ИЛЕТ        109. Понятие клинического мышления.



       Клиническое       мышление - способ мышления в медицине, который    претендует на применение некоторых теоретических конструкций к объяснению, клинически выраженных проявлений        заболевания, способных, наблюдаться      нашими органами чувств. Связь теории      и практики — основа клинического мышления: при таком его понимании. В эволюции клинического мышления можно выделить в пер­вом приближении три основных        периода:1     - Донаучный период; 2 - Период так называемого «терапевтического        нигилизма»; 3 - Период количественного метода

       БИЛЕТ     110. Донаучный период развития медицинского      знания.

                  

       Донаучный        период.   Историческая эпоха со времен античности до конца        XVIII века. В это время господствует так называемая гуморальная      теория, созданная врачами Древней. Греции и обладаю­щая ярко выраженным умозрительным характером.        Эта теория утверждала существование    в организме четырех основных жидко­стей — крови, флегмы, желтой и черной желчи. Основа здоровья — равновесие,        основа всех болезней — то или иное нарушение рав­новесия этих жидкостей   в организме. Следует помнить, что     гумо­ральная теория продержалась в        медицине вплоть до XIX     века и сочеталась со множеством    фантастических и малообоснованных        методов лечения. Н-р, она оправдывала   прижигание ран кипящим маслом, широкую        практику кровопусканий, постанов­ку разного рода клизм «от всех болезней»     и так далее.

       Явную       разорванность в структуре клинического   мышления врача между теорией и практикой.

       БИЛЕТ     111. Этап терапевтического нигилизма.

       К     началу XIX века большинство врачей наконец утрачивают веру в старые методы лечения   и происходит формирование более критического отношения к медицинскому        знанию. До XIX   века диагноз ставился только на основе    клинических симптомов, и физикальному    обследованию больного почти не уделялось        внимания. В XIX веке начинают изучаться причины и        механизмы забо­леваний, получают невиданное доселе развитие лабораторные ме­тоды исследования, появляются новые средства физикального об­следования   больного. Революция в клиническом мышлениив это время состоит в том, что        постепенно врачи начинают понимать,      что за клиникой стоят более глубокие        и объективные патологи­ческие процессы, каждое заболевание имеет       свои морфофизиологические проявления.        Господствующее место в это вре­мя занимает школа французских и немецких        врачей — анатомов и физиологов. Они     начинают систематическую практику     физи­кального обследования больных,     подкрепленного наблюдением анатомических изменений, полученных при аутопсии.      Возникает физиология, от которой постепенно от­деляются биохимия, эндокринология, иммунология,        микробио­логия. При больницах создаются исследовательские лаборатории. В ХХ-м        веке эта линия развития продолжает себя в возникнове­нии и развитии молекулярной биологии. Впервые      клиническое мышление в это время соединяет тео­рию и практику, начинает использовать экспериментально      подтвержденные факты и оказывается        подлинно научным мет мышл. С конца XIX   века терапевтический нигилизм преодолевается, и новые лабораторные методы исследования    приводят и к возникновению новых методов   лечения (применение инсулина при са­харном диабете, открытие групп        крови и использование гемотрансфузии   и т.д.).

       БИЛЕТ     112. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.

       В        ХХ-м веке, особенно вторая половина, научные стан­дарты исследования постепенно распространяют себя и в сферу оценки разного рода методов лечения. Фран­цузских      врачи Пьера Луи (Louis Р.) и Жюля Гавара (Gayarret J.). Луи провел сравнение ранних и более     поздних случаев исцользования      кровопусканий, обнаружив практическое      отсутствие разли­чий их последствий, чем оказал большое влияние на отказ от прак­тики кровопусканий в Европе. Гавар применил принципы стати­стики к медицине. В    своей книге «Общие принципы медицинс­кой    статистики» (1840 г.) он утверждает, что        заключение о пре­имуществе одного метода лечения над другим должно основы­ваться не только на умозрительных рассуждениях, но и на эмпи­рическом       исследовании достаточного количества        больных. Имен­но Гавар сформулировал основные положения        теории доверитель­ных интервалов и статистической значимости.  Со второй половины XX века начинает появляться все больше       данных о том, что теоретические        предсказания эффективности ряда лекарственных средств далеко не всегда        подтверждаются статистически, при проведении       рандомизированных контролируемых испытаний. Форми­руя новое направление исследований, получившее название «доказательная       медицина». Основа доказательной медицины    — про­никновение научного подхода не только в диагностику, но и в клинику     С этого момента научный метод мышления     в медицине впер­вые начинает соединять в себе ресурсы        теоретического и эмпирического     знания как в области диагностики, так       и лечения.

