Теория познания. Субъект и объект познания.



Проблема познания – одна из самых древних проблем в философии. Человечество давно поставило вопрос: «Что значит знать?» Этот вопрос настолько важен, что Энгельс рассматривал его как вторую сторону основного вопроса философии: познаваем ли мир? В истории философии были мыслители, которые сомневались в познавательных возможностях человека. Их называли скептиками, а с 17 века скептицизм переродился в агностицизм, т.е. отрицание возможностей человека познавать мир в принципе и по существу.

В процессе познания выделяют две стороны: объект познания и субъект познания, т.е. предметы внешнего мира, на которые направлена деятельность человека, и тот, кто познает что-либо.

Познавательные процессы протекают в некоторой системе, включающей объект познания и субъект познания. Такую систему иногда называют гностической системой. Здесь разыгрываются все великие битвы истины с заблуждением, борьба различных точек зрения, взглядов, гипотез.

Субъект познания – это носитель познавательной активности. Субъектом познания считается прежде всего человечество в целом – производитель и хранитель всех знаний об окружающем мире и о самом себе. В качестве субъектов познавательной деятельности могут также выступать социальные группы, специальным назначением которых является производство знаний (субъектом научного познания является сообщество ученых), отдельные народы, накапливающие веками в своей культуре разнообразные сведения о явлениях природы, о нравах и обычаях тех или иных социальных общностей и т.д. Но в конечном счете гносеологическим субъектом является все же отдельный человек.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная, оценочная, практическая деятельность субъекта. Объекты, на которые направлено обыденное познание, выявляются легко в процессе повседневной практики. Но в научном познании дело обстоит гораздо сложнее. Здесь уже само обнаружение объекта познания, свойства которого подлежат изучению, зачастую представляет собой весьма трудоемкую задачу. Широко употребляемые в философии понятия «объект» и «объективная реальность» не являются совпадающими понятиями.

Для обнаружения объекта научного познания нередко требуется постановка сложных экспериментов и участие теоретического мышления исследователя (субъекта познания). В научном познании выделяются объекты практической деятельности (эмпирические объекты) и объекты теоретической деятельности. Для того чтобы физический объект стал объектом теоретического мышления, ученый «превращает» его в идеализированный образ, накладывая ту или иную сетку понятий.

В понятиях субъекта и объекта познания имеется момент относительности: в одном отношении что-то выступает как объект, а в другом отношении может стать субъектом, и наоборот.

Структура и основные характеристики познавательного процесса.

Познание – процесс приобретения человеком знаний о мире и о себе самом. Это активный, целенаправленный процесс отражения действительности в сознании человека.

Субъект познания – тот, кто познает - общество в лице конкретных людей.

Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность.

О вещи, предмете мы всегда узнаем только через взаимодействие. Познание – это всегда взаимодействие человека с предметом. Познавая вещи, мы их узнаем не такими, какие они есть сами по себе, а такими, какими они проявляют себя во взаимодействии с нами.

Структура процесса познания:

1) Чувственное познание (на начальном этапе познавательного процесса мы получаем с помощью органов чувств эмпирические факты). Ощущение – чувственный образ отдельных свойств предмета, возникающий при непосредственном контакте предмета с органами чувств. Восприятие – чувственный образ предмета в совокупности всех его свойств, возникающий при непосредственном контакте предмета с органами чувств.Представление – чувственный образ предмета в совокупности всех его свойств, возникающий без непосредственного контакта предмета с органами чувств, а по следам, оставшимся в намята от прошлых восприятий.

2) Рациональное познание(абстрактное мышление). Оно также протекает в трех формах – понятиях, суждениях, умозаключениях. Понятия – это слова, в которых закреплен определенный смысл, отражены какие-то свойства предметов и процессов. Суждение – это предложение, в котором что-то либо утверждается, либо отрицается. Умозаключение – это вывод, который делается на основе двух или нескольких суждений.

3) Иррациональное познание. Интуиция – непосредственное, прямое, но неосознанное получение какого-либо знания без чувственного восприятия и рационального мышления. Пути решения проблемы иррационального:

1)У всех иррациональных явлений рано или поздно найдется рациональное объяснение.

2)Предлагается признать моменты, иррационального в самом мире. Они не доступны обычному человеческому разуму. Познать их можно только с помощью Бога.

Заключительный этап познавательного процесса – практика. Понятие практики является фундаментальным для философии. Оно в самом широком смысле означает взаимодействие человека с окружающим миром. Практика имеет большое значение для познания. Оно развивается благодаря тому, что человек активно вмешивается в объективные явления, преобразует их и испытывает на себе их воздействия.

Цель любого познания – достижение истины. Истина – это соответствие содержания знания действительности.

Кроме истины есть еще заблуждение, как ненамеренное искажение реального положения вещей, и ложь, как намеренное искажение действительности.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 3393; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!