификация.

А) Средства обучения изобразительному искусству - материальные объекты и предметы духовной культуры, используемые для организации и осуществления процесса обучения изобразительному искусству, его предметная поддержка, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.

В узком смысле слова - дидактические С. и ТСО. Дидактические С. включают три компонента:
■учебный, дидактический материал, составляющий содержание обучения; совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых в процессе обучения;
■методыиприемыобучения - приусвоениитеоретическихзнанийискусствоведческогохарактера, иприосвоении изобразительных умений; различные виды деятельности, при помощи которых осуществляется процесс обучения (игра, трудовая деятельность, общение и т.д.);
■организацияучебнойивоспитательнойработыпоизобразительномуискусству - такихееформ, какуроки и их системы, внешкольные внеклассные занятия, самостоятельные домашние занятия и др.

Особо выделяются материальные средства обучения:
- учебные комплекты и комплексы (учебники; наглядные пособия; произведения изобразительного и музыкального искусства и т.д.),
- аппаратура ТСО для воспроизведения изображения и звука, средства массовой информации;
- студии, кабинеты изобразительного искусства. Некоторые авторы относят к числу С. также методические пособия для учителей, рассматривая их как средство проектирования деятельности учителя.

Б) Личность самого учителя тоже можно рассматривать как важнейший инструмент, основное средство обучения и одновременно как субъект процесса обучения.

Дидактические С наглядности функционируют исключительно в рамках учебного процесса. Выделяют:
* объёмные (модели (гипсовые и др.), макеты, муляжи, чучела и др.);
* плоские (рисунки, таблицы, схемы и др.);
* экранные (статические (слайды) и динамические (видео, кино), среди них – визуальные, аудиовизуальные).

Некоторые исследователи рассматривают С наглядности шире, включая в классификации по внешним признакам:
* печатные (репродукции, иллюстрации, схемы, таблицы);
* экранные, экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи).

Учебные таблицы, схемы, рисунки и др. печатные пособия учебно-методического характера предназначены для визуализации знаний из области ИЗО. Наиболее распространенными являются: таблицы для изучения: пропорций, линейной и воздушной перспективы, конструктивного рисунка разнообразных предметов, светотени. Такие пособия, применяющиеся в практике преподавания, содержат изображения из соответствующих книг, иногда, наряду с рисунком, воспроизводят произведение искусства, наиболее ярко иллюстрирующее применение конкретного знания.

Вариативность современных учебно-методических пособий по курсу «Изобразительное искусство».

Шпикалова Т.Я. – главная цель программы – способствовать воспитанию высокохудожественно – образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей задатков ребенка. Авторский коллектив программы соединяет в интегрированном курсе изобразительное искусство и художественный труд, искусство слова и песни, исходя из народного творчества. Структура программы не обычна, содержание раскрывается по видам народного искусства. Первый блок посвящен народному декоративно-прикладному искусству, второй – устному народному творчеству. Народное ДПИ включает следующие разделы учебного курса: основы художественного изображения; орнамент в искусстве народов мира, строение и виды; народный орнамент России, творческое изучение в процессе изображения; художественный труд на основе знакомства с народным и ДПИ. Устное народное творчество включает следующие разделы: учебный материал для восприятия на слух; учебный материал для самостоятельного чтения; фольклорные праздники. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю предоставляется большие возможности для педагогического и художественного творчества при подготовке и проведении таких форм урочной работы как уроки обобщающего типа, уроки – праздники, как формы коллективной работы, уроки формотворчества и экспериментирования. Игра рассматривается как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы младших школьников на уроках.

Кузин В.С. и Кубышкина – разработали учебник по ИЗО, переработанный в соответствии с современными общеобразовательными стандартами и программой по ИЗО для четырехлетней начальной школы. Первая часть учебника называется «Учимся рисовать» - посвящена практической стороне обучения школьников, основам ИЗО грамоты, рисования с натуры, тематическое рисование, живопись, композиция, лепка, декоративная работа, аппликация. Вторая часть «Волшебный мир» - из нее школьники узнают о видах и жанрах ИЗО искусства, о выдающихся русских художниках. К учебникам выпускаются рабочие тетради для 1-4 классов, а так же пособие для учителя, в котором даются краткие рекомендации по ведению урока.

Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс.» поставленные им задачи направлены на эстетическое развитие учащихся, повышение интереса к ИЗО искусству, развитие воображения и наблюдательности, реализацию творческих способностей учащихся, направлены на изучение традиционной русской культуры. Является целостным интегрированным курсом, включает в себя все основные виды: живопись, графика, скульптура, народное декоративное искусство, архитектура, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Включает в себя три вида худ. деятельности: конструктивные (архитектура, дизайн), изобразительные (живопись, графика, скульптура), декоративно прикладные. Смысловой стержень программы - роль искусства в жизни общества. Прослеживается связь с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта худ. Общения предусмотрены коллективные занятия. 1 класс «Ты изображаешь, украшаешь, строишь» игровая, образная форма приобщения. 2 класс-«Ты и искусство» 3 класс «Искусство вокруг нас»приобщение к культуре своего народа.4 класс-«Каждый народ художник».

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 976; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!