Проблема первоначала в античной философии: милетская школа, Гераклит, Пифагор, атомисты.
Первой проблемой, поставленной на заре философии, стала проблема первоначала (архэ), каковым, как правило, считали одну из четырех стихий (огонь, воздух, вода, земля). У Фалеса первоначалом, или «физисом» – «природой» всего сущего служила вода, у Анаксимена – воздух.
Милетская школа (город-государство Милеет, VII–VIвв. до н.э.), известна как первая философская школа. В ней впервые был поставлен вопрос о первоосновах сущего и началась космология (изучение Вселенной).Представители – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.Милетцы объясняют мир из него самого, на базе материальных начал. Фалес – считается первым настоящим философом, т.к. попытался объяснить мир в терминах реально наблюдаемой природы, а не в образах мифологии или религии. Это означало, что ᴇᴦο заключения можно было проверить на истинность с помощью рациональных рассуждений. Главное положение философии Фалеса˸ все в мире состоит из воды. По представлениям Фалеса Земля имеет форму диска и плавает в воде, но вещи, рожденные водой не мертвы, а одушевлены.
Гераклит. В городе Эфесе во 2-ой половине VIв. до н.э. возникает философская школа, связанная с именем Гераклита(ок.544–483 до н.э.), который принадлежал к царско-жреческому роду. Первоосновой мира Гераклит считал огонь. В ᴇᴦο понимании, огонь является наиболее адекватным символом развития, постоянных изменений. Гераклит угадывает основные черты диалектики. Он видит источник развития в борьбе противоположностей. Центральным мотивом всего ᴇᴦο учения был принцип˸ все течет. Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Гераклит одним из первых обращает внимание на характер человеческого познания. Познание, согласно ᴇᴦο взглядам, стремится постичь сущность, т. е. логос (закон). Кто ᴇᴦο не понимает, не может понять ничего в развитии мира.
|
|
Пифагор. Одной из известных школ Древней Греции стала школа Пифагора(ок.580–500 до н.э.). Пифагорейцы закладывают основы теории чисел и принципы арифметики, решают ряд геометрических задач. Именно Пифагор и ᴇᴦο ученики открыли связь между числом и музыкальной гармонией. Идеализм Пифагора и ᴇᴦο последователей проявлялся в общественно-политических и религиозных взглядах. Он многое взял из персидской и индийской мистики и считал, что душа бессмертна, а человек полностью подотчетен богам. Религию и мораль Пифагор полагал основанием гармонии общества. Пифагор считается изобретателем термина "философия".
У Элеатов субстанция – это бытие. Ксенофан видел основу всего сущего в земле. Якобы вся земля была покрыта морем, но потом поднялась и стала сушей, и тогда появилась жизнь.
|
|
Демокрит относится к атомистам. Первоначала атомистов – атомы (бытие) и пустота (небытие). Живое возникло из неживого по законам природы, без всякого творца и цели. Якобы когда земля была ещё мягкой, как глина, на ней образовались плёнки, похожие на гнойные нарывы. Днём солнце их нагревало, ночью их питала лунная влага. И из них в итоге появились люди и различные виды животных.
Классический этап античной философии: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.
Начало классического периода в античной философии совпало с деятельностью группы мыслителей, называвших себя «софистами» - мудрецами. Софисты – первые профессиональные учителя красноречия (риторики) и различных знаний, которые считались необходимыми для активного участия греков в политической и гражданской жизни. Софистов принято разделять на две группы: «старшие» (Протагор, Горгий, Гиппий и др.) и «младшие» софисты (Ликофрон, Фрасимах, Критий и др.). Софисты почти не уделяли внимания натурфилософии, обращаясь, прежде всего, к проблемам человека, знаний, социально-политическим вопросам. Обучая искусству побеждать противника в спорах, софисты в вопросе об истине заняли позицию гносеологического релятивизма, то есть признания относительного характера всех человеческих знаний, суждений, оценок.
|
|
Сократ (469 – 399 г.г. до н. э.) считается знаковой фигурой, ибо его учение явилось поворотным пунктом в развитии древнегреческой философии, ознаменовав собой переход от натурфилософских и космологических проблем к антропологическим.Сократ придерживался позиций этического рационализма, связывая добродетель и знания. Он считал, что хороший поступок порожден знанием того, что есть добродетель, а плохой – незнанием, следовательно, именно невежество толкает человека на путь порока.Политические убеждения Сократа основывались на том, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», то есть образованным, высоконравственным, справедливым гражданам. Исходя из этого, он резко критиковал недостатки современной ему афинской демократии.
Платон (427 – 327 гг. до н. э.), наряду со своим учителем Сократом и учеником Аристотелем, считается вершиной древнегреческой классической философии. Философия Платона – первая в европейской традиции попытка создания целостной философской системы: его учение включает онтологию, гносеологию, учение о человеке и обществе, этику, эстетику, теологию.Платон трактовал действительность с позиций объективного идеализма. Он полагал, что каждому классу предметов и явлений предшествует их нематериальный прообраз – идея (идея растения, идея человека, идея дома и т.п.).«Мир идей» (то есть духовная реальность), по мнению Платона, первичен по отношению к материальному «миру вещей» и является причиной его существования.Критикуя реальные, существующие в греческих полисах типы государственного устройства, Платон впервые разработал модель идеального государства, в котором нет частной собственности.
|
|
Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – ученик и сотрудник платоновской Академии, воспитатель Александра Македонского, философ-энциклопедист, создатель первого систематизированного всеохватывающего философского учения, автор многочисленных научных и философских трактатов («Метафизика», «О небе», «О душе» и др.), основатель школы перипатетиков в Афинах, в роще Аполлона Ликейского (отсюда название школы – Ликей). Аристотель подверг критике учение Платона о «мире идей». Он выделил четыре причины возникновения любого предмета: материальную, формальную, движущую и целевую. Любой предмет, по Аристотелю, это единство двух начал: активного – форма (сущность предмета или явления) и пассивного – материя. Именно форма придает материи определенность.В учении о государстве Аристотель также отошел от концепции Платона, считая пороком общества не наличие у граждан частной собственности, а ее полное отсутствие у одних и чрезмерное богатство у других.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 12424; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!