       Количество,        число и мера — это выражения повышенного     единства,        обнаруживаемого за внешне разрозненным        многообразием чувственных данных,        когда эти данные выражаются как степени одного начала или принципа.       Так на смену чисто качественной медицине приходит современная квантитативная        (количественная) медицина, в рамках        которой    обеспечивается сегодня мировой уровень    исследований основных механизмов регуляции функций организма,        причин различных заболеваний, создаются передовые хирургические технологии,      формулируются новые знания о здоровье       и болезнях человека, развиваются новые технологии молекулярной медицины,      терапии, медицинской электроники, диагностической иммунохимии,   иммуногенетики, микрохирургии,    космической биологии и медицины,        медицинской генетики, реабилитологии, наркологии.

       БИЛЕТ     113. Основные принципы клинического мышления, согласно Х. Вульфу.

       Согласно Х.Р.Вульфу, клиническое мышление врача играет важную роль в процессе принятия клинических решений (постановка диагноза, выбор и назначение, лечения), на который оказывают влияние два класса    факторов. 1     – принципы опред научным фактором:

        1.1.Дедуктивный компонент: выводы    из теоретического знания о   механизмах развития заболевания, опирающиеся на а)    Донаучные теории,       б)    Научные        теории

       1.2.Эмпирический (индуктивный) компонент: выводы из опыта ведения аналогичных пациентов, исходящие из

       а)    Неконтролируемых      наблюдений б)   Контролируемых наблюдений

       Второй     класс принципов, определяющих клиническое    мышле­ние врача — это:

       2.    Гуманистическое мышление, включающее в себя:

       Эмпатический   компонент, вытекающий       из понимания пациента как дружественного человеческого существа,

       Этический компонент, вытекающий       из этических норм и понимания       того, что «хорошо» и что «плохо».

       Клиническое       мышление врача оказывается многомерным       и очень сложным        образованием. Оно, с одной стороны,        опирается на теории, подводя под них        клинические данные (дедуктивный компо­нент), а, с другой стороны,     распространяет опытные данные по­лученные       при наблюдении прошлых клинических    случаев, на новых пациентов (индуктивный       компонент). Оно способно опираться как   на разного рода теоретические дона­учные     представления, так и на не вполне проверенные опытные данные (например,       утверждения об эффективности лечения, еще не прошедшего проверку средствами   современных рандомизированных испытаний). Клиническое мышление врача выходит за границы только естественнонаучного знание имея дело с челове­ком и его гуманитарным потенциалом. Клиническое мышление не может быть вполне эффективным,   если оно не опирается на некоторый момент сочувствия врача больному и        способности войти в    его ситуацию и его внутренний мир (эмпатический компонент). Гуманитарная    составляющая клинического мышле­ния связана с этическими представлениями — нормами, моральными обязательствами,        определяющими прин­ципы «хорошего» и «плохого» в тех или иных обстоятельствах       медицинской практики. Первостепенную важность эта состав­ляющая приобретает сегодня в связи с развитием новой        междис­циплинарной науки — биомедицинской этики, развитием новых медицинских        и биотехнологий (в частности, бурно развивающихся сегодня нанотехнологий).

       БИЛЕТ     114. Категория «мера жизни» и ее роль в философии медицины.

       Медицину во многом можно рассмотреть как одну      из сторон биологического знания —   науки о феномене жизни. Основной категорией биологии является категория «жизни», и биология пытается постичь логос живого, в том числе в форме его      структурных        выражений. Главная проблема биологии — проблема сущ­ности жизни, проблема того, чем живое отличается от неживого. В такого рода проблематике на первый план выходит качественная      специфика одного типа бытия — жизни — в отношении К другому типу бытия — не жизни. Отношение этих состояний ре­ализуется во многом как отношение        логического отрицания, т.е. отношения     А    и     не-А, выражающего качественную        разницу    состояний.

       Медицинское      знание: внутренняя      более количественная        дифференцированность по сте­пеням.      Главной категорией медицины - категория        «меры жизни» - феномен жизни не только дан как самостоятельное относительно        автоном­ное качество, но и как состояние, способное дифференцировать­ся      внутри себя на количественные степени-меры, образуя более, сильную     или более слабую жизнь. Короче: есть не  просто     жизнь, но и степени жизни — жизнь сильная       и жизнь слабая. Жизнь характеризуется своими степенями, обладая возможнос­тью        усиливаться и ослабляться, увеличиваться и уменьшаться, продолжая оставаться      жизнью как одним и тем же качеством, не­смотря на эти количественные градации. В этом случае здоровьем мы        называем достаточно сильную жизнь, а болезнью —        жизнь        ослабленную.        Движение по количественной шкале жизни оказывает­ся    лежащим в самой сердцевине медицинского     логоса. Единство количественной степени и соответствующего ему качества, как известно, в классической мета­физике      носит название «меры». Так скорее не степень, но мера жизни — основная категория медицины.

