Иррационализм А. Шопенгауэра.и Ф. Ницше.



Уже в первой половине XIX века возникает иррационалистическая метафизика А. Шопенгауэра, затем экзистенциальная философия С. Кьеркегора, «философия жизни» Ф. Ницше. В центре внимания этих философов оказываются вопросы, находящиеся вне компетенции науки – жизненно-повседневный опыт человека, вопросы нравственного выбора личности.

Одним из наиболее ранних философов–иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр. Его основная работа «Мир как воля и представление». Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о «вещи в себе», абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения. Он испытывает также влияние индийской философии. Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю. Весь «существующий для познания» мир – объект по отношению к субъекту, мое представление, без субъекта не существующее. Представление мира осуществляется в формах пространства и времени, причинности, множественности. Мир как представление – мир феноменов, мир науки. Научное познание исследует отношения между вещами, но суть вещей, реальность скрыта. Мир феноменов – иллюзия, покрывало Майи. Шопенгауэр делает вывод о том, что воля – это сущность не только отдельного человека, но мира в целом. Познание, разум – вторичны, производны по отношению к воле. Воля как воля к жизни – основа страданий, это непрерывное напряжение. Жизнь человека проходит между страданием от неудовлетворенной потребности и скукой. Мир – обитель страдания. Этика Шопенгауэра – этика пессимизма.Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи. Но полностью устранить страдания можно лишь через аскезу, укрощая волю.

Философское учение Ф. Ницше непоследовательно и противоречиво, но оно едино по духу, тенденции и цели. Оно не исчерпывается рамками философии жизни. Его основные работы: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» и др. Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Его творчество в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Нерациональная воля, «жизнь» в ее противоположности научному разуму образует исходную реальность. Мир есть мир нашей жизни. Независимый от нас мир не существует. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Ницше биологизирует мир, который для него в основе – «органический мир». В отличие от Шопенгауэра Ницше исходит из плюрализма воль, их борьба формирует действительность. «Воля» понимается конкретнее – как воля к власти. Он отстаивает необходимость укрепления воли, критикуя Шопенгауэра за его стремление успокоить последнюю. Необходимо стремиться не к небытию, а к полноте жизни – таков принцип философии Ф. Ницше. Он критически относится к идее развития: есть лишь становление и «вечное возвращение». Ницше отмечает особое историческое место своей эпохи. Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницше провозглашает новую эру прихода сверхчеловека. Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти. Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными. Философия Ницше нередко получала неоднозначные оценки: ее пытались использовать идеологи фашизма, в ней видели идеологию империалистической буржуазии. В то же время она оказала влияние на ряд течений в современной философии и культуре.

Марксизм, его возникновение и характерные черты.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом во второй половине 19 века и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Предпосылки возникновения марксизма:

- предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

- бурный рост открытий в науке и технике;

- крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

- нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

- кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма.

Суть исторического материализма в следующем:

- производственные отношения;

- производственные отношения образуют экономическую систему;

- государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

- общественно-экономические формации: первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, земледельцы в долинах крупных рек, феодализм, капитализм, социалистическое (коммунистическое) общество;

- смена общественно-экономических формаций и общественно-политического строя.

Основные положения диалектического материализма:

1) бытие определяет сознание;

2) сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

3) материя находится в постоянном движении и развитии;

4) Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству;

5)материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

6)важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

7)развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Основные черты марксизма:

- единство партийности и научности;

- революционность;

- гуманистичность.

11. Философская мысль Беларуси Ⅻ – ⅩⅩ вв. (общая характеристика).

X—XI вв.Создание государственности и развитие феодальных отношений. Первые элементы философской культуры находят свое отражение в притчах и обрядовых гимнах, сказках и былинах. Распространяется письменность на территории Беларуси, что связано с принятием христианства. Появляются «фларигелии» – сборники фрагментов, которые включали мысли античных философов, идеи античного гуманизма, вопросы этики, эстетики, общей психологии. На территории Беларуси распространились произведения, общие для русской, белорусской и украинской культур («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др.).

XI—ХIII вв.Распространение просветительских идей. Возникло движение «нехтивцев», представители которого посвящали всю свою деятельность и жизнь просветительству общества (К. Смолятич, К. Туровский, Е. Полоцкая). Памятники XII в.: «Полоцкое Евангелие», «Послание Климента Смолятича», «Сочинения» К. Туровского и др. Распространение христианства на славянских территориях происходило в борьбе с еретиками.

ХIV—ХV вв.Особенное развитие получили ереси. Движение еретиков связано с критикой идеологии церкви.

XVI в.Развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. Видный представитель эпохи вольнодумства – Франциск Скорина. Получив блестящее образование, Ф. Скорина основал типографию, переводил, издавал и распространял литературу. Его заслугой является первое светское издание Библии. Он печатал книги и излагал свои взгляды на белорусском языке, тем самым, содействуя развитию национальной культуры.Дальнейшее развитие идей вольнодумства, атеизма связано с деятельностью Симона Будного и Казимира Лыщинского.

ХVI—ХVIII вв. В Беларуси усилилась свободолюбивая тенденция в развитии общественно-политической мысли, получили распространение идеи, которые развивали С. Щадурский, К. Нарбут, Б. Добшевич и др. Они протестовали против церковного угнетения, схоластики, отстаивали права человека на свободу мысли и действий. Постепенно расширялось движение против церковного засилья и власти помещиков. Оно характеризовалось рядом крестьянских бунтов, среди которых особо выделяется крестьянское восстание во главе с Кастусем Калиновским (1838—1864 гг.). Идеи революционных демократов нашли свое отражение и в литературе того времени (Ф. Богушевич, Я. Лучина, М. Богданович).

В 80-е гг. XIX в. на территории Беларуси начинают распространяться идеи марксизма, главный принцип которых – обоснование революционного преобразования общества.

Советское время.Основная задача философской науки постепенно сводилась к популяризации идей марксизма-ленинизма. В развитии общественно-политической мысли сталинского периода выявилась чрезмерная идеологизация философской науки, что привело к снижению ее познавательных функций, в значительной степени ослабило эвристические возможности философского мышления.

В 50—80-х гг. белорусской философской мыслью разрабатывались проблемы диалектики и ее законов, вопросы логики и методологии научного познания и др.

В последние десятилетия значительный вклад в развитие философской мысли внесли белорусские философы К. П. Буслов, В. И. Степанов, И. Н. Лущицкий, и др. В истории развития философской мысли Беларуси отражались этапы ее общественного развития, а сама философия выступала активным фактором социального и духовного развития белорусского народа, его культуры.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2894; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!