Природа как объект философского анализа.



В предельно широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум,реальность, Вселенная, космос.

В философском понимании категория «природа» рассматривается в трех аспектах: во-первых, как синоним понятий «мир», «Вселенная», «материя», во-вторых, как совокупный объект науки, изучаемый естествознанием, в-третьих, как система естественных условий существования человека. Чаще всего природой считается та часть Вселенной, окружающего мира, которая изучена, осознается и используется обществом для жизнедеятельности.

Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. В данном конкретном смысле естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой), а искусственное – с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо-, антропо-, техносферой).

Античная философия. Природа по существу отождествляется с космосом, частицей которого выступает человек. Задача человека – строить свою жизнь в соответствии с законами природы. Греческая философская традиция ориентирована на умозрительное познание природы как целостности. Так, у Демокрита и Эпикура превалирует естественнонаучный смысл, ибо природа рассматривается здесь как совокупность атомов и пустоты.

Средневековая христианская философия рассматривает природу как творение Божье, но более низкое, чем человек – единственное существо, наделенное душой.

Эпоха Возрождения. Человеку открывается красота и гармония природы, она начинает выступать для него как источник радости и наслаждения.

В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают.

Философская антропология. Экзистенциальные характеристики человеческого бытия (проблема смысла жизни и смерти, феномен свободы).

Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека.

Экзистенциальные феномены акцентируют человека в его уникальных свойствах, где основными для самоопределения человека выступают вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии, свободе.

Жизнь понимается в философии двояко: как космическое, природное явление, и как специфически человеческое.

Коренной философской проблемой всегда был и остается вопрос о соотношении человеческой жизни и смерти. Человек знает о смерти и в этом его отличие от животного. Люди понимают, что смерть – это завершающая стадия индивидуального существования каждого человеческого организма. Представления о жизни и смерти самым естественным образом связаны с представлениями о бессмертии. Сложились следующие основные трактовки бессмертия: телесное (материальное) бессмертие, связанное с идеей неуничтожимости физико-химических элементов тела; биологическое бессмертие, основанное на идее сохранения генетического материала человека в ряду поколений; родовое бессмертие, понимаемое как бессмертие человечества; социальное (этическое) бессмертие, предполагающее сохранение в памяти последующих поколений какой-либо конкретной личности, его дел, идей и влияний; натуралистическое бессмертие, обусловленное полным слиянием человека с природой; чувственно трансцендентальное бессмертие, которое является результатом субъективных специфических состояний (нирвана, экстаз, просветление, потеря чувства времени и т.п.); идеальное бессмертие, понимаемое как перевоплощение.

Проблема смысла жизнив философии, как правило, связана с более фундаментальной темой о природе и сущности человека. В рамках религиозного персонализма проблема смысла жизни решается в контексте трансцендентализма: истина и цель человеческого существования соотнесены не с земным, а с потусторонним бытием, где его земная история является лишь преддверием настоящей жизни в вечности. Решение вопроса о смысле жизни неизбежно предполагает необходимость определения соответствующего статуса смерти. Перед лицом глобальной неизбежности и случайности смерти жизнь как бы теряет всякий смысл. В натурализме, ориентированном на жизнь «здесь-и-сейчас», смерти нет, поскольку пока есть мы, то ее нет, а когда есть она, то нет уже нас, а бессмертие возможно как продолжение себя в детях.

Феномен свободысоставляет наряду с проблемами жизни и смерти еще одну сущностную экзистенциальную проекцию человеческого бытия. Свобода – это способность и возможность действовать по своему желанию, а не по принуждению.

Уровни свободы:

1) отрицательная свобода (свобода избегать чего-либо, разрушать, не считаться с существующими реалиями);

2) свобода ответственного выбора;

3) экзистенциальная свобода(свобода не только выбора, но и творчества – творчества добра и зла.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 711; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!