       БИЛЕТ     115. Понятия «объем выживания» и «функция благополучия (оптимальности)» как возможные способы выражения меры жизни.

       Одним      из важнейших параметров меры жизни    является степень адаптивной пластичности     живого организма. Организм может оказываться в различных — более или        менее благоприятных — для его      существования условиях (например, в        ситуациях с разны­ми величинами температур, количества пищи, плотности        популяции и       т.д.). В одних ситуациях организм способен       приспособиться и        выжить, в других ситуациях он погибает. В этом случае можно ввести такое понятие, как объем       выживания организма — множество всех тех возможных ситуаций,       в которых организм может остаться        живым, приспособившись к условиям этих ситуаций Объем выживания — одна из важных характеристик меры жизни того    или иного вида жизни. Чем более — при       прочих равных условиях — объем выживания   организма, тем большей мерой жизни он обладает. В математической экологии       близким к понятию объема выживания является понятие экологической     ниши. В    этом случае вводится так называемая функция   благополучия, которая представляет     из себя некоторую интегральную оценку   жизнедеятельности организма. Эта функция определяет не только эколо­гическую нишу, но и конкретные количественные    показатели бла­гополучия        организма в каждой конкретной ситуации, т.е. в каждой точке экологического        пространства. Нечто подобное можно        представить и для более общего случая,        когда мера жизни организма могла бы       определяться на основе некоторой функции бла­гополучия этого организма        в некотором пространстве возможных       ситуаций существования организма.

       Функция   благополучия — один из примеров так      называемых критериев        оптимальности, которые      все чаще в последнее время применяются при решении разного рода задач в    биомедицинских науках.

       БИЛЕТ     116. Критерии оптимальности и методология их использования в современных   биомедицинских науках.

       Функция   благополучия — один из примеров так      называемых критериев        оптимальности, которые      все чаще в последнее время применяются при решении разного рода задач в    биомедицинских науках. Н-р, можно пытаться выяснить, почему рыбы обладают определенной формой тела. Помочь в       решении этой задачи могут соображения,     связанные с оценкой формы с точки зрения, н-р, сопротивления встречному        потоку жидкости при дви­жении в воде.    Часто оказывается, что математически        найденные формы с минимальным сопротивлением являются достаточно      близкими реальным формам водных     организмов. Подобные задачи называют задачами на экстремум. При решении таких задач - многие биологические     структуры максимизируют или минимизи­руют     определенные функции, количественно    выражающие био­логически значимые параметры (задача на макси­мум всегда   может быть переформулирована как задача      на мини­мум, если в качестве новой функции взять в той же задаче ис­пользуемую        функцию с обратным знаком). Такие функции      и были названы критериями оптимальности, или целевыми функциями.

       БИЛЕТ     117. Принцип оптимальной конструкции Н.     Рашевского.

       Впервые идею всеобщей роли критериев оптимальности в биологии сформулировал американский биолог Н. Рашевский в так называемом принципе оптимальной конструкции:        «организмы, обладающие биологической структурой, мальной в отношении естественного    отбора, оптимальны также и в том смысле, что они минимизируют        некоторую оценочную функцию».

       V(S) >     0 — S        есть состояние здоровья (интегральной нормы); V(S)       <        0 — S        есть состояние болезни (интегральной   патологии); y(S) =     0 — S        есть пограничное состояние

       БИЛЕТ     118. Основные понятия медицины (здоровье, болезнь, саногенез, патогенез) и их связь с методологией критериев оптимальности.

       ЗДОРОВЬЕ — «состояние полного телесного,    духовного и социального благополучия,        т.е. не только отсутствие болезни и увечья, но также и полное телесное, душевное и социальное благополучие»,   по ВОЗ.

       Три комплексные меры благополучия    — меры телесного      благополучия (мы ее обозначим символом   Vф, меры социального        благополучия {Vsc)        и     меры духов­ного благополучия (VSP).      Все три меры вносят свой частичный вклад     в        интегральную меру благополучия V, так что V=       V(Vф, Vsc, VSP) — интегральная        мера оказывается функцией от трех более частных мер.       Максимум интегральной меры достигается только в том случае, когда каждая из более частных мер достигает своего        максимального значения. Это означает,    что интуиция международного медицинского        сообщества предпола­гает в данном случае, что интегральная мера благополучия        возра­стает по каждой своей более частной мере, так что максимизация всех частных максимизирует и интегральный       параметр.

