Древневосточная философия (общая характеристика).



Мировоззрение, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения.

2. Древневосточная философия (общая характеристика).

3. Проблема первоначала в античной философии: милетская школа, Гераклит, Пифагор, атомисты.

4. Классический этап античной философии: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

5. Основные проблемы философии Средневековья: соотношение веры и разума, проблема универсалий.

6. Философия эпохи Возрождения.

7. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени.

8. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель).

9. Иррационализм А. Шопенгауэра. и Ф. Ницше.

10. Марксизм, его возникновение и характерные черты.

11. Философская мысль Беларуси Ⅻ – ⅩⅩ вв. (общая характеристика).

12. Основные направления современной философии (феноменология, экзистенциализм, позитивизм, структурализм).

13. Категории бытия и небытия в философии. Основные формы бытия.

14. Основные принципы, законы и категории диалектики как учения о всеобщей, универсальной связи и развитии.

15. Природа как объект философского анализа.

16. Философская антропология. Экзистенциальные характеристики человеческого бытия (проблема смысла жизни и смерти, феномен свободы).

17. Теория познания. Субъект и объект познания.

18. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

19. Научное познание. Методы научного познания.

20. Общество как объект философского анализа. Социальная структура общества.

21. Направленность исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории.

22. Предмет и объект психологии. Основные задачи и методы психологии.

23. Общая характеристика психических познавательных процессов (ощущение, восприятие, представление, внимание, память).

24. Социальная подструктура личности: механизмы и стадии социализации личности.

25. Эмоции, их функции и классификация.

26 Психические состояния, их функции и классификация.

27. Психические свойства личности (виды способностей, характер, темперамент).

28. Направленность личности. Потребности, мотивация, ценностные ориентации личности.

29. Личность и малая социальная группа. Социальная роль и статус личности.

30. Межличностные отношения и общение. Виды, этапы и средства общения.

31. Конфликты в межличностных отношениях.

32. Стили руководства и особенности управленческого общения.

33. Предмет и структура педагогики, основные категории (образование, обучение, развитие, воспитание).

34. Функции и ценности образования в обществе. Основные модели образования.

35. Структура национальной системы образования.

36. Обучение как целенаправленный процесс развития личности.

37. Воспитание в пространстве социализации личности.

38. Понятие о самовоспитании и перевоспитании.

39. Роль и функции семьи в развитии и воспитании личности.

40. Развитие личности в ходе жизнедеятельности. Основные виды деятельности: игра, обучение, общение, труд.

Мировоззрение, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения.

Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Включает в себя мироощущение (эмоциональная ступень), мировосприятие (рациональная сторона) и отношение человека к миру и к себе самому.

Структура (4 компонента):

1) познавательный, базированный на основе общих знаний (повседневные, профессиональные, научные);

2) ценностно-нормативный, включающий в себя ценности, убеждения, верования и нормы, сближающие ценностное значимое у человека с его практическим поведением;

3) морально-волевой, формирующий психологические установкидля реализации в практических действиях сложившиеся нормы и ценности;

4) практический, проектирующий и стимулирующий определенный тип поведения.

Элементы:знания, ценности, убеждения, идеалы, программы практических действий, стереотипы.

Исторические типы:

1. Мифологичекое– исторически первая форма мировоззрения первобытных людей (30-50 т.л.н.).Признаки: синкретизм (неразрывное единство человека и природы), антропоморфизм (перенесение человеческих качеств на природу), вера во множество сверхъестественных сил, доминирование чувственно-эмоционального восприятия над рациональным.

2. Религиозное (с сер. 1 т.л.до н.э.). Структура: психологич. и идеологич. Признаки: удвоение мира, системный характер, примат веры над разумом, догматизм (отсутствие критики и сомнений), массовость, иерархичность (нисходящая) мира.

3. Обыденное проявляет себя в форме здравого смысла, и направлено на практические вопросы. Оно не является достаточно продуманным, последовательным, систематизированным т.к. оно не лишено ошибок и заблуждений.

4. Философское представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. Для него характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность и системный характер знаний. Различают две стороны:

1)Онтологическая (бытийная) – заключается в решении вопроса об отношении сознания к материи, о том, что является первичным, сознание или материя. При решении этого вопроса различают два подхода: монистический (кладет в основу одно из двух начал) и дуалистический (признает оба начала равнозначными). В рамках монистического подхода выделяют такие философские направления:

-материализм: материя является первичной, а сознание производно от нее (мир существует объективно, независимо от человека);

-идеализм: развитие мира определяется духовным началом. Идеализм: объективный (признает существование мира, независимо от человека, но утверждает, что мир является порождением некого объективного создания [бог, дух]) и субъективный (считает первичной реальностью человеческие ощущения, т.е. первичным – индивидуальное сознание).

2) Гносеологическая (познавательная) – вопрос о том, можно ли адекватно познать окружающий человека мир, объективные законы его существования и функционирования. Часть философов признают безусловную познаваемость мира для человека, а часть – отвечают отрицательно на этот вопрос. Философское учение, считающее, что мир принципиально непознаваем, называется агностицизмом.

Древневосточная философия (общая характеристика).

Философия Древнего Востока – это, прежде всего, философская мысль в Древней Индии и в Древнем Китае.

Позиции индийской философии:

1) Вера в господствующие в мире порядок и справедливость. Они устанавливаются благодаря действию Закона Кармы, распространяющегося на богов, небесные тела и все живое.

2) Идея вечного круговорота, бесконечного перерождения всех живых существ – Сансара.

3) Концепция Мокши – необходимости освобождения человека от круговорота сансары, вызывающей у человека одни только страдания, – как высшей цели его жизни.

4) Теория незнания истинной природы вещей как основной причины вовлеченности в сансару.

5) Практика самоконтроля. По мнению индийских мудрецов, простое знание того, что является правильным, все равно не ведет к правильным поступкам, поскольку ими в равной степени руководят и разум, и слепые животные инстинкты. Эта практика известна как практика Йога.

Обобщая сказанное, нетрудно заметить главную особенность индийской философии – ее практически-житейский характер. Другой особенностью индийской философии, прямо вытекающей из первой, можно считать ее синкретизм, неразрывность и единство в любом философском размышлении обыденно-мировоззренческого, религиозного и философского компонентов.

В китайской философии с глубокой древности выделяют 6 течений. Главные из них – даосизм(утверждение о том, что все подчиняется Дао, из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Дао — это всеобщий Закон и Абсолют. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни) иконфуцианство. Всю Вселенную пронизывает, одушевляет, приводит в движение, извечный энергетический поток Ян–Инь, поток мужского и женского начал, служащих как бы двумя полюсами магнита, создающими между собой поле Дао. Главная задача и главная особенность китайской философии – ее реставрационный характер, стремление понять, осмыслить многообразие мира и судеб людей, чтобы сознательными усилиями внести в него порядок, скажем так, заставить каждого человека и каждую вещь исполнять собственную партию в великой симфонии космической музыки.В представлении даосов«Претворять путь» – значит следовать двум изначальным принципам – естественности и недеяния. Они означали необходимость вместо внешней социальной активности проделывать внутреннюю работу, искать внутри себя «правду жизни». Для конфуцианцев«Путь» означает – следовать «воле Неба», воплощать в каждом отдельном человеке и в обществе в целом определенные морально-нравственные и социальные нормы в их неразрывном единстве.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1931; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!