       С    одной стороны, Болезнь — это всегда        страдание и нечто не­гативное, от        чего хочется избавиться, что приносит      лишения и ослабление жизни. С другой        стороны, особенно в рамках разного рода религиоз­ных систем мировоззрения,        болезнь рассматривалась как «наказа­ние за грехи», как нечто осмысленное, что        в конечном итоге мо­жет вести к благу человека. Болезнь, в терминах Эго-языка, — это одна из сфер гетерономии болеющего Это, и, как правило, — сфера бигетерономии,     которая не слишком находит свое оправда­ние для подавляющего числа      страдающих Эго. С точки зрения Эго-языка и Эго-теории, болезнь, тем не менее, может являться одной из областей        дополнения расширения опыта Эго, по     тем или иным причинам приходящая к        болеющему Эго именно таким более жестким     путем его развития. Чтобы по - настоящему        стать здоровым, нужно впустить в себя      болезни, соединить свое Я (Эго) с анти:Я       д разного рода сверх-Я. Болезни     — это образы большого «психо-соматического»        Я, от­коловшиеся и противопоставленные малому Я здоровья.

САНОГЕНЕЗ      -     малого здоровья, противопоставлен патогенезу. Способен впустить в себя патогенез, поставивший его себе на службу – мета – саногенезом.

ПАТОГЕНЕЗ      –переходит        из статуса разрушителя в состоянии критика и трансформатора.

Итог: в рамках Эго-языка каждая    наша болезнь — это некоторое послание к нам со стороны нашего «большого Эго», и это послание мы должны        тем или иным образом        попытаться понять и поставить себе на     службу, по воз­можности в более        союзнических формах между Эго и альтер-Эго. Задачи философии медицины видятся с этой точки зрения в том, чтобы попытаться донести до врачей принципы нового Это тройного мировоззрения, в рамках которого впервые смогут      соединиться методы современной и        будущей науки и философия Эго-языка.   Без этого борьба человечества со своими        болезнями по-прежнему будет носить        характер войны с самим собой, в которой ни одной из сторон невозможно будет окончательно одер­жать победу

                  

       БИЛЕТ     119. Идея интегральной медицины и ее соотношение    с частными медицинами.

        В   интегральной медицине организм   рассматривается не только как анатомо-физиологическая субстанция, но и как живая пирамида структурных       (организационных) биофизических уровней в строгой зависимости и соподчиненности.

       Первый    уровень - элементарный, фундаментальный,       где основное действующее начало      элементарные частицы атомов тех веществ,       из которых состоит биологический объект      - человек. Второй уровень - атомарный,    где основное действующее начало - атом.        Все свойства этой ступени определяются свойствами атомов тех элементов таблицы        Менделеева, которые составляют основу биологической ткани - Н, О, С, S, N, Р. Третий        уровень - молекулярный., состоит из множества атомов, соединенных в молекулярные связи и образующих вещества с определенными химическими свойствами:      молекулы воды, кислорода, азота, углеводородов. Из них в основном и состоят биологическая ткань, ферменты        и многие другие органические и      неорганические соединения. Четвертый уровень - клеточный, где главная структурная единица - живая клетка. На    этом уровне, являя собой более сложную организацию, появляются свойства дифференцирован-ности и авторитма -        характерных признаков живой клетки.       Пятый уровень - тканевой, состоит из        структурных объединений множества        клеток по признакам дифференциации и        совместной функции, в зависимости от     органной принадлежности самой        биологической ткани. Шестой уровень -    органный, где разнородные тканевые        образования сформированы в анатомические   структуры - органы. Седьмой уровень -        системный, где группы органов, объединенных взаимосопричастными функциями, образуют системы жизнеобеспечения организма с более широкими функциями:. Восьмой        уровень - центральных регуляторов. Это   нейроэндокринные структуры мозга,        управляющие и согласующие работу всех систем.. Девятый уровень - корковый. Это        кора головного мозга с ее громадой нейронов и нейронных связей, лежащих в основе нейропсихической деятельности     человека, формирующей его сознание на базе условных и безусловных рефлексовДесятый   - уровень независимой субстанции - определяет бессознательную деятельность,       яркой категорией которой выступает интуиция и другие трансцендентальные   возможности человека. ". ...    Человек   - не только анатомо-физиологи-ческая субстанция, состоящая из органов и систем, а сложная многоуровневая        биофизическая структура - живая пирамида,      - существующая в условиях и по законам        окружающего пространства и времени,     состоящая с ними в сложных        энергоинформационных отношениях. Во всех изменениях, наступивших в живой        пирамиде, принимают участие всеобъемлющие связи с внешним миром и внутри пирамиды. Всякая полноценная коррекция внутри      пирамиды возможна только с учетом сбоев        на всех ее уровнях.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1083